Уа аляйкум салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Вот пояснения великих имамов Сунны, которые приводились в некоторых статьях на этом форуме, которые помогают понимать правильно хадисы о качествах лицемеров:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». (аль-Бухари 34, Муслим 58).
Хузайфа, который единственный знал имена лицемеров, говорил: “Поистине, лицемерие было во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха, а что касается сегодняшнего дня, то есть только неверие после веры!” (аль-Бухари 7114).
Имам ат-Тирмизи говорил: “Обладающие знанием говорят, что в хадисе речь идёт о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то о таком (лицемерии) было известно только во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха”. (См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2632).
Имам Ибн Аби Заманин сказал: “Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, он становится таким же лицемером, как тот, кто явно исповедует Ислам, а в душе у него куфр! Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!” (См. “Усуль ас-Сунна” 67).
Хафиз ан-Науауи сказал: “Проявление этих качеств может встречаться и у праведных мусульман. Ученые единогласны в том, что тот, кто является правдивым в сердце и на языке, но совершает что-либо из этих качеств, то о нём не говорят, что он впал в неверие, или что он лицемер, который вечно пребудет в Огне. И поистине, все эти качества проявились в братьях пророка Юсуфа!” (См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Признанные ученые относительно этого хадиса говорили, что лицемерие означает: «проявление блага и сокрытие его противоположного», и в шариате лицемерие делится на два вида. Первый вид – это большое лицемерие, когда человек проявляет веру в Аллаха, ангелов, Писание, пророков и Судный день, а внутри отрицает все это или же часть этого. Это - то лицемерие, которое было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно которого ниспосылались аяты и подобные люди считались неверными, которые будут в самом нижнем слое Ада. Второй вид лицемерия – это малое лицемерия, лицемерие в делах. И основа этого лицемерия возвращается к качествам, упомянутым в этих хадисах”. (См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 436).
Имам аль-Мунауи привёл сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Рабаху и сказал: “Я слышал, как аль-Хасан аль-Басри говорил: «В ком проявились три качества, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер!»” ‘Ата сказал ему: “Когда вернёшься к аль-Хасану, скажи ему: «‘Ата передаёт тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?!»” Когда же тот человек передал это аль-Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!»” (См. “Файдуль-Къадир” 1/194).