Определение и законность
Залог “рахн” (араб. الرهن) – удержание. В Шариате означает – удержание чего-либо по праву с возможностью получения причитающегося ему из удерживаемого имущества. Также залогом (рахном) называют и само залоговое имущество. (См. “Тарифат аль-Джурджани” 113).
На узаконенность залога указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых.
Всевышний Аллах сказал:
Передается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха ﷺ купил еду у иудея, оставив под залог свою кольчугу». (аль-Бухари 2096, Муслим 1603).
А единогласное мнение передали: Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 4/215, Абу Бакр аль-Касани аль-Ханафи в «Бадаи‘ ас-санаи‘» 6/145, Шамсу-Ддин ат-Тарабилиси в «Мауахиб аль-Джалиль» 5/2, «Аль-маусу‘а аль-фикъхия аль-куейтия» 23/176 и т.д.
Расходы, связанные с содержанием залогового имущества
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Верховое животное, оставленное в виде залога, используется на сумму расходов по его содержанию. Молоко дойного животного, оставленного в виде залога, употребляется на сумму расходов по его содержанию. И тот, кто седлает животное или пьет его молоко, обязан содержать его». (аль-Бухари 2511, 2512).
Ибн аль-Къайим сказал: «Данное постановление (хукм) относится к наипрекраснейшим и наисправедливейшим положениям Шариата, а потому, сторонам использующим залог, непозволительно прибегать к чему-либо иному, помимо этого, так как вред, последующий за всем иным, очевиден. Ведь залогодатель может уехать, а залогодержателю будет сложно требовать соблюдения необходимого содержания залогового имущества. Также для него будет обременительным и сложным оспаривать в суде и требовать вынесения решения относительно предмета залога, отсутствия залогодателя, определения расходов содержания предмета залога в соответствии с количеством выдоенного им молока или использования верхового животного и т.п. Во всем этом содержится столько обременения и сложности, что отсутствие этого положения противоречило бы целям этой легкой религии. Однако Мудрый Законодатель узаконил именно то, в чем содержится польза для Его рабов. И поэтому залогодержатель может пить молоко и седлать, оставленное у него в виде залога животное, и он же обязан его содержанием. Это и есть самое что ни на есть соответствие основам религии, даже ели бы на это положение не указала достоверная Сунна». («И‘лям аль-муаккъи‘ин», издательство «Ибн аль-Джаузи» 4/315).
аш-Шах Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: «Основа залога исходит из предоставления гарантий и осуществляется нахождением залогового имущества у залогодержателя. Поэтому условием действительности залога является его нахождение у залогодержателя. Для меня нет противоречия между хадисом «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил…» и между хадисом «Верховое животное, оставленное в виде залога, седлается за его содержание…», так как в первом случае имеется в виду случай соблюдения залогодателем своей обязанности. Однако если он отказался содержать животное, отданное им в качестве залога, и из-за опасений погубить животное, залогодержатель содержал его, то имеет право использовать это животное в соответствии с тем, что считается справедливым у людей в подобной ситуации». (См. "ХуджатуЛлахи аль-балигъа" 2/176).
Нельзя присваивать залоговое имущество без согласия залогодателя
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Нет препятствий между залогом и залогодателем; ему принадлежат как прибыль от него, так и убытки». (Аш-Шафи‘и 2/189, ад-Даракъутни 3/33, аль-Хаким 2/51, аль-Байхакъи 6/39. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в "Таликъат ар-радыя" 2/481).
Мухаммад аш-Шайбани сказал: «Смысл слов «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил…» в том, что было так, что человек оставлял что-то под залог и говорил: «Если я не расплачусь с тобой до такого-то времени, то предмет залога принадлежит тебе взамен долга». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил, и оно не становится имуществом залогодержателя вместо его долга». Так же говорим и мы, и это было мнением Абу Ханифы и Малика ибн Анаса». (См. "Фатх аль-мугъатта шарх аль-Муатта" 3/278).
Имам аш-Шаукани сказал: "Под лишением здесь имеется в виду лишение прав собственности залогодателя при просрочке выплаты и присвоение залогового имущества залогодержателем. ‘Абду-Рраззакъ передал от Ма‘мара, что лишение залогового имущества происходит, когда некто говорит: «Если я в срок не расплачусь с долгом, то предмет залога принадлежит тебе». От него же передаётся, что он говорил: «Если залоговое имущество испортится, залогодержатель не лишается своего права, однако убыток несёт хозяин залогового имущества; ему принадлежит его прибыль, и он же несёт связанные с ним убытки».
Сообщается, что во времена доисламской джахилии залог становился имуществом залогодержателя, если залогодатель в срок не погашал свой долг. Но Шариат отменил это положение, признав его нелегитимным. А упомянутые в хадисе прибыль и убытки, в данном случае, включают в себя намного больше, чем то, о чём говорилось ранее из дозволенности седлать оставленное в виде залога верховое животное или же доить дойное". (См. "ад-Дарари аль-мудыйа" 460).
Доходы и расходы, прибыль и убытки залогового имущества принадлежат залогодателю
Абу Мухаммад аль-Багъауи сказал: «Правильным является то, что когда бы залогодатель не погасил свой долг, залоговое имущество возвращается к нему. Аш-Шафи‘и сказал, что прибыль – это его увеличение, а убыток – становление имущества негодным. И есть доводы, исходя из которых, если залоговое имущество, находящееся у залогодержателя пришло в негодность, ответственность лежит на залогодателе, и ничего не уменьшается из прав залогодержателя в отношении того, что ему должен залогодатель. Этого же мнения придерживается аш-Шафи‘и. Однако Абу Ханифа говорил, что если стоимость предмета залога соответствует сумме долга или больше неё, то гибель залогового имущества полностью лишает залогодержателя его прав на получение долга; если же стоимость меньше, то она уменьшает сумму долга на соответствующее количество».. («Шарх ас-сунна» 8/185).
Сыддыкъ Хасан Хан сказал: «Истина заключается в том, что если предмет залога, находящийся у залогодержателя, пришел в негодность не по его вине или халатности, он не несет за него ответственность. Однако если он перешел границы дозволенного в отношении залогового имущества или же проявил халатность для его сохранения, то он несет полную ответственность, но не потому, что предмет залога находился у него, а по причине перехода границ или халатности в отношении этого имущества» («ар-Рауда ан-надия» 2/484).
Когда можно, а когда нельзя пользоваться залоговым имуществом?
Вопрос: «У одного человека есть задолженность перед другим, и есть участок земли, оставленный под залог. Может ли залогодержатель получать пользу от этого участка, предоставленного ему в качестве залога, путем земледелия, аренды и тому подобным?»
Ответ: «Если залоговое имущество не требует расходов по содержанию, наподобие некого товара, земли или недвижимости, и при этом причиной задолженности и предоставления залога не являлось предоставление займа (а, например, торговля или аренда), то использование залогодержателем залогового имущества для возделывания земли или аренды дозволяется только с разрешения залогодателя, так как залоговое имущество принадлежит ему, поэтому ему должна принадлежать и прибыль от нее. И если залогодатель разрешает залогодержателю использовать эту землю, а причиной появления задолженности не являлось предоставление займа, то в этом случае дозволяется залогодержателю использовать залоговое имущество, даже если он не несёт никаких расходов по его содержанию. Однако при условии, что данное использование залогового имущества не происходит взамен просрочки выплаты долга, если же это происходит по причине просрочки, то запрещается.
Если же эта земля была предоставлена в качестве залога по причине займа, залогодержателю не дозволяется абсолютно никакое получение пользы от нее, так как в этом случае это станет получением пользы от предоставленного займа, тогда как любая польза, связанная с предоставлением займа является ростовщичеством по единогласному мнению обладателей знания. А успех от Аллаха. Мир и благословения Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам».
Члены Комитета: Бакр Абу Зейд, Салих аль-Фаузан, ‘АбдуЛлах ибн Гъадаян, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх и председатель ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз. (Фатауа ал-ляджна ад-даима 14/176).
Залог “рахн” (араб. الرهن) – удержание. В Шариате означает – удержание чего-либо по праву с возможностью получения причитающегося ему из удерживаемого имущества. Также залогом (рахном) называют и само залоговое имущество. (См. “Тарифат аль-Джурджани” 113).
На узаконенность залога указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых.
Всевышний Аллах сказал:
وَإِنْ كُنْتُمْ عَلَى سَفَرٍ وَلَمْ تَجِدُوا كَاتِبًا فَرِهَانٌ مَقْبُوضَةٌ
«Если же вы будете в пути и не найдете писца, возьмите залог». (2: 283).Передается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха ﷺ купил еду у иудея, оставив под залог свою кольчугу». (аль-Бухари 2096, Муслим 1603).
А единогласное мнение передали: Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 4/215, Абу Бакр аль-Касани аль-Ханафи в «Бадаи‘ ас-санаи‘» 6/145, Шамсу-Ддин ат-Тарабилиси в «Мауахиб аль-Джалиль» 5/2, «Аль-маусу‘а аль-фикъхия аль-куейтия» 23/176 и т.д.
Расходы, связанные с содержанием залогового имущества
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Верховое животное, оставленное в виде залога, используется на сумму расходов по его содержанию. Молоко дойного животного, оставленного в виде залога, употребляется на сумму расходов по его содержанию. И тот, кто седлает животное или пьет его молоко, обязан содержать его». (аль-Бухари 2511, 2512).
Ибн аль-Къайим сказал: «Данное постановление (хукм) относится к наипрекраснейшим и наисправедливейшим положениям Шариата, а потому, сторонам использующим залог, непозволительно прибегать к чему-либо иному, помимо этого, так как вред, последующий за всем иным, очевиден. Ведь залогодатель может уехать, а залогодержателю будет сложно требовать соблюдения необходимого содержания залогового имущества. Также для него будет обременительным и сложным оспаривать в суде и требовать вынесения решения относительно предмета залога, отсутствия залогодателя, определения расходов содержания предмета залога в соответствии с количеством выдоенного им молока или использования верхового животного и т.п. Во всем этом содержится столько обременения и сложности, что отсутствие этого положения противоречило бы целям этой легкой религии. Однако Мудрый Законодатель узаконил именно то, в чем содержится польза для Его рабов. И поэтому залогодержатель может пить молоко и седлать, оставленное у него в виде залога животное, и он же обязан его содержанием. Это и есть самое что ни на есть соответствие основам религии, даже ели бы на это положение не указала достоверная Сунна». («И‘лям аль-муаккъи‘ин», издательство «Ибн аль-Джаузи» 4/315).
аш-Шах Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: «Основа залога исходит из предоставления гарантий и осуществляется нахождением залогового имущества у залогодержателя. Поэтому условием действительности залога является его нахождение у залогодержателя. Для меня нет противоречия между хадисом «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил…» и между хадисом «Верховое животное, оставленное в виде залога, седлается за его содержание…», так как в первом случае имеется в виду случай соблюдения залогодателем своей обязанности. Однако если он отказался содержать животное, отданное им в качестве залога, и из-за опасений погубить животное, залогодержатель содержал его, то имеет право использовать это животное в соответствии с тем, что считается справедливым у людей в подобной ситуации». (См. "ХуджатуЛлахи аль-балигъа" 2/176).
Нельзя присваивать залоговое имущество без согласия залогодателя
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Нет препятствий между залогом и залогодателем; ему принадлежат как прибыль от него, так и убытки». (Аш-Шафи‘и 2/189, ад-Даракъутни 3/33, аль-Хаким 2/51, аль-Байхакъи 6/39. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в "Таликъат ар-радыя" 2/481).
Мухаммад аш-Шайбани сказал: «Смысл слов «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил…» в том, что было так, что человек оставлял что-то под залог и говорил: «Если я не расплачусь с тобой до такого-то времени, то предмет залога принадлежит тебе взамен долга». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил, и оно не становится имуществом залогодержателя вместо его долга». Так же говорим и мы, и это было мнением Абу Ханифы и Малика ибн Анаса». (См. "Фатх аль-мугъатта шарх аль-Муатта" 3/278).
Имам аш-Шаукани сказал: "Под лишением здесь имеется в виду лишение прав собственности залогодателя при просрочке выплаты и присвоение залогового имущества залогодержателем. ‘Абду-Рраззакъ передал от Ма‘мара, что лишение залогового имущества происходит, когда некто говорит: «Если я в срок не расплачусь с долгом, то предмет залога принадлежит тебе». От него же передаётся, что он говорил: «Если залоговое имущество испортится, залогодержатель не лишается своего права, однако убыток несёт хозяин залогового имущества; ему принадлежит его прибыль, и он же несёт связанные с ним убытки».
Сообщается, что во времена доисламской джахилии залог становился имуществом залогодержателя, если залогодатель в срок не погашал свой долг. Но Шариат отменил это положение, признав его нелегитимным. А упомянутые в хадисе прибыль и убытки, в данном случае, включают в себя намного больше, чем то, о чём говорилось ранее из дозволенности седлать оставленное в виде залога верховое животное или же доить дойное". (См. "ад-Дарари аль-мудыйа" 460).
Доходы и расходы, прибыль и убытки залогового имущества принадлежат залогодателю
Абу Мухаммад аль-Багъауи сказал: «Правильным является то, что когда бы залогодатель не погасил свой долг, залоговое имущество возвращается к нему. Аш-Шафи‘и сказал, что прибыль – это его увеличение, а убыток – становление имущества негодным. И есть доводы, исходя из которых, если залоговое имущество, находящееся у залогодержателя пришло в негодность, ответственность лежит на залогодателе, и ничего не уменьшается из прав залогодержателя в отношении того, что ему должен залогодатель. Этого же мнения придерживается аш-Шафи‘и. Однако Абу Ханифа говорил, что если стоимость предмета залога соответствует сумме долга или больше неё, то гибель залогового имущества полностью лишает залогодержателя его прав на получение долга; если же стоимость меньше, то она уменьшает сумму долга на соответствующее количество».. («Шарх ас-сунна» 8/185).
Сыддыкъ Хасан Хан сказал: «Истина заключается в том, что если предмет залога, находящийся у залогодержателя, пришел в негодность не по его вине или халатности, он не несет за него ответственность. Однако если он перешел границы дозволенного в отношении залогового имущества или же проявил халатность для его сохранения, то он несет полную ответственность, но не потому, что предмет залога находился у него, а по причине перехода границ или халатности в отношении этого имущества» («ар-Рауда ан-надия» 2/484).
Когда можно, а когда нельзя пользоваться залоговым имуществом?
Решение Комитета по Научным Исследованиям и Фетвам. Вопрос №20224.
السؤال الثاني من الفتوى رقم (20244)
Ответ: «Если залоговое имущество не требует расходов по содержанию, наподобие некого товара, земли или недвижимости, и при этом причиной задолженности и предоставления залога не являлось предоставление займа (а, например, торговля или аренда), то использование залогодержателем залогового имущества для возделывания земли или аренды дозволяется только с разрешения залогодателя, так как залоговое имущество принадлежит ему, поэтому ему должна принадлежать и прибыль от нее. И если залогодатель разрешает залогодержателю использовать эту землю, а причиной появления задолженности не являлось предоставление займа, то в этом случае дозволяется залогодержателю использовать залоговое имущество, даже если он не несёт никаких расходов по его содержанию. Однако при условии, что данное использование залогового имущества не происходит взамен просрочки выплаты долга, если же это происходит по причине просрочки, то запрещается.
Если же эта земля была предоставлена в качестве залога по причине займа, залогодержателю не дозволяется абсолютно никакое получение пользы от нее, так как в этом случае это станет получением пользы от предоставленного займа, тогда как любая польза, связанная с предоставлением займа является ростовщичеством по единогласному мнению обладателей знания. А успех от Аллаха. Мир и благословения Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам».
Члены Комитета: Бакр Абу Зейд, Салих аль-Фаузан, ‘АбдуЛлах ибн Гъадаян, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх и председатель ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз. (Фатауа ал-ляджна ад-даима 14/176).