О достоверности известного хадиса ‘Ади ибн Хатима
Добавлено: 15 авг 2015, 18:04
ас-Саляму алейкум.
Вопрос мой касается известного хадиса:
‘Ади ибн Хатим рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха» (ат-Тауба 9: 31). Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда он спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он сказал: «Это и есть поклонение им!»”. ат-Тирмизи 3095, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Я прослушал запись одного студента, где он, как я понял, читает шарх книги "Фатх уль-маджид", где упоминается что некий Мухаммад Хизам, как я понял, это тот кто делает шарх, говорит о слабости этого хадиса: "Этот хадис приводит Тирмизи, ибн аби Хатим, Табарани, Байхакы, ибн Са`д, абд ибн Хумейд, ибн Мардауейх, иснад хадиса слабый. В этом иснаде присутствует человек по имени Гъутойиф ибн А`йан, и он является слабым. Это же сообщение пришло со влов Хузейфы ибн Ямана,да будет доволен им Аллах, у Ат-Табари, но иснад мункъоты` (прерванный), т.к. передается от абу аль-Бухтари, со слов Хузейфы, а абу аль-Бухтари ничего не слышал от Хузейфы".
Дальше Мухаммад Хизам рассматривает вопрос, можно ли подкрепить один иснад вторым, в котором Хузейфа сам от себя сделал разъяснение этого аята, и вообще можно ли этим хадисом где разъяснение сподвижника подкрепить этот слабый иснад разъяснения аята пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Вместе с тем, что разъяснение аята Хузейфой, да будет доволен им Аллах, само не установлено полноценно, т.к. иснад прерван. И вывод Мухаммад Хизама, что НЕТ НЕ МОЖЕТ, т.к. некоторые сказали что тафсир аята сподвижником у него хукм роф`(т.е. подобен тафсира пророка, да благословит его Аллах и приветствует), т.к. сподвижник не может сделать тафсир аята от себя. Однако это не совсем правильно! Т.к. сахабы делали от себя тафсир аятов, поэтому это не совсем правильно. Вывод что хадис не достоверный...
Вопрос: Известно ли вам разногласие в достоверности этого хадиса, и был бы благодарен если бы привели мнения и доводы обеих сторон.
ДжазакумуЛлаху хайран.
Вопрос мой касается известного хадиса:
‘Ади ибн Хатим рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха» (ат-Тауба 9: 31). Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда он спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он сказал: «Это и есть поклонение им!»”. ат-Тирмизи 3095, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Я прослушал запись одного студента, где он, как я понял, читает шарх книги "Фатх уль-маджид", где упоминается что некий Мухаммад Хизам, как я понял, это тот кто делает шарх, говорит о слабости этого хадиса: "Этот хадис приводит Тирмизи, ибн аби Хатим, Табарани, Байхакы, ибн Са`д, абд ибн Хумейд, ибн Мардауейх, иснад хадиса слабый. В этом иснаде присутствует человек по имени Гъутойиф ибн А`йан, и он является слабым. Это же сообщение пришло со влов Хузейфы ибн Ямана,да будет доволен им Аллах, у Ат-Табари, но иснад мункъоты` (прерванный), т.к. передается от абу аль-Бухтари, со слов Хузейфы, а абу аль-Бухтари ничего не слышал от Хузейфы".
Дальше Мухаммад Хизам рассматривает вопрос, можно ли подкрепить один иснад вторым, в котором Хузейфа сам от себя сделал разъяснение этого аята, и вообще можно ли этим хадисом где разъяснение сподвижника подкрепить этот слабый иснад разъяснения аята пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Вместе с тем, что разъяснение аята Хузейфой, да будет доволен им Аллах, само не установлено полноценно, т.к. иснад прерван. И вывод Мухаммад Хизама, что НЕТ НЕ МОЖЕТ, т.к. некоторые сказали что тафсир аята сподвижником у него хукм роф`(т.е. подобен тафсира пророка, да благословит его Аллах и приветствует), т.к. сподвижник не может сделать тафсир аята от себя. Однако это не совсем правильно! Т.к. сахабы делали от себя тафсир аятов, поэтому это не совсем правильно. Вывод что хадис не достоверный...
Вопрос: Известно ли вам разногласие в достоверности этого хадиса, и был бы благодарен если бы привели мнения и доводы обеих сторон.
ДжазакумуЛлаху хайран.