Глава: Джибрил спрашивает пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, Исламе и чистосердечии /ихсан/.
Хадис №47 (50)
Сообщается, что
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «
Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился среди людей, (
на возвышенном месте)
к нему подошёл какой-то человек и спросил /О посланник Аллаха/: “Что такое вера?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“/Суть веры/ в том, чтобы верил ты в Аллаха, в Его ангелов, во встречу с Ним и в Его посланников, а также в том, чтобы верил ты в воскресение”. /Человек/ спросил:
“Что такое Ислам?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“/Суть/ Ислама в том, чтобы ты поклонялся одному только Аллаху и никого не придавал ему в сотоварищей, совершал молитву, выплачивал обязательный закят и соблюдал уразу в рамадане”. /Человек/ спросил:
“Что такое ихсан?” /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал:
“/Ихсан — значит/ поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то, /не забывая о том, что/ Он, поистине, видит тебя”. /Человек/ спросил:
“Когда наступит Час этот?” /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
“Тот, у кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос, но я поведаю тебе о предзнаменованиях этого Часа: /он приблизится,/ когда невольница породит /того, кто станет/ её хозяином, а пастухи /, некогда занимавшиеся выпасом/ чёрных верблюдов, станут соревноваться друг с другом в возведении огромных жилищ /или станут управлять людьми/. /Все это из предзнаменований/. /Однако Час этот является одной/ из пяти вещей, о которых не знает никто, кроме Аллаха”. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал айат /, в котором сказано/:
“Поистине, лишь Аллах знает о Часе этом. Он ниспосылает дождь и знает о том, что находится в утробах. Никто не знает, что приобретёт он завтра, и никто не знает, в какой земле умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Сведущий!” (
сура 31 Лукман аят 34)— после чего /этот человек/ удалился, /пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,/ велел /своим сподвижникам/:
“Верните его!”. /Они хотели его вернуть/ Однако они ничего не увидели, и тогда /посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал:
“Это был Джибрил, который пришёл для того, чтобы научить людей их религии”».
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что если термины Ислам и Иман приходят в одном тексте, каждый из них указывает на свой отдельный смысл, а если они приходят отдельно то каждый из них указывает на другой.
2. В хадисе указание на обязательность верить в скрытый мир.
3. В хадисе указание на то, что скрытый мир можно познать только через довод из Корана и Сунны
4. В хадисе указание на обязательность веры в столпы Имана.
5. В хадисе указание на обязательность верить в имена и атрибуты, которыми Аллах описал себя в Коране или Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверной Сунне.
6. В хадисе указание на то, что верующие увидят своего Господа в Судный День.
7. В хадисе указание на то, что самой важной и самой первой обязанностью для людей является единобожие.
8. В хадисе указание на важность таухида улуюхия
9. В хадисе указание на то, что ученому следует проявлять скромность и быть снисходительным к тем, кто задает ему вопросы.
10. В хадисе указание на то, что иман – это слова, дела и убеждения. И на то, что он имеет разные степени. И на то, что он увеличивается и уменьшается.
11. В хадисе опровержение философами еретикам, которые не верят в Аллаха.
12. В хадисе опровержения тем, кто заявляет о том, что об Аллаха можно узнать путем разума. Об Аллахе можно узнать только через знамения (
уахьи)
13. В хадисе опровержение мурджиитам, с той стороны, что Ислам это не только произносить шахаду, но и выполнять столпы.
14. В хадисе опровержение хариджитам, с той стороны, что не придавать Аллаху сотоварищей и совершение молитвы и уразы являются разными вещами. Хариджиты же все это сделали одной вещью. То есть придавать Аллаху сотоварищей ширк, не молится – ширк, не держать уразу – ширк и т.д.
15. В хадисе опровержение кадаритам и джабритам.
16. В хадисе опровержение джахмитам и муътазилитам, с той стороны что верующие увидят своего Господа в судный день. Так же с той стороны, что Коран – слова Аллаха. И со стороны многих других вопросов, в которых они отошли от истины.
17. В хадисе опровержение рафидитам, которые утверждают что иман, это иман в имамитство и безгрешность семьи пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
18. В хадисе опровержение суфистам и всем приверженцам нововведений, с той стороны, что то, что упомянуто в этом хадисе – это религия, а не то, что они придумали.
19. В хадисе указание на то, что ихсан, наивысшая степень имана.
20. В хадисе указание на то, что Аллах следит за Своими рабами.
21. В хадисе указание на такой атрибут Аллаха, как зрение.
22. В хадисе указание на запрет давать фатва без знаний.
23. В хадисе указание на то, что если ученые чего-то не знает, не следует ему стеснятся говорить: «
Не знаю». И на то, что ему следует обучать этому своих учеников.
24. В хадисе указание на то, что отсутствие видения Аллаха на это свете, не значит отсутствие этого на том свете.
25. В хадисе указание на то, что налоги, которыми облагают людей являются запретными и на то, что люди не обязаны ими.
26. В хадисе указание на то, что ученому следует оставлять ответы на те вопросы, в которых нет пользы спрашивающему и отвечать ему тем, что действительно принесет ему пользу.
27. В хадисе указание на то, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не знает скрытого. И в этом опровержение излишествующим суфистам.
28. В хадисе указание на стремление сподвижников к требованию знаний
29. В хадисе указание на законность давать «салям» (
в некоторых версиях хадиса сказано, что он дал ему салям)
30. В хадисе указание на дозволенность спрашивать ученого не с целью что-то узнать, а с целью обучить этому присутствующих.
31. В хадисе указание на то, что религия это то, на что указывают Коран и Сунна, а не мнения и вкусы.
32. В хадисе указание на то, что хороший вопрос называется знанием и обучением.
33. В хадисе указание на дозволенность сидеть на возвышенном месте при обучении. (
кресло, стул, минбар и т.д.)
34. В хадисе опровержение пантеистам, с той стороны, что в хадисе говорится о том, что Всевышний Аллах, ангелы и его посланники, все это разное.
35. В хадисе указание на то, что ангелы могут принимать образ мужчин.
Однако не следует из этого брать, дозволенность театральных сценок.
36. В хадисе указание на то, что из признаков судного часа не берутся шариатские положения. Т.е. сами по себе они не указывают не на добро, не на зло, если только на то нет отдельного довода.
37. В хадисе указание на величие этого хадиса, и на то, что он является основой знакомства с религии, так как он собрал в себе все его основы и правила.
38. В хадисе указание на красноречие пророка, да благословит его Аллах и приветствет, и на то, что не смотря на то, что его слова были короткие, но они несли в себе огромный смысл.
39. В хадисе указание на желательность одевать белую одежду.
40. В хадисе указание на то, что при чтении аятов в качестве довода не следует делать «
истиъазу».
41. Этот хадис назван Матерью Сунны, как об этом сказал имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах ).