АЯТ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ | Абу Яхья

Ответить
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

АЯТ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ | Абу Яхья

Сообщение salyafit_07 »

"Относись снисходительно, приказывай одобряемое и отвернись от невежд"
Изображение
О, рабы Аллаха!

Говорит наш Господь, Велик Он и Всемогущ, в Своей Книге:
"Относись снисходительно, и приказывай одобряемое, и отвернись от невежд"
Сура "аль-А'раф", 7:199
Этот великий и благословенный аят, как говорят ученые, содержит в себе всю нравственность. В нем собраны все принципы адабов Ислама - исламской благопристойности. Если Аллах позволит человеку поразмыслить над этим аятом, понять этот аят, а потом претворять этот аят в жизнь, то такой человек обретет ту нравственность и те качества благопристойного поведения, которые должны быть присущи мусульманину в его обхождении с людьми.
Одно из проявлений красоты, величия и совершенства Шариата Ислама это то, что он побуждает и наставляет людей к достойной нравственности, к совершенной благопристойности и прекрасному обхождению с людьми. И, как говорят некоторые ученые, этот аят - это самый содержательный аят на тему нравственности и на тему обхождения с людьми, то есть - самый всеобъемлющий аят в этой области:
"Относись снисходительно, и приказывай одобряемое, и отвернись от невежд"
Сура "аль-А'раф", 7:199
Всевышний Аллах дает нам в этом аяте три принципа, три наставления, три основы и три опоры, на которых должно строиться наше обхождение с окружающими нас людьми.

Первое, что говорит Аллах: "Относись снисходительно". Аллах учит нас здесь, и в этих словах Всевышний указывает нам на то, что люди в своей нравственности, в своих характерах и в своих натурах - не одинаковы.
Люди очень сильно отличаются друг от друга в этих вещах. Есть люди великодушные, люди добрые, люди спокойные, люди уравновешенные, люди благонравные, степенные и обходительные. А есть и наоборот - люди вспыльчивые, грубые, жесткие, суровые. Есть такие, у которых их нравственность вообще не соответствует нравственности мусульманина. Люди очень разные по своим натурам, по своим характерам, по своим склонностям и по своим моральным возможностям.
Поэтому мусульманин должен приготовить себя к тому, что, когда он будет контактировать с людьми, когда будет иметь с ними какие-то взаимоотношения, то он столкнется с очень разными видами людей, натур и характеров. Они не на одинаковом положении. Между людьми разница очень большая, и поэтому это совет и наставление для нас с вами от нашего Господа: "Относись снисходительно". То есть, не завышай планку, жди от людей того, что им по силам - по силам их характеров и натур. Не жди от людей идеального обхождения с тобой. Не жди от них идеальной нравственности, когда ты имеешь с ними какие-то взаимоотношения, потому что разница между людьми очень большая. И если ты приготовишь себя к тому, что у тебя будет снисходительность к людям, то ты не будешь завышать требования к людям, ты не будешь ждать от людей идеальности. Ведь, ты не найдешь идеальных людей - это невозможно!
Сразу подготовь себя к тому, что тебе придется иметь дело с разными видами людей, и жди от людей только то, что им по силам. Вот тогда ты обретешь счастье, тогда будет у тебя твоя жизнь спокойная, и обхождение с людьми твое будет правильным. Ты - да! От себя требуй идеальности в отношении людей, старайся быть идеальным человеком в отношении того, как ты обходишься с людьми, но от людей не жди идеальности. Говорит твой Господь: "Относись снисходительно".

Второй завет: "Приказывай одобряемое" - то есть, да, ты от людей ждешь только то, что им по силам, то, что позволяют им их натуры и их характеры, но это на значит, что ты оставляешь их плыть по течению. Ты, при этом, обязательно мягко и искренне призываешь и наставляешь их - с мудростью. Ты призываешь их ко всякому хорошему слову, ко всякому достойному поступку, ко всякому хорошему нравственному качеству. То есть, ты относись к людям снисходительно, но, в то же время, ты им приказывай хорошее и побуждай их к хорошему.
И пусть твое побуждение и наставление будет мягким, пусть оно будет мудрым и степенным, и оно должно исходить от искреннего сердца, которое хочет для людей блага. Когда ты имеешь контакт с людьми, то проявляй терпение, и, в то же время, хорошим образом наставляй их.
Потому что, когда у тебя есть взаимоотношения с людьми, если ты не будешь воспринимать их с терпением (терпеливо), то ты просто не сможешь быть призывающим, ты не сможешь их призывать к Исламу. Ведь призыв к Аллаху требует от человека, который занимается призывом, терпеливого перенесения характеров людей и их каких-то плохих нравственных качеств. Поэтому Аллах говорит: "Относись снисходительно".
Воспринимай людей, их характеры и их промахи спокойно, не обращай внимания, хорошо обходись с ними, и, в то же время: "Призывай их к одобряемому", - делая это мудро.
Например, может быть какой-то грубый, жесткий и вспыльчивый человек в твоей жизни встречается тебе. Если ты будешь вести себя с этим человеком терпеливо - (потерпи немножко - потерпи, может быть, его грубость, потерпи его раздражительность), и, в то же время, ты умело, мягко и мудро будешь наставлять его, то тогда этот призыв даст прекрасные плоды. А если ты не проявишь здесь выдержки, не будешь терпеливо относиться, не будешь призывать его хорошим и наилучшим образом, значит, ты не годишься для для призыва. Потому что Аллах говорит Пророку :
"По милости от Аллаха, ты мягок к ним (то есть, к людям, к сподвижникам). А если бы ты был грубым (суровым, с черствым сердцем),
они бы все разбежались
(они бы все разошлись бы от тебя)"
Сура "аль-Имран", 3:159
Третий совет и завет от Аллаха для нас в этом аяте: "Отвернись от невежд". Это тоже очень важная цель и очень важная вещь в вопросе нравственности. Человек должен отвернуться от джахиля. Что это значит - отвернуться от невежды? Это значит - не обращай внимания на какие-то его невежественные слова и поступки в отношении тебя, не сосредотачивайся на каких-то невежественных выражениях, которые он говорит в твой адрес, или, какие-то, может, неуместные и неприятные речи в отношении тебя - не обращай внимания!
Может быть он произносит какие-то слова, которые являются безрассудными, или ведет себя как-то безрассудно, плохо обходится в отношении тебя - не обращай внимания. Если ты будешь обращать внимание на это, если ты будешь на этом сосредотачиваться, то ты просто утомишься в этой жизни, ты будешь очень сильно страдать и мучиться.
Еще хуже, если ты превратишься в такого же джахиля как он - то есть, будешь вести себя в ответ на его невежество так же - невежественно. А еще хуже, что может быть, это не только то, что ты невежественным образом будешь отвечать на его невежество, а ты и поступать будешь еще хуже, чем он.
И когда человек перестает придерживаться этого принципа, начинает обращать внимание, то потом он в ответ начинает вести себя так же невежественно, и еще может стать хуже, что он станет с бóльшим невежеством. Поэтому, здесь, самый идеальный и самый правильный путь - не обращай внимания, как говорится в одном стихотворении:
"Прохожу я мимо человека, который ругает меня,
Прохожу, и говорю: "Это меня не волнует"
"
То есть, не обращай внимания, отвернись от невежд и не сосредотачивайся на их невежестве и на каких-то их неприятных словах. Если ты будешь вести себя так, тогда ты обретешь покой, тогда ты избавишься от переживаний и страданий в этом мире. Потому что, хочешь или не хочешь, но тебе придется иметь контакт с людьми и общаться с ними, и ты найдешь среди людей тех, которые плохо относятся - тех, которые повышают свой голос на тебя, тех, которые кричат на тебя, которые грубо обращаются с тобой. Если ты собираешься с каждым таким человеком выяснять отношения, собираешься сосредотачиваться на том, что он тебе сказал, думать о том, что он произнес, утомлять себя выискиванием того, что он сказал (сказал он так, или сказал это; кто что сказал), а если еще примешься отвечать потом на то, что он сделал, то, что произойдет? Ты просто выбьешься из сил и утомишь себя, твое сердце будет болеть и в твоей душе будут постоянные переживания, тревоги и грусть.
А если отвернешься от невежд, если ты скажешь про себя в душе: "Ну, что поделать. Ну, этот человек такой. Ну, так Аллах испытал его тем, что вот такой он невежественный. Хвала Аллаху Всевышнему, меня Аллах избавил от этого - от того, чтобы так относиться к людям", - если ты будешь идти по жизни с такой установкой, тогда ты будешь счастлив.
Помимо того, что ты себя избавишь от ненужных страданий, ты еще и вот этим своим правильным поведением - что ты ведешь себя достойно и не отвечаешь невежеством на невежество - ты, тем самым, еще вот этого невежественного человека подвинешь и побудишь к исправлению. Он, когда увидит с твоей стороны терпение, спокойствие, достойное поведение, и он тогда начнет исправляться. Потерпи немножко ...
Не сразу, да! Но и он тоже начнет пересматривать свое поведение. Не обращая внимания на какие-то его слова и какие-то его поступки, ты поможешь ему исправиться. А если в ответ с твоей стороны будет такое же невежество, если ты начнешь отвечать ему, то, что будет? Ситуация только осложнится, проблема только увеличится и обострится.
Поэтому, когда Пророк выходил из дома, он каждый раз он произносил такие слова: "О Аллах, я прибегаю к тебе от того, чтобы сбиться или быть сбитым, или оступиться, или чтобы кто-то меня заставил оступиться, или притеснить, или быть притесненным, или повести себя невежественно, или, чтобы в отношении меня кто-то обошелся со мной невежественно". Хадис достоверный. См. "Сахих ат-Тирмизи", 3/410-411; "Сахих Ибн Маджах", 2/269; "Мишкатуль-Масабих", №2442.
Это - великие и благодатные молитвы, посредством которых Пророк взывал к Аллаху. Смотрите, эти молитвы очень уместны для человека, который выходит из дома, потому что такой человек сильно нуждается в этих словах, так как ему придется встретиться с разными людьми и разными видами обращения с ним, с разной нравственностью и с разными характерами. Поэтому, ты очень нуждаешься в том, чтобы обратиться к Аллаху за защитой от этих вещей наилучшим образом и, чтобы Аллах помог тебе придерживаться тех трех принципов, которые изложены в этом аяте:
"Проявляй снисходительность, и призывай к хорошему, и отвернись от невежд"
Сура "аль-А'раф", 7:199
Держись этих принципов и принципов, которые изложены в других аятах и хадисах Пророка , которые зовут нас вами к самой совершенной и высокой нравственности.

Мы просим Аллаха, чтобы он наставил нас самым лучшим нравственным качеством, потому что никто не может наставить, кроме Него, чтобы Он отвел от нас дурные нравственные качества, потому что никто не отводит их от нас, кроме Него.
Ответить