Троекратный развод при сильном гневе

Ответить
Bagdat
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 14:57

Троекратный развод при сильном гневе

Сообщение Bagdat »

Асаламу алейкум уа рахматулахи баракат. У меня такая ситуация: теща и тетя моей жены очень сильно влияли на мою жену, что отразилось на нашей семейной жизни. Здесь есть одно, я сам видел и знаю, что они (теща и тетя) ходят к гадалкам и целителям разным. Братья у меня к Вам вопрос: я читаю намаз 5 раз, стараюсь придерживаться всех правил шариата. С женой официально (ЗАГС) разведены уже полгода, талак был произнесен 1 раз. Полгода назад в порыве очень сильного гнева, произнес талак трижды! Ссора была из-за тещи и тети. Но у меня не было намерения с ней разводиться, я сильно раскаился, просил прощения и просил вернуться ко мне и сохранить семью. Я люблю свою жену, не могу без нее жить, и хочу вернуть ее и восстановить свою семью. Она уже встречается с другим. Хочу знать будет ли она считаться моей женой по шариату? Имею ли я право ее вернуть? Не будет ли она для меня харамом? Я ее уже предупреждал, что она делает большой грех. Как можно искупить вину за нее? Какова точка зрения на все это со стороны Ислама? Как быть подскажите пожалуйста, прошу Вас, все это не дает мне жить нормально уже более полугода. Иногда думаю, что мою жену заколдовали, потому, что она очень сильно изменилась так, что порой я ее не узнаю.
Abu 'Abdulla
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Троекратный развод при сильном гневе

Сообщение Abu 'Abdulla »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлах уа баракатуху
Брат Bagdat, пойми правильно, здесь тебе никто не даст прямого фатуа на твой вопрос, максимум что ты здесь получишь - это общие положения касающиеся никаха и развода, плюс ещё добрый совет, слова утешения, мольбы за тебя.
Однако, твой частный случай, требует конкретного разбирательства со знающим человеком.
Джа’фар ибн Ийяс сказал: “Как-то я спросил Са’ида ибн Джубайра (ученика Ибн ‘Аббаса): «Почему ты не говоришь о вопросах развода ничего?» На что он ответил: «Нет в этом вопросе того, о чём я не спрашивал бы сам, однако я не желаю (посредством своих слов) сделать дозволенным запретное или сделать запретное дозволенным»”. ад-Дарими (136). Асар достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” (698).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Троекратный развод при сильном гневе

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-ЛЛахи уабаракатух.

Тут затрагиваются два положения:
1 - Развод в гневе.
2 - Троекратный развод за один раз.

Для начала хотелось бы отметить, что спешка человека с разводом - это большая беда и ошибка многих мусульман. Неужели нельзя усвоить, что женщину не напугать разводом, и что этот метод неправильный! А потом сидят и цепляются за соломинку, что делать, как быть я не хотел, у нас дети... и т.д.

Шариат запрещает разбрасываться словами развода!
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что происходит с людьми, которые играются с установлениями Аллаха, говоря (своим жёнам): “Я развёлся с тобой, я вернул тебя, развёлся с тобой, вернул тебя”?!» Ибн Маджах (2017), аль-Байхакъи (7/322), Ибн Батта в “Ибталь аль-хияль” (55). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам Ибн аль-Къайим, хафиз аль-Бусыри назвали иснад хадиса хорошим, а шейх Ахмад Шакир достоверным. См. “Баян ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” (482), “Игъасату-лляхфан” (1/503), “Мисбах аз-зуджаджа” (2/123), “Низам ат-талякъ” (стр. 35).
Сказал имам ас-Синди: “Слова: «играются с установлениями Аллаха» означают: «Не придают этому значения». Если развод ненавистен для Аллаха, и узаконен для нужды людей в нём, то границы и установления его выражаются в том, чтобы человек не прибегал к нему, кроме как при нужде. А частое использование таких слов указывает на то, что человек не придаёт должного значения этим границам. А слова: «говоря (своим жёнам)» указывают на то, что такой человек часто даёт развод без нужды в нём, более того, делает это, несмотря на нужду в жене, поэтому он также часто и возвращает её”. См. “Хашия ас-Синди” (2/500).

Также Шариат запрещает давать за один раз более одного развода, что было мнением многих саляфов.
Махмуд ибн Лябид (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщили о том, что некий мужчина развёлся со своей женой, дав ей разом троекратный развод. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разгневавшись, поднялся со своего места и сказал: «Неужели вы играете с Книгой Аллаха, тогда как я ещё среди вас?!» Услышав это, один из сподвижников встал и сказал: “О Посланник Аллаха, не убить ли мне его за это?!” ан-Насаи (3401). Имам Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Задуль-ма’ад” (4/52), “Иршад аль-факъих” (2/194), “Гъаятуль-марам” (261).
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) приводили того, кто давал троекратный развод за один раз, он бил его по спине!” Са’ид ибн Мансур (1/264). Имам ас-Сан’ани назвал иснад достоверным. См. “Субулю-Ссалям” (6/165).

Некоторые учёные говорили, что развод при гневе бывает трёх видов:
1 - Когда гнев был сильный, что человек ничего не соображал. Такой развод считает недействительным без разногласия.
2 - Когда гнев был небольшой и человек прекрасно осознавал, что говорит и делает. Такой развод действительный, и в этом тоже нет разногласия.
3 - Когда человек развёлся в гневе, соображая, что он говорит, однако после того, как отошёл гнев, он стал сожалеть о содеянном, и если бы не гнев, то он не развёлся бы вообще. Вот относительно этого развода есть разногласия среди учёных с давних пор.
Да, некоторые учёные заявили о наличии единогласного мнения (аль-иджма’) в том, что развод в гневе вступает в силу, не делая при этом каких-либо разграничений относительно состояния гнева.
Сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали: “То, что исходит от того, кто впал в гнев, как развод, освобождение раба и клятва, то он несёт ответственность за всё это без разногласий”. См. “Джами’у ‘улюми уаль-хикам” (стр. 421).
Сказали шафииты – аль-Мильябари аль-Хинди и Ибн Хаджар аль-Хайтами: “Сошлись учёные на том, что развод в гневе вступает в силу, даже если человек будет заявлять о том, что по причине гнева потерял контроль”. См. “Фатх аль-Мугъис” (4/9), “Тухфатуль-мухтадж” (8/32).
Сказал аз-Зуркъани аль-Малики: “Разводы людей в большинстве случаев происходят как раз в состоянии гнева, и если считать недействительным развод в состоянии гнева, то каждый будет заявлять: «Я был в гневе», и тогда вообще не будут вступать разводы в силу, что является ложным”. См. “Шарх аль-Мууатта” (3/280).
Однако в действительности нет, и не было в этом вопросе единогласного мнения! И те, кто жил до упомянутых учёных, и кто не уступал им в познаниях, если даже не превосходил, как Ибн Таймия и Ибн аль-Къайим, отвергали такое мнение, что гнев в любом его проявлении не препятствует вступлению развода в силу. Поэтому они разделяли развод в гневе в зависимости от степени и состоянии гнева на три степени.
А имам Ибн аль-Къайим даже посвятил вопросу разводу в гневе отдельный труд под названием «Игъасату-лляхфан фи хукми талякъ аль-гъадбан».
Имам Ибн Муфлих аль-Ханбали сказал: “Передал Ахмад хадис: «Нет развода и освобождения раба в состоянии скованности (игълякъ)». В версии от Ханбаля он (Ахмад) сказал: «Т.е. гнева». Также это упомянул Абу Бакр (аль-Халляль), и он не упомянул иного толкования на этот счёт. И Абу Дауд сказал: «Я полагаю, что речь идёт о гневе». А что же касается незначительного гнева, то он не берётся в расчёт, и такой развод вступает в силу”. См. «аль-Фуру’» (9/11).
Также это мнение о том, что развод при сильном гневе не вступает в силу выбрал ханафитский имам – Ибн ‘Абидин. См. “Радд аль-мухтар” (4/452).
И это мнение выбрал также шейх Ибн Баз.

Что же касается троекратный развода за один раз, приравнивается ли к одному разводу или же к трём?
Относительно этого вопроса было некое разногласие, хоть первые поколения саляфов в основном были единодушны в том, что такой развод считается за все три.
Мнением о том, что троекратный развод за один раз приравнивается к одному был известен именно имам Ибн Таймия, а также те, кто последовал за ним в этом вопросе. Они опирались на следующий хадис:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в правление Абу Бакра, и два первых года правления ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), троекратный развод за один раз - приравнивался к одному. Затем ‘Умар сказал: “Люди в спешке решают дела, в которых следует проявлять терпение. Почему бы нам не претворить в жизнь то, что они торопят?” После чего он принял это решение (окончательно расторгать брак после троекратного развода)”. Муслим (1472).
Они сказали, что это был иджтихад ‘Умара, и это не было отменено, так как отмена шариатского положения не может произойти после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Об этом учёные писали много, и всё это подробно приводить сейчас нет возможности.
Также они опирались на хадис, переданный Ибн ‘Аббасом, что однажды Абу Рукана дал своей жене троекратный развод за один раз, после чего пожалел об этом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Как ты развелся?» Он сказал: "Трижды" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «За один раз?» Он ответил: "Да". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Это один развод, и если желаешь, то верни её». Ахмад (1/265), аль-Байхакъи (7/339).
Однако относительно достоверности этого хадиса были разногласия, но он имеет несколько различных путей передач, по этой причине достоверность этого хадис подтвердили имам Ахмад, как это передал Ибн аль-Къайим, имам Абу Дауд, имам ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бадр аль-мунир” (8/104), “Маджму’уль-фатауа” (3/18), “Тахзиб ас-Сунан” (3/122), “Ируа аль-гъалиль” (7/145).

Наконец, вопрос к брату, открывшему эту ветку: "А нужно ли возвращать такую жену?!" Раз она уже встречается с кем-то, тебе это нужно?
Ты случаем не чрезмерно выражаешь свои чувству к ней и любовь? С её стороны есть то же самое?! Сомневаюсь, раз она уже с кем-то встречается. Не подумай брат, что я вмешиваюсь в твою личную жизнь, просто хочу сделать братское наставление. И хотел бы тебе сделать это наставление великими словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Люби того, кого ты любишь умеренно, ведь в один из дней он может стать тем, кого ты ненавидишь! И ненавидь того, кого ты ненавидишь умерено, ведь в один из дней он может стать тем, кого ты любишь!» ат-Тирмизи (1997), ат-Табарани в "аль-Аусат" (2/12). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» (178)
Женись брат на такой мусульманке, чьи родители и тёти не занимаются колдовством и не бегают по гадалкам, делая порчу!
Аллах в помощь!
Bagdat
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 14:57

Троекратный развод при сильном гневе

Сообщение Bagdat »

Асаламу алейкум уа рахматулахи баракат. Извиняюсь, что долго не было меня! Хочу выразить благодарность всем братьям за понимание и что поддержали в трудную для меня время! Хочу еще раз сказать спасибо братьям! Да вознаградит Вас АЛЛАХ за ваши труды и старания!!!
Ответить