Первое право: Право Всевышнего Аллаха
Это право - самое достойное и самое важное из того, что вменяется в обязанность и самое великое из прав, ибо, поистине, это право Всевышнего Аллаха
1 - Творца, Великого, Владыки, Управляющего всеми делами. Это право Властелина, Истинного, Явного, Живого, Поддерживающего жизнь, который установил небеса и землю, сотворил всё сущее и предопределил безгранично мудро их судьбу. Право Аллаха, Который создал тебя из ничего, после того, как ты был безвестен. Право Аллаха, который взрастил тебя по милости Своей, когда ты находился в трех мраках во чреве своей матери. Никто из творений не смог бы доставить туда твоё пропитание и все необходимое для развития. Он - Тот, кто наполнил для тебя грудь твоей матери молоком, потом указал на две тропы, научив отличать добро и зло. Он - Тот, кто подчинил для тебя твоих родителей, поддержал тебя и приспособил, наделил тебя благами, разумом и пониманием и приспособил тебя для принятия и использования всего этого. Сказал Всевышний:
﴿ وَاللّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لاَ تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ الْسَّمْعَ وَالأَبْصَارَ وَالأَفْئِدَةَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴾
«И Аллах вывел вас из утроб ваших матерей (такими, что) вы ничего не знали. И (для познания окружающего вас мира) Он устроил вам слух, зрение, сердца, чтобы вы были благодарны (Ему) (за дарованные вам блага)!» («Ан-Нахль», 78).
1 - Передают, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) я ехал верхом позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нас отделяла друг от друга только задняя часть седла, он сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Через некоторое время он (снова) сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Через некоторое время он (снова) сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» (Тогда) он спросил (меня): «Известно ли тебе, каково право Аллаха (которое должны соблюдать) рабы (Его)?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах имеет право на то, чтобы (Его) рабы поклонялись (лишь) Ему и ничему больше». Через некоторое время он (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А известно ли тебе, чего рабы вправе (ожидать) от Аллаха, если они будут делать это?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Тогда) он сказал: «Того, что Он не подвергнет их мучениям»» (аль-Бухари 2856 и Муслим 30) – здесь и далее в сносках примечания переводчика.
И если бы Аллах лишил тебя своих благ хоть на мгновение ока, то ты непременно бы погиб, а если бы удержал милость Свою на миг, то не жил бы ты, и если ты понял, что эта помощь и милость к тебе, оказана Аллахом, то становится ясным, что Его права на тебя являются самыми величественными. Ведь это права Аллаха на тебя за то, что Он сотворил тебя, поддержал в тебе жизнь и наделил тебя благами. И, поистине, Аллах не желает получить от тебя какой-нибудь удел и не просит кормить Его. Сказал Всевышний:
﴿ لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا نَّحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى ﴾
«Мы [Аллах] не просим у тебя (о, Пророк) удела, Мы (Сами) пропитаем тебя, а (благой) исход (как в этом мире, так и в Вечной жизни) – для (тех, кто обладал качеством) остережения (от наказания Аллаха).» («Та ха», 132).
Воистину, Он желает от тебя только одно, польза чего возвратится к тебе же самому - чтобы ты поклонялся Ему Одному, у которого нет сотоварищей. Сказал Всевышний:
﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ ﴾
«И Я (Аллах) создал джиннов и людей (и отправлял посланников) только для того, чтобы они служили Мне [исполняли Моё слово и волю]. И Я не желаю от них никого удела и не желаю, чтобы они Меня кормили. [Мне не нужно что-либо от них, как нуждаются в пользе от своих невольников хозяева рабов.] Поистине, Аллах – (только) Он Дарующий удел (рабам Своим), Обладатель силы, Непоколебимый!» («Аз-Зарият», 56-57).
Он желает, чтобы ты стал поклоняющимся Ему во всех смыслах поклонения, ибо Он - Господь твой во всех смыслах господства. Аллах хочет, чтобы ты поклонялся ему, проявляя смирение и покорность, подчинялся Его приказам, отдалялся от того, что Он запретил и принимал то, что Он сообщил, т.к. блага Всевышнего, которыми Он одарил тебя, щедры и постоянны. Неужели ты не постесняешься проявить неблагодарность за эти блага?!
Если какой-то человек помогает тебе, то ты постесняешься ослушаться его и открыто заявить о своем несогласии с ним. Так как же тогда ты должен относиться к твоему Господу, ведь каждое благо, которое было оказано тебе - по Его благоволению, а всё дурное, что миновало тебя - миновало по Его милости. Сказал Всевышний:
﴿وَمَا بِكُمْ مِنْ نِعْمَةٍ فَمِنَ اللَّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ﴾
«И какая есть у вас благодать (будь то вера, здоровье, достаток, дети… ), то (это) – (только) от Аллаха [только Он даёт вам всё это, и никто другой]. Потом, когда вас касается беда [болезнь, голод…], то (вы) (только) к Нему плачетесь (с мольбой).» («Ан-Нахль», 53).
Обязательства, которые возложил на нас Аллах по отношению к Нему, являются посильными и лёгкими для того, кому облегчил Аллах, т.к. Аллах не сделал в ней (религии) для нас затруднения, тяжести или сложности. Сказал Всевышний Аллах:
﴿وَجَاهِدُوا فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ مِلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمِينَ مِنْ قَبْلُ وَفِي هَذَا لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيدًا عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ﴾
«И усердствуйте ради Аллаха достойным Его усердием [прилагайте все свои усилия на Его пути, и только ради Него]! Он [Аллах] избрал вас (для того, чтобы нести Его Слово и Его Веру другим людям) и не устроил для вас в Вере никакого (непосильного) затруднения, (и следуйте) вере отца вашего, (пророка) Ибрахима [единобожию]. Он [Аллах] назвал вас мусульманами раньше [в Его Писаниях, которые были ниспосланы раньше] и в этом [в Коране]. Чтобы Посланник был свидетелем относительно вас (что он довёл до вас послание от Аллаха), и (чтобы) вы были свидетелями относительно людей [прежних общин] (что их посланники довели до них то же, что сообщил вам Аллах в Своей Книге). (И вы должны ценить этот дар Аллаха, и за это благодарить Его.) Совершайте же молитву (надлежащим образом), выплачивайте закят и (крепко) держитесь за Аллаха [придерживайтесь Веры, которую Он дал]! Он – ваш Покровитель [союзник и помощник] (в борьбе против неверия). И как же прекрасен этот Покровитель [Аллах] (для тех, которые являются Его сторонниками), и как прекрасен этот Помощник [Аллах] (для тех, которые обращаются к Нему за помощью)!» («Аль-Хаджж», 78).
Обязанности перед Аллахом включают в себя: идеальные убеждения
2, веру в истину и полезные праведные дела. Вероубеждение – это вера в скрытое и вера в расчет, столпами которого (т.е. вероубеждения) являются любовь и возвеличивание Аллаха, а его плодами - искренность и постоянство в поклонении.
По причине пятикратной молитвы в течение дня и ночи, Аллах прощает грехи, возвышает степенями, исправляет сердца и положения.
3 Выполняет раб Аллаха эти молитвы по мере возможности. Сказал Всевышний:
﴿فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ﴾
«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил]». («Ат-Тагъабун», 16). И когда сподвижник ‘Имран ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, заболел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Молись стоя, а если не можешь, то сидя, а если не можешь сидя, то лёжа на боку». (аль-Бухари 1117).
2 - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного». (Муслим 8)
3 - Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у людей: «Не указать ли мне вам на то, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает вас в степенях?» Люди сказали: «Конечно, о, посланник Аллаха!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это совершение омовения надлежащим образом вопреки неудобствам (например, холод), множество шагов в направлении мечетей, и ожидание наступления следующей молитвы после уже совершенной, и это будет для вас (равносильно пребыванию в) рибате» (Муслим 251).
Со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этой ночью мой Господь явился ко мне (во сне) в наипрекраснейшем облике и сказал: «О, Мухаммад, знаешь ли ты, о чем спорит высшее общество ангелов?» Я сказал: «Да. Они спорят об искуплении грехов и возвышении степеней. О шагах на коллективные молитвы, о совершении омовения надлежащим образом вопреки неудобствам, об ожидании наступления следующей молитвы после уже совершенной. Кто станет неуклонно совершать все это, будет жить во благе, встретит благую смерть, и будет чистым от грехов как в тот день, когда его родила мать». (Ахмад 5/243, ат-Тирмизи 3234. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад, имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн ‘Абду-ль-Барр, шейх аль-Альбани. См. «аль-Камиль» 6/345, «ат-Тамхид» 24/325, «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 3234).
Закят - это малая часть из твоего имущества, которую необходимо отдавать на нужды мусульман. Он выплачивается нуждающимся, беднякам, путникам, должникам и всем остальным из тех, кто имеет право на закят
4. Сказал Всевышний:
﴿ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ﴾
«Совершайте же молитву (надлежащим образом), выплачивайте закят и (крепко) держитесь за Аллаха [придерживайтесь Веры, которую Он дал]! Он – ваш Покровитель [союзник и помощник] (в борьбе против неверия). И как же прекрасен этот Покровитель [Аллах] (для тех, которые являются Его сторонниками), и как прекрасен этот Помощник [Аллах] (для тех, которые обращаются к Нему за помощью)!» («Аль-Хаджж», 78).
4 - О них говорится в следующем аяте:
﴿إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ﴾
«(Обязательные) милостыни (предназначены) только для нищих [тех, у которых ничего нет], бедных [тех, которые живут в недостатке], работающих над этим [сборщикам закята], (а также) тем, сердца (которых) привлекаемы (к Исламу) [с надеждой, что они примут Ислам, или принесут пользу верующим или же будет этим отклонено зло от верующих], (а также) для выкупа рабов, (и для) должников (которых обременены долгом), и на пути Аллаха, (и для) путника (который остался без средств продолжать путь), – как обязательное (предписание) от Аллаха. Ведь Аллах – Знающий (в чём польза Его рабам) (и) Мудрый (в Своих решениях и установлениях)!» («Ат-Тауба», 60).
А также пост на протяжении всего лишь одного месяца в году. Сказал Всемогущий и Великий:
﴿وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ﴾
«…а кто болен или в пути, то (на нём обязанность поститься) (определённое) число других дней [по числу пропущенных дней].» («Аль-Бакъара», 185).
А кто не может поститься из-за немощи, которая уже никогда не покинет его, тот должен накормить бедняка за каждый день поста.
5
5 - Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день». (аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205)
Имам Ибн Къудама, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку». См.: «аль-Мугъни» 4/396.
А паломничество к заповедному дому совершается один раз в жизни и предписано тому, кто в состоянии это сделать.
Все вышеупомянутое является основными правами Всевышнего Аллаха на нас. А то, что кроме этого – становится обязательным лишь в определённых случаях, как, например, проявление усердия на пути Аллаха, или по какой-то определённой причине, как, например, помощь угнетенным.
Посмотри, о, мой брат! Как легко выполнение этих обязанностей на деле, но как велика награда. Если ты будешь совершать их, то обретёшь счастье как в этой жизни, так и в следующей, спасешься от огня и зайдешь в рай. Сказал Всевышний:
﴿فَمَنْ زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ﴾
«И кто будет удалён от Огня [Ада] и введён в Рай, тот (значит) обрёл успех. А земная жизнь (является) только обманчивым наслаждением (поэтому не обманывайтесь ею).» («Али ‘Имран», 185)
Второе право: Право Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Его право - самое великое из прав творений. Нет среди созданий никого, кто обладал бы более великими правами, чем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах:
﴿ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا لِّتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُعَزِّرُوهُ وَتُوَقِّرُوهُ وَتُسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا ﴾
«Поистине, Мы послали тебя (о, Посланник) (ко всем людям) как свидетеля (который донёс и разъяснил им то, чего Аллах желает от них), и как вестника (радующего подчинившихся Аллаху тем, что Он им обещает Рай), и как увещевателя (предостерегающего о том, что неверующих и непокорных постигнет наказание Аллаха), чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника, и помогали Ему [Аллаху] (возвышая Его Слово и Веру, которую Он дал), и почитали [возвеличивали] Его, и прославляли Его по утрам и вечерам». («аль-Фатх», 8-9)
Поэтому необходимо ставить любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, перед любовью ко всем людям, даже перед любовью к себе самому, перед любовью к своим детям и родителям.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Никто из вас не уверует, пока я не стану любимее для него, чем его ребёнок, его отец, и все люди в общем» (Аль-Бухари 15, Муслим 44).
Права Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, включают в себя почитание его, уважение к нему и возвеличивание его подобающим образом без проявления чрезмерности и небрежности. Уважать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при его жизни означает почитать его сунну и его благородную личность, а проявление уважения к нему после его смерти, подразумевает почитание его сунны и его непоколебимого шари’ата. И кто ознакомился с тем, как уважали и возвеличивали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его славные и достойные сподвижники - познал, как они выполняли свои обязанности перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
В истории Худейбийского договора упоминается, что къурайшиты отправили ‘Урву ибн Мас’уда для переговоров о перемирии с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. После возвращения ‘Урва сказал им:
«О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей, и я приезжал к императору [Византии], хосрою [царю персов] и негусу [правителю Эфиопии], но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближённые почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплёвывает и (капли его) слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, (этот человек) обязательно растирает их по своему лицу и коже [в надежде получить благословение]6; когда он повелевает им что-нибудь, они спешат выполнить (любое) его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за (оставшуюся после этого воду), а когда начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и они (даже) не смотрят на него пристально из почтения к нему!» (Аль-Бухари 2581).
6 - Сказал Хафиз Ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «И, наверное, сподвижники делали это в присутствии ‘Урвы, чтобы этим самым сказать: «Кто еще любит своего правителя так, как любим его мы, и почитает его так, как почитаем его мы? Как же после этого можно подумать, что если случится сражение, то мы обратимся вспять и оставим его без поддержки?» См.: «Фатх-уль-Бари» 5/341.
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, таким образом совершали табаррук (поиск благодати) пророком, да благословит его Аллах и приветствует, при его жизни, а также после его смерти делали это, к примеру, его волосами. Это потому, что Всевышний Аллах вложил в его тело физическую благодать, которая также переходила и на людей и, к примеру, на воду.
Сообщается, что ‘Абду-Ллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились в пути и вода у нас стала (подходить к концу), он сказал: “Соберите всю оставшуюся воду”, и ему принесли сосуд, в котором было немного воды. (После этого) он опустил руку в этот сосуд и сказал: “Поспешите к благословенной воде, а благодать — от Аллаха!”». (Аль-Бухари 3579.)
Сказал имам аш-Шатыби, да одарит его Аллах Своей милостью: «После смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не осталось среди сподвижников никого почетнее Абу Бакра, затем ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али. Затем идут остальные сподвижники, праведнее и почетнее которых уже никогда не будет в этой общине. Вместе с этим, нет ни одного достоверного довода на то, что кто-либо из этих сподвижников или их последователей совершали кем-либо из праведников этот вид табаррука (т.е. посредством их тел или предметов, оставшихся от них или которыми они пользовались). Поэтому это стало их единогласным мнением в том, что такой вид табаррука праведниками не узаконен». См.: «аль-И’тисам» 2/8-9.
Вот таким образом они чтили его, да будет доволен ими Аллах. Всевышний Аллах даровал ему благородный нрав и мягкий характер, а если бы он был грубым и жестоким, то они бы непременно разбежались от него.
Также из прав Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: верить во все, что он сообщил из событий прошлого и будущего; подчиняться его приказам и отдаляться от того, что он запретил; уверовать, что его путь и его законодательство - самые совершенные и не предпочитать им другие законодательства и системы от кого бы они ни исходили. Сказал Всевышний:
﴿ فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا ﴾
«Но нет – (Я, Аллах) клянусь твоим (о, Мухаммад) Господом [Самим Собой]! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей (обратившись к тебе самому при твоей жизни, и к твоей Сунне после твоей смерти) в том, что запутано между ними [во всех спорных ситуациях], и потом не найдут они в своих душах стеснения [сомнения и неудовлетворённости] к тому, что ты решил, и подчинятся полностью.» («Ан-Нисаъ», 65).
Также сказал Всевышний:
﴿ قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾
«Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» – ведь Аллах – Прощающий, Милующий». («Али ‘Имран», 31).
Также из прав Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: защищать его дорогу и шари’ат по мере сил человека и тем оружием, что требует та или иная ситуация. Если враг наступает, приводя ложные доводы и аргументы, то защита должна быть на основе знаний и необходимо опровергнуть его доводы и сомнения, разъяснив их порочность. А в случае, когда враг наступает с оружием, то и защищаться необходимо таким же образом.
7
7 - Сказал шейх ‘Абд-ур-Рахман аль-Баррак, да хранит его Аллах:
«Ругань пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является одним из видов неверия, и если это действие изойдет от мусульманина, то в отношении него это станет вероотступничеством, и правитель мусульман обязан оказать поддержку Аллаху и Его посланнику, казнив порочащего пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Если же порочащий принесет за это открытое и искреннее покаяние, то оно принесет ему пользу перед Аллахом, однако оно не отменяет наказание за порочение пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а наказанием такого человека является смертная казнь. В этом случае, правитель мусульман обязан поддержать религию Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), казнив порочащего пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Если же порочащий из числа неверных, скажем христианин, с которыми мусульмане заключили договор, то этим поступком он делает договор недействительным, и его казнь становится обязательной. Однако этим должен заниматься правитель мусульман.
Если мусульманин слышит, как христианин или кто-то другой порочит пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то является обязательным для него высказать порицание, проявить к нему суровость и ругать его самого, ибо он начал первым. И как же в этом случае не поддержать пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?! Вместе с тем, является обязательным подача жалобы на него правителю мусульман, который приведет в исполнение соответствующее наказание.
Если же нет того, кто должен применять предусмотренные шари’атом наказания и поддерживать посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то мусульманину следует сделать все, что в его силах, (чтобы помешать этому). Однако так, чтобы его действия не привели к смуте и вреду, которые могут коснуться других людей.
А что касается того, чтобы мусульманин слушал, как неверный порочит пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и при этом молчал и не отвечал ему из-за опасения, что он еще сильней и больше станет порочить, то это ошибочное мнение! А что касается слов Всевышнего:
﴿وَلَا تَسُبُّوا الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ فَيَسُبُّوا اللَّهَ عَدْوًا بِغَيْرِ عِلْمٍ﴾
«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» («аль-Ан’ам», 108), то они не распространяются на тех, кто сам начал ругать Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Смысл этого аята в том, что запрещено первому начинать ругать божества язычников, чтобы они не стали ругать Аллаха из вражды и по невежеству. А что касается того, кто первым начал ругать Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), то обязательным является ответить ему и наказать тем, что удержит его от проявления неверия и вражды. Ведь если позволить неверным и безбожникам говорить все, что они пожелают, не осуждая их и не наказывая, то нечестие обретет опасные размеры, а это то, чего желают эти неверные.
И не следует обращать внимание на слова того человека: «Ругань или опровержение порочащего (Аллаха или посланника) лишь увеличит его упорство». Мусульманин обязан проявлять ревность и гневаться ради Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), не позволяя себе слушать их ругань. А кто слышит, как ругают пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и это в нем не вызывает ни ревности, ни гнева, тот не является верующим! И мы же просим Аллаха не оставлять нас без поддержки, просим защиты от неверия и поклонения шайтану!» См.: «Фатауа аль-Баррак» № 16631.
Непозволительно для верующего, слушать того, кто устраивает нападки на шари’ат Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же на его благородную личность, и молчать, имея возможность и силу противостоять этому.
Третье право: Права родителей
Никто не отрицает достоинства и превосходства родителей над своими детьми. Права родителей на ребенка велики, ведь именно они стали причиной его появления на свет. Они воспитывали его, когда он был маленьким, уставали ради того, чтобы он отдыхал, не спали ради того, чтобы он спал. Мать вынашивает тебя в своем животе (обычно) девять месяцев и всё это время, ты живёшь за счёт её питания и здоровья. Как на это указал Аллах, сказав:
﴿حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ﴾
«…(ведь) мать носит его (в своём животе) со слабостью (которая прибавляется) к слабости». («Люкъман», 14).
А затем после этого, она нянчит тебя и кормит грудью еще два года, уставая, мучаясь и испытывая тяжесть.
Отец также делает все, чтобы ты жил и набирался сил с самого детства до тех пор, пока ты не достигнешь самостоятельности, воспитывает тебя, даёт тебе наставления, ведь ты ещё не знаешь, в чём для тебя вред, а в чём - польза. И поэтому Аллах повелел ребенку делать добро родителям и благодарить их. Сказал Всевышний Аллах:
﴿وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ﴾
«И Мы завещали человеку (чтобы он относился) к своим родителям (благостно) (и при их жизни и после неё); (ведь) мать носит его (в своём животе) со слабостью (которая прибавляется) к слабости; и отлучение его (от груди) – в два года. (И Мы сказали ему): «Благодари Меня [Аллаха] и твоих родителей, (ибо) ко Мне возвращение». («Люкъман», 14).
Также Всевышний сказал:
﴿وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاَهُمَا فَلاَ تَقُل لَّهُمَآ أُفٍّ وَلاَ تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيمًا وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا﴾
«И решил [повелел] Господь твой, чтобы вы (о, люди) не поклонялись никому, кроме Него [никого, кроме Него, не признавали богом], и к родителям (проявляли искреннее) благодеяние (словами, делами, имуществом,…). Если достигнет при тебе старости один из них или оба, то (даже) не говори им: «Уф!» и не кричи на них, а говори им уважительные слова. И опусти пред ними обоими [твоими родителями] крыло смирения [будь смиренным и мягким к ним] по милосердию [проявляя милосердие] и говори: «Господи! Помилуй их, как они смотрели (воспитывая) меня, (когда я был) маленьким»». («Аль-Исраъ», 23-24).
Поистине права родителей на тебя заключаются в том, чтобы ты благочестиво относился к ним
8, делал им добро, как словом, так и делом, помогал им, как материально, так и физически, а также, чтобы ты подчинялся их приказам в том, в чём нет ослушания Аллаха, и в чём нет вреда для тебя, мягко разговаривал с ними, радовал приветливым видом, прислуживал им должным образом. Не проявляй раздражения, когда они состарятся
9, заболеют и ослабнут, и не считай помощь им чем-то сложным, так как ты сам когда-то окажешься на их месте. Когда-то ты также будешь родителем, как они были родителями. И если проживёшь, также достигнешь старости на глазах своих детей, как на твоих глазах достигли старости твои родители, и будешь нуждаться в благочестивом отношении своих детей, как родители нуждались в твоём благочестивом отношении. И если ты проявлял благочестие к родителям, то возрадуйся большому вознаграждению и воздаянию подобным. Кто будет благочестиво относиться к своим родителям, то к нему также будут благочестиво относиться его дети. Кто же будет ослушаться своих родителей, то его дети также будут ослушаться его, так как воздаяние подобно деянию, которое ты делаешь: что отдашь, то и получишь в ответ. Аллах дал родителям большие права на тебя, поставив их права, после Своих прав, учитывая то, что права Аллаха также включают в себя и права Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах:
﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا﴾
«И служите (и поклоняйтесь) (только) (одному) Аллаху и не придавайте Ему никого в соучастники [никого, кроме Него, не обожествляйте], и к родителям (проявляйте искреннее) благодеяние (словами, делами, имуществом…)» («Ан-Нисаъ», 36).
8 - Однажды, когда Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, увидел каких-то двух мужчин, он сказал одному из них: «Кем тебе доводится этот (человек)?» Тот ответил: «Отцом». Тогда Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не называй его по имени, не иди перед ним и не садись прежде него». (аль-Бухари в “аль-Адаб-уль-муфрад” 44. Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным.)
9 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Да будет унижен, да будет унижен, да будет унижен!» Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» — (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и не войдёт в Рай» (Муслим 2551.)
Сказал Всевышний также:
﴿ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ ﴾
«Благодари Меня [Аллаха] и твоих родителей, (ибо) ко Мне возвращение». («Люкъман», 14).
А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил благочестие к родителям перед проявлением усердия на пути Аллаха, как пришло в хадисе Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который спросил: «О Посланник Аллаха, какое дело самое любимое Аллаху?» Он сказал:
«Своевременно выполненная молитва». Я спросил: «А потом какое?». Он сказал:
«Благочестие к родителям». Я спросил: «А потом какое?» Он сказал:
«Сражение на пути Аллаха» (аль-Бухари 527, Муслим 85).
Всё это указывает на важность благочестивого отношения к родителям, пренебрегают которым многие из людей. Они не слушаются их, порывают с ними отношения. Ты видишь тех, кто не считает нужным выполнять перед ними свои обязательства, а может даже и относится к ним неуважительно
10, пренебрегает и превозносится над ними, но рано или поздно, он получит подобное воздаяние.
10 - ‘Абду-Ллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, говорил: «Оскорбление человеком своих родителей, считается пред Всевышним Аллахом (одним) из тягчайших грехов». аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 28. Шейх аль-Албани назвал сообщение хорошим.
Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Доведение родителей до слез является неповиновением и одним из больших грехов». (аль-Бухари в «Адаб аль-муфрад» 31. Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным.)
Передаётся со слов ‘Абду-Ллаха бин ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же (может) человек проклинать собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!» (аль-Бухари 5973).
Четвертое право: Права детей
К детям относятся как сыновья, так и дочери. У детей много прав, а самое важное из них - воспитание, а именно, развитие в них религиозности и нравственности для того, чтобы в дальнейшем эти качества преобладали в них.
Сказал Всевышний Аллах:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ ﴾
«О те, которые уверовали! Охраняйте самих себя и свои семьи от Огня [Ада], растопкой для которого будут люди [неверующие] и камни [исполняйте Его повеления и отстраняйтесь от того, что Он запретил и учите этому свою семью]». («Ат-Тахрим», 6).
И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Поистине, каждый из вас является пастырем и несёт ответственность за свою паству. Правитель, (поставленный) над людьми, является пастырем и несёт ответственность за своих подданных; мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству; женщина является пастырем для дома и детей своего мужа, за которых она ответственна, раб же является пастырем для имущества своего хозяина, за которое он отвечает. Поистине, каждый из вас является пастырем и несёт ответственность за свою паству» (Аль-Бухари 893, Муслим 1827). Дети вверены своим родителям, и они будут спрошены за это в День Суда. И если родители заложат в них религиозное и нравственное воспитание, то таким образом будут освобождены от ответственности. В итоге дети станут благочестивыми и обрадуют своих родителей, как в этом мире, так и в Последней жизни. Сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَمَا أَلَتْنَاهُم مِّنْ عَمَلِهِم مِّن شَيْءٍ كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ ﴾
«А те, которые уверовали (и обрели высокие ступени в Раю) и последовали за ними их потомство в вере [уверовав] (но, не достигнув степени своих родителей), – Мы присоединим к ним [к верующим родителям] (в Раю) потомство их [воссоединим их с верующими детьми] и нисколько не умалим из дел их [награды родителей]. Каждый человек является заложником того, что он приобрел [своих дел]. [Не возлагается грех одного человека на другого]». («Ат-Тур», 21).
Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым смогут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим 1631). Таковы плоды благочестивого воспитания детей, приносящие пользу родителям даже после смерти.
Но, к сожалению, многие родители пренебрегают своими обязанностями, губят своих детей и забывают о них, словно на них нет никакой ответственности. Они не спрашивают где ходят их дети и не обращают внимание на то, во сколько они возвращаются, не интересуются их друзьями и товарищами, не указывают им на благое и не запрещают им плохое.
Но удивительно, что эти родители стремятся сохранить своё имущество, пытаясь увеличить, сберечь и улучшить его, хотя в основном они приумножают это имущество не для себя, а для других. А что касается детей, то им нет до них никакого дела, хотя забота о них более важна и полезна для родителей, как в этом мире, так и в следующем. И как является обязательным для родителя кормить и обеспечивать ребёнка едой, питьём и одеждой, чтобы он рос и развивался, также является обязательным заполнить сердце своего ребёнка знаниями и верой, покрывая его душу одеянием богобоязненности. И в этом заключается благо.
Из прав детей - чтобы родитель расходовали на них из своего имущества без расточительства и жадности, потому что это его обязанность перед детьми, а также проявление благодарности Аллаху за то имущество, которое Он даровал ему. Так как же он лишает своих детей этого имущества, проявляя жадность при жизни, в то время как после его смерти они все равно заберут его? И даже если он будет проявлять скупость по отношению к своей семье и не будет тратить на них то, что обязан, они все равно имеют право взять из его имущества столько, сколько им будет достаточно для повседневной жизни, как постановил это сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для сподвижницы по имени Хинд бинт ‘Утба, да будет доволен ею Аллах.
11
11 - Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Хинд бинт ‘Утба, да будет доволен ею Аллах, сказала (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан (ее муж) - человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома”, - (на что) он сказал: “Бери то, что достаточно для тебя и для твоего ребёнка, сообразно обычаю”». (аль-Бухари 5364, Муслим 1714.)
Также из прав детей - чтобы родитель не отдавал предпочтение одному над другим при дарении подарков. Он не должен давать одному ребенку что-либо, лишая при этом другого. Поистине, это является притеснением и несправедливостью, а ведь Аллах не любит несправедливых. И также это приводит к тому, что те, к кому родители проявили несправедливость, отдаляются и враждуют с теми, кого они предпочли и, возможно, это станет причиной вражды между родителями и теми детьми, которых они притеснили.
Некоторые люди относятся к одним детям лучше, чем к другим по причине того, что эти дети добры с ними. И поэтому, только из-за хорошего отношения родитель выделяет его подарками. Но это не является аргументом, чтобы выделять одних детей над другими, так как хорошее отношение ребенка к родителям должно быть ради Аллаха. Нельзя давать ему что-то взамен за его благочестивое отношение, так как награда за благочестие только у Аллаха. Это также приводит к тому, что ребенок начинает обольщаться своим благочестием и видит себя достойнее, чем остальные его братья и сестры. В результате, другой ребёнок может отдалиться и продолжать ослушаться родителей. И кто знает, может случиться так, что тот, кто был добр с родителями, станет непослушным, а непослушный - благочестивым, так как сердца в руках Аллаха, и Он переворачивает их как пожелает.
И как пришло в двух достоверных сборниках (имамов Аль-Бухари и Муслима) от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен ими обоими Аллах), что когда его отец решил подарить ему раба, его мать, ‘Амра бинт Рауаха возразила и сказала, что не согласится с этим, пока её муж не попросит Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать это дарение. Тогда его отец привёл его к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
«О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?» Он ответил: “Да”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
«И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?»12 Он ответил: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«В таком случае не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости! Порадует ли тебя то, что твои дети станут одинаково почтительно относиться к тебе?» Он ответил: “Конечно!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям! Забери этот подарок и больше так не поступай». И ан-Ну’ман сказал: “После чего мой отец вернулся домой и забрал этот подарок назад”. (аль-Бухари 2586, 2687, Муслим 1623, ан-Насаи 3681) В еще одной версии сообщается, что он сказал:
«Призови другого свидетеля, ибо, поистине, я не свидетельствую в несправедливости». (аль-Бухари 2650, Муслим 1623) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал предпочтение одного ребёнка над другим несправедливостью, а несправедливость является запретной в Исламе и также является притеснением.
12 - Сказали имамы аш-Шафи’и, Малик, Абу Ханифа и Ибн-уль-Мубарак, да одарит их Аллах Своей милостью, на основании этого хадиса, что при дарении подарков дочке полагается то же самое, что и сыну.
Сказали имамы ‘Атаъ, Шурейх, Исхакъ и Мухаммад ибн-уль-Хасан, да одарит их Аллах Своей милостью, что при дарении подарков, дочери получают половину того, что даруется сыновьям, в соответствии с тем, как разделил шари’ат наследство. Сказал Всевышний Аллах:
﴿ فَلِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الْأُنثَيَيْ ﴾
«…мужчине (полагается) (доля) (равная) доле двух женщин» («ан-Нисаъ», 176). См.: «аль-Мугъни» (5/389) Ибну Къудамы.
Этого же второго мнения придерживался и автор. Шейх аль-‘Усаймин сказал:
«Если кто-то из сыновей нуждается в женитьбе, то отец женит его, и при этом он не дает другим сыновьям столько же, сколько потратил на женитьбу первого. Или если одна из дочерей заболела, и он потратился на её лечение и лекарства, то он не обязан тратить столько же и на других детей. Если же речь идёт о подарках, а не о содержании детей, тогда он дарит женскому полу половину того, что даровал мужскому, потому что нет справедливее деления, чем деление, которое установил Всевышний Аллах!» См.: «Ликъаат Баб аль-мафтух» 13/17.
Однако, если один ребёнок нуждается в чем-либо, а другой нет, как например, один из детей в семье нуждается в канцелярских принадлежностях, в лечении или в женитьбе, то нет ничего страшного, если родитель выделит и купит ему то, в чем он нуждается, так как это было по необходимости и переходит в ряд обеспечения, а не подарков.
И когда родитель начнёт воспитывать ребёнка и расходовать на него, то, поистине, он становится достойным того, чтобы его ребёнок относился к нему по доброму и уделял большое внимание правам своего родителя. А когда родитель делает упущение в своих обязательствах перед ребёнком, то удостаивается наказания, которое выражено в том, что ребенок отрицает права своего родителя. И это является подобающим возмездием: что отдашь, то и получишь в ответ.
Пятое право: Права родственников
Близкий для тебя человек, который связан с тобой по крови, будь то твой брат, дядя со стороны отца или матери, и их дети, а также каждый, кто родственно связан с тобой, имеет право на тебя по мере его близости. Сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَآتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ﴾
«И давай (о, верующий) (своему) родственнику его право [поддерживай с ним родственную связь, давай милостыню…]». («Аль-Исраъ», 26).
Также сказал:
﴿ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى﴾
«И служите (и поклоняйтесь) (только) (одному) Аллаху и не придавайте Ему никого в соучастники [никого, кроме Него, не обожествляйте], и к родителям (проявляйте искреннее) благодеяние (словами, делами, имуществом…)» («Ан-Нисаъ», 36).
Каждый человек должен поддерживать своих родных как это принято, оказывая им помощь своим статусом, а также помогая им физически и материально по степени близости и нужды. И это то, что требуют шари’ат, разум и естество каждого человека.
Существует множество аятов и хадисов, побуждающих к поддерживанию родственных связей. Сообщается в двух достоверных сборниках от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах создал (все творения), а когда Он завершил их (создание, со своего места) поднялись родственные связи и сказали: “Это - место того, кто прибегает к (Твоей) защите от разрыва”. Он сказал: “Хорошо, так будете ли вы довольны, если Я стану хорошо обходиться с теми, кто будет поддерживать вас, и порывать с теми, кто будет порывать вас?” Они сказали: “Да”, [и тогда] Он сказал: “Это (даруется) вам”». А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если желаете, прочтите [аяты, где сказано]:
﴿ فَهَلْ عَسَيْتُمْ إِن تَوَلَّيْتُمْ أَن تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ وَتُقَطِّعُوا أَرْحَامَكُمْ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَعَنَهُمُ اللَّهُ فَأَصَمَّهُمْ وَأَعْمَى أَبْصَارَهُمْ ﴾
«А может быть, вы, если отвернётесь (от Книги Аллаха и Сунны Его Посланника), будете сеять беспорядок на земле (проявляя своё неверие в Него и проливать кровь) и порывать родственные связи? Это – те, которых проклял Аллах [отдалил от Своего милосердия]. Он оглушил их (так, что они не слышат то, в чём польза для них) и ослепил их взоры (так, что они не видят истину).» («Мухаммад», 22-23). (аль-Бухари 5987, Муслим 2554)
Также сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Тот, кто верует в Аллаха и в судный день, пусть поддерживает родственные узы» (Аль-Бухари 6138).
Многие люди пренебрегают этим правом. Увидишь, как некоторые из них не поддерживают родственные узы ни имуществом, ни влиянием, ни прекрасным нравом. Проходят дни и месяцы, а они даже не видели своих родственников, и не навестили их.
13 Они не проявляют любовь к своим родным, не дарят им подарки, не помогают им в неотложных и трудных ситуациях. Даже может быть наоборот: они оказывают своё плохое отношение к родным либо словами, либо действиями, а может и тем и другим. Такой относится хорошо к посторонним людям, а с близкими порывает отношения.
13 - Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, поведал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Более всего скорого наказания (Аллаха) в этом мире, наряду с (наказанием), которое Он припасёт для человека в мире вечном, заслуживает такой грех, как (проявление) несправедливости и разрыв родственных связей». (Хадис достоверный. См.: «Ас-Сахиха» 918, 978.)
Среди людей есть и такие, которые поддерживают родственные отношения только с теми, кто хорошо к ним относится и разрывают отношения, если с ними разрывают. Такой человек не будет считаться подлинно поддерживающим родственные связи, однако, он всего лишь ответил добром на добро, что может сделать и родственник и любой другой. Ведь на самом деле, воздаяние равным не является привилегией родственника. Истинно поддерживающим родственные связи считается тот, кто поддерживает их ради Аллаха, не обращая внимания на то, поддерживают ли с ним или нет. Сообщается в сборнике достоверных хадисов имама аль-Бухари, от ‘Абду-Ллаха ибн ‘Амра ибн аль-’Аса, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают». (аль-Бухари 5991)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я (пытаюсь) поддерживать родственные связи, а они порывают их со мной, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я обращаюсь с ними мягко, а они говорят со мной грубо». (Выслушав его) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, (это значит, что) ты будто наполняешь их рты горячей золой, и пока ты не перестанешь (поступать так), будет с тобой помощник от Аллаха против них». (Муслим 2558)
И достаточно того, что поддерживающего родственные связи Аллах поддерживает в этом мире и в будущем
14, помогает ему своей милостью, облегчает дела, избавляет от печали. Через поддержание родственных уз сближаются семьи, рождается взаимная любовь, сочувствие друг к другу, взаимопомощь в трудные моменты и дни веселья, что приводит к всеобщей радости как это уже проверено и давно известно. Но если родственные связи разрушатся, и люди отдалятся друг от друга, то получится с точностью до наоборот.
14 - Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть (каждый), кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни - продлён, поддерживает связи с родственниками»». (Аль-Бухари 2067, Муслим 2557.)
Сообщается, что Абу Аййуб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай”. (Люди) стали говорить: “Что с ним, что с ним?” — а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи”». (аль-Бухари 1396, 5983, Муслим 13)]