ГЛАВА 1 - Особенности, принципы и правила последователей сунны
и единой общины "ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а"
Различие между опровержением в адрес сторонников нововведений
и между опровержением в адрес последователей Сунны
Дозволяется, чтобы от суннитского ученого исходило опровержение в адрес другого суннитского ученого, если в этом есть польза. Однако ответ в его адрес отличается от ответа в адрес сторонников нововведений и заблуждений.
Ибн Таймийя написал: "
По этой причине стало обязательным разъяснять положение того, кто ошибается в области хадисов и передачи сообщений, или во мнениях и издании фетв, или в аскетизме и поклонении. И если ошибающийся проявляет иджтихад, тогда ему прощается его ошибка, а также он заслуживает награды за свое усердие. Ведь разъяснение высказывания и действия, на которые указали Коран и Сунна, является обязательным, даже если в этом содержится противоречие словам и делам того человека. Если же кто-то известен своим приемлемым иджтихадом, в таком случае нельзя говорить о нём в качестве порицания и обвинения в греховности, поскольку Аллах простил ему его ошибку. Напротив, на основе его веры и богобоязненности необходимо выражать ему поддержку и любовь, выполнять предписанные Аллахом его права: хвалить, обращаться с мольбой и так далее".
"Маджму‘ аль-фатауа" (28/233, 234).
Основная суть заключается в словах Шейхуль-ислама: "
... в таком случае нельзя говорить о нём в качестве порицания и обвинения в греховности".
Нельзя также призывать людей к бойкотированию этого шейха, к оставлению его уроков и лекций, к отказу от получения у него знаний. Нельзя судить о его приверженности секте (
хизбу) и нововведениям, пока он находится в рядах Сунны. А вот если опровержение в адрес ученого исходит от требующих знаний, то ведь они не достойны того, чтобы опровергать кого-то. Вот почему ты видишь в их опровержениях излишества, проявления опрометчивости и перехода границ дозволенного.
Более того, некоторые из них пытаются показать, что они могут заниматься критикой лучше учёных. Например, некоторые требующие знания начинают очернять убеждения суннитского ученого, хотя до него никто из знатоков религии не говорил об этом. Посмотри на это соперничество, которое на самом деле является неуважением и наглостью по отношению к учёным.
Я непременно говорю этой категории людей: "
Если ты продолжишь получение знаний и сможешь извлечь из них пользу, то в будущем тебе станет очевидной ошибочность твоих действий и выявится твоя поспешность. Остерегайся и еще раз остерегайся поспешности в делах, где мы должны быть осмотрительными и терпеливыми".
Знание различий между опровержением в адрес суннита и еретика - может помочь тебе придерживаться справедливости и суметь достигнуть беспристрастности. Ниже приводятся некоторые различия:
1. Кто-то из мусульманской общины обязан выступить с опровержениями в адрес проповедников нововведений. По этому поводу Шейхуль-ислам написал: "
Что касается имамов нововведений из числа тех, кто выступает со словами, противоречащими Корану и Сунне, или вводит обряды нововведения, противоречащие Корану и Сунне, - то разъяснение их положения и предостережение исламской общины от них является обязательным, по мнению всех мусульман. Ведь очищение дороги Аллаха, Его религии, закона и пути, отражение несправедливости и вражды тех людей ко всему этому, - обязательно в достаточной степени, как считают все мусульмане. И если бы не было тех, кого Аллах устанавливает для отведения вреда имамов нововведений, то пришла бы в упадок религия, и это принесло бы больший вред, чем захват со стороны врагов из числа неверующих, находящихся в состоянии войны. Ведь если они захватят мусульман, то не смогут испортить их сердца и религиозные ценности в них, кроме как через последующее свое влияние. Тем временем имамы нововведений вносят порочность в сердца изначально".
"Маджму‘ аль-фатауа" (28/231, 232).
Данное положение отличается от суннита, допускающего ошибки в религии, поскольку есть множество вариантов относительно его, например, можно обратиться к нему с наставлением или стремиться исправить исходящие от него неправильные слова или действия по отношению к другим, если это связано с делами, исправление которых имеет шариатское основание. Если же ради блага необходимо выступить с опровержением в его адрес, тогда следует так и поступить.
2. При опровержении сторонников нововведений и сект (
хизбов) не упоминаются их достоинства, поскольку мудрость опровержения, наряду с объяснением истины и подавлением лжи, заключается в предостережении от них и вызывании неприязни к ним. Однако это не касается опровержения в адрес суннитского ученого, где нужно лишь остеречь от его ошибки, не предостерегая и не отталкивая от него, и не затрагивая его достоинство и степень.
3. Опровергая призывающих к нововведениям и сектам, необходимо предостерегать от получения знаний у них, от посещения их хутб и лекций. Такой подход не касается тех последователей Сунны, к которым обращены опровержения. Поэтому, опровергая, надлежит упомянуть то, что нельзя следовать его ошибке, однако при этом он заслуживает доверия и одобрения. К тому же дозволяется получать у него знания и обучаться.
4. Необходимо бойкотировать проповедников нововведений и сект в соответствии с пользой, в отличие от суннитского ученого, к оставлению отношений с которым нельзя призывать людей.
5. Очернение проповедников лжи и их разоблачение служит шариатской целью в соответствии с возможностью и пользой, а также согласно степени их нововведений. А вот опровержение в адрес суннита осуществляется посредством доброты и мягкости. Такова основа. Если же польза вызывает необходимость выйти из соблюдения этой основы, тогда ты должен поступать по мере блага.
Однако не следует понимать из моих слов, что тот, кто говорит о сторонниках нововведений и сект, должен говорить о них на основе несправедливости и посягательств. Ведь это запрещено в отношении всех. Под очернением имеется в виду разъяснение вреда и пагубных последствий их нововведений для мусульман, их наглости на пути распространения новшеств, и обольщения ими людей.