уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Выражение «قَصَمَ الله ظهره» /да сломает Аллах хребет его/, используется арабами для мольбы против притеснителя. Смысл выражения очевиден – мольба, обращенная к Аллаху с просьбой, чтобы притеснителя коснулась беда.
Существует разница между проклятием и мольбой против кого-либо.
В Исламе проклятие (ля'н) трактуется как отдаление от милости Аллаха. В то время как мольба против кого-либо не ограничивается просьбой отдалить человека от милости Аллаха, и может быть совершенно разной.
Запрещено проклинать мусульманина, равно как и запрещено взывать к Аллаху с мольбой против него.
Пророк
ﷺ сказал: «
Проклинание верующего подобно его убийству»
аль-Бухари №6105.
На эту тему есть много других хадисов.
Исключением являются оговоренные шариатом случаи, к коим относится мольба против притеснителя.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَمَنِ انتَصَرَ بَعْدَ ظُلْمِهِ فَأُولَئِكَ مَا عَلَيْهِم مِّن سَبِيلٍ ﴾
«
Нет укора тому, кто воздает [угнетателю] после того, как с ним поступили несправедливо»
(Коран; сура 42, аят 42)
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ لَّا يُحِبُّ اللَّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلَّا مَن ظُلِمَ وَكَانَ اللَّهُ سَمِيعًا عَلِيمًا ﴾
«
Аллах не любит, когда вслух говорят плохое (о ком-либо), если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо»
(Коран; сура 4, аят 148)
Выдающийся толкователь Корана Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) передает слова великого сподвижника, знатока Корана – Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах), который толкуя упомянутый аят сказал: “
Аллах не любит, чтобы кто-либо вызвал против другого, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Поистине, притесненному разрешено взывать против своего притеснителя. Однако же проявление терпения лучше для него”
См. «Тафсир аль-Куран аль-'Азым» Т.2. С.392. Дар аль-Кутуб аль-'Ильмия. Бейрут, 1419 г.х.
Пророк
ﷺ сказал: «
Бойтесь мольбы притесненного, ибо, поистине, между его мольбой и Аллахом нет никакой преграды!»
аль-Бухари №2448.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), о том, что однажды к пророку
ﷺ пришёл какой-то мужчина и жалуясь ему на своего соседа сказал: “О посланник Аллаха, мой сосед доставляет мне неудобства”, на что посланник Аллаха
ﷺ сказал: «
Вынеси свои вещи из дома и поставь их на дороге». И он вынес свои вещи и поставил их там. И каждый, кто проходил мимо него стал спрашивать: “Что ты тут делаешь?” Он отвечал: “Поистине, я пожаловался посланнику Аллаха
ﷺ на своего соседа, и он велел мне вынести мои вещи наружу и поставить их на дороге”. И люди начали говорить на этого соседа: “О Аллах, прокляни его! О Аллах, унизь его!”. Тогда тот сосед пришел к пророку
ﷺ и сказал: “О посланник Аллаха, я натерпелся от людей”. Посланник Аллаха
ﷺ спросил его: «
И чего ты натерпелся от них?» Тот сказал: “Они проклинают меня”. Тогда посланник Аллаха
ﷺ сказал: «
Тебя проклял Аллах до того, как начали проклинать тебя люди!». Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, я больше не повторю это”
Хадис достоверный. См. «Сахих аль-адаб аль-муфрад» №92.
В этом хадисе содержится указание на то, что разрешается проклинать притеснителя и взывать против него. Поскольку пророк
ﷺ не стал корить тех, кто проклинал угнетателя своего соседа. И хадисов с подобным смыслом много.
Поэтому тот, с кем поступили несправедливо, может против угнетателя обратиться к Аллаху с мольбой, которая соответствует совершенной против него несправедливости.
Однако в случаях, когда прощение не способствует утверждению бесчинства на земле, лучше прощать обидчика, обращаться к Аллаху с мольбой за него. Терпение, вручение своего дела Аллаху, и надежда на Его награду – лучше для верующего.
Всевышний сказал:
﴿ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾
«
И пусть они прощают и будут снисходительны. Неужели вы не хотите, чтобы Аллах прощал вам? И (поистине) Аллах – Всепрощающий, Всемилосердный»
(Коран; сура 24, аят 22)
Всевышний также сказал:
﴿ وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ ﴾
«
Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и примирится, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников»
(Коран; сура 42, аят 40)
Всевышний также сказал:
﴿ وَلَمَن صَبَرَ وَغَفَرَ إِنَّ ذَلِكَ لَمِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ ﴾
«
И, конечно, тот, кто терпит (причиняемые ему обиды) и прощает (обидчика) -поистине, в этом твердость духа и решительность в делах»
(Коран; сура 42, аят 43)
Примером великодушия, прощения и снисходительности является наш пророк Мухаммад
ﷺ
Существует великое множество священных текстов, повествующих о мягкости пророка
ﷺ, его терпимости, милосердии, доброжелательности и прочих его высоких нравственных качествах.
Я же хочу упомянуть слова матери правоверных, 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая описывая нравственный облик посланника
ﷺ сказала: «
Он не совершал и не говорил ничего непристойного, не кричал на рынках, и не отвечал злом на зло. Напротив, он прощал и проявлял снисходительность»
Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» №2016.