ОПРЕДЕЛЕНИЕ "ИСЛАМСКОЙ" ЗЕМЛИ И ЗЕМЛИ "НЕВЕРНЫХ"
Добавлено: 20 сен 2009, 23:50
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Определение «исламской» земли и земли «неверных»
Определение «исламской» земли и земли «неверных»
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Относительно определения понятий «исламская земля» (даруль-Ислям) и «земля неверных» (даруль-куфр, даруль-харб) мнения ученых расходятся.
Среди учёных были такие, кто считал, что если на той или иной земле не судят по законам Аллаха, то это земля не именуется исламской землёй, а именуется даруль-куфр. И это мнение в основном принадлежит более поздним поколениям из числа обладателей знания, которые сделали этот критерий самым основным из прочих критериев оценки земли.
Однако, несмотря на важность и необходимость исполнения суда Аллаха и Его законов на всех исламских землях, многие исследователи посчитали самым аргументированным мнением мнение большинства учёных, считавших, что земля является исламской при наличии следующих условий:
- чтобы на этой земле мусульмане без страха и опасения могли открыто исповедовать религиозные обряды Ислама;
- чтобы большинство населяющих эту землю были мусульманами;
- чтобы сама земля принадлежала мусульманам, которые главенствуют на ней.
Коранические аяты и пророческие хадисы, из которых учёные извлекали упомянутые критерии:
Всевышний Аллах сказал пророку Мусе (мир ему): «Я покажу тебе землю нечестивцев» (7: 145).
В этом аяте Аллах называет землю, землей нечестивцев по причине населявших её в то время людей. Однако впоследствии Аллах называет эту землю святой.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), делая наставление амиру военного отряда перед походом, говорил: «Сначала призови их (многобожников) к Исламу, и если они примут его, то оставь их с миром. Затем призови их переселиться с их земли на землю мухаджиров и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются мухаджиры». Муслим (1731).
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) называет Медину – землей мухаджиров!
Это самые ясные и прямые доводы на эту тему.
Что же касается такого критерия, как открытое исповедание обрядов Ислама, то доводом на это является хадис Анаса (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлялся с нами в военный поход против людей, он не нападал на них до утра, а ждал, и, если слышал азан, не трогал их, а если не слышал его, то атаковал их”. аль-Бухари (610).
Этот хадис также один из самых главных аргументов в определении земель! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Я не знаю разногласий среди ученых относительно необходимости азана для жителей каждой местности, поскольку он является признаком, разделяющим между землей Ислама и землей неверия!” См. “аль-Истизкар” (4/18), “ат-Тамхид” (3/61).
То же самое говорили аль-Мазири, аз-Зуркъани, и др. См. "Шарх аз-Зуркъани" (1/147).
Но шейх Ибн ‘Усаймин считал, что в наши дни совершение азана дозволяется и в некоторых странах неверных, и на основании этого эти страны не становятся исламскими. Однако все же во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) азан был критерием, по которому отличалась земля мусульман от земли неверных. Поэтому учёные и оставив эту же основу, сказали, что если на земле проживает большинство мусульман, и обряды Ислама исповедуются на ней открыто и много, тогда это исламская земля. См. “Шарх Саляса уль-усуль” (стр. 97).
Поэтому открытое исповедание обрядов Ислама на той или иной земле, также является неотъемлемым условием определения земель!
Также земля должна принадлежать мусульманам, поскольку простое проживание на ней мусульман, по мнению группы учёных не делает её исламской землей, если она им не принадлежит. В качестве довода они приводили то, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покорил иудейское поселение Хайбар, на этих землях остались жить иудеи, но, несмотря на это эти земли были исламскими, так как были подвластны мусульманам.
Однако шафиитский имам ар-Рамли считал, что земля, на которой мусульмане живут по Исламу, является исламской землей, даже если она принадлежит неверным. Спросили его: «Какого положение мусульман, проживающих в Андалусии в городе Аргъун под властью правителя христианина? Однако он не притесняет их, у них есть мечети, они постятся в Рамадан, совершают садакъа и применяют установленные наказания (худуд), как это и положено. И этот христианин не препятствует им ни в чём из религиозных обрядов».
Он ответил: “Для этих мусульман не является обязательным делать хиджру с их города, поскольку они могут открыто исповедовать свою религию. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал во время Худайбийского перемирия именно ‘Усмана в Мекку, поскольку он имел возможность открыто исповедовать там свою религию. Более того, для этих жителей не дозволено совершать оттуда хиджру, поскольку пребывая там, они проповедуют Ислам для других и поскольку это даруль-Ислам. Однако если они совершат оттуда хиджру, то эта земля станет даруль-куфром!” См. “Фатауа ар-Рамли” (4/52).
Таким образом, среди имамов есть разногласие, является ли обязательным условием в определении земель то, кому они принадлежат или нет? Но все же то мнение учёных, что земля должна принадлежать мусульман, является сильнее, так как в противном случае их исполнение обрядов Ислама будет зависеть от хозяев этой земли, которые могут им это запретить или же позволить. Имам Абу Бакр аль-Исма’или в своем известном послании о вероубеждении имамов-мухаддисов, сказал: “Знатоки хадисов в отличие от му’тазилитов считают Исламской землей ту землю, на которой открыто призывают к молитве и выстаивают её, и на которой мусульмане укрепились и находятся в безопасности”. См. “И’тикъад аиммати ахлиль-хадис” (стр. 26).
Имам ас-Сархаси говорит: “Исламская земля – это название местности, которая принадлежит мусульманам, а признаком этому (что земля принадлежит мусульманам) является то, что они находятся на ней в безопасности”. См. “Шарх ас-Сияр” (3/81).
Тут также следует упомянуть о том, что некоторые мусульмане сеют сомнения, приводя высказывания некоторых имамов в качестве довода на то, что та земля, на которой не судят по Шариату или правитель которой стал вероотступником, не является исламской землей, даже если на ней проживают мусульмане и открыто исповедуют обряды Ислама.
В качестве довода на это они приводят слова некоторых учёных, как, например, слова имама Абу Я’ли, который сказал: “Любая земля, на которой преобладают ахкамы Ислама, а не ахкамы куфра, является землей Ислама. И любая земля, на которой преобладают ахкамы куфра, а не ахкамы Ислама, является землей куфра”. См. “аль-Му’тамад фи усули-ддин” (стр. 267).
Или слова имама аль-Касани: “Каждая территория относится либо к Исламу, либо к куфру. Она относится к Исламу, когда на ней применяются ахкамы Ислама, и относится к куфру, когда на ней применяются ахкамы куфра”. См. «Бадаи’ ас-санаи’» (9/375).
К этим словам есть несколько примечаний:
Во-первых, важно знать, что слова учёных сами по себе не являются доводом, в чём нет никаких разногласий среди учёных, и в спорных вопросах мнение одних учёных не может быть самостоятельным доводом против мнения других учёных.
Во-вторых, слава этих учёных в русскоязычной среде переведены неправильно и искажённо, поскольку некоторые люди переводят их слова: «ахкам аль-Ислям» как: «законы Шариата», тогда как правильно переводить слова «ахкам аль-Ислям», как: «обряды, законоположения Ислама».
В-третьих, смысл термина «ахкам аль-Ислам», разъясняют прекрасно сами представители мазхабов этих же имамов:
Так, сам имам аль-Касани говорит: “Нет разногласий между нами (ханафитами), что даруль-куфр становится даруль-Ислям, когда ахкамы Ислама становятся явными на ней”. См. «Бадаи’ ас-санаи’» (7/130).
Смысл слов «ахкам аль-Ислям» не ограничивается лишь смыслом: «судить по Шариату», а означает в первую очередь: исполнение религиозных обрядов, как азан, пятничные и праздничные молитвы, и т.д. Именно так и понимают этот термин учёные, в том числе и сами ханафитские имамы, говорившие: “Даруль-куфр становится даруль-Ислям когда на ней утверждаются акамы Ислама, как проведение пятничной и праздничной (аль-‘Ид) молитвы”. См. “ад-Дурр аль-мухтар” (4/130).
То же самое обстоит и со словами къады Абу Я’ли. В ханбалитских книгах по фикъху сказано: “Даруль-куфр становится даруль-Ислам после акамов мусульман, как пятничные и праздничные молитвы”. См. “ад-Дураруль-хуккам” (1/331).
Абу Закария ас-Сальмаси в своем послании, посвященном убеждениям четырёх имамов, сказал: “Страны мусульман – это исламские страны, пока в них открыто проявляются обряды Ислама (ша’аир), как азан и молитвы”. См. “Маназиль аль-аимма аль-арба’а” (стр. 144).
Шейх Ибн ‘Усаймин отвечая на вопрос: «Каковы границы определения исламской земли и земли неверных?», сказал: “Исламская земля – эта та земля, на которой проявляются обряды Ислама, не обращая внимания на её правителя. И даже если правитель будет неверным, но на этой земле проявляются обряды Ислама, то это – исламская земля. Например, произносят азан, выстаивают молитвы, проводятся пятничные и праздничные молитвы, соблюдают пост, отправляются в Хадж и т.п., то это исламская земля, даже если правитель неверный. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам, если мы увидим явное неверие правителя, воевать с ним. И смысл этого в том, что земля остается землей Ислама, однако с правителем таким воюют и его свергают”. См. “Тафсир сура аль-‘Анкабут” (№ 13).
Поэтому упомянутое в начале мнение является самым правильным, и это мнение большинства учёных, которое также выбрал и шейхуль-Ислям Ибн Таймия.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Определение какой-либо территории как земли неверия (даруль-куфр), земли Ислама (даруль-Ислам) или земли нечестивцев (даруль-фасикъин) не является чем-то неизменным. Нет, ибо такая характеристика земель напрямую зависит от жителей, населяющих данную землю. Любая земля, на которой проживают верующие и богобоязненные люди, является в этот период времени землей приближенных к Аллаху людей. Точно так же всякая земля, на которой проживают неверные, является в этот период времени землей неверия, а всякая земля, на которой проживают нечестивцы, является в этот период времени землей нечестия. Если же жителей какой-либо земли сменяют другие люди, то эта земля становится их землей. Это подобно мечети, если она будет превращена в винную лавку, в публичный дом, в место нечестия и несправедливости или в церковь, где наряду с Аллахом поклоняются другим божествам, то мечеть теряет свой статус из-за изменения людей, которые ее заполняют. И, наоборот, любая винная лавка, публичный дом или тому подобное заведение, становясь мечетью, где поклоняются Всевышнему Аллаху, меняет свой статус в соответствии с произошедшим изменением”. См. “Маджму’уль-фатауа” (18/281).
Также шейхуль-Ислям говорил: “Это важная основа, которую необходимо знать: поистине, город может быть похваленным или же порицаемым в определенные периоды по причине его населения. И когда меняет положение населения, то меняется и положение этого города. Ведь похвала, порицание, награда и наказание зависит от имана и праведных дел или же от неверия, нечестия и ослушания”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/446).
Также шейхуль-Ислям говорил: “Всевышний Аллах сказал пророку Мусе (мир ему): «Я покажу тебе землю нечестивцев» (7: 145). Эта земля была таковой по причине тех, кто её населял, однако впоследствии она стала землей верующих. И эта та земля, о которой в Коране говорится, что она ардуль-мукъаддаса (священная). Положение земель, подобно положению людей!” См. “Маджму’уль-фатауа” (18/282).
Также в известной книге по фикъху: «Къауа’ид аль-фукъаха» (1/288) относительно определения земель сказано: “Исламская земля – эта та земля, на которой большинство жителей мусульмане, и где они чувствуют себя в безопасности. А земля неверных та, которая является противоположной земли мусульман, т.е. та, на которой большинство жителей не мусульмане”.
Шейх аль-Альбани сказал: “Поистине, исламские земли в наши дни не такие, какими они были раньше! Однако как бы то ни было, эти земли не являются землями неверных, это исламские земли”.
Также шейх аль-Альбани говорил: “Для нас становится ясным то, что говорил шейхуль-Ислям в своих фатауах, что о земле судится не по ее внутренности, а по ее жителям. И если большинство жителей города мусульмане, то это даруль-Ислям, даже если правление не соответствует Исламу”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 771).
Также когда шейха аль-Альбани спросили: «Есть такие слова некоторых людей, что земля является исламской, если на ней судят по Исламу, даже если большинство жителей являются неверными. И земля является неверной в том случае, если на ней не судят по законам Аллаха, даже если большинство жителей мусульмане. Это правильное мнение?» Шейх ответил: “Нет. Неправильное!” Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 355).
Спросили шейха Ахмада ан-Наджми: «Является ли страна, в которой судят не по закону Аллаха, как, например, Марокко и Алжир, исламской страной или же нет?»
Шейх ан-Наджми, упомянув о положении суда не по законам Аллаха, заключил: “Если страна открыто проявляет свидетельство «ля иляха илля-Ллах», в ней открыто произносят азан, совершают молитвы в мечетях и т.п., то говорится, что это исламская земля”.
https://wassatsy.org/433
Всевышний Аллах сказал: «Он (Ибрахим) сказал: “Какова же ваша миссия, о посланцы?” Они (ангелы) сказали: “Мы посланы к грешным людям, чтобы наслать на них каменья из глины, помеченные у твоего Господа для преступников”. Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там только один дом мусульман» (51: 31-36).
Шейх Ибн ‘Усаймин говорит: “Из этого аята извлекается польза, что если в каком-либо городе главенствуют мусульмане, то это исламский город, даже если в нем проживают христиане, иудеи, многобожники или атеисты. Ведь Всевышний Аллах назвал дом пророка Лута (мир ему) – исламским домом, несмотря на то, что жена его была неверной!” Сл. “Шарх аль-Арба’ина ан-Науауия” (№ 2).
Что же касается хариджитов, как первых поколений, так и последних, то их убеждение состоит в том, что все исламские земли являются землями неверных, и что если правитель исламской земли стал неверным, то неверными становятся и все жители этой земли, по аналогии с фараоном и его войском. Абу-ль-Хасан аль-Аш’ари перечисляя признаки одной из хариджитских сект «Байхасия», сказал: “Они говорили: «Если правитель (имам) стал неверным, то неверным становится и весь народ». Также они говорили: «Эта земля многобожия, а все её жители многобожники»”. См. “Макъалят аль-ислямийин” (1/194).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Хариджитам присущи два известных качества, которыми они отличаются от общины мусульман и их правителя:
Первое – это то, что они отошли от Сунны и стали считать плохим то, что на самом деле не является плохим, и хорошим то, что на самом деле не является хорошим. И именно это их качество проявилось в отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда при разделе добычи Зу Хууайсара ат-Тамими сказал ему: «Будь справедлив, ибо поистине, ты – несправедлив!»
Второе качество хариджитов и приверженцев нововведений – это то, что они обвиняют в неверии за совершение грехов и на основании этого считают для себя дозволенным посягать на жизнь и имущество мусульман. Также они считают, что земля мусульман – это земля неверных, а земля, которую населяют они – это земля имана”. См. “Маджму’уль-фатауа” (19/72).
В заключение, хвала Аллаху – Господу миров!