بسم الله الرحمن الرحيم
И’ТИКАФ
(Затворничество в мечети)
Определение слова "и’тикаф"
Языковое значение "и’тикаф" – это пребывание в каком-либо месте. А в терминологическом определении – это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения Аллаху.
См. “аль-Муфрадат” 343, “Шарх Сахих Муслим” 8/66.
О положении и’тикафа
И’тикаф в Исламе является весьма желательным видом поклонения, которое пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал во время каждого Рамадана до конца своих дней. Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
“В последние десять дней каждого Рамадана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не покидал мечеть”.
аль-Бухари 2025, Муслим 1172.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:
“В последние десять дней Рамадана Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда неотлучно находился в мечети, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его. А после него так же стали поступать и его жёны”.
аль-Бухари 2026, Муслим 1171.
Кстати, в этом хадисе также содержится довод на правомочность совершения и’тикафа в мечети и женщинами, если в мечети предусмотрена такая возможность, если в этом не будет искушения, и если она будет делать это с разрешения мужа.
См. “Фатхуль-Бари” (4/277), “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (16/493).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал:
“И’тикаф, является твердой Сунной”.
См. “Фатхуль-Бари” 4/320.
Хафиз ан-Науауи сказал:
“Совершение и'тикафа является Сунной по единогласному мнению и не является обязательным, только если человек не дал обет его совершить. Совершение и'тикафа является весьма желательным, особенно в последние десять дней Рамадана”.
См. «аль-Маджму’» 6/501.
О достоинстве и'тикафа
Нет сомнений в том, что достоинство и'тикафа велико, ибо это деяние, в котором собрались многие виды великих поклонений, как пост, коллективное совершение обязательных пятикратных молитв, молитва тарауих с джама’атом, чтение Корана, поминание Аллаха, неотлучное пребывание в мечети, ожидание Ночи Предопределения, и многое другое.
Однако достоверных хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно достоинств и'тикафа ничего не передаётся, о чём говорили признанные имамы. Так, Абу Дауд сказал:
“Я спросил у Ахмада: “Есть что-либо достоверное о достоинствах и'тикафа?” На что Ахмад сказал: “Нет ничего, кроме слабых хадисов”.
См. “Масаиль Аби Дауд” (663).
На тему достоинства и'тикафа передаётся хадис со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и'тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, а ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом».
ат-Табарани в “аль-Аусат” (7326), аль-Хаким (7706), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3679).
Но, несмотря на то, что хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» (8/192) посчитал иснад этого хадиса хорошим, всё же он является слабым по причине передатчика по имени Бишр ибн Сальм, которого отвергал имам Абу Хатим.
См. “аль-Джарх уа-тта’диль” (2/358).
По этой причине шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.
См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (5345).
Также со слов Хусайна ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто совершил затворничество в течение десяти дней месяца Рамадан, тот подобен тому, кто совершил два Хаджа и две ‘Умры».
аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3680, 3681).
Но этот хадис ещё слабее предыдущего, более того, шейх аль-Альбани назвал его выдуманным.
См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (518).
Однако следует отметить, что о достоинствах и’тикафа передаются некоторые сообщения от саляфов. Например, со слов аль-Хасана аль-Басри сообщается, что он сказал:
“Совершающему затворничество за каждый день записывается награда, как за Хадж”.
аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3682).
Упомянув предыдущий недостоверный хадис, хафиз аль-Байхакъи привёл этот асар от аль-Хасана аль-Басри и сказал:
“Это сообщение, передаваемое от аль-Хасана аль-Басри любимей для меня, чем передача от Мухаммада ибн Зазана. И аль-Хасан не мог сказать такого, кроме как если такие слова дошли до него”.
См. “Шу’аб аль-иман” (5/437).
Также со слов Айюба ас-Сахтияни сообщается, что он сказал:
“Кто совершил затворничество после вечерней молитвы (магъриб) до ночной (‘иша), не говоря лишнего, тот словно совершил военный поход сразу после похода”.
Ибн Уахб в “Джами’ фи тафсир аль-Къуран” (1/36).
Мудрость и'тикафа
Имам Ибн аль-Къайим сказал:
“Всевышний Аллах установил совершение и'тикафа, мудрость и смысл которого заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет себе собеседников и сможет радоваться только уединению с Аллахом”.
См. “Задуль-Ма’ад” 2/86.
Периоды и'тикафа
Затворничество можно совершать в любое время, и оно не связано лишь с месяцем Рамаданом. Указанием на это служит хадис 'Аиши, которая рассказывала:
“Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил провести определенное время в мечети, а когда он подошел к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что там уже были палатки его жен (‘Аиши, Хафсы и Зайнаб). Увидев их, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Считаете ли вы, что они сделали это из благочестия?» После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) прервал свой и'тикаф, но затем совершил его в месяце Шаууале в течение десяти дней”.
аль-Бухари 2034.
Однако, как уже было сказано наилучшее затворничество – это затворничество в последние десять дней Рамадана.
Минимальное и максимальное время для и'тикафа
Ученые разошлись на несколько мнений в отношении вопроса: каков минимальный срок для совершения и’тикафа. Некоторые говорили день и ночь, некоторые 10 дней, а большинство говорило, что любое время и даже мгновение.
См. “ад-Дурруль-мухтар” 1/445, “аль-Къауанин аль-фикъхийя” 125, “аль-Инсаф” 7/566.
И об этом говорили некоторые саляфы. Я’ля ибн Умайя (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Поистине, я пребываю в мечети час, и делаю это только в качестве и’тикафа!” Абдур-Раззакъ 4/346, Ибн Аби Шайба 3/89. Иснад достоверный.
Но маликиты считали, что самое правильное мнение в том, что минимальное время и’тикафа - это день или ночь, так как это самое минимальное на что указывает Сунна, как в хадисе Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха):
“Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Так исполни свой обет».
аль-Бухари 2032.
Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и’тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и’тикафом.
См. “Фикъх аль-и’тикаф” 55.
А что касается максимального времени и’тикафа, то нет у него ограничения. Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал:
“Совершения и’тикафа не порицается в какое-либо время, и ученые единогласны в том, что нет у него ограничения в максимальном сроке”. См. “аль-И’лям бифауаид ‘Умда аль-ахкам” 5/430.
Когда следует уединяться для совершения затворничества, которое совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха) в последние десять дней Рамадана?
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) желал совершить затворничество, он совершал утреннюю молитву и отправлялся к месту своего уединения”.
аль-Бухари 2033, Муслим 1172/6.
Этот хадис указывает на то, что уединение в мечети на десятидневное затворничество следует совершать после утренней молитвы двадцать первого Рамадана. Этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Ауза’и, Суфьян ас-Саури и аль-Ляйс.
См. "аль-Инсаф" 3/369, "Субулю-Ссалям" 2/174.
Что же касается большинства имамов, среди которых Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, то они считали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети до захода солнца в ночь наступления двадцать первой ночи Рамадана, опираясь на хадисы, указывающие, что пророк уединялся всегда в десять последних ночей Рамадана.
См. "аль-Мудаууана" 2/238, "Умдатуль-къари" 11/148.
Некоторые имамы прекрасно объединили оба мнения и сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети на десять последних ночей Рамадана до вечерней молитвы, а совершив уже утреннюю молитву, он уединялся в своей палатке и поклонялся Аллаху самостоятельно.
См. “Шарх Сахих Муслим” 8/249, “Найлюль-Аутар” 4/313.
Условия и'тикафа
1. Намерение
Ибн Рушд сказал:
“Мы не знаем разногласий относительно необходимости намерения”.
См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/430.
Желающий совершить и'тикаф должен иметь искреннее намерение сделать это ради Аллаха, чтобы получить за это великую награду, а не для того, чтобы весело провести время в кругу других затворников или еще по какой-либо иной причине. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нет награды у того, кто не надеялся на нее».
ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4/206. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
2. Совершение и'тикафа в мечети
Всевышний Аллах сказал:
«Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы уединяетесь в мечетях» (аль-Бакъара 2: 187).
Имам аль-Къуртуби сказал:
"Единогласны ученые в том, что и'тикаф может быть только в мечети!" См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/333.
Будучи единогласными в том, что и'тикаф можно совершать именно в мечети, ученые разошли в том, какой должна быть мечеть. Некоторые ученые говорили, что и'тикаф можно совершать в любом месте, именуемом мечеть. Однако некоторые сподвижники порицали это мнение, как это передается от Ибн 'Аббаса, сказавшего:
“Самые ненавистные деяния для Аллаха – это нововведения! И поистине, из числа нововведений – это совершение и’тикафа в мечетях, которые находятся в домах!” аль-Байхакъи 4/316. Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Другие говорили, что мечеть должна быть именно соборной, в которой совершают пять обязательных молитв. Ибн ‘Аббас сказал:
“Нет затворничества, кроме как в мечети, в которой совершают совместные молитвы”.
См. "Масаиль Абдуллах ибн Ахмад" 2/623.
А Хузайфа говорил, что и'тикаф совершается только в трех мечетях: аль-Харам (в Мекке), мечеть пророка (в Медине) и мечеть аль-Акъса, и это мнение выбрал шейх аль-Альбани. Доводом их является следующий хадис:
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нет затворничества, кроме как в трёх мечетях: Заповедной мечети в Мекке, пророческой мечети в Медине и мечети аль-Акъса».
ат-Тахауи в “Шарх Мушкиль аль-асар” 7/201, аль-Има’или в “аль-Му’джам” 2/720, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 4/316, аль-Факихи в “Ахбару Макка” 1334.
Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль, и др.
См. “Шарх аль-‘Умда” 3/593, “ас-Сияр” 15/81, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2786, “Идах ад-даляля” 15.
Что же касается понимания данного хадиса, то учёные разногласили относительно этого. Некоторые учёные склонились к мнению, что затворничество не совершается ни в какой мечети, кроме трёх упомянутых главных мечетях. Но большинство учёных считало, что затворничество совершается в любой соборной мечети, в которой совершается пятикратная обязательная молитва. А что касается обсуждаемого хадиса, то они пояснили его тем, что затворничество в этих трёх мечетях полноценнее и за это больше награды.
См. “Фикъх аль-и’тикаф” 114-123, “Идах ад-даляля фи тахридж уа тахкыкъ хадис: «Ля и’тикафа илля филь-масаджид ас-саляса»” 15, “аль-Инсаф фи ахкам аль-и’тикаф” 31-41.
3. Соблюдение поста
Что же касается этого условия и'тикафа, то ученые в нем разошлись.
“Для человека, совершающего затворничество, является Сунной не навещать больного; не присутствовать на джаназа; не прикасаться к женщине и не ласкать её; не покидать мечеть, кроме как при крайней необходимости. И нет затворничества, кроме как с соблюдением поста, как и нет затворничества, кроме как в соборной мечети”.
Абу Дауд (2473), ад-Даракъутни (2363). Ибн Муфлих, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Фуру’» (5/138), «Ируа аль-гъалиль» (966), «Тахридж Сунан Аби Дауд» (4/130).
Имам Ибн ат-Таркумани сказал:
“Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк (мир ему и благословение Аллаха)”.
См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.
Также на то, что под словом «Сунна» здесь подразумевается «уаджиб» указывают слова Аиши, которая говорит, что Сунной является не выходить из мечети, кроме как по нужде, не ласкать жену и т.д., а эти вещи во время и'тикафа запрещены.
Имам аль-Джассас сказал:
“Соблюдение поста является условием и’тикафа”.
См. “Ахкамуль-Къуран” 1/245.
Имам Ибн аль-Къайим сказал:
“Не пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего, чтобы он совершал и'тикаф, не соблюдая пост, мало того 'Аиша говорила: «Нет и'тикафа, кроме как с постом». И не упоминал Аллах об и'тикафе, кроме как с постом, и не совершал его пророк (мир ему и благословение Аллаха), кроме как постящимся. И лучшим мнением, на которое указывают доказательства и то, на чем были большинство саляфов, состоит в том, что пост является условием и'тикафа. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Абуль-Аббас Ибн Таймия”.
См. “Задуль-ма’ад” 2/87.
Однако сторонники того мнения, что условием и'тикафа не является соблюдение поста, приводили в доказательство хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха):
“Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Так исполни свой обет».
аль-Бухари 2032.
Они говорят, что ночью человек не поститься, и если бы пост был обязательным условием, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы на это.
Но имам Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал:
“У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”.
См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.
И это усиливает то, что в других версиях этого же хадиса, которые приводят и аль-Бухари и Муслим вместо слов:
“в течение одной ночи”, сказано:
“в течение одного дня”.
Но всё же лучшим мнением многре исследователи считают то, что пост не является условием действительности и'тикафа, однако является желательным деянием при из-за силы довода второй стороны, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха), повелевший Умару выполнить свой обет совершить и'тикаф, не велел ему поститься.
К тому же от самой ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) также передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел установленные палатки его жён в мечети во время его затворничества, сделавшие это из-за ревности друг к другу, он прервал своё затворничество:
“Он ушёл и не стал оставаться в мечети (в Рамадан), но провёл там десять дней в месяце Шаууаль”.
аль-Бухари 2034, Муслим 1171.
И неизвестно, чтобы он при истикафе в месяце Шаууаль соблюдал пост.
Абу Сухейль ибн Малик рассказывал:
“Как-то я и Мухаммад ибн Шихаб собрались у ‘Умара ибн ‘Абуль-‘Азиза. Моя жена дала обет провести в затворничестве три дня в Заповедной мечети, на что Ибн Шихаб сказал: «Нет затворничества, кроме как при соблюдении поста».
Тогда ‘Умар ибн ‘Абуль-‘Азиз спросил его: «Это слова от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?»
Ибн Шихаб ответил: «Нет».
‘Умар спросил: «От Абу Бакра?»
Он ответил: «Нет».
‘Умар спросил: «От ‘Умара ибн аль-Хаттаба?»
Он ответил: «Нет».
‘Умар спросил: «От ‘Усмана?»
Он ответил: «Нет».
Тогда я ушёл и встретил Тауса и ‘Ата, и спросил их об этом, на что Таус ответил: «Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) не считал пост обязательным для затворника, если только он не даст такого обета».
После чего ‘Ата сказал: «И это также является моим мнением»”.
аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (8587). Хафиз аль-Байхакъи назвал это сообщение достоверным. См. “ас-Сунан” (4/523).
Причины делающие и'тикаф недействительным
1. Совокупление с женой
Всевышний Аллах сказал:
«И не вступайте с ними в близость, когда вы уединяетесь в мечетях» (аль-Бакъара 2: 187).
Ибн ‘Аббас сказал:
“Если затворник совершил совокупление во время уединения, то он сделал недействительным свое уединение”.
Ибн Аби Шайба 3/92, ‘Абдур-Разакъ 4/363. Иснад достоверный.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал:
"Ученые единогласны в том, что затворник не вступает в близость и не целует жену".
См. "ат-Тамхид" 8/331.
2. Выход из мечети без уважительной причины.
'Аиша (да будет доволен её Аллах) рассказывала:
“Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из мечети, кроме как по нужде, когда совершал затворничество”.
аль-Бухари 2029, Муслим 297.
Также ‘Аиша сказала:
“Для человека, совершающего затворничество, является Сунной не навещать больного; не присутствовать на джаназа; не прикасаться к женщине и не ласкать её; не покидать мечеть, кроме как при крайней необходимости. И нет затворничества, кроме как с соблюдением поста, как и нет затворничества, кроме как в соборной мечети”.
Абу Дауд (2473), ад-Даракъутни (2363). Ибн Муфлих, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Фуру’» (5/138), «Ируа аль-гъалиль» (966), «Тахридж Сунан Аби Дауд» (4/130).
Выход затворника из мечети без необходимости, нарушает и'тикаф по единогласному мнению ученых.
См. "Кашшаф аль-кана'" 3/362, “ад-Динуль-Халис” 8/421.
Если же затворник вынужден выйти из мечети, как например для совершения малого или большого омовения, для справления нужды, чтобы покушать, или если опасается что его имущество пропадет и т.п., то его затворничество не нарушено! Имам Ибн Хубайра говорил:
"Единогласны ученые в том, что человеку дозволено выйти из мечети в случае необходимости".
См. "аль-Ифсах" 1/259.
Краткое напоминание желающим совершить и'тикаф
Во время уединения не следует увлекаться решением мирских дел, заключать торговые сделки, излишествовать во сне, пустословить и т.п., чтобы не терять награду за и'тикаф, а следует проявлять больше усердия в поклонении Аллаху в эти великие ночи.
Имам Ибн Къудама сказал:
“Является желательным для того, кто совершает затворничество в мечети, чтобы он был занят молитвой, чтением Корана, поминанием Всевышнего Аллаха и тому подобными видами поклонения. И ему следует отстраняться от того, что его не касается из числа различных слов и дел; а также не быть многословным, ведь тот, кто много говорит – много ошибается. Следует отстраняться от споров, препирательств, ругани и прочей скверны, ибо всё это порицается и не во время затворничества, а при затворничестве от этого следует отдаляться тем более. Однако и’тикаф не будет нарушен совершением чего-либо из упомянутого. И нет проблем в разговоре при надобности, как и в общении с другими”.
См. “аль-Мугъни” (3/201).
Также следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые тоже находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, и помнить о великих достоинствах хороших проявлений братства и о том, что помощь мусульманину в некоторых случаях может быть даже лучше, чем сам и'тикаф, как об этом передаётся в некоторых хадисах:
«И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца».
Ибн Аби ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 176.
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху - Господу миров!