КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХАДЖА ПРОРОКА ﷺ
В этом разделе я добавил некоторые обряды хаджа, которые были разъяснены в примечаниях к основному тексту книги.
Надеюсь, что тем самым читатель извлечет для себя бóльшую пользу, а данный раздел станет полнее, если на то будет воля Всевышнего Аллаха!
1
Сноска №1
Прим. редактора: обращаю особое внимание читателя на то, что данный раздел книги явлется кратким изложением прощального хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1 - Вхождение в ихрам в одеянии изар и рида
2.
Сноска №2
Шейх аль-Ислам в "Манасик аль-Хадж" сказал: "В соответствии с Сунной в ихрам входят в одеянии, именуемом изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. редактора) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. редактора): они могут быть как сшитыми, так и несшитыми согласно единодушному мнению имамов".
Наш друг – преподаватель Мечети Пророка ﷺ– шейх Абдурахман аль-Африкий, да будет милостив к нему Аллах, в своей книге "Таудых аль-Хадж уа аль-Умра" (стр. 44) пишет: "Слово "сшитые" означает наличие на изаре или риде продольного или поперечного шитья. Многие люди ошибаются в данном вопросе, считая, что (находящемуся в ихраме) запрещено все сшитое, то есть любое одеяние, прошитое ниткой, все равно, покрывает оно какой-либо орган человеческого тела или нет. Тем самым, мнение о том, что абсолютно все сшитое запрещено, является неверным.
На самом деле (для находящегося в ихраме) запрещено то, что скроено по форме человеческого тела, например, рубашка, футболка, плащ, бюстгальтер, брюки и все иное, что сшито по форме какого-либо органа человека. Именно такого типа одежду нельзя носить находящемуся в ихраме, даже если она выткана.
А что касается того, чтобы пришить что-либо к риде, если она коротка или узка, либо зашить ее, если она порвалась, то это разрешено".
2 - Облачение в эти одежды и умащение себя благовониями до того, как их надеть.
3 - Вхождение в состояние ихрама в специальном месте, которое называется микат.
4 - Вхождение женщин, у которых месячные или послеродовое кровотечение, в состояние ихрама после совершения полного омовения (гуcль).
5 - Вхождение в состояние ихрама с намерением совершить хадж и умру
3.
Сноска №3
Шейх аль-Ислам в "Манасик аль-Хадж" сказал: "Желательно вступать в состояние ихрама по окончании обязательного или добровольного намаза, если наступило время добровольного намаза, согласно одному из двух мнений ученых.
Второе мнение гласит о том, что если паломник совершил обязательный намаз, то он входит в состояние ихрама после завершения этой молитвы.
В любом случае, не существует никакого дополнительного намаза, который специально совершается перед вхождением в состояние ихрама. Это мнение ученых является наиболее весомым".
6 - Совершение хаджа, сидя верхом на животном.
7 - Совершение хаджа с женщинами и детьми.
8 - Произнесение тех же слов тальбии, которые говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Возглашение тальбии громким голосом.
9 - Прерывание хаджа в пользу умры тем человеком, который вознамерился совершить хадж аль-ифрад или аль-кыран, если он не гонит с собой жертвенных животных.
10 - Совершение обхода Каабы (тауаф аль-кудум) по прибытии в Мекку.
11 - Обнажение мужчинами правого плеча во время этого обхода Каабы
12 - Прохождение первых трех кругов быстрым шагом (ар-рамль) во время этого обхода Каабы.
13 - Произнесение слов: "
Аллаху Акбар!" около Черного камня.
14 - Целование Черного камня и прикосновение к Йеменскому углу во время каждого круга при обходе Каабы.
15 - Совершение намаза в два рак’ата после (этого) обхода Каабы.
16 - В первом рак’ате (после "
Аль-Фатихи") чтение суры "
Аль-Кяфирун" (№109), а во втором - "
Аль-Ихлас" (№112).
17 - Совершение этого намаза позади места (стояния) Ибрахима (макам Ибрахим).
18 - Питье воды (из источника) Зам-Зам и поливание ее себе на голову.
19 - Возвращение к Черному камню, чтобы прикоснуться к нему.
20 - Стояние на (холме) ас-Сафа, обратившись лицом к Кибле.
21 - Поминание Аллаха на ас-Сафе: троекратное произнесение свидетельства единобожия (таухид), возвеличивания Аллаха (такбир), восхваления Аллаха (тахмид) и слов: "
Ля иляха илля-Ллах" (тахлиль).
22 - Семикратное прохождение между ас-Сафой и аль-Маруой.
23 - Ритуальный бег (сай) при каждом прохождении между ас-Сафой и аль-Маруой, ступив внутрь пересохшего русла (уади)
4.
Сноска №4
Прим. редактора: в настоящее время этот участок пути между холмами ас-Сафа и аль-Маруа обозначен зелеными указателями.
24 - Стояние на (холме) аль-Маруа, (обратившись лицом к Кибле).
25 - Такое же поминание Аллаха на аль-Маруе, которое было совершено на ас-Сафе.
26 - Завершение ритуального бега (сай) на аль-Маруе.
27 - Выход из состояния ихрама паломника, который совершает хадж ат-таматту’ или хадж аль-кыран, если он не пригнал с собой жертвенное животное, посредством стрижки волос, облачения в обычную одежду и т.п.
28 - Выход из состояния ихрама того паломника, который совершает хадж ат-таматту’, посредством стрижки волос, а не бритья головы.
29 - Вхождение в состояние ихрама и провозглашение тальбии (с намерением совершить) хадж в день ат-таруия [
прим. редактора: то есть, 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа].
30 - Отправление (в долину) Мина и ночевка в ней.
31 - Совершение в Мине полуденного (зухр) и остальных пяти предписанных намазов.
32 - Перемещение из Мины к Арафату после восхода солнца в День (стояния на) Арафате [
прим. редактора: то есть, 9-го числа месяца Зу-ль-Хиджа].
33 - Остановка в Намире около Арафата.
34 - Совмещение здесь полуденного и предвечернего намазов. Сначала совершается полуденный намаз (зухр), а затем сразу же предвечерний намаз (аср).
35 - Стояние на Арафате, не соблюдая пост.
36 - Произнесение имамом проповеди (хутбы) (в День стояния) на Арафате.
37 - Обращение лицом к Кибле, подняв руки и взывая с мольбами (дуа) к Аллаху, во время стояния на Арафате.
38 - Произнесение слов тальбии на Арафате.
39 - Отправление из Арафата после захода солнца, сохраняя спокойствие.
40 - Совмещение в Муздалифе закатного и вечернего намазов. Сначала совершается вечерний намаз (‘иша), а затем сразу же закатный намаз (магриб).
41 - Возглашение икамата перед каждым из этих намазов.
42 - Отказ от чтения дополнительных (сунна) молитв между двумя этими намазами.
43 - Ночевка в Муздалифе всю ночь.
44 - Совершение утреннего намаза (фаджр) при первых проблесках зари.
45 - Стояние на аль-Маш’ар аль-Харам, находящейся в пределах Муздалифы, обратившись лицом к Кибле и при этом взывая с мольбами к Аллаху, восхваляя Его (тахмид), возвеличивая Его (такбир), произнося слова: "
Ля иляха илля-Ллах" (тахлиль), пока совсем не рассветет.
46 - Отправление из аль-Маш’ар аль-Харам до восхода солнца.
47 - Прохождение через долину аль-Мухассир немного быстрее, чем обычно.
48 - Прибытие к (большому) столбу (для бросания камешков) другой дорогой, отличающейся от той, по которой направлялись к Арафату.
49 - Бросание камешков в большой столб (аль-джамрат аль-кубра) в День Жертвоприношения из внутренней части уади до полудня.
50 - Бросание камешков размером с аль-хазф.
51 - Допустимость бросания камешков после полудня.
52 - Бросание камешков из внутренней части уади.
53 - Прознесение такбира при каждом броске камешка.
54 - Прекращение произносения слов тальбии перед бросанием камешков.
55 - Бросание камешков знаменует собой "
малый", т.е. частичный выход из состояния ихрама.
56 - Бросание камешков в дни ат-ташрик [
прим. редактора: то есть, 11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджа] выполняется после полудня.
57 - Паломники, выполняющие хадж аль-кыран или хадж ат-таматту’, совершают жертвоприношение. Тот, кто не может найти жертвенного животного, постится три дня во время хаджа и еще семь – по возвращении домой.
58 - Верблюд или корова приносится в жертву от семи человек.
59 - Жертвоприношение совершается как в Мине, так и в Мекке.
60 - Употребление в пищу мяса животного, принесенного в жертву.
61 - Умащение себя благовониями после бросания камешков.
62 - Бритье головы.
63 - Сбривание волос, начиная с правой стороны головы.
64 - Произнесение имамом проповеди (хутбы) (по случаю) Дня Жертвоприношения
65 - Отправление в Мекку для совершения основного обхода Каабы (тауаф ас-садр/ тауаф аль-ифада), во время которого не следует идти быстрым шагом (ар-рамль) первые три круга.
66 - Ритуальный бег (сай) после основного обхода Каабы, выполняемый тем паломником, который совершает хадж ат-таматту’. Паломник, совершающий хадж аль-кыран, не выполняет этот ритуальный бег.
67 - Соблюдение порядка выполнения обрядов хаджа в День Жертвоприношения.
68 - Полный и окончательный выход из состояния ихрама после выполнения всех этих обрядов.
69 - Питье воды (из источника) Зам-Зам по окончании обхода Каабы.
70 - Возвращение в Мину и пребывание в ней в течение трех дней ат-ташрик.
71 - Бросание камешков в три столба после полудня в каждый из дней ат-ташрик.
72 - Совершение прощального обхода Каабы (тауаф аль-уада’) непосредственно перед отъездом из Мекки домой, во время которого не следует идти быстрым шагом (ар-рамль) первые три круга.
На этом книга завершена. В заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!