Имам Ибн Кудама аль-Макдиси

Ответить
abu Umar
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 18:17

Имам Ибн Кудама аль-Макдиси

Сообщение abu Umar »

Расскажите об ибн Кудаме, ведь его столько цитируют, а информации о его жизньи так мало в интернете.
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: ибн Кудама

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Краткая биография имама Ибн Къудамы аль-Макъдиси
Муваффакъуд-Дин ‘АбдуЛЛАh бин Ахмад бин Мухаммад бин Микдам бин Наср Абу Мухаммад аль-Макъдиси – это блестящий ученый, шейх и имам. При его жизни и в течение продолжительного времени до него, не было кого-либо, более сведущего в ислямском праве, чем он.
Он родился в Джамма’иле [1] в месяце Ша’бан, в 541 году по hиджре. В 551 году его семья вместе с ним переехала в Дамаск, где он выучил Къур`ан и прослушал множество хадисов.
Дважды уезжал в Ирак. Первый раз он отправился туда в 561 году, вместе со своим двоюродным братом Хафизом ‘Абдуль-ГЪАНИ, а второй раз – в 567 году. В 563 году он совершил хаджж.
В Багдаде он стал специалистом по вероучению имама Ахмада. Был всесторонне развитым, выносил богословско-правовые заключения и вёл диспуты по широкому кругу вопросов из самых разных областей знаний, которые он до тонкостей изучал.
Был скромным, смиренным, добронравным, проявлял щедрость и стыдливость, имел приятный облик, был красив. Много читал Къур`ан, много исполнял молитв и постов, часто вставал на дополнительные ночные молитвы. В своём пути он следовал за праведными предшественниками (салаф ас-салих). Был наделён как физической силой, так и способностями неестественного восприятия информации (мукашафа). Как сказал аш-Шафи’и, да помилует его АЛЛАh: «Если здравомыслящие ученые не являются приближенными к АЛЛАhу, то я тогда не знаю, кто к АЛЛАhу близок» [2].
Он и шейх ‘Аммад руководили молитвой в ханбалитском михрабе. Когда ‘Аммад скончался, Ибн Къудама остался единственным на этой должности. В его отсутствие, молитвой руководил Абу Сулейман бин аль-Хафиз ‘Абдур-РОХМАН бин аль-Хафиз ‘Абдуль-ГЪАНИ.
Будучи имамом Ибн Къудама постоянно между вечерней и ночной молитвами совершал поблизости от михраба дополнительные молитвы. Совершив же ночную молитву, он отправлялся домой через улицу «ад-Дауля’и» по набережной, забирал к себе столько бедняков, сколько мог, и делил с ними свою трапезу.
Основным же местом его жительства был его дом у горы Касьюн [3]. Иногда, после ночной молитвы, он отправлялся на гору. В одну из таких ночей, некий мужчина выхватил у него его чалму. В этой чалме была свёрнутая бумага, в которой Ибн Къудама держал песок [4]. Так вот шейх сказал этому человеку: «Возьми себе бумагу, а чалму выброси». Слова Ибн Къудамы выражали такую учтивость по отношению к этому человеку, что тот решил, что шейх не жалеет своего, хочет в очередной раз пожертвовать своим имуществом и предлагает ему забрать что-то ценное, находящееся в этой бумаге. Подумав так, мужчина взял себе свёрток бумаги и бросил чалму. Муваффакъ подобрал её и пошел дальше.
Этот поступок свидетельствует о чрезмерной проницательности и способности вызывать симпатию в нужный момент, что ему удалось вернуть себе свою чалму, проявив при этом вежливость.
Книги Ибн Къудамы многочисленны и общеизвестны. Это и десятитомная «аль-Мугъни», которая является комментарием к «мухатасару» аль-Харкы, и двухтомная «аль-Кафи», и «аль-Мукъни’» предназначенная для заучивания, и «ар-Рауда» по основам фикъhа, и многие другие полезные книги.
Умер он в День Разговения, в 620 году по hиджре, в восьмидесятилетнем возрасте. На его похоронах присутствовало большое количество людей, а его могила хорошо известна. Ему виделись благие сны. Да помилует его АЛЛАh!
Что касается его детей, то среди них были и мальчики и девочки, однако все они умерли еще при его жизни. Из них никто не оставил потомства, если не считать его сына ‘Исы, у которого было двое детей. Впоследствии, со смертью этих детей прервалась и родословная шейха.

«аль-Бидайа ва-н-Нихайа» Ибн Касир
_________________________
[1] Поселение, расположенное на юго-западе от палестинского города Наблюса. – примеч. перев.
[2] Цит. по: аль-Байhакъы «манакъыб аш-Шафи’и», 2 / 155. С той разницей, что там, вместо слов «ученые», стоят слова «фукъаhа» (специалисты по мусульманскому праву).
[3] Гора в Дамаске. – примеч. перев.
[4] Этим песком Ибн Къудама сыпал тексты, которые он писал для людей.
Ответить