ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
И снова я со своими вопросами, но теперь про разговение. )
Также сообщается, что однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал одному из своих сподвижников приготовить еду для разговения, тот сказал: “О посланник Аллаха, но еще день?”. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не ответил на это, а вновь, приказал готовить ифтар. Рассказавший этот хадис, сказал: “Мы могли видеть дневной свет перед собой, когда прервали наш пост”, а потом добавил: “Если бы один из нас поднялся на своего верблюда, он увидел бы солнце”. аль-Бухари 1955.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Как только диск солнца исчезнет полностью, постящийся должен разговляться, не обращая внимания на красное зарево, остающееся на горизонте”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/216.
Вопрос: "
Как только диск солнца исчезнет где?"
К примеру, в нашей местности, где мы проживаем, мы окружены горами, где большими, а где меньше. В той стороне, где садится солнце есть естественная природная горная возвышенность. Когда у нас по расписанию дается азан (хотя в расписании и указано, что "
подтверждено визуальными наблюдениями"), солнце уже минут как от 5 до 10 село за эту возвышенность (и это с 7-го этажа так видно). И у нас прямо маниакальное следование этим расписаниям, секунда в секунду. А что, если не было бы расписаний? В общем, не об этом сейчас. )
В вопросе шейху
Аль-Альбани (рахимаху-Ллах): "
Не скажите ли нам, шейх, что-либо полезное о благословенном месяце Рамадан?", он, в том числе, упомянул и про этот случай: "
Имеется хадис, которым часто пренебрегают из-за другого хадиса, потому что большинство людей неспособны совместить их значение на практике. Этот хадис - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу».
Здесь упомянуты два вопроса, и ими пренебрегает большинство людей: ускорение разговения и отсрочка предрассветной пищи (сухур).
Что касается пренебрежения первым вопросом, заключающемся в ускорении разговения, то, по мнению некоторых людей, это противоречит другому хадису, в котором он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять молитву магриб (вечернюю)».
Мы имеем два предписания, ускорить два дела. Некоторым людям кажется, что мы не можем одновременно ускорять оба из них. Но согласование между предписанием ускорить разговение и предписанием ускорить молитву магриб - очень легкий вопрос. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил это на практике. Он, мир ему и благословение Аллаха, разговлялся тремя финиками. Он съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине.
Но сегодня мы впадаем в две ошибки:
Во-первых, мы задерживаем азан (призыв на молитву) от его узаконенного времени. А после этой задержки приходит другая задержка, которая состоит в том, что мы садимся за еду, за исключением отдельных людей, которые разговляются и совершают молитву магриб в мечети. Но большинство людей ждет азана, а затем садятся есть, как будто собираются обедать, или ужинать, а не просто начать разговение.
Я должен сказать, что, к сожалению, азан для молитвы магриб в наши дни в большинстве стран Ислама, и не только в Иордании, а я знаю это из исследования, задерживается от положенного времени. И причина этого в том, что мы отказались от соблюдения и применения исламских законоположений, и вместо этого стали зависеть от астрономических вычислений. Мы зависим от расписания.
Но эти расписания основаны на астрономических вычислениях, в которых земля считается гладким, ровным телом. Поэтому они указывают время для этого гладкого тела, в то время как в действительности земля, особенно в нашем регионе (Шам) - не ровная, с впадинами долин и возвышениями гор.
Поэтому неправильно, когда одно время определяется для побережья, долин и гор. Каждая часть земли имеет свое время. Следовательно, тот, кто может в своем месте жительства, в городе или деревне, видеть положение солнца собственными глазами, должен, вне зависимости от расписания, ускорять то, что нам приказано в его, мир ему и благословение Аллаха, высказывании: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение…». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тщательно оберегал эту Сунну, обучая ей и практикуя ее.
Что касается его обучения, то он, мир ему и благословение Аллаха, сказал в хадисе, переданном Аль-Бухари в его Сахихе (№ 1954): «Если ночь появляется с этой стороны», и он указал на восток, «и день отбывает сюда», и он указал на запад, «и солнце садится, тогда пост постящихся людей прерывается».
Что означает: «пост постящихся людей прерывается»? Это означает, что человек попадает под действие правил прерывания своего поста. Тогда вступает в действие ранее упомянутое правило, в котором Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поощрил ускорение разговения. И Посланник, мир ему и благословение Аллаха, применял это правило даже когда путешествовал.
Передано в Сахихе Аль-Бухари (№ 1955), что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал одному из своих сподвижников приготовить ему ифтар (пища для разговения). Тот спросил: «О, посланник Аллаха, но еще день?». Это означает, что был ясно виден отсвет солнца на западе, хотя оно село. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не ответил на это, а вновь, с ударением, приказал готовить ифтар.
Рассказчик хадиса, сказавший: «Мы могли видеть дневной свет перед собой (т.е. отсвет дня, солнца), когда прервали наш пост», добавил: «Если бы один из нас поднялся на своего верблюда, он увидел бы солнце». Солнце село и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказал одному из сподвижников готовить ифтар. Почему? (Потому что) «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение…».
Получается по хадису Пророка (салля Ллаху 'алейхи уа саллям) и пояснениями
Шейхуль-Ислам Ибн Таймии (рахимаху-Ллах) и шейха
Аль-Альбани (рахимаху-Ллах), что, как только солнце в нашей местности сядет за эту возвышенность (
несмотря на то, что азана еще не было), можно
и нужно совершать разговение? Ведь нужно спешить с разговением, потому что: "
Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение".
То есть, диск исчез за горой, значит следует разговляться, не дожидаясь азана. Правильно ли я понял? )
джазакуму-Ллаху хайран!