Way писал(а): ↑23 авг 2017, 23:26
Является ли условием для совершения молитвы тахаджуд просыпаться?
Конечно же "условием" для ночной добровольной молитвы не является "поспать и затем проснуться".
Если человек, скажем, бодрствовал всю ночь и решить сделать "кыям аль-лейль", то он конечно же получает награду, уготованную за эту молитву.
abu jafar писал(а): ↑24 авг 2017, 21:40
то есть, если не поспал, то намаз недействителен?
а если действителен, то что это за намаз да?
Видимо он слышал о тонкой разнице между "кыям аль-лейль" и "тахадджуде", поэтому чуток запутался)
Когда спросили шейха Ибн База о разнице между молитвами "тарауих", "кыяму-ллейль" и "тахадджуд", он сказал:
“Молитва в ночное время именуется как тахадджуд, так и кыяму-ллейль. А что касается молитвы тарауих, то ученые так именуют кыяму-ллейль, совершаемый в Рамадан в начале ночи, учитывая (состояние молящихся) и не затягивая ее. И ее можно называть как тахаджуд, так и кыяму-ллейль. Нет в этом проблем”.
См. “Фатауа Ибн Баз” 11/318.
Учёные разногласили, есть ли разница между понятиями "кыям аль-лейль" и "тахадджуд" или нет?
Некоторые считали, что кыяму-ллейль – это общее название, включающее в себя проведение ночи в поклонении, будь это чтение Корана, ночная добровольная молитва, поминание Аллаха и т.п.
См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 34/117.
Они говорили, что более правильно со стороны языка то, что "кыяму-ллейль" - это общее название, к чему относится и ночная добровольная молитва, тогда как "тахадджуд" - это непосредственно ночная добровольная молитва, к тому же совершаемая непосредственно после пробуждения ото сна. И они усиливали это следующим асаром от сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Аль-Хаджадж ибн ‘Амр ибн Гъазия аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Кто-то из вас полагает, что если он выстоял ночь в молитве, пока не рассвело, то он совершил тахадджуд. Тогда как тахадджуд человека – это совершение им молитвы ночью после сна. Таковой была ночная молитва Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”.
Ибн Аби Хейсама, Ибн Наср в “Мухтасар кыям аль-лейль” 124, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/225. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад достоверным, а хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/328, “Тальхыс аль-хабир” 2/42.
Но это всё лишь тонкость и небольшое различие в именовании, но не в награде!
Совершавший ночную добровольную молитву по любому получает великую награду, независимо от того, спал он перед её выстаиванием или нет. И сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) называл именно ночную добровольную молитву "кыям аль-лейль" во многих хадисах, указывая на великое достоинство этой добровольной молитвы. Как, например, хадис:
«Наилучшая молитва после обязательной – это ночная молитва».
Муслим 1163.
Или хадис:
«Вам следует совершать ночные молитвы (кыям аль-лейль), ибо это являлось обычаем праведников, живших до вас, является приближением к вашему Господу, искуплением грехов и удержанием от грехов».
ат-Тирмизи 3549. Хадис хороший. См. “Ируа аль-гъалиль” 452.
Аллаху а'лям