Возвращение к ученым: правила и неприемлемые крайности

Ответить
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Возвращение к ученым: правила и неприемлемые крайности

Сообщение Aleesh »

Возвращение к ученым: правила приверженцев Сунны и крайности, не имеющие отношения к саляфии.

Шейх Ахмад Ан-Наджар.
Возвращение к ученым - мы часто слышим это выражение, и оно само по себе является истиной, на которую указывают доводы. Однако, некоторые люди стали использовать его для подтверждения ложных, несостоятельных установок, и это обязывает требующих знание исследовать приемлемое и неприемлемое в том, что извлекается из его значения, расставив точки истины над его буквами.

И сколько же правильных выражений было использовано
- в ложном смысле,
- или в качестве прикрытия для продвижения чего-либо несостоятельного и неправильного.

Это выражение составлено из двух слов - "возвращение" и "ученые" - и необходимо понять границы значения каждого из этих слов, а затем понять их как словосочетание.

Во-первых, что касается понимания значений этих слов по отдельности.
1. Возвращение - отглагольное существительное от глагола "возвращаться". Его значение - вернуться.
2. Ученые - множественное число слова ученый. А ученый - это тот, кто следует Корану и Сунне, и чьи верные решения превышают то, в чем он ошибся. И ошибкой является применение звания "ученый" к тому, у кого не установлено обладание таким качеством, как знание.
Ученые, в свою очередь, имеют разные уровни и степени. Есть среди них утвердившиеся (расихин) в знаниях, и есть меньше этого уровнем. Есть те, которые являются специалистами в ряде наук, и есть те, которые специализируются в определенной из них.
И не каждый, кто заявляет о себе, что он - ученый, или о ком заявлено другими, что он - ученый, на самом деле является ученым. - На это обязательно нужно обратить внимание, так как применение определенного описания к определенной личности нуждается в обладании пониманием (фикх) и богобоязненностью (уар').

Во-вторых, что касается понимания этих слов как единого выражения.
Смысл выражения "возвращение к ученым" - возвращение к их словам, иджтихадам и пониманию.
- И если они объединились на определенном мнении, то ни одному человеку не разрешено противоречить им,
- а если они разногласят, то выбирается какое-либо из их мнений исходя из доводов и их силы - не голых страстей.
- Так же не разрешено вводить новое мнение (при устоявшемся наборе мнений по старым вопросам). И сейчас мы не будем рассматривать такое действие, как объединение частей из разных мнений в одно.

Что касается следующего за учеными, то это могут быть два человека:
- или мукаллид, и его обязанностью является обращение с вопросами к ученым, как сказал Всевышний: "Спросите же обладателей знания, если вы не знаете";
- или муджтахид, и его обязанностью является не вводить новое мнение (при устоявшемся наборе мнений по старым вопросам), в котором его никто не опередил. И его определение более сильного мнения должно основываться на доводах, как это установлено в книгах "усуль аль-фикха" и "мусталяха".
Таково правильное понимание этого выражения.

Таким образом, не разрешено человеку высказывать мнение (в старых вопросах), в котором у него нет имама (предшественника), или противоречить единогласному мнению ученых. И возвращение к ученым-воспитателям (уляма-раббанийюн) - это одно из отличительных качеств приверженцев Сунны, и к этому призывали сподвижники, такие как Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, а так же имамы, которые жили после них. И в моей предыдущей заметке под названием "Колебание между истиной и ложью" уже упоминалось, что ученые, утвердившиеся в знаниях (расихун), не вводят новшества в религию Аллаха.

А что касается ложных и несостоятельных идей, которые пытаются продвигать под прикрытием этого выражения, то их много. Из них:
1. Призыв к партийной и фанатичной приверженности некоторым ученым, оставляя остальных, и говоря при этом о (важности и необходимости) следования ученым.
2. Ограничение круга ученых только лишь определенной группой из их числа.
3. Обязывание требующих знание тем, чтобы они следовали словам некоторых ученых, в то время как есть другое весомое мнение у других ученых.
4. Возвращение к словам ученых приверженцев нововведений в том, в чем они (эти ученые) заблудились, говоря при этом (при возвращении к ним) о (важности и необходимости) следования ученым.
5. Когда не обращают внимания и не придают значения словам праведных предшественников (саляфов), которые противоречат тому, чего придерживаются некоторые современники, и когда при этом придают значение только словам и пониманию некоторых современников.
6. Введение новых правил, на которые Аллах не ниспослал какого-либо довода. Из них то, что слова праведных предшественников должны пониматься только в соответствии с пониманием определенных ученых, даже если им (в этом понимании) противоречат другие ученые.
7. Чрезмерное (возвеличивание и почитание) некоторых ученых за счет (порочения и принижения) других.
И так далее.

И некоторые из них (продвигающих ложные идеи) приводят в довод то, что ученые во время имама Ахмада обратились за решением к нему. Однако в этом нет довода на обязывание людей следованием мнению одного ученого, оставляя других. Поскольку те из ученых, которые обратились к имаму Ахмаду, обратились к нему в том вопросе, в котором не смогли определиться с решением из-за неоднозначности этого вопроса (об уместности восстания против правящего тогда халифа-му'тазилита) в их глазах. И среди ученых "усуля" есть разногласие в вопросе: разрешается ли муджтахиду делать таклид за другим муджтахидом? Среди них есть те, кто разрешил, и есть те, кто запретил с определенными подробностями в этом положении, которые сейчас разбирать неуместно.
А что касается того положения, когда у ученых есть разные мнения, но человека обязывают следованием мнению определенного из них и оставлением других, то это - беда, и никак не является манхаджем праведных предшественников.

Да, может быть так, что один ученый выскажется об определенной личности или по определенному вопросу, и промолчит другой, потому что не знает положения той личности или обсуждаемого вопроса, или не имеет для этого достаточного времени, или доверяет богобоязненности, справедливости и беспристрастности того ученого. И его молчание не обязывает его тем, чтобы он все же высказывался. Однако, когда для него проясняется обратное тому, что постановил тот ученый, то он выражает несогласие с ним. Как не согласился имам Муслим и другие с хафизом Аз-Зухли в его словах против имама Аль-Бухари. Как не согласился Ибн Аль-Кайим с имамом Ахмадом в вопросе "ляфза" и склонился к мнению Аль-Бухари.
И, как я уже упомянул ранее: если разногласят ученые, то учитываются доводы, и допустимо следовать одному из их мнений (какому бы ученому оно ни принадлежало).

И из основ саляфии: отвержение слепого следования и фанатичной приверженности определенной личности. - За исключением посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Затем, остерегайся насколько сможешь того, кто обвиняет ученых приверженцев Сунны в глупости, или порочит их, или предостерегает от них.
Или говорит: "Мы - люди, и они (такие же) - люди".
Или: "Не прогибайся перед учеными".
Или: "Не смотри в рот другим".

Так же из того, на что нужно обратить внимание: если ученый из числа приверженцев Сунны ошибся, то необходимо сохранять его честь и достоинство, но не следовать за ним в его мнении. Потому что нам приказано следовать истине, а не за людьми. Слова ученых нуждаются в доводах, а сами по себе доводом не являются.

Мы в этих вопросах между крайностью и упущением, ведь истина между ними. Давайте же беречь в сохранности наши основы и правильно понимать их. И сражаться с каждым, кто желает обезобразить саляфию или ввести в нее новые основы, к которым она непричастна.

И к Аллаху мы обращаемся за помощью.

Это то, что получилось изложить, проявляя искреннее отношение к мусульманам, защищая манхадж праведных предшественников от того, чтобы привносилось в него то, что не имеет к нему отношения, и снимая с себя ответственность (за обязанность донесения знания об этом). И я прошу Аллаха, чтобы он сделал это полезным (для Ислама и мусульман).

Написал это Ахмад Мухаммад Ас-Садик Ан-Наджар.
04.10. 1436 г.х.

См.: https://www.facebook.com/anaseeh/posts/506230489524834, https://www.facebook.com/permalink.php? ... 5418663609, http://www.alngar.com/user/Re_article.aspx?id=5103
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Возвращение к ученым: правила и неприемлемые крайности

Сообщение Aleesh »

Об обвинении в ругани ученых и порочении их.
Некоторые люди если не согласны с тобой в каком-то вопросе или мнении, то обвиняют тебя в противоречии ученым, или в ругани ученых, или в порочении их.
Это является опрометчивостью с двух сторон.

С одной: из явного смысла его слов понимается, что он приписал тебе противоречие единогласному мнению ученых (иджма), и это - ложь, так как он подразумевает, что ты противоречишь лишь некоторым из них в отличие от других (ученых), но, чтобы обезобразить тебя в глазах народа и отвернуть от тебя людей, он делает это ложное заявление.

С другой: противоречие некоторым из ученых на основе доводов не означает ни ругань в их адрес, ни порочение их - нет причинно-следственной взаимозависимости между этими двумя положениями.

Этих лживых обвинений со стороны определенных людей стало много в наших землях (Ливия) и в общем на территориях Магриба (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания). Так, что даже (Абу Наср) Ас-Сиджзи (Аль-Ханафи, ум. 444 г.х.) говорил (в "Рисаля иля ахль Аз-Забид"): "...Особенно магрибийцы - каждому, кто противоречил им, они приписали, что он порочит ученых, чтобы отвернуть сердца людей от него. И обезобразили его, приписав ему слова, которые он не говорил и даже не помышлял о них. - Это было клеветой и ложью с их стороны".

И, клянусь Аллахом, мы видим как это происходит сейчас: приписывают тебе слова, которые ты никогда и не думал говорить. Когда желают отвратить людей от тебя, говорят, что ты порочишь ученых и ругаешь их. Или что ты - высокомерен и не возвращаешься к ним (к ученым).
Насколько же они лживы!

Обязательно для них, коль не усвоили должным образом (чьи-то) слова - не лгать, потому что Аллах запретил ложь.
Сказал Аль-Бухари: "Наша позиция соответствует словам Умара, который сказал: "Я высказываюсь как у меня получается, и кто понял мои слова и хорошо запомнил, пусть передает их, куда бы ни доехал. А кто опасается, что небрежно усвоил слова, тому я не разрешаю возводить на меня ложь". (См. "Хальк аф'аль 'ибад" 229.)
Я прошу Аллаха, чтобы Он наставил заблудших мусульман.

Написал это Ахмад Мухаммад Ас-Садик Ан-Наджар.
См.:https://www.facebook.com/anaseeh/posts/508463799301503, http://abuasmaa12.blogspot.com/2015/07/ ... t_975.html, https://www.facebook.com/permalink.php? ... 5418663609
Ответить