Достоинство сподвижников и любовь к ним
Разъяснение (шарх)
Это глава посвящена правам сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являлись наилучшим поколением людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучшие люди в моей общине - это мое поколение, затем - следующее за ним, а затем - следующее за ним». аль-Бухари, 2651; Муслим, 2535, от ’Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах. Муслим, 2534, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. Передатчик этого хадиса сказал:
"Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три". И эти поколения людей считаются самыми достойными, а достойнее всех из них – поколение сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Аллах Всевышний похвалил их в Своем Писании и остался ими доволен. Аллах Всевышний сказал:
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние». (Сура ат-Тауба, аят 100)
А также:
«…а также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми». (Сура аль-Хашр, аят 8)
Аллах Всевышний похвалил их в этом аяте, ибо они являются правдивыми. Это указывает на их превосходство и положение перед Аллахом Всевышним.
После этого приходит какой-нибудь еретик, называющий себя мусульманином, нападает на сподвижников, пороча их. Аллах Всевышний говорит:
«Они являются правдивыми», а этот обвиняет во лжи Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний также сказал относительно ансаров:
«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (Сура аль-Хашр, аят 9)
В этом аяте содержится похвала в адрес ансаров и упоминание их похвальных качеств. Аллах Всевышний назвал их преуспевшими, сказав:
«А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». Да будет доволен ими Аллах!
А затем Аллах Всевышний сказал:
«А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный"». (Сура аль-Хашр, аят 10)
В этом аяте разъяснение наших обязанностей перед сподвижниками: обращение к Аллаху с мольбами за них, просьба о прощении для них, знание о том, что они опередили нас в вере. Нам также следует просить Аллаха, чтобы Он очистил наши сердца от злобы и ненависти по отношению к ним. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не ругайте моих сподвижников, ведь, поистине, если любой из вас раздаст на пути Аллаха золото, равное горе Ухуд, то не сможет достичь награды, которую получит любой из сподвижников, если потратит всего лишь горсть или половину ее». аль-Бухари, 3673; Муслим, 2541, со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. Муслим, 2540, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.
Затем следует заметить, что сподвижники различаются между собой по достоинству.
Нет сомнения в том, что мухаджиры лучше, чем ансары. Они оставили своё имущество, своих детей и свою родину, и переселились на пути Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал:
«Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику». (Сура аль-Хашр, аят 8)
Лучшими из мухаджиров являются четыре праведных халифа: Абу Бакр ас-Сыддык, а затем ’Умар аль-Фарукъ, а затем ’Усман зу-н-Нурейн, а затем ’Али ибн Аби Талиб, да будет доволен ими всеми Аллах Всевышний.
После них лучшими являются оставшиеся шесть человек из числа десяти обрадованных Раем.
[1]
После них лучшими являются участники битвы при Бадре.
После участников битвы при Бадре лучшими являются те сподвижники, которые участвовали в присяге ″довольства″ под деревом. Аллах Всевышний сказал:
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии». (Сура аль-Фатх, аят 18) Аллах Всевышний сообщил о том, что Он ими доволен, но после этого приходят какие-то нечестивцы и ругают сподвижников.
Также те, которые приняли Ислам до открытия Мекки лучше тех, которые приняли Ислам после открытия Мекки. Аллах Всевышний сказал:
«Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее (Рай)». (Сура аль-Хадид, аят 10)
Никто не сможет достичь уровня сподвижников, какие бы дела он не совершал. Мы должны любить их, следовать за ними и хвалить их. Мы не должны принижать их степень, не должны выискивать их ошибки, не должны обсуждать то, что произошло между ними.
Через кого к нам дошла эта религия?! Этот Коран и эта Сунна не через них ли дошли до нас?! Сподвижники являются посредниками между нами и между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они донесли до нас религию, переняв её от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Все хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передаются от сподвижников. Они являются посредниками между нами и между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в донесении религии. Они сохранили для нас Писание и Сунну.
Разве не они распространили Ислам на востоке и на западе, усердствуя и призывая?! Разве не они подавили восстание вероотступников после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Разве не посредством них Аллах Всевышний укрепил эту религию в тот момент, когда приверженцы зла пытались воспользоваться смертью пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!
Это всего лишь некоторая часть достоинств сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
По какой же причине авторы упоминают сподвижников в книгах по вероубеждению? Авторы таких книг желают опровергнуть заблудшие секты, враждующие с Исламом. Эти секты желают опорочить Ислам и не находят более близкого пути к этому, чем ругань в адрес сподвижников. Сподвижники переняли эту религию и донесли её до общины, поэтому, если начать порочить сподвижников, это будет порочением Ислама. Такова цель этих людей.
Враждебно относящиеся к сподвижникам делятся на три группы: рафидиты, хариджиты и насыбиты, хотя рафидиты являются самой скверной из этих групп.
1 — Хариджиты.
На вражду к сподвижникам их побудила чрезмерная строгость в религии, а не желание опорочить Ислам. Они думали, что делают это из любви к религии и из желания помочь ей.
2 — Насыбиты.
Они начали враждебно относиться к некоторым сподвижникам по причине политики, ибо они хотели всего лишь дискредитировать правление ’Али, да будет доволен им Аллах. Это было всего лишь политическим решением, а не желанием опорочить Ислам.
3 — Рафидиты.
Их цель – опорочить Ислам! Они порицают сподвижников, ругают их, чтобы между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между нами не осталось посредников. А, ведь, наша религия дошла до нас именно через сподвижников.
Мы уже говорили, что лучшими из сподвижников являются четыре праведных халифа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем после меня. Держитесь за это коренными зубами». Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; Ибн Маджах, 42; Ахмад, 4/126, 127; ибн Аби ’Асым в ″ас-Сунна″, 1/17, 20; ат-Табарани в ″аль-Кабир″, 617, 624; аль-Хаким в ″аль-Мустадрак″, 1/95. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал их праведными халифами. Он повелел придерживаться их сунны, ибо они следуют за его сунной.
Лучшим из четырех праведных халифов является Абу Бакр, а затем следует ’Умар. Относительно этого существует единогласное мнение мусульман.
Затем существовало разногласие относительно того, кто лучше: ’Али или ’Усман? Некоторые люди считали, что лучше ’Усман, некоторые считали, что лучше ’Али, а третьи приостановились в этом вопросе.
Что же касается правления, то исламская община единодушна в том, что после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должен был править Абу Бакр, затем ’Умар, затем ’Усман, затем ’Али, да будет доволен Аллах ими всеми. Это порядок в правлении, относительно которого существует единогласное мнение (иджма’). Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал в книге
″аль-Акъида аль-Уаситыя″:
«Кто порочит правление хотя бы одного из них (праведных халифов), тот является более заблудшим, чем его домашний осёл».
Что же касается того, кто из них более лучший по достоинству, то община единогласна в том, что самым лучшим из сподвижников является Абу Бакр, а затем следует ’Умар. А затем люди разошлись в том, кто лучше: ’Усман или ’Али. Более правильно, без сомнения, что ’Усман лучше, чем ’Али. Доводом на это является то, что участники совета после смерти ’Умара выбрали правителем ’Усмана, а не ’Али, да будет доволен Аллах ими всеми.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, является лучшим из сподвижников. Аллах Всевышний похвалил его, сказав:
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам». (Сура ан-Нур, аят 22) Этот аят был ниспослан относительно Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, когда он поклялся, что не будет давать милостыню Мистаху ибн Усасе, который был его родственником. Когда Мистах поддался обману тех, кто обвинил ’Айшу в прелюбодеянии, поверил им и начал распространять эти слухи, Абу Бакр разгневался на него и поклялся, что не будет давать ему ничего. И тогда Аллах Всевышний сказал:
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся…». Аллах Всевышний назвал Абу Бакра обладающим достоинством.
[2]
В другом аяте сказано:
«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему сподвижнику (Абу Бакру)…». (Сура ат-Тауба, аят 40) Аллах Всевышний назвал Абу Бакра сподвижником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, является лучшим из сподвижников, как об этом говорится в достоверных хадисах.
[3]
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, является лучшим в этой общине. И это по той причине, что он одним из первых принял Ислам, помогал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и постоянно находился вместе с ним. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, исламская община была единогласна в том, что правителем должен стать Абу Бакр. У Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, еще много достоинств.
Его называют ″сыддыком″ (правдивым). Правдивые по своей степени следуют сразу за пророками. Аллах Всевышний сказал:
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (Сура ан-Ниса, аят 69) Правдивым является тот, кто постоянно придерживается правдивости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Вам следует говорить правду, ибо, поистине, правдивость приведёт к благочестию, а благочестие приведёт к Раю, и человек будет говорить правду и стремиться к правде, пока его не запишут пред Аллахом как правдивейшего”. аль-Бухари, 6094; Муслим, 2606.
Лучшим после Абу Бакра является ’Умар аль-Фарукъ. Он был прозван
″Фарукъом″ (различающим, разделяющим), ибо Аллах Всевышний разделил посредством него между истиной и ложью. Он принял Ислам после Хамзы и Ислам возвысился посредством их обоих. До того, как Хамза и ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, приняли Ислам, мусульмане были слабыми и прятались. Но когда Хамза и ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, приняли Ислам, мусульмане вышли к Каабе и уже никто из неверующих не мог к ним приблизиться. Сообщается, что ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мы не переставали находиться в могуществе после того, как ’Умар принял Ислам». аль-Бухари, 3684, 3863.
’Умар аль-Фарукъ был вторым праведным халифом и был лучшим из сподвижников после Абу Бакра ас-Сыддыка.
[4]
«Его два визиря…» — Абу Бакр ас-Сыддык и ’Умар аль-Фарукъ были визирями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иначе говоря, его советниками. Визирь – это тот, кто помогает правителю. Аллах Всевышний сказал относительно Мусы:
«Воистину, Мы даровали Мусе Писание и сделали его брата Харуна его помощником (визирем)». (Сура аль-Фуркан, аят 35) Это по той причине, что Муса, мир ему, взывал к своему Господу, говоря:
«Назначь мне помощника (визиря) из моей семьи - брата моего Харуна. Умножь благодаря ему силу мою и позволь ему разделить со мной мою миссию». (Сура Та Ха, аяты 29-32) Визирь помогает правителю выносить решения.
«…а затем ’Усман, по более верному мнению…» — то есть, третьим после Абу Бакра и ’Умара следует ’Усман. Он одним из самых первых принял Ислам. Он совершил два переселения (две хиджры): переселению в Эфиопию и переселение в Медину. Он тратил много имущества на пути Аллаха Всевышнего. Он вырыл колодец Рума для мусульман
[5], относительно которого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто выкопает колодец Рума, наградой послужит Рай». аль-Бухари, 2778. Однажды, ’Усман снарядил целое войско мусульман из своего имущества. Он стал третьим халифом мусульман по единогласному мнению совета, который назначил после себя ’Умар. Участники совета присягнули ему и то же самое сделали все мусульмане.
Он также был мужем двух дочерей пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Рукъаййи и Уммы Кульсум. Поэтому его прозвали ″зу-н-нурейн″ (обладатель двух светов). В общем, у ’Усмана еще много достоинств, да будет доволен им Аллах.
«А четвертый из лучших творений – ’Али – халиф блага, посредством блага преуспевший» — следующим по достоинству после ’Усмана является повелитель правоверных ’Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был женат на дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Фатыме. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:
«Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет?» аль-Бухари, 3706, 4416; Муслим, 2404.
Именно ’Али ибн Аби Талиб сражался с хариджитами, покончил с их смутой и избавил мусульман от их зла.
’Али ибн Аби Талиб был первым, кто принял Ислам из детей. А первым, кто принял Ислам из взрослых свободных мужчин, был Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Первым, кто принял Ислам из вольноотпущенников, был Зейд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах. Первым, кто принял Ислам из рабов, был Биляль ибн Рабах, да будет доволен им Аллах. Первой, кто принял Ислам из женщин, была Хадиджа бинт Хувейлид, да будет доволен ею Аллах.
В день Хайбара именно о нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Завтра я вручу знамя тому человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, и которого любят Аллах и Его Посланник». аль-Бухари, 3009, 3701, 4210; Муслим, 2406. Знамя было вручено ’Али ибн Аби Талибу.
У него еще много великих достоинств, да будет доволен им Аллах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Аби Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зайд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». Этот хадис приводят Ахмад 1/188, ат-Тирмизи 3747, Ибн Маджах 132 и др. Его достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. См. «аль-Имта’» 1/104, «Сахих аль-джами’» 50, “Сахих Даляиль ан-нубууа” 203.
[2] — ’Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
«А после того как Аллах ниспослал (аят), оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, который оказывал помощь Мистаху ибн Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об ‘Аише, я больше никогда ничего ему не дам!» — и тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой аят, в котором было сказано): «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный!» Услышав эти слова, Абу Бакр сказал: «Да, клянусь Аллахом, конечно же я хочу, чтобы Аллах простил меня!» — после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше». Эту историю передает аль-Бухари, 2661, 4141, 4750, 4757; Муслим, 2770.
[3] — Например, слова сподвижника ибн ’Умара, который говорил:
«Мы отдавали во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) превосходство одним людям над другими, и мы считали лучшим Абу Бакра, затем Умара, затем Усмана, да будет доволен Аллах ими всеми». аль-Бухари, 3655.
[4] — ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал:
«Однажды я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Кого из людей ты любишь больше всех?” Он ответил: «‘Аишу». Я спросил: “А из мужчин?” Он ответил: «Ее отца (Абу Бакра)». Я спросил: “А кого потом?” Он ответил: «‘Умара ибн аль-Хаттаба», и назвал еще несколько человек». аль-Бухари 3662.
[5] — После переселения в Медину, страдавшую от нехватки питьевой воды, мухаджиров, многие из которых не имели необходимых средств для жизни, у них помимо всего прочего возникли ещё и трудности с водой. Колодец Рума принадлежал одному человеку из племени бану гъифар, который продавал бурдюк воды за один са‘ продуктов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ему пожертвовать этот колодец в пользу общины, пообещав в обмен на это один из райских источников, но этот человек сказал, что у него нет других источников дохода. Тогда ‘Усман, да будет доволен им Аллах, услышавший об этом, купил этот колодец за тридцать пять тысяч дирхемов, после чего каждый мог пользоваться им бесплатно.