АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Ответить
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Сообщение abu_samirah »

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ‎‎


"ат-Таклид"

التقليد

Книга: "Аль-Усуль мин 'Ильм аль-Усуль"

Автор: Достопочтенный Шейх, 'Алляма, Факых Мухаммад ибн Салих аль-'Усаймин, да помилует его Аллах.

Перевод: Абу Самира аш-Шаркаси


Матн.
Определение

"ат-Таклид":

В языковом значении - вешать что-то вокруг шеи, что охватывает ее, как, например, ожерелье.
В шариатском значенииследование за тем, чьи слова не являются (сами по себе) доводом.

И исключаются нашими словами «за тем, чьи слова не являются сами по себе доводом»:

- следование за Пророком ;
- следование за единогласным мнением «аль-Иджма’»;
- следование за сподвижником, если мы говорим (придерживаемся мнения), что слова (сподвижников) являются доводом.

И не называется таклидом следование в чем-либо из этого, т.к. это уже является следованием за доводом. Однако (иногда) это называется таклидом в переносном и в более широком смысле.

Шарх.
"ат-Таклид" в языковом значение - вешать что-то вокруг шеи, что охватывает ее, как, например, ожерелье.
Говорят например قلد فلان فلانا (калляда фулян фуляна) - т.е. такой-то повесил на шею такого-то ожерелье.
«В шариатском значении – следование за тем, чьи слова не являются сами по себе доводом.»
Это и является смыслом слов некоторых (ученых) – «принимать слова того, чьи слова не являются (сами по себе) доводом». Однако то (определение), которое мы упомянули, является наиболее широким, т.к. слова того, кто говорит: «Принимать слова того, чьи слова не являются (сами по себе) доводом» не включает в себя действия. Но если мы скажем: «Следование за тем, чьи слова не являются доводом» - то это объединяет в себе дела и слова. И поэтому мы говорим: «ат-Таклид – следование за тем, чьи слова (сами по себе) не являются доводом»

И исключаются нашими словами «за тем, чьи слова не являются сами по себе доводом»:
- следование за Пророкомﷺ
- следование за единогласным мнением «аль-иджма’»
- следование за сподвижником, если мы говорим (придерживаемся мнения), что слова (сподвижников) являются доводом.


Следование за Посланникомﷺ не называется «таклидом». Однако (иногда) говорят: «Делает «таклид» за Посланником» в более широком смысле, т.к. слова Пророка являются сами по себе доводом.

И принимать то, на чем единогласно сошлись ученые – так же не называется «таклидом». Т.к. единогласное мнение «аль-Иджма’» само по себе является доводом.

Следование за словами сподвижника, в соответствии с тем мнением, что их слова являются доводом, так же не называется «таклидом». И хоть сподвижники не являются Посланникомﷺ, а людьми, которые могут ошибаться или быть правым, однако многие из обладателей знания считают, что слова сподвижников являются сами по себе доводом. Т.к. сподвижники наиболее близки к истине, чем другие.

И поэтому сказал автор: «следование за сподвижником, если мы говорим (придерживаемся мнения), что слова (сподвижников) являются доводом.»

Матн.
Положения таклида.


Таклид бывает в двух случаях:

1. Когда мукаллид (тот, кто делает таклид) является простолюдином, не способным самому познать какое-либо законоположение. Тогда он обязан делать таклид в соответствии со Словами Всевышнего:

﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾

"Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания." (16:43)

И делает он таклид за самым знающим и набожным, кого найдет. Если же двое перед ним будут равны - то он выбирает между ними (за кем делать таклид).

2. Когда для муджтахида наступает случай, которое требует от него незамедлительного принятия решения и он не способен (нет времени) рассмотреть (все доводы касательно этого случая), то ему дозволено делать таклид.

Шарх.

Таклид бывает...


Эти слова охватывают как обязательный таклид, так и дозволенный. Если человек является простолюдином, не способным познать самому законоположение, то ему является обязательным делать таклид, т.к. Аллах сказал:

﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾

"Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания." (16:43)


И не повелено обращаться к ним с вопросом, кроме как с принятием их слов. Иначе нет пользы от вопросов к обладателям Напоминания, если мы не будем поступать в соответствии с тем, что они скажут. Однако необходимо совершать дела в соответствии с тем, что они сказали, т.к. нам повелено спрашивать их.

И делает он таклид за самым знающим и набожным, кого найдет.


И раньше мы уже упомянули, является ли это обязательным или желательным? И мы сказали, что это является желательным, а не обязательным.

Если же двое перед ним будут равны - то он выбирает между ними (за кем делать таклид).


Например, простолюдин услышал, как один человек вынес решение, сказав: " Поистине, с украшений выплачивается закят". И так же он услышал, как другой вынес другое решение, сказав: "Поистине, с украшений НЕ выплачивается закят" И теперь перед ним два мнения, так за каким он будет делать таклид?!

Мы говорим: выбирает, однако он должен делать таклид за тем, кто (по его мнению) является наиболее близким к истине в соответствии с его знаниями и набожностью.

2. Когда для муджтахида наступает случай, которое требует от него незамедлительного принятия решения и он не способен (нет времени) рассмотреть (все доводы касательно этого случая), то ему дозволено делать таклид.


Иногда для человека наступает какой-либо случай, или положение, а он является из обладателей иджтихада (муджтахид), однако времени недостаточно для совершения иджтихада, т.е. он не успевает вернуться к книгам и доводам и рассмотреть слова ученых, тогда ему обязательно надо делать таклид.

Например, иногда мы не способны познать законоположение какого-либо вопроса и в основном мы делаем таклид за Шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, т.к. его мнение наиболее близко к истине, чем других.

Вопрос: Однако можем ли мы делать таклид за другим?

Ответ: Да, мы можем делать таклид за другим, т.к. слова Шейх аль-Исляма или кого-то другого из обладателей знания, даже если могут быть наиболее близкими к истине, но все равно они не являются непреложной истиной, т.к. есть вероятность ошибки касательно их. И поэтому мы говорим,, что по более правильному мнению, не является обязательным делать таклид за более достойным, если есть менее достойный.
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

Re: АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Сообщение abu_samirah »

Матн.

Таклид в основах религии.

И некоторые из них сделали условием таклида то, чтобы вопрос, (где делается таклид), не был из основ религии, в котором обязательно надо быть убежденным. Т.к. (в вопросах) вероубеждении должна быть несомненная уверенность, а из таклида вытекает только предположение.

Но по более правильному мнению это не является условием в соответствии с общностью Слов Всевышнего:

﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾

"Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания." (16:43)

И аят идет в контексте утверждения Послания, а это является из основ религии. Т.к. простолюдин не в состоянии познать истину на основе доводов. И когда он не может сам познать истину, ему ничего не остается делать, кроме таклида, как говорит Всевышний:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей. (64:16)


Шарх.

Некоторые ученые говорят:
"Если вопрос является из основ религии как Вера в Аллаха, в Его Ангелов, в Его Писания, в Его Посланников, в Последний День, в Качества Аллаха и т.п. - в них не разрешен таклид, т.к. в этих вещах необходима уверенность, а из таклид бывает только на основе предположений. И мы не берем то, что строится на основе предположений в тех вещах, в которых необходима уверенность".
И некоторые из них...

Т.е. некоторые ученые.
В котором обязательно надо быть убежденным.

Т.е. в вопросах вероубеждения.

И их доводом является то, что в вопросах вероубеждения должна быть уверенность, а таклид строится только на предположении. И если это из вероубеждения, то необходимо знать его довод. Например, простолюдин говорит: "Я (верю) в такое Качество Аллаха, как Его Нисхождение на Нижнее небо." В таком случае он обязан знать довод на это. И он не может верить в Его Нисхождение на Нижнее Небо кроме как со знанием довода. А если он слышал это от такого-то или от такого-то из ученых, то этого недостаточно. Т.к. вопросы вероубеждения обуславливаются уверенностью в них. А таклид строится только на предположении.
И на это указал ас-Сафарини, сказав:

"И все то, что требует в себе уверенности,
Запрещен в нем таклид этим постановлением."


Однако второе мнение заключается в дозволенности таклида, даже в вероубеждении. И поэтому сказал ас-Сафарини:

"И было сказано о достаточности уверенности в общем смысле
В том, что должна быть уверенность среди некоторых ученых"


Но по более правильному мнению это не является условием


Т.е. не является условием дозволенности таклида то, чтобы вопрос не был из основ религии. Однако дозволен таклид даже в основах религии. И на это наиболее правильное мнение указывают Слова Всевышнего:

﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلَّا رِجَالًا نُوحِي إِلَيْهِمْ ۖ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾

Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого. (21:7)

И аят приходит в контексте утверждения о Послании, а это из основ религии. И если Аллах Всевышний направил нас к обладателям Напоминания в вопросе утверждения Послания, а это из основ религии, то из обращения с вопросом того, кто не знает, к обладателям знаний вытекает таклид по отношению к ним.

Т.к. простолюдин не в состоянии познать истину на основе доводов.


И простолюдин не в состоянии это сделать, однако он верит в это, верит в то, что услышал. Однако то, что касается того, чтобы он перепроверил это на основе доводов и сделал иджтихад - он не в состоянии это сделать.

И когда он не может сам познать истину, ему ничего не остается делать, кроме таклида, как говорит Всевышний:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ

Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей. (64:16)


И доводом на наиболее правильное мнение стало то, что Аллах Всевышний разрешил делать таклид в утверждении о Послании, что является одним из основ религии в вероубеждении.

Во-вторых, простолюдины не в состоянии познать эти вопросы на основе доводов, и в этом достаточен для них таклид на основе Слов Всевышнего:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей. (64:16)
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

Re: АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Сообщение abu_samirah »

Виды таклида.

Матн.

Таклид бывает двух видов:

1. Общий.
2. Частный.

Общий (вид таклида) - это когда (человек) придерживается строго одного определенного мазхаба, берет все послабления, обязательные и все остальные постановления религии (в соотв. с этим мазхабом)


Шарх.


Это когда (человек) придерживается строго одного определенного мазхаба, берет все послабления, обязательные и все остальные постановления религии (в соотв. с этим мазхабом)


Это общий таклид - т.е. например человек является ханбалитом и строго придерживается этого мазхаба, берет из него все желательные и обязательные действия. "Обязательные действия" - это уаджибаты (обязательные к выполнению) и мухарраматы (обязательные к оставлению). "Послабления" - все, что кроме этого.

Например, один говорит: "Я - ханбалит, и следую за ханбалитским мазхабом в каждой вещи."
Второй говорит: "Я - ханафит, и следую за ханафитским мазхабом в каждой вещи".
Третий говорит: "Я - шафиит, и следую за шафиитским мазхабом в каждой вещи".
Четвертый говорит: "Я - маликит, и следую за маликитским мазхабом в каждой вещи".
Пятый говорит: "Я - захирит, и следую за мазхабом Дауда в каждой вещи".
Шестой говорит: "Я - суфьянит, и следую за мазхабом Суфьяна ас-Саури в каждой вещи"
Седьмой говорит: "Я - (придерживаюсь мазхаба) Ауа'и..." и т.д.

Это называется общим таклидом, когда человек делает таклид за мазхабом, принимая все его послабления и обязательные действия. И не смотрит он на другие мазхабы и не обращает на них внимания.

И если он является ханбалитом и ему говорят: " В мазхабе аш-Шафии так-то и так-то в соответствии со Словами Всевышнего.." или "со словами Пророка ", то он говорит: "Нет, я на ханбалитском мазхабе, я мукаллид (делаю таклид за этим мазхабом), и беру то, что есть к ханбалитских книгах и не обращаю внимания на что-либо помимо них".

Второй является шафиитом, берет то, на чем шафииты и не обращает внимание на что-либо другое.

Матн.


И ученые разногласят касательно этого (вида таклида).

Некоторые сказали, что это является обязательным, т.к. иджтихад в поздних (поколениях) невозможен.
Некоторые сказали, что это является запретным, т.к. в этом есть полное обязывание в следовании за кем-то помимо Пророка .

И сказал Шейх аль-Ислям ибн Таймийа:

" Поистине, слова об обязательности подчинения кому-то помимо Пророка во всех повелениях и запретах противоречат "иджма'" (единогласному мнению). А его дозволение - то в этом то, что есть."


Шарх.

Некоторые ученые сказали:

"Человек обязан делать общий таклид, взять один мазхаб из мазхабов и идти по нему. Т.к. иджтихад в поздние времена - невозможен"


И нет сомнений, что эти слова - одни из самых ЛОЖНЫХ слов. Т.к. это приводит в обязательном порядке к тому, что сегодня доводы из Корана и Сунны закрыты. А Коран и Сунна была для предыдущих поколений. А что - же касается поздних поколений, то для них закрыта дверь в приведении доводов ( "аль-истидляль").

Вместе с тем, что Коран и Сунна - являются прямым путем и разъяснением для людей начиная с Послания Посланника . И останется этот Прямой Путь вплоть до наступления Судного Дня.

И сказал Посланник :

"И оставил я вам то, за что если вы будете крепко держаться, то не заблудитесь после меня. Это Книга Аллаха."
См. Сахих Муслим 1218 от Джабира, да будет доволе им Аллах.

И в действительности, некоторые обладающие знанием, которые говорят эти слова, если бы они представили то, к чему обязывают эти слова, то они бы непременно поняли бы, что это из самых ложных мнений. И те, которые говорят: "Поистине, иджтихад закончился и ничего не осталось, кроме таклида" - и нет сомнений, что они муджтахиды - однако, если бы они представили то, что вытекает из их слов, то они бы непременно увидели, что эти слова - ложные. (..)

Некоторые сказали, что это является запретным.


Они сказали:

"Тебе запрещено делать общий таклид и говорить : "Я -ханбалит", или "Я - шафиит", или "Я - маликит", или "Я - ханафит". Т.к. если ты это скажешь, то ты вменяешь на себя полную обязанность следовать за кем-либо помимо Посланника . И делаешь для себя посланником того, за кем делаешь таклид. И если ты будешь (в таком смысле) ханбалитом, то твоим посланником будет Имам Ахмад,. И для шафиита его посланник - Мухаммад ибн Идрис (аш-Шафии); у маликита посланник - Малик ибн Анас; а ханафита посланником является Абу Ханифа ан-Ну'ман. И в действительности, если ты обязываешь себя одним мазхабом этих (имамов), то ты делаешь его как посланником для тебя. И следование за кем-либо помимо Посланника - это то же самое, что обязывание следовать за кем-либо помимо Посланника "

И нет сомнений, что эта аргументация сильнее, чем первое мнение безоговорочно. Сильнее, чем те, которые говорят: "Дверь иджтихада закрыта и закончилась. И ничего не остается, кроме как таклида".

И мы говорим, что ЗАПРЕЩЕНО делать общий таклид, когда ты берешь послабления и обязательные установления одного мазхаба и не знаешь ничего, кроме этого, т.к. это подразумевает под собой то, что ты установил для себя посланником кого-то помимо Мухаммада . И это выбранное мнение намного ближе (к истине), чем первое.

И сказал Шейх аль-Ислям ибн Таймийа:

" Поистине, слова об обязательности.."


Т.е. об обязательности таклида и обязательного следования за определенным мазхабом.

" Поистине, слова об обязательности подчинения кому-то помимо Пророка во всех повелениях и запретах противоречат "иджма'" (единогласному мнению). А его дозволение - то это, что есть."


Да помилует Аллах Шейх аль-Ислам ибн Таймийю, который сказал, что слова об обязательном следовании за определенным мазхабом, берешь его послабления и обязательные установления, и что иджтихад сегодня запрещен - в этих словах содержится подчинение ком-то помимо Пророка во всех велениях и запретах.

И когда говорят мукаллиду: "Сказал Пророк то-то"

То он говорит: "Написал Имам (аш-Шафии) в книге "аль-Умм" то-то и то-то" или "написал Имам (Ахмад) в "Масаиль Аби Дауда" то-то и то-то" или "написал Имам (Малик ибн Анас) в книге "аль-Мудаууана" то-то и то-то" и т.п.

И таким образом кого-то, помимо Посланника , ставится на месте посланника. И поэтому Шейх аль-Ислям сказал: "Это противоречит "иджма'" (единогласному мнению)"

"..противоречат "иджма'" (единогласному мнению)."


Т.е. слова об обязательности подчинения кому-то помимо Пророка во всех велениях и запретах - это противоречие иджма'. А иджма' заключается в обратном, т.е. в том, что не дозволено подчиняться кому-то помимо Пророка во всех велениях и запретах. Однако основой всего этого являются веления Пророка и его запреты.

А его дозволение - то в этом то, что есть."


Т.е. как-будто Шейх аль-Ислям , да помилует его Аллах, остановился (и промолчал) о дозволенности этого, не говоря уже о его обязательности.."
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

Re: АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Сообщение abu_samirah »

"ГДЕ ТЫ И ГДЕ ИМАМ АХМАД ?!"

Матн.

Говорит (Шейх аль-Ислям ибн Таймийа, да помилует его Аллах):

"Тот, кто следует строго определенному мазхабу, потом совершает что-либо, что противоречит этому:
- не на основе таклида за другим ученым, который вынес ему фетву,
-и не на основе аргументации доводами, из которых вытекает это противоречие;
- не на основе шариатского оправдания, которое сделало для него дозволенным это действие.

То в таком случае он последовал за своими страстями, и совершил запретное без шариатского оправдания. И это порицаемо (запрещено).

А если для него стало ясным то, к чему обязывает более сильное мнение над другим:
- будь то через более детальные доводы, если он знает и понимает их;
- или он видит, что один из двух людей (ученых) более знающий в этом вопросе, чем другой и более богобоязненный перед Аллахом в том, что он говорит

То тогда он возвращается к (этому более сильному мнению). Это является дозволенным, однако даже обязательным. И об этом писал Имам Ахмад.."

Шарх.

Тот, кто причисляет себя к определенному мазхабу, убежден, что его мазхаб - наиболее достойный из мазхабов, чтобы следовать ему, и наиболее подкрепленный доводом, как если бы ученый вынес фетву, и он был бы убежден, что то, о чем ему вынесли фетву - является истиной. И если он противоречит (мазхабу), делая таклид за другим ученым и предполагает, что он более близок к истине - то он прав (в таком случае)

"не на основе таклида за другим ученым, который вынес ему фетву..."
И если человек-ханбалит услышат что-то от другого человека-шафиита, который противоречит ханбалитскому мазхабу, однако он привел доводы, и он (ханбалит) последовал за этим знающим (шафиитом) - то это правильно.

-и не на основе аргументации доводами, из которых вытекает это противоречие;

А если есть довод, которые содержит в себе противоречие тому мазхабу, на котором он находится, и он идет наперекор своему мазхабу, следуя доводу - ТО ЭТО БЕЗ СОМНЕНИЙ, ПРАВИЛЬНО. И не достойно порицания, однако его совершение похвально.

- не на основе шариатского оправдания, которое сделало для него дозволенным это действие.

А когда он противоречит мазхабу на основе шариатского оправдания - то это дозволено. Как например, человек делает таклид за ханбалитским мазхабом в обязательности совершения (обязательной молитвы) в джамаате в мечетях. Затем его постигло то, что дает ему оправдание и дозволяет отсутствие в коллективных молитвах, и он противоречит (мазхабу) на основе шариатского оправдания. Тогда мы говорим: "Ты прав, и нет на тебе ошибки"

И становится ясным со слов Шейх аль-Исляма, да помилует его Аллах, что тот, что противоречит своему мазхабу:
- делая таклид за другим ученым;
- или на основе приведения доводов;
- или по шариатскому оправданию
Такой поступил правильно, и нет на нем злого умысла.

Он последовал за своими страстями, и совершил запретное без шариатского оправдания. И это порицаемо (запрещено).


Как это бывает среди многих людей или среди некоторых, которые следуют за послаблениями. Они ищут наиболее легкие (постановления) и следуют за ними.

Если, например, кто-то поел мясо верблюда в холодную зимнюю ночь, и ему скажут: "Бери малое омовение". Он скажет: "Я выбираю мазхаб аш-Шафии, Абу Ханифы и Малика", т.к. они не считают обязательным брать малое омовение (тому, кто поел верблюжье мясо).

А если он поест верблюжье мясо летом, и ему скажут: "Бери малое омовение", он скажет: "Хорошо, я возьму малое омовение, т.к. я на мазхабе Имама Ахмада ибн Ханбаля - а это (обязательность совершения) малого омовения после верблюжьего мяса."

В таком случае этот человек будет следовать за своими страстями, потому что когда очень холодно - он берет тот мазхаб, в котором не обязательно брать малое омовение. А когда жарко, он берет мнение того мазхаба, где надо ему обязательно брать омовение и берет омовение. Это является следованием за своими страстями.

И отказ от своего мазхаба в первом случае, а это не совершение омовения в холодные дни - это следование за страстями.
И совершение малого омовения летом, когда протирание водой приятно - так же является следованием за страстями.

И пусть человек остерегается этого.

А если для него стало ясным то, к чему обязывает более сильное мнение над другим.. ( и до конца слов Шейха)



И выход его из того мазхаба, которого он строго придерживается, если это на основе довода, вне зависимости, сам он изучил более конкретные доводы или услышал от их от ученого, кому доверяет, в таком случае выход его из строгого следования первому (мнению мазхабу) в сторону того, в чем есть довод - этот выход является шариатским и дозволенным, однако это даже является обязательным.

Т.К. НА ЧЕЛОВЕКЕ ЛЕЖИТ ОБЯЗАННОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ЗА ТЕМ, НА ЧТО ПРИШЕЛ ДОВОД.


И если я привел довод человеку, а мазхаб его Имама противоречит тому, на что пришел довод и он говорит: "Кто вы такие по сравнению с Имамом Ахмадом?" Или: "Где ты и где Имам Ахмад?"
Я говорю: "Я по сравнению с Имамом Ахмадом, как земля и небо" И небо выше, в чем нет сомнения. Однако разве довел Имам Ахмад до твоего сведения, что он говорил этот хадис и ответил на него (другим) или противоречил ему?! И если ты скажешь это, то ты поносишь таким образом Имама Ахмада. И сейчас ты тот, кто первый стал поносить Имама Ахмада. И если Имам Ахмад стал порицаемым (тобой) - то тебе запрещено делать за ним таклид и делать его Имамом в религии!

До Имама Ахмада либо дошел этот хадис, либо не дошел. Если до него дошел и он противоречил ему - то это порицаемо. А если не дошло - то у него есть оправдание.

ОДНАКО, КОГДА ДЛЯ ТЕБЯ ДОШЕЛ (ДОВОД) - У ТЕБЯ УЖЕ НЕТ ОПРАВДАНИЯ!!!
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

Re: АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Сообщение abu_samirah »

Частный вид таклида.

Матн.

Частный (вид таклида) - это когда человек берет определенное мнение в определенном вопросе. Это является дозволенным, когда (мукаллид) не в состоянии познать истину через иджтихад на самом деле или может это сделать, но с большими трудностями.

Шарх.



Частный (вид таклида) - это когда человек берет определенное мнение в определенном вопросе.


Например, я делаю таклид за Имамом Ахмадом в том вопросе, где для меня не стало ясным доводы, как если произошел бы какой-то (новый) случай касательно (шариатских) знаний и времени мало до такой степени, что я уже не могу изучить этот вопрос на основе доводов и делаю таклид за Имамом Ахмадом в этом конкретном вопросе.

Это является дозволенным, когда (мукаллид) не в состоянии познать истину через иджтихад на самом деле.


Чтобы посмотреть и сверить (источники), вернуться к словам обладателей знаний и рассмотреть их. Однако (он) не может достигнуть знаний, основанных на доводах.
или может это сделать, но с большими трудностями.


"Может это сделать" - т.е. познать истину путем самостоятельного иджтихада, однако с большим трудом. И в таком случае он делает таклид, т.к. это является необходимостью. И многие люди ищут доводы по какому-то вопросу и не находят, не могут (найти).

Так же многие из людей ищут (доводы), однако это составляет им большие трудности.И например, они находят, что доводом является такой-то хадис с таким содержанием. И они идут потом и смотрят в книги ученых, в книги по хадису, уходят в диспуты - и это все трудно для них. Поэтому им дозволено делать таклид.
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

Re: АТ-ТАКЛИД. (АЛЬ-УСУЛЬ МИН ИЛЬМ АЛЬ-УСУЛЬ)

Сообщение abu_samirah »

Так же будет полезным привести слова Шейха Са'да аш-Шасри, да хранит его Аллах, в комментариях к этой книге:

"И упомянул автор ( т.е. Шейх Мухаммад ибн 'Усаймин), что таклид бывает двух видов.

Первый вид таклида - это общий таклид, когда простолюдин строго следует одному мазхабу из остальных мазхабов во всех вопросах, как в малых, так и в больших. Он берет все послабления (желательные, нежелательные и дозволенные постановления) этого мазхаба, все его обязательные (уаджиб и харам) установления во всех вопросах религии. Это и есть общий таклид, который называется "Тамазхубом". Т.е. берется мазхаб одного из имамов (мазхабов) во всех вопросах.

Касательно тамазхуба ученые разделились на три мнения.
Первое мнение - что это является обязательным.
Они сказали, что иджтихада в поздних поколениях нет, или его мало и редко бывает. И в таком случаем мы возвращаемся к иджтихаду ранних поколений и поступаем в соответствии с их мазхабами, которые записаны в (книгах).
Второе мнение, что тамазхуб - это дозволено и не является запретным.
Они сказали, что это и есть следование за имамами, за которым дозволено делать таклид. И так же, как мы делаем таклид за учеными этих мазхабов, так же делаем таклид за учеными, которые есть в нашем времени.

И в соответствии с этими двумя мнениями, если человек строго следует определенному мазхабу из остальных мазхабов, то ему не разрешено оставлять его ради того, что соответствует его страстям. Однако он обязан поступать в соответствии с тем мазхабом, за которым следует. Кроме как если ему покажется, что довод противоречит тому мазхабу, за которым он следует.
И он не следует (в таком случае) за мазхабом, кроме как тогда, когда (мазхаб) ближе к Священным Текстам по его предположению.

Третье мнение - это что тамазхуб запрещен, когда берется и следуется за мазхабом одного из имамов во (всех) послаблениях и обязательных постановлениях.

Они сказали, что в этом есть (чрезмерное) возвеличивание людей. И в этом есть абсолютное обязывание следовать мнению одного из людей. И так же в нем - предположение о непогрешности ученого мазхаба.

И ученые этого мнения в качестве довода приводят Слова Всевышнего:

﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾

"Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания." (16:43)


Они говорят: "Аллах повелел тому, кто не знает, спросить обладателей Напоминания. Однако действия в соответствии с этими мазхабами не содержит в себе вопрос, а т.к. Аллах Сказал:

﴿ وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ ۖ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ ۗ ﴾

"Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они ОБРАТИЛИСЬ с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут ИССЛЕДОВАТЬ его." (4:83)

То является обязательным возвращаться к тем, кто исследуют. А слово "ислледуют" - это глагол настоящего времени, указывающий на непрерывность. И этого не может быть, кроме как касательно живущих ученых.

И, наверное, это мнение наиболее правильное.

1. Т.к. вопросы различаются во соответствии с пониманием людей и так же различаются в зависимости от ситуаций, которые имели место быть вокруг них. И имам мазхаба, быть может, дал фетву касательно определенного вопроса опираясь на понимание людей его времени.

2. И потому что Аллах повелел возвращаться с вопросами к обладающим знанием. А вопрос содержит в себе существование как спрашивающего, так и отвечающего.

3. И потому что это то, что и было во времена сподвижников и табиинов.

4. И потому что слова ученых фикха (фукаха) содержат в себе фразы, которые быть может не используются уже в настоящее время, или используются уже в другом смысле.

А если возразит возражающий касательно этого мнения, или если кто-то скажет:

"Тогда в чем польза от того, что записываются (книги) по фикху мазхабов?"

Они (т.е. ученые третьего мнения) сказали:

"Польза от них в обучении, когда берется один путь и одна методология, в котором нет противоречий и противопоставлений. Чтобы в слуху обучающих не было противоречий в ответвлениях по фикху. И следовательно разрешено причислять себя определенному мазхабу, в смысле причисления себя со стороны изучения, а не со стороны строгого следования мазхабу. "

И поэтому мы можем найти ученых, которые пишут (книги) касательно мазхабов по фикху, однако среди их фетв есть те, что противоречат тому, что они пишут.

Например:

Ибн Кудама в своей книге "аль-'Умда" и в остальных книгах по фикху приводит определенные мнения, т.к. это и есть мазхаб. Однако в книге "аль-Му'ни" он склоняется к тому, что противоречат этим мнениям, которые передаются в его книгах по фикху.

Для примера, в вопросе о правилах пути (сафар) в книге "аль-Му'ни" он склоняется в пользу мнения, отходя от мазхаба и соглашается с мазхабом в остальных книгах , т.к. он их писал в соотв. с мазхабом.

То же ты найдешь у 'Абдуль-Барра, а он является маликитом. Так же аш-Ширазий, а он шафи'ит. И то же самое в остальных мазхабах.
Ответить