وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته!
Дорогой брат Данияр! Я нашел и перевел по милости Аллаха две фатвы шейха Ибн Усеймина (رحمه الله). Ты лучше знаешь вашу ситуацию. Если они подходят под вашу ситуацию, то нужно так и делать. Если нет, то опиши ситуацию полностью и поподробнее, и тогда нужно задать вопрос какому-нибудь шейху. Так или иначе, эти ситуации очень походят на положение наших мечетей в СНГ, и, ин ша Аллах, другие братья тоже могут получить пользу из слов шейха.
السؤال
إذا كبر الإمام للركوع والإنسان لم يكمل الفاتحة، هل يكملها ولو أدى ذلك إلى عدم متابعة الركوع؟
الجواب
إذا كان الإمام قد عُلم أنه لا يطمئن في صلاته ولا يقوم مقاماً يتمكن فيه المأموم من إتمام الفاتحة، فالواجب ألا تصلي معه أصلاً؛ لأن هذا لا تجوز الصلاة معه، لأنك بين أمرين: إما أن تتابعه وتترك الركن وإما أن تفعل الركن وتفوتك المتابعة، وإننا نحذر هؤلاء الأئمة من مثل هذا الأمر، وقد ذكر العلماء رحمهم الله أنه يحرم على الإمام أن يسرع سرعة تمنع المأموم فعل ما يجب، والطمأنينة واجبة، فهؤلاء الأئمة لا يصح أن يكونوا أئمة للمسلمين، ويجب عزلهم عن الإمامة إذا كانوا أئمة موظفين، ويجب على المسئولين عن الأئمة أن يطوفوا بالمساجد ومن وجدوه على هذه الحال ولم يقم بواجب الإمامة أزاحوه عنه؛ لأن هذه عادة سيئة فأقول: إذا كان من عادة هذا الإمام أن يسرع هذه السرعة التي لا يتمكن المأموم معها من قراءة الفاتحة، فالواجب على أهل المسجد أن يطالبوا بإزالته وإزاحته وإبعاده، ومن علم منه ذلك فلا يدخل معه أصلاً، يذهب إلى مسجد آخر، لكن قد يكون الإنسان ما يدري عن الإمام فدخل معه، وركع قبل أن تتم، فنقول: أتم الفاتحة ثم تابعه في الركوع، وإذا رأيت أنه سيبقى هكذا ففارقه ولو في أثناء الصلاة.
لقاء الباب المفتوح 146 /9
Вопрос:
Если имам сказал такбир для рукуъ, а человек ещё не закончил Фатиху, должен ли он её закончить, даже если из-за этого он не будет следовать за имамом в рукуъ?
Ответ:
Если известно, что имам не соблюдает спокойствие в намазе и не делает так, чтобы сзади молящийся смог закончить Фатиху, то твоя обязанность (ваджиб) - вообще за ним не читать намаз. Потому что за таким нельзя читать намаз. Потому что у тебя два выбора: или будешь следовать за ним и оставишь столп намаза (рукн), или же сделаешь рукн, но у тебя не получится следовать. И мы предостерегаем этих имамов от таких действий. Ведь ученые (да помилует их Аллах) сказали, что имаму запрещено (харам) молиться так быстро, что молящийся сзади не сможет делать то, что он обязан (ваджиб). А спокойствие - обязательно (ваджиб). И эти имамы не должны быть имамами мусульман. Необходимо (ваджиб) снять их с должности имама, если они назначенные имамы. И ответственые по имамам должны ходить по мечетям, и если увидят того, кто так поступает, не выполняя обязанности имама, его нужно снять с должности. Потому что это плохой обычай. Я говорю: если этот имам обычно так сильно торопится, что молящийся сзади не может прочитать Фатиху, то джамаат мечети должен (ваджиб) требовать убрать, сместить и удалить его. А кто знает про него это, тот вообще пусть не начинает с ним намаз, пусть идет в другую мечеть. Но, бывает, человек не знает про имама, начинает с ним намаз, а тот делает рукуъ, до того как закончишь Фатиху. Тогда мы скажем: закончи Фатиху, а затем следуй за ним в рукуъ. А если увидишь, что он так и продолжает, то отделись от него даже во время намаза.
(Лика аль-баб аль-мафтух, 9/146)
السائل محمود مغربي من جمهورية مصر العربية يقول أنا مقيمٌ في منطقةٍ ليس بها إلا مسجدٍ واحد والإمام الراتب لهذا المسجد يجهل أحكام الدين ولا يحسن الصلاة ولا يطمئن فيها ووصل به الحد إلى أنه يكمل قراءة الآية وهو راكع وهذا الإمام يحيي البدع ويحافظ عليها ويكره السنة وينفر منها ومن جهله وادعائه الكاذب أنه يقول إننا لا نحب النبي وذلك لأننا لا نصلى على الرسول صلى الله عليه وسلم بالصيغة الجهرية بعد الأذان ولقد نصحناه كثيراً ولكنه لا يحب الناصحين ومصرٌ على البدع وقد أعلمناه أن ما يفعله بدعٌ وليس من الدين وأرشدناه إلى السنن ولم يستجب لأقوالنا ولم يقف به الأمر إلى مخالفتنا فقط بل وصل إلى التشهير بنا بأننا خارجون عن الدين ومبتدعون ما ليس فيه وعامة الناس يوافقونه على ذلك وهو الإمام الراتب فماذا أفعل أنا وأمثالي مع هذا الإمام فلا يوجد غير مسجدٍ واحد فهل أصلى في بيتي أم ماذا أفعل؟
فأجاب رحمه الله تعالى: إذا كان الحال كما وصفت عن هذا الإمام فإن الواجب أولاً أن ترفعوا الأمر إلى ولاة الأمور من أجل أن يعزلوه عن الإمامة أو يقوموه فإذا تعذر هذا الأمر وبقي هذا الإمام على ما وصفت فإنه لا يحل لكم أن تصلوا خلفه ولكم الحق في أن تصلوا في بيوتكم إما أن تجتمعوا عند شخص معينٍ منكم وتصلوا في بيته جماعة أو يصلى كل واحدٍ منكم في بيته مع أولاده وأهله وأما الصلاة خلف من هذه حاله فإنها لا تحل.
نور على الدرب شريط 98 الوجه ب
Спрашивающий Махмуд Магриби из Арабской Республики Египет говорит:
Я живу в местности, где есть только одна мечеть. А постоянный имам этой мечети не знает установлений (хукмов) религии, хорошо не читает намаз, не соблюдает спокойствие в намазе. Дошло до того, что он заканчивает читать аят уже в рукуъ. Этот имам оживляет нововведения (бидъаты), соблюдает их, не любит сунну, отвращает от нее. Из его невежества и измышлений то, что он говорит про нас, что мы не любим пророка, потому что мы не читаем саляват на посланника (صلى الله عليه وسلم) вслух после азана. Мы ему много раз делали наставления (насыха), но он не любит наставляющих. Он упорствует в нововведениях (бидъатах). Мы ему говорили, что то, что он делает, - это бидъаты, и это не из религии, направляли его к суннатам, но он не принял наши слова. И он не просто противоречит нам - дошло до того, что он распространяет про нас то, что мы, мол, вышли из религии и вводим в нее то, чего в ней нет. А простые люди согласны с ним в этом. Он постоянный имам. Что делать мне и таким, как я, с этим имамом, а другой мечети нет? Читать намаз дома или что делать?
Шейх ответил (да помилует его Аллах):
Если положение, действительно, как ты описал про этого имама, то во-первых, необходимо (ваджиб) поднять вопрос к правителям, чтобы они сняли его от имамства или исправили его. А если это невозможно и он остаётся таким, как ты его описал, тогда вам нельзя за ним читать намаз и у вас есть право молиться в ваших домах. Или собираться у определенного человека из числа вас и читать намаз у него дома, или каждый молится у себя дома с детьми и семьей. А что касается намаза за тем, кто в таком положении, то молиться за ним нельзя.
(Нур ъаляд-дарб, кассета 96, сторона Б)