Лечение больного, черствого сердца.
Добавлено: 25 июн 2013, 18:30
ildar199
Ассяляму алейкум. В Коране часто используется описание сердца ( слепое, черствое, запечатанное, больное). А как излечить, исправить такие сердца? Если сперва оно было здоровое сердце, но потом стало больное. можно ли привести мнение ученых по этому вопросу. Джазака Аллаху хайран
Re: Лечение больного, черствого сердца.
Добавлено: 26 июн 2013, 20:14
sultan
Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Здесь за ответом нам следует обратиться к лекарю сердец Шейхуль Исляму Ибн аль-Каййиму:
Аллах, Свят Он, установил в человеке две души: душа повелевающая (зло) и душа спокойная, оба они враждебны друг другу,
все, что будет легко одной тяжело другой, и все, чем наслаждается одна, испытывает от этого мучения другая. Нет вещи более тяжелой для повелевающей души, чем деяния ради лика Аллаха и предпочтение Его довольства своим страстям, но нет для него ничего полезней
этого, и нет ничего более тяжелого для спокойной души, чем деяния не ради Аллаха, и повиновение призывнику страстей. Нет для души ничего вреднее этого, ангел у нее с правой стороны сердца, а шайтан с другой — левой стороны. Война идет продолжительная, непрекращающаяся, за исключением тех случаев, когда завершится ее срок в мирской жизни. Вся ложь пребывает вместе с шайтаном и повелевающей (душой), а вся истина пребывает
вместе с ангелом и спокойной (душой). Война идет с переменным успехом, и победа будет с терпением, а кто будет терпеть, проявлять
терпимость, охранять границы и бояться Аллаха, то ему будут принадлежать благоприятный исход в мирской жизни и в будущей.
Вынес Аллах уже решение, которое никогда не изменится, что конечный результат за богобоязненностью и за богобоязненными, поэтому сердце — это пустая доска, и мысли — это результат высеченных на ней надписей. Разве следует разумному, чтобы разные надписи на его доске были бы из лжи, обольщения, обмана, и лживых мечтаний, ведь это миражи, у которых нет реальности? Так, какая же мудрость, знание и прямой путь будут запечатлены в этой резной надписи?!
Если он захочет высечь это на доске своего сердца, то это будет на уровне написания полезного знания в уже заполненном написанном месте, и в этом нет пользы; если он не освободит сердце от дурных мыслей, в ней не останутся полезные мысли, ведь они закрепляются только на пустом месте, как было сказано:
Пришли ко мне страсти прежде, чем я их познал.
Обнаружили они пустое сердце и закрепились в ней.
Также большинство благовоспитанных основывают свой образ жизни в оберегании мыслей, чтобы не дать возможность (дурным) мыслям войти в их сердца, пока не станут сердца пустыми, поддающимися к открытиям и обнаружениям высших истин в ней! Те же, кто сохранил что-то, упустили большее, ведь они освободили сердца, чтобы не постучалась туда (вообще какая-либо) мысль, и осталось оно пустым. Обнаружил его шайтан незанятым и посеял там обман и внушил им ложные мысли, что это самые высокие и благородные вещи, убрав те мысли, которые были источником знания
и прямого пути. Если сердце лишится этих мыслей, придет шайтан и найдет место пустым, и займет его тем, что соответствует положению
раба, да так, что если он не сможет занять его (дурными) мыслями, тогда он его заставит заняться посвящениями, отказом от воли (это как суфии и им подобные — прим.пер.), от которых нет добра рабу и спасения за исключением, если его воля сама не завладеет его сердцем. Это желание повелительно-заповедной цели Аллаха, которую Он любит и которой доволен, раб займет свою заботу познанием Его и подробностей о Нем, стоя на этом и приведя ее в исполнение среди творений, и проникая к этому, добираясь к Нему, входом к творениям для приведения ее в исполнение. Однако сбил их шайтан от этого тем, что призвал их с дверей аскетизма остановиться и прекратить ее, принудив отказаться от мирской жизни и ее причин.
Он внушил им, что их совершенство в этом лишении и посвящении, о как далеки они! Ведь, поистине, совершенство в заполненности сердца и его внутренностей мыслями, желаниями, размышлениями и достижении довольства Всевышнего Господа рабом и людьми, и в размышлении о путях достижения этого. Поэтому самые совершенные люди это те, которые больше всех мыслят, размышляют и желают этого (довольства), также как и самые низкие люди, которые больше всех думают, размышляют и желают свои уделы и страсти, где бы они ни были, и да упасет нас Аллах.
Вот у Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Всевышний Аллах, теснились мысли друг с другом, ища довольства Всевышнего Господа.
Возможно, он применял их в своей молитве и снаряжал свою армию, находясь в намазе. Выходит, что тем самым, он собрал между
выступлением (усердие) и молитвой, и это из раздела примыкания нескольких видов поклонений в одно поклонение.
Эта дверь великая и благородная, в нее входит только искусный сердцем, наполненный знанием, высокодеятельный, что входя в одно поклонение он достигает тем самым различных видов поклонений, и это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает.
См. "Ад-да'а уа дауа", стр. 208-210
А также: ...Как предшествовало, особенностью разума является — предпочтение самого высшего любимого самому низшему и самой легкой неприятности самой худшей, и что это из совершенной силы любви и ненависти.
Не будет полным это, кроме как с двумя вещами: силой восприятия и храбростью сердца. Ведь отставание от этого и деяния вопреки этому происходят или из-за слабости восприятия, да так, что он не воспринимает уровни возлюбленного и ненавистного в ее подлинном виде, или же из-за слабости в душе, и беспомощности в сердце, там, где оно не будет ей подчиняться, не предпочитая то, что правильнее, а это будет из-за того, что он не знает, что пригоднее. Если его восприятия станут правильными, а его душа сильной, тогда его сердце осмелится на предпочтение наивысшего любимого и наинизшего неприятного, а это означает, что ему уже оказано содействие к причинам счастья.
Среди людей есть такие, у кого власть страстей сильнее, чем власть его разума и веры, и тем самым преобладающий поражает слабого, и среди них есть такие, чья власть его веры и разума сильнее власти его страстей. Врач предостерегает больных от того, что им приносит вред, но душа больного и его страсти ничего не желают, кроме как принять это, он выдвигает вперед свои страсти над своим разумом, и врачи называют такого человека бесхарактерным! Таково положение большинства больных сердец, которые предпочитают то, что увеличивает им болезнь, из-за мощной силы страстей в них. Тем самым, основу зла составляют слабое восприятие, слабость души и ее низость, а основу добра ее совершенное восприятие и сила души, ее благородство и храбрость.
Любовь и желание — это основа каждой вещи и ее начало; ненависть и неприязнь — основа всего того, что оставляется и их начало. Вот эти две силы в сердце и являются основой счастья и несчастья раба. Выборочное действие существует только при наличии причин любви и желания.
А что касается отсутствия действия, то иногда это бывает из-за неимения потребности в нем и причины, а иногда бывает при наличии ненависти и препятствующей неприязни к нему, и это взаимосвязано с повелениями и запретами. Это и есть то, что называют удержанием, и оно связано с наградами и наказаниями, и этим прекращаются колебания в вопросе оставления, и разве эта тема существующая или отсутствующая?
Верный вывод таков, что она бывает двух видов: оставление, приобщенное к отсутствию требующих причин, и есть отсутствие, и приобщенное к препятствующей причине действия, которое и есть существующее. См. "Ад-да'а уа дауа", стр. 257-258
И ещё:
Аллах говорит:
«Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» аз-Зумар, аят 23.
Шейх Ибн Баз сказал:
Лучшим наставлением для излечения сердец и для отражения жесткости сердца является совет уделять внимание Священному Корану, размышлять над ним и читать его много, так же как и часто поминать Аллаха. Чтение и размышление над Священным Кораном, также как и частое поминание Аллаха и произношение: «Subhaan Allah wal hamdu Lillah wa laa ilaaha ill-Allah wa Allahu akbar; Subhaan Allah wa bi hamdih, subhaan Allah il-‘Azeem; Laa ilaaha ill-Allaah wahdahu laa shareeka lah, lahu’l-mulk wa lahu’l-hamd yuhyi wa yumeet wa huwa ‘ala kulli shay’in qadeer» - все это средство для устранения жесткости сердец. См. Маджму Фатауа Ибн Баз, 24/388.
Шейх Ибн Усеймин сказал:
Среди причин ожесточенности сердец следующие: отворачивание от Аллаха, и не чтение Корана; занятость этим миром и концентрация на нем, не уделяя внимания вопросам религии. Ведь подчинение Аллаху смягчает сердце и возвращает к Аллаху. Излечением является возврат к Аллаху, частое совершение покаяния пред Ним, частое чтение Корана, и совершение актов поклонения по мере возможностей.
См. Фатауа Нур аля аль-Дарб, 12/171.