уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух
Спросили шейха
Усаймина (рахимахуллах) (Шарх Сахих Муслим, кассета 2б, 19:50): "В Мекке и Медине есть горы. В отношении людей, которые находятся у подножия гор, солнце село и они позвали азан, а которые находятся на вершине гор, видят солнце, можно ли им разговляться с азаном?"
Шейх ответил: "В Мекке и Медине зовут азан, когда солнце садится за горами"
...
Спрашивающий: "А те, кто видят солнце, они должны ждать пока сядет солнце?"
Шейх: "Да, без сомнения"
Далее (22:25) его спрашивают (то, что разобрал): "Шейх, чтобы мы правильно поняли, в чем разница между жителями подножия горы и жителями вершины горы относительно хукма ифтара?"
Шейх: "Т.е. если жители на вершине горы скажут, что солнце еще не село, то запрещено разговляться тем, кто находится у подножия горы. Потому что, они (находятся) в одном месте, разнятся только в высоте и низине"
Также его спросили ("Шархуль-мумти'", "Китабус-сыям", кассета 5б, 39:13): "Люди (живущие) на равнине и в горах. А также находящиеся в самолете. Если он в небе ... солнце садится (в отношении тех, кто) на земле раньше (чем тех, кто в небе). Можно ли делать аналогию с горами, небоскребами ..."
Шейх: "Не понял"
Спрашивающий: "Если разнится местность. В ней равнины и горы. Или очень высокие здания ..."
Шейх: "Тот, в отношении кого солнце село, тот разговляется, а тот, в отношении кого солнце не село, тот не разговляется"
См. "Шархуль-мумти'", 6/398.
Спросили шейха
аль-Альбани (рахимахуллах): "Те, кто находится у подножия горы и те, кто на ее вершине, разговляются в одно время? Если тот, кто у подножия горы видел как село солнце" (вопрос отсюда:
http://alathar.net/home/esound/index.ph ... id=1&f=440 )
Шейх ответил: "Каждый, кто видел, что солнце село, разговляется, а кто видел, что солнце еще не село, не разговляется. Если кто-то, например, находится у подножия горы, он не сравнится с тем, кто находится на вершине горы. В отношении того, который находится у подножия горы, солнце село, а тот, кто на вершине горы, видит часть солнца своими глазами. Ты представляешь этот природный случай со мной?"
Спрашивающий: "Да"
Шейх: "Хорошо. Итак, тот, кто находится у подножия горы или в долине, видит как солнце село, то он разговляется. А что касается того, кто на вершине горы и ему до сих пор видно солнце, то для него другой горизонт. Солнце склоняется за его горизонтом. А у того, кто находится во втором горизонте, у него третий горизонт. Вот так, горизонтов много. Потому что, я думаю, что ты согласен с моим убеждением, что земля круглая. Разве не так?"
Спрашивающий: "Так"
Шейх: "Значит, как сказал (пророк), мир ему:
"Если ночь появляется с этой стороны, и день отбывает сюда, и солнце садится, тогда пост постящихся людей прерывается". Начало этого востока и запада различаются в зависимости от различии шарообразности земли. Наверное, тебе стало понятно."
См. "Сильсилятуль-худа уан-нур", кассета 565, 28:18.
Спросили шейха
Абдульмухсина аль-Аббада (хафизахуллах): "Мы поехали в Мекку и когда приблизились к Мекке, село солнце, в то время, как мы находились в горной местности. И когда исчез солнечный диск за гору, мы разговились опираясь на некоторых слова достойных людей. Есть на нас что-то?"
Шейх: "Ваши слова: "мы находились в горной местности. И когда исчез солнечный диск за гору" - это упущение от вас. Потому что, солнце ушло за гору, но не село за горизонт в отношении вас. Это ... упущение. Аллаху а'лям, но подобное не правильно. Следует обезопаситься и возместить пост"
См. "Шарх Сунан ат-Тирмизи", Китабус-салят, кассета 36, 58:25.