СЕДЬМАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
ОБЯЗАННОСТЬ СУПРУГОВ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин
против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть
брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили
явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неп-
риятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах
заложил много добра» (ан-Ниса, 19).
Он также сказал:
«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и обходиться с
ними следует достойно, но мужья выше их по положению» (аль-
Бакара, 228).
Счастье обоих супругов зависит от того, насколько хорошо они испол-
няют обязанности друг перед другом. Все их обязанности можно раз-
делить на три основных вида:
1. Физические обязанности.
2. Имущественные обязанности.
3. Общественные обязанности.
Обязанности мужа перед женой сводятся к следующему:
Во-первых, муж обязан обеспечивать жену едой, одеждой и домом.
Всевышний Аллах сказал:
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и
одежду матери на разумных условиях» (аль-Бакара, 233).
Во-вторых,
муж обязан воспитывать жену в соответствии с повеления-
ми Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всевыш-
ний Аллах сказал:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах
дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они
расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и
хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря
заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы
опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивай-
те. (1) Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них.
Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» (ан-Ниса, 34).
Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Обходитесь с женщинами хорошо. Поистине, женщина сотворена из
ребра, а самая кривая часть ребра – его верхняя часть: если станешь вып-
рямлять его – сломаешь его, а если оставишь его – оно останется кривым.
Обходитесь же с женщинами хорошо!». (2)
В-третьих, муж не должен грубо обращаться с женой. Всевышний
Аллах сказал:
«А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они неп-
ременно покинули бы тебя» (Аль Имран, 159).
Обязанности жены перед мужем сводятся к следующему:
Во-первых, жена должна ухаживать за мужем и подчиняться ему во
всех религиозных и мирских делах. Аиша, да будет Всевышний Аллах
доволен ею, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха,
сказал:
«Если бы я повелел кому-либо совершить земной поклон перед кем-либо [из
людей], то я повелел бы жене пасть ниц перед мужем». (3)
Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Женщине в присутствии мужа разрешается поститься только с его
разрешения». (4)
Он также рассказывал о том, что Пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал:
«Если мужчина позовет свою жену на свое ложе, а она не придет к нему, и
он проведет ночь, гневаясь на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого
утра». (5)
Примечание. Жена имеет право отказаться от половой связи с мужем
только по уважительной причине.
Во-вторых, женщина должна позволять мужу развлекаться с ней
(целовать, обнимать и т.д.). То же самое относится и к мужу.
В-третьих, женщина не должна проявлять неблагодарность по
отношению к мужу. Абу Са‘ид аль-Худри, да будет Всевышний Аллах
доволен им, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, выйдя на место совершения праздничного намаза во время Праздника жертвоприношения или Праздника разговения, подошел к
месту, где находились женщины, и сказал:
“О женщины! Раздавайте милостыню, ибо мне было показано, что
большинством обитателей ада будут женщины!” Они спросили: “Почему,
о посланник Аллаха?” Он ответил:
“Вы много проклинаете и бываете неблагодарны своим мужьям”». (6)
ВОСЬМАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
ОБЯЗАННОСТЬ ПЕРЕД РУКОВОДИТЕЛЯМИ
Руководителем считается человек, руководящий определенной груп-
пой людей. Например, президент является руководителем народа, пре-
подаватель – руководителем студентов, командир – руководителем сол-
дат, мужчина – руководителем семьи.
Наши обязанности перед руководителями заключаются в следующем:
Во-первых, мы должны подчиняться им. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Пос-
ланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса, 59).
Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кто повинуется мне, тот словно повинуется Аллаху, а кто ослушается
меня, тот словно ослушается Аллаха. И кто повинуется правителю, тот
словно повинуется мне, а кто ослушается правителя, тот словно ослушается
меня». (7)
Запрещается подчиняться руководителю только лишь в греховных
делах, таких как воровство, прелюбодеяние, употребление наркотиков и
т.д. Абдуллах ибн Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его
отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха,
сказал:
«Мусульманин должен слушать и повиноваться [руководителю] в том,
что ему нравится и не нравится, если только ему не приказано совершить грех. Если же ему приказано совершить грех, тогда он не должен слушать и
повиноваться [ему] в этом». (8)
Во-вторых, мусульманин не должен вмешиваться в их дела. Абу
Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Одно из хороших качеств мусульманина – оставлять то, что его не
касается». (9)
Аль-Хасан ибн Али, да будет Всевышний Аллах доволен им и его
отцом, рассказывал:
«Я запомнил из слов посланника Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха:
“Оставь то, в чем ты сомневаешься, в пользу того, в чем ты не
сомневаешься”». (10)
В-третьих, мусульманин должен желать руководителю то, что он
желает для себя из добра и наставления на прямой путь.
Анас ибн Малик, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал,
что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не уверует кто-либо из вас до тех пор, пока не пожелает для брата своего
то, что он желает для самого себя». (11)
В-четвертых, мусульманин не должен жаждать власти и богатств,
дарованных руководителям, и завидовать им.
Сахль ибн Са‘д, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал:
«Однажы к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошел человек
и сказал: “О посланник Аллаха! Расскажи мне о деянии, совершив
которое меня полюбит Аллах, и полюбят люди! Тогда посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Не жажди ближней жизни, и тогда Аллах полюбит тебя. Не жажди того,
что в руках у людей, и тогда они полюбят тебя”».(12)
ДЕВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
ОБЯЗАННОСТЬ МУСУЛЬМАН ДРУГ ПЕРЕД ДРУ
Обязанности мусульман друг перед другом сводятся к следующему:
Во-первых, мусульмане должны быть милосердными и приветливы-
ми в отношении друг друга. Всевышний Аллах сказал:
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суро-
вы к неверующим и милостивы между собой» (аль-Фатх, 29).
Абу Муса, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Верующий для верующего подобен строению, одни части которого поддер-
живают другие». (13)
Сказав это, он сплел воедино пальцы обеих рук.
Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Аллах помогает [Своему верующему] рабу до тех пор, пока [Его] раб
помогает своему брату». (14)
Во-вторых, мусульманин не должен причинять вред другим мусуль-
манам.
Абдуллах ибн Амр, да будет Всевышний Аллах доволен им и его
отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха,
сказал:
«Мусульманин – этот тот, от языка и руки которого другие мусульмане
находятся в безопасности». (15)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха,особо упомянул язык и руку в этом хадисе, так как большинство
действий человек совершает именно этими двумя органами. Однако
мусульманин обязан использовать все части своего тела только в добрых
целях.
В-третьих, мусульманин должен отвечать добром на зло по мере
своих возможностей. Всевышний Аллах сказал:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот,
с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий
родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто
проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех,
кто обладает великой долей» (Фуссилят, 34-35).
Он также сказал:
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле
смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят:
“Мир!”» (аль-Фуркан, 63).
В-четвертых, мусульманин, видя ошибки своего брата-мусульманина,
должен стараться исправить. Он не имеет права раскрывать их перед
другими людьми.
Абу Са‘ид аль-Худри, да будет Всевышний Аллах доволен им, расска-
зывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть исправит его своей рукой, а
если не сможет, – то своим языком, а если не сможет, – то своим сердцем,
так как это – слабейшее проявление веры». (16)
Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кто скроет прегрешение мусульманина, того прегрешения скроет Аллах в
ближней и последней жизнях». (17)
В-пятых, мусульманин не должен обманывать своего брата при совер-
шении торговых сделок и во всех остальных делах. Всевышний Аллах
сказал:
«Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда
люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для
других, то наносят им урон» (аль-Мутаффифин, 1-3).
Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кто поднимет оружие против нас – тот не из нас. И кто обманет нас –
тот не из нас». (18)
В-шестых, мусульманин не должен приносить неудобства и обижать
других мусульман. Всевышний Аллах сказал:
«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и
верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного
греха» (аль-Ахзаб, 58).
В-седьмых, мусульманин должен стремиться примирять мусульман.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и
бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худ-
журат, 10).
Кроме того, существуют такие обязанности мусульман друг перед
другом, которые особо отметил Пророк, мир ему и благословение
Аллаха. Абу Хурейра, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказы-
вал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«У мусульманина есть шесть обязанностей перед другим мусульманином».
У него спросили: «Что это за обязанности, о посланник Аллаха?» Он,мир ему и благословение Аллаха,
ответил:
«При встрече с ним, поприветствуй его. Если он пригласит тебя, ответь
на его приглашение. Если он попросит у тебя совета, дай ему его. Если он,
чихнув, восхвалит Аллаха, скажи ему: “Да помилует тебя Аллах!” Если он
заболеет, навести его. Если он умрет, участвуй в его похоронной процессии». (19)
ДЕСЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
ОБЯЗАННОСТЬ ПЕРЕД НЕМУСУЛЬМАНАМИ
Неверующие и язычники являются врагами Аллаха, Его посланника,мир ему и благословение Аллаха, и
мусульман. Но, несмотря на это, мусульмане должны исполнять свои
обязанности перед ними и быть справедливыми по отношению к ним.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетель-
ствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к
несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобояз-
ненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совер-
шаете» (аль-Маида, 8).
Абу Зарр, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал о том, что
Всевышний Аллах сказал:
«О мои рабы! Я запретил самому Себе совершать несправедливость и зап-
ретил вам быть несправедливыми, посему не причиняйте несправедливость
друг другу!» (20)
В общем, всех неверующих можно разделить на четыре категории:
Во-первых, это – неверующие, воюющие против Ислама и мусульман.
Перед ними мусульмане не имеют никаких обязанностей. Всевышний
Аллах сказал:
«Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались
с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способ-
ствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощ-
ники и друзья, являются несправедливыми» (аль-Мумтахина, 9).
Во-вторых, это – неверующие, ищущие убежища у мусульман.
Мусульмане обязаны покровительствовать им определенное время.
Всевышний Аллах сказал:
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то
предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха.
Затем доставь его в безопасное место, потому что они –
невежественные люди» (ат-Тауба, 6).
В-третьих, это – неверующие, заключившие мирный договор с
мусульманами. Мусульмане обязаны выполнять заключенный с ними
договор и не нарушать его условия. Всевышний Аллах сказал:
«Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы зак-
лючили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и
никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до
истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (ат-
Тауба, 4).
В-четвертых, это – зиммии, то есть иудеи, христиане, зороастрийцы и
прочие неверующие, постоянно проживающие в мусульманском
государстве. Перед ними мусульмане должны исполнять следующие
обязанности:
1. Мусульмане не должны нарушать заключенного с ними договора.
Всевышний Аллах сказал:
«Будьте верны завету с Аллахом, когда заключаете его» (ан-Нахль,
91).
2. Мусульмане не должны принуждать их принять Ислам. Всевышний
Аллах сказал:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от
заблуждения» (аль-Бакара, 256).
3. Мусульмане должны покровительствовать им и защищать их.
4. Мусульмане должны хорошо относиться к ним, не приближая их к
себе. Всевышний Аллах сказал:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми,
которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из
ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых» (аль-
Мумтахина, 8).
5. Мусульмане не должны препятствовать им в совершении греховных
дел, которые они не считают таковыми (употребление алкоголя, свинины
и т.п.), при условии, что они не призывают к этому мусульман.
6. Мусульмане не должны покушаться на их жизнь и имущество.
7. Мусульмане не должны притеснять их и заставлять их совершать
непосильную работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несправедливость сегодня существует повсеместно в исламском мире.
Это наносит огромный вред имиджу Ислама и мешает его повсемест-
ному распространению. Именно несправедливость является причиной
большинства бед, падающих на голову мусульман. Умар ибн аль-Хаттаб,
да будет всевышний Аллах доволен им, сказал: «Нас, мусульман Аллах
возвысил посредством исламской религии. И мы будем великими до тех
пор, пока не захотим возвыситься посредством чего-либо, кроме Ислама.
Вот тогда Аллах и унизит нас».
Дорогие братья и сестры! Старайтесь исправно исполнять эти десять
обязанностей и просите у Аллаха помощи для всех мусульман в этом
деле!
примечание
- Побивая нельзя наносить увечья, оставлять синяки на теле, бить по лицу и т.д.
- Этот хадис передал аль-Бухар
- Этот хадис передал Ибн Маджа.
- Этот хадис передал аль-Бухари.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал аль-Бухари.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал ат-Тирмизи.
- Этот хадис передали ан-Насаи и ат-Тирмиз
- Этот хадис передал аль-Бухари.
- Этот хадис передал Ибн Маджа.
- Этот хадис передал аль-Бухари.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал аль-Бухари.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал Муслим.
- Этот хадис передал Муслим.