Первый пример
Исламская религия зиждется на основах веры, упомянутых в словах Всевышнего:
«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся”» (Аль-Бакара, 2:136).
Эти великие основы, приказанные Аллахом Его рабам, представляют собой те самые принципы, которых придерживались все пророки и посланники. Они заключают в себе величайшие знания и убеждения, выражающиеся в вере во все, что сообщил о Себе Всевышний устами Своих посланников, и в приложении всех усилий для снискания Его довольства.
• Религия, основанием которой является вера в Аллаха, а плодом — усердное стремление ко всему, что Он любит и чем доволен, и искреннее посвящение этого усердия только Ему — разве можно представить себе религию лучше, величественнее и достойнее этой?!
• Религия, повелевающая верить во все, что дано Божьим пророкам, принимать и подтверждать их посланническую миссию, признавать истину, с которой они явились от их Господа, не проводить различия между ними, твердо веря, что все они — правдивые посланцы Аллаха и Его искренние поверенные, — какое возражение или порочение может быть направлено в ее сторону?!
• Эта религия повелевает все истинное, признает всякую правду, подтверждает все религиозные истины, опирающиеся на Откровение, данное Аллахом Его посланникам, соглашается со всеми полезными истинами и фактами, на которые указывают здравый разум и неизвращенное естество. Она ни в каком виде не отвергает истину, не признает ложь, не подвергается влиянию неправды. Она является критерием и эталоном, по которому судят об истинности или ложности воззрений всех остальных религий.
• Эта религия повелевает прекрасные деяния, благородные нравственные качества, печется об интересах людей, побуждает к справедливости, великодушию, милосердию и добру, строго запрещает беззаконие и несправедливые притеснения, посягательство без права, низкие нравственные черты. Любое совершенное качество или деяние, одобренное пророками и посланниками, непременно одобряется и утверждается ею; все вещи, несущие пользу религиозной или мирской жизни людей, к которым призывают религиозные учения и законодательства, обязательно нашли место среди ее наставлений. Напротив, все, что может принести людям вред, нашло отражение в установленных ею запретах, и она приказывает отдалиться от этого.
Таким образом, убеждения, предписанные этой религией, таковы, что именно они очищают сердца, исправляют души, формируют благородные нравственные черты и побуждают к прекрасным деяниям.
Второй пример
Самыми главными предписаниями Ислама после веры являются: совершение молитвы (салят, намаз), выплата очистительной милостыни (закят), пост в месяц Рамадан (саум Рамадан) и паломничество к Заповедному Дому (хадж).
Задумайтесь об этих великих предписаниях, их огромной пользе, усердии ради довольства Всевышнего, к которому они обязывают, наградах в земной и вечной жизнях, к которым они ведут.
• Задумайтесь о том, что заключает в себе молитва, а это: искренность в отношении Аллаха, полная устремленность к Нему, Его восхваление, мольба к Нему, смиренная покорность Ему. Она также необходима для древа веры, как необходимы для сада уход и полив: если бы не молитва, совершаемая на протяжении дня несколько раз, то высохло бы дерево веры, зачахли его ветви. Но благодаря тем видам служения Создателю, которые она в себя включает, дерево веры растет и обновляется.
Также необходимо учесть, что молитва занимает человека поминанием Аллаха, а это превыше всего, и удерживает от мерзостей и порицаемых поступков.
• Задумайся о мудрых предназначениях закята, о том, что его выплата способствует приобретению человеком таких благородных черт, как щедрость и великодушие, и отдаляет его от низких и презренных качеств, о том, что закят является выражением благодарности Аллаху за Его дары, оберегает имущество от материального и морального ущерба, представляет собой благодеяние к людям и сочувствие к нуждающимся, помогает решению насущных проблем людей.
Закят заключает в себе избавление бедняков и малоимущих от нужды, помогает делу распространения религии и обеспечению глобальных жизненных интересов мусульманского общества, препятствует распространению бедности и увеличению количества бедняков. Закят является проявлением доверия Аллаху, убежденности в том, что Он даст взамен потраченного лучшее, надежды на Его награду и веры в Его обещание.
• Что касается поста, то он приучает душу к отказу от любимых и привычных ей вещей ради любви и приближения к Аллаху, вырабатывает в человеке стойкость, силу воли и терпение. Пост помогает укрепить искренность как побудительный мотив, воплотить превознесение любви к Аллаху над любовью к самому себе. По этой причине, пост принадлежит исключительно Аллаху: Он отнес его к Себе и поставил его у Себя на особое место среди всех остальных деяний.
• Что касается хаджа, то он включает в себя трату имущества, перенесение сложностей, встречу с возможными опасностями и трудностями — и все это ради обретения благосклонности Всевышнего, возможности быть Его гостем, раболепного служения Ему в Его доме и Его святых местах. Разнообразные виды поклонения в этих обрядовых долинах — это трапезы, накрытые Создателем для Его рабов, для гостей, прибывших к Его дому.
Перечисленные обряды содержат в себе возвеличивание Всевышнего, абсолютное подчинение Ему, напоминание о состояниях, пережитых пророками и посланниками, людьми избранными и очищенными, которое укрепляет веру в них и делает сильной любовь к ним.
Данные обряды способствуют знакомству мусульман друг с другом, объединению их на одном слове, обеспечению согласия между ними в вопросах, касающихся их интересов — общих и частных, и многому другому, что невозможно перечислить. Все это относится к самым прекрасным достоинствам религии и самым значимым пользам, получаемым верующими.
Упомянутое нами является лишь кратким указанием, призванным обратить внимание читателя на обсуждаемый предмет.
Третий пример
Им является то, что Законодатель приказал мусульманам непременное соблюдение единства и сплоченности и побудил их к этому, и запретил им раскол и разобщенность и предостерег их от этого.
Большое количество религиозных текстов Корана и Сунны содержат указание на этот важный принцип. Любой мало-мальски разумный человек понимает полезность данного повеления, вытекающие из него религиозные и мирские выгоды и устраняемый им вред.
Также небезызвестно, что это является основным стержнем, вокруг которого вращается духовная сила, построенная на истине.
Бесспорным фактом является и присущее мусульманам в начале Ислама неукоснительное следование религии, их благое положение и величие, которых в такой степени не достигал никто, кроме них, что объясняется их приверженностью этому принципу, подлинным его соблюдением и крепкой убежденностью в том, что он является духом их религии.
Яснее понять сказанное поможет следующий (четвертый) пример.
Четвертый пример
Поистине, Ислам — религия милосердия, благодати и совершения добра, побуждающая приносить пользу человечеству.
Присущие этой религии милосердие, побуждение к хорошему обхождению с людьми, призыв к совершению добра, запрещение всего, что противоречит этому, — вещи, которые сделали ее светом и сиянием во мраке беззакония, притеснения, дурного обхождения и попирания неприкосновенных прав.
Именно эти вещи привлекли к Исламу сердца людей, бывших до знакомства с ним его злейшими врагами, и они вошли под его благодатную сень.
Ислам проявил сочувствие и благожелательность к своим последователям так, что милосердие, снисходительность и доброта стали изливаться из их сердец на их слова и поступки, и распространились на врагов этой религии, заставив их превратиться в ее друзей. Среди них были те, кто вошел в нее посредством мудрого и проницательного разума и силы интуиции, и те, кто подчинился ей и устремился к ее установлениям, отдав им предпочтение перед законами своих единоверцев, потому что нашел в них справедливость и милосердие.
Пятый пример
Ислам — это религия мудрости, религия соответствия здравому естеству, религия разума, благого порядка и счастья.
Данное утверждение доказывается заключенными в исламской религии общими (основными) и частными законоположениями, которые принимаются естеством и разумом. Здравый разум подчиняется этим установлениям, побуждаемый видением их истинности и правильности, совершенства и прекрасной упорядоченности, их применимости и пригодности для любой эпохи и любого места.
Все сообщения, переданные Исламом, являются истиной и правдой, и никак не могут быть опровергнуты или поставлены под сомнение сведениями, которые были получены в прошлом или станут известными в будущем. Они поддерживаются и подтверждаются всеми истинными науками и знаниями, что служит неопровержимым доказательством их правдивости.
Беспристрастные исследователи удостоверились в том, что Коран содержит ясное, несомненное указание на любое полезное знание — религиозное, мирское или политическое.
В исламском вероуставе (шариате) нет ничего, что здравый разум мог бы счесть несостоятельным. Напротив, всякий чистый рассудок свидетельствует о его правдивости, полезности и благотворности.
Все повеления и запреты Ислама справедливы и не имеют ничего общего с беззаконием и несправедливостью. Что бы ни приказал Ислам, оно непременно несет абсолютное благо и чистую пользу, либо благо и польза являются в нем преобладающими. Что бы он ни запретил, это непременно является чистым злом и вредом, либо вред этого преобладает над пользой.
Чем больше размышляет разумный человек над его установлениями, тем больше верит в данное утверждение и убеждается в том, что Ислам — учение, снизошедшее от Мудрого и Достохвального Творца.
Шестой пример
Принесенные этой религией борьба на пути Всевышнего, повеление призывать людей ко всему одобряемому и удерживать их от всего порицаемого.
Борьба на пути Всевышнего, с которой пришел Ислам, подразумевает отведение агрессии тех, кто покушается на права этой религии и на возможность призыва к ней. И это самый лучший вид борьбы, потому что ею движут не алчность и не корыстные цели.
Всякий, кто обратит внимание на доводы этой основы и познакомится с историей отношения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников к их врагам, поймет, что джихад входит в категорию необходимых вынужденных мер и служит средством для отражения агрессии преступников.
То же самое касается призыва к одобряемому и удержания от порицаемого: нормальное существование этой религии невозможно без настоящего соблюдения ее приверженцами установленных ею принципов и положений, без подчинения ее повелениям, которые несут в себе максимум пользы и блага, и без отстранения от запрещенных ею вещей, которые приносят максимум зла и нечестия. Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого необходимы для соблюдения мусульманами всех этих рамок, поскольку души, которым свойственна греховность, могут склонить часть людей отважиться на нарушение некоторых запретов Всевышнего и небрежное отношение к выполнению предписанных обязанностей. Вот почему повеление людям одобряемого и удержание их от порицаемого относятся к самым важным достоинствам религии, самым необходимым факторам для ее существования. Этот исламский принцип обеспечивает исправление и воспитание членов исламской общины, отклонившихся от праведности, их отведение от порочного и побуждение к высокому. Если же предоставить этим людям, которые обязались соблюдать религию и придерживаться ее установлений и предписаний, полную свободу, то это будет самой великой несправедливостью по отношению к ним и принесет им и всему обществу безусловный вред, особенно, если речь идет о правах, соблюдение которых является обязательным с точки зрения религии, разума и сложившихся традиционных представлений.
Седьмой пример
Принесенное этой религией разрешение на различные виды купли-продажи, сдачи в аренду, партнерских отношений, многообразные формы торгово-финансовых взаимоотношений между людьми, касающихся обмена товаров и денег, предоставления и взятие средств в долг, предоставления и получения услуг и т.д.
Совершенное исламское религиозное законодательство (шариат) объявило о дозволенности для людей данного аспекта деятельности и их праве на его свободное осуществление, поскольку это затрагивает их интересы, являющиеся либо жизненно необходимыми, либо относящимися к потребностям или вещам, улучшающим жизнь. Шариат предоставил людям простор, давший возможность прийти в порядок их делам и обстоятельствам, приведший в норму их материальное положение.
При этом для дозволенности тех или иных торгово-финансовых взаимоотношений шариат выдвинул в качестве условий обоюдное согласие сторон, наличие в соглашениях ясности и известности, определенность предмета и вида договора, известность условий, вытекающих из него. Шариат не позволяет те формы взаимоотношений, которые несут в себе вред и несправедливость, а именно все то, что представляет собой тот или иной вид азартных игр, ростовщичества или неопределенности.
Всякий, кто объективно изучает взаимоотношения, установленные шариатом, убеждается в их тесной связи с пользой и благополучием в религиозном и мирском планах и признает обширность милости и совершенство мудрости Всевышнего, дозволившего Своим рабам все благое, будь то способы заработка, виды пищи и питья, и установившего для них правильные и безупречные пути достижения благ.
Восьмой пример
Принесенное шариатом разрешение всего благого, будь то виды пищи, питья, одежды, брачных отношений и т.д.
Всякая благая и полезная пища — всевозможные злаки и плоды, мясо всех морских и основной части сухопутных животных — сделана шариатом дозволенной. Он запретил только все мерзкое, способное нанести вред религии, разуму, телу и имуществу человека.
Дозволение Аллахом чего-либо является проявлением Его доброты и благости Его религии. Точно так же запрещение Им чего-либо указывает на Его доброту (поскольку Он запретил людям лишь вредное для них) и подчеркивает красоту и благость Его религии, ибо красота и благость — производные от мудрости и способности позаботиться о пользе и предотвратить вред.
Данная особенность шариата касается и вопроса брака: человеку дозволяется жениться на приятных ему женщинах — двух, трех и четырех, поскольку это отвечает интересам обеих сторон и защищает обе стороны от вреда. Ему не позволено жениться больше чем на четырех свободных женщинах, потому что это ведет к притеснению и нарушению справедливости. Если же он опасается, что не сможет справедливо относиться ко всем женам и соблюдать установленные Аллахом правила брачных уз, то шариат побуждает его для достижения данной цели ограничиться одной женой.
И как брак относится к величайшим милостям Всевышнего и насущным потребностям человека, так же и дозволенность развода — милость Аллаха, избавляющая человека от необходимости жить с тем, кто ему не подходит, проводя свои дни в стеснении и мучительных тяготах. В Коране сказано:
«Если же они (супруги) расстанутся, то Аллах наделит каждого из них из Своей щедрой милости. Аллах — Объемлющий, Мудрый» (Ан-Ниса, 4:130).
Девятый пример
Права, установленные Аллахом и Его посланником между людьми, являющиеся воплощением принципов праведности, благого порядка, добра, благодеяния, справедливости, честности и недопущения беззакония и притеснений.
Сюда входят права родителей, детей, родственников, соседей, товарищей, компаньонов, супругов, которые предоставлены им шариатом и соблюдение которых вменено мусульманам в обязанность.
Все эти права и обязанности, как насущно необходимые из них, так и дополнительные, видятся прекрасными и правильными любому неискаженному естеству и чистому рассудку. Они обеспечивают самое совершенное обращение людей друг с другом, когда происходит взаимообмен пользами и выгодами в соответствии с положением и степенью каждого обладателя права.
Чем больше размышляешь об этих правах и обязанностях, тем больше видишь содержащееся в них благо и устраняемое ими зло, обнаруживаешь в них общественную и личную пользу и осознаешь, что они фактор сплочения и совершенных взаимоотношений между людьми. Все это заставляет тебя свидетельствовать о том, что эта религия и ее шариат — залог счастья в обоих мирах. Ты убеждаешься, что эти права и обязанности актуальны во все времена, в любом месте, при любых обстоятельствах и традициях. Ты видишь, как они приносят выгоду верующим, обеспечивают их интересы и полноценное сотрудничество в религиозных и мирских вопросах, привлекают друг к другу сердца, устраняют вражду и ненависть.
Убедиться в сказанном об этих правах можно путем их исследования и изучения в соответствующих источниках.
Десятый пример
Принесенные шариатом законоположения о переходе прав человека на имущество после его смерти и распределении наследства между наследниками.
Всевышний указал на их мудрый смысл, сказав:
«Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Ан-Ниса, 4:11). Эти законоположения были установлены Самим Всевышним в соответствии с Его знанием о близости и пользе родственников друг для друга, о том, куда, как правило, человек желает передать свое имущество, и какое распределение наследства является наиболее благочестивым и великодушным. Шариат принес такую систему распределения наследства, которая заставляет здравые умы безоговорочно признать ее правильность и целесообразность. Если бы Аллах предоставил решение этого вопроса мнениям людей, их страстям и желаниям, то это привело бы к такой путанице, несуразности и нецелесообразности, к таким неправильным предпочтениям, что положение было бы близко к хаосу.
Всевышний Законодатель предоставил человеку право завещать часть своего имущества на благочестивые и богоугодные цели, с намерением извлечь из этого пользу в вечной жизни, но ограничил это право, постановив, что завещать можно лишь одну треть от всего имущества или меньше этого, в пользу кого-то, кто не входит в круг наследников. Это сделано для того, чтобы имущество, которое Аллах даровал людям в качестве средства для существования, не стало предметом несерьезного отношения со стороны неразумных и малорелигиозных людей при покидании ими земного мира. Что же касается нахождения человека в добром здравии и полном уме, когда он опасается бедности и банкротства, то такое состояние, как правило, удерживает его от вредных для него имущественных трат.