Может ли муж дать развод жене до выплаты ей махра?
Может ли муж дать развод жене до выплаты ей махра?
Ассалям алейкум. У меня такой вопрос. Может ли муж дать развод жене, если у них была близость, и махр он ещё не выплатил. Он обязан выплатить махр и лишь после этого разводиться ?
Уа алейкум салям
Выплата махра не является условием действительности самого развода. Развод действителен и до выплаты махра, однако его выплата остаётся обязательным долгом на муже пусть и после развода.
В общем дело обстоит так:
1. Если человек развелся с женой до того, как вошёл к ней (т.е. вступил с ней в близость), то ей полагается половина махра. Всевышний Аллах сказал: «Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (2: 237).
2. Если же он вступил с ней в половую связь, а потом уже развёлся, то он обязан выплатить ей весь махр, не уклоняясь от этого!
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Важнейшим для выполнения из заключённых вами условий являются те, посредством которых вы сделали дозволенным половой орган (жены)». аль-Бухари (2721), Муслим (1418).
Этот хадис имам аль-Бухари привёл в главе, которую назвал так: «Условия в махре при заключении никаха».
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, величайший грех пред Аллахом совершают:
- человек, который женится на женщине, а когда он удовлетворяет с ней свою страсть, разводится с ней и не отдаёт ей её махр (свадебный дар);
- человек, который нанял работника, а потом не заплатил ему;
- а также тот, кто понапрасну убивает животное». аль-Хаким (2/182), аль-Байхакъи (7/241). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (1567).
Со слов Абу Маймуна аль-Курди (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы из мужчин ни женился на какой-либо женщине на основании установленного махра, будь его размер крупным или маленьким, не имея в душе намерения отдать ей причитающееся, после чего обманул её и не вернул ей махра, тот встретит Аллаха в День воскрешения как прелюбодей!» ат-Табарани в “аль-Аусат” (2/1851), Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” (6/7101). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (1807).
К сожалению, многие мусульмане пренебрегают таким серьёзным долгом, как махр!
Человек не имеет права затягивать с выплатой махра (брачного дара), не говоря уже о том, чтобы не вернуть его вовсе!
Согласно Шариату, махр является долговым обязательством, и его удержание без права считается великим грехом, за который человек будет спрошен в День Суда.
Среди учёных разногласие: если муж ставит условие – отложить выплату махра, но не указывает срок, является ли это дозволенным или нет?
Группа учёных считала, что это не дозволено, ибо махр – это долг, а срок долга обязан быть определён.
Другая группа учёных дозволила это лишь при согласии жены и с условием, что она может потребовать махр в случае развода или смерти мужа. См. “Манх аль-Джалиль” (3/422), “аль-Инсаф” (21/127).
И если всё так строго и не однозначно, когда они ещё женаты, то что можно сказать о том, когда человек затягивает выплату махра после развода?
Разве может быть спокоен мусульманин, знающий о хадисах, в которых сказано, что выплата махра имеет отношение к наиважнейшим условиям, а человек, умерший и не выплативший махр, встретит Аллаха как прелюбодей?! Разве он не боится, что этот долг будет взыскан с него в День страшного Суда, когда уже не будет ни динаров, ни дирхамов, а останутся только хорошие и плохие дела?
Да упасёт нас от этого Аллах!
Выплата махра не является условием действительности самого развода. Развод действителен и до выплаты махра, однако его выплата остаётся обязательным долгом на муже пусть и после развода.
В общем дело обстоит так:
1. Если человек развелся с женой до того, как вошёл к ней (т.е. вступил с ней в близость), то ей полагается половина махра. Всевышний Аллах сказал: «Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (2: 237).
2. Если же он вступил с ней в половую связь, а потом уже развёлся, то он обязан выплатить ей весь махр, не уклоняясь от этого!
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Важнейшим для выполнения из заключённых вами условий являются те, посредством которых вы сделали дозволенным половой орган (жены)». аль-Бухари (2721), Муслим (1418).
Этот хадис имам аль-Бухари привёл в главе, которую назвал так: «Условия в махре при заключении никаха».
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, величайший грех пред Аллахом совершают:
- человек, который женится на женщине, а когда он удовлетворяет с ней свою страсть, разводится с ней и не отдаёт ей её махр (свадебный дар);
- человек, который нанял работника, а потом не заплатил ему;
- а также тот, кто понапрасну убивает животное». аль-Хаким (2/182), аль-Байхакъи (7/241). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (1567).
Со слов Абу Маймуна аль-Курди (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы из мужчин ни женился на какой-либо женщине на основании установленного махра, будь его размер крупным или маленьким, не имея в душе намерения отдать ей причитающееся, после чего обманул её и не вернул ей махра, тот встретит Аллаха в День воскрешения как прелюбодей!» ат-Табарани в “аль-Аусат” (2/1851), Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” (6/7101). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (1807).
К сожалению, многие мусульмане пренебрегают таким серьёзным долгом, как махр!
Человек не имеет права затягивать с выплатой махра (брачного дара), не говоря уже о том, чтобы не вернуть его вовсе!
Согласно Шариату, махр является долговым обязательством, и его удержание без права считается великим грехом, за который человек будет спрошен в День Суда.
Среди учёных разногласие: если муж ставит условие – отложить выплату махра, но не указывает срок, является ли это дозволенным или нет?
Группа учёных считала, что это не дозволено, ибо махр – это долг, а срок долга обязан быть определён.
Другая группа учёных дозволила это лишь при согласии жены и с условием, что она может потребовать махр в случае развода или смерти мужа. См. “Манх аль-Джалиль” (3/422), “аль-Инсаф” (21/127).
И если всё так строго и не однозначно, когда они ещё женаты, то что можно сказать о том, когда человек затягивает выплату махра после развода?
Разве может быть спокоен мусульманин, знающий о хадисах, в которых сказано, что выплата махра имеет отношение к наиважнейшим условиям, а человек, умерший и не выплативший махр, встретит Аллаха как прелюбодей?! Разве он не боится, что этот долг будет взыскан с него в День страшного Суда, когда уже не будет ни динаров, ни дирхамов, а останутся только хорошие и плохие дела?
Да упасёт нас от этого Аллах!
Re:
БаракаЛлаху фиик, хотел дополнить ссылкой на то, что по мнению очень многих ученых достаточным для этого является не только половой акт, но и уединение, вопрос которого разбирался в этой теме: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВОДОМ ДО ПОЛОВОЙ БЛИЗОСТИA'mash писал(а): 07 апр 2020, 20:32 1. Если человек развелся с женой до того, как вошёл к ней (т.е. вступил с ней в близость), то ей полагается половина махра.
2. Если же он вступил с ней в половую связь, а потом уже развёлся, то он обязан выплатить ей весь махр, не уклоняясь от этого!
viewtopic.php?t=13806
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 22 дек 2021, 14:47
Re: Может ли муж дать развод жене до выплаты ей махра?
Ас'саляму 'алейкум уа рах1матуЛлаh,
У меня вопрос.
После развода, может ли бывшая жена поставить срок выплаты махра полностью?
Если да то, какие доводы есть?
У меня вопрос.
После развода, может ли бывшая жена поставить срок выплаты махра полностью?
Если да то, какие доводы есть?
Re: Может ли муж дать развод жене до выплаты ей махра?
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Вопрос чуть неправильный, выплатить махр полностью он обязан по умолчанию и сразу, а бывшая жена, если захочет может дать отсрочку на некий срок, уаЛлаху аълям.
А Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Вопрос чуть неправильный, выплатить махр полностью он обязан по умолчанию и сразу, а бывшая жена, если захочет может дать отсрочку на некий срок, уаЛлаху аълям.
А Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَحَقُّ الشُّرُوطِ أَنْ تُوفُوا به ما اسْتَحْلَلْتُمْ به الفُرُوجَ
"Наиболее всего заслуживают исполнения те условия, посредством которых были дозволены половые органы" (аль-Бухари, 2721; Муслим, 1418).-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 22 дек 2021, 14:47
Re: Может ли муж дать развод жене до выплаты ей махра?
Можно ли доводов по больше на то что он обязан сразу выплатить его. Баракаллагьу фикаabu jafar писал(а): 22 дек 2021, 15:47 уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Вопрос чуть неправильный, выплатить махр полностью он обязан по умолчанию и сразу, а бывшая жена, если захочет может дать отсрочку на некий срок, уаЛлаху аълям.
А Посланник Аллаха ﷺ сказал:أَحَقُّ الشُّرُوطِ أَنْ تُوفُوا به ما اسْتَحْلَلْتُمْ به الفُرُوجَ
"Наиболее всего заслуживают исполнения те условия, посредством которых были дозволены половые органы" (аль-Бухари, 2721; Муслим, 1418).
Re: Может ли муж дать развод жене до выплаты ей махра?
Основа в том, что любой долг, если для него не была установлена отсрочка, можно начинать требовать сразу после его появления, будь то в результате заключения сделки или договора. И если срок не был установлен и обговорён во время заключения никаха либо словесно, либо по сложившимся обычаям, значит жена имеет право потребовать его сразу. Если же договорились, что брачный дар будет дан потом, без оговаривания конкретного срока, то его можно дать потом, однако если умирает один из супругов либо они расходятся, то срок этого "потом" заканчивается и надо отдать сразу.
Шейху Ибн Усаймину был задан следующий вопрос: "Можно ли отсрочить выплату брачного дара женщине? Является ли он долгом на мужчине, который он обязан отдать?"
Шейх ответил: «Отсрочить выплату брачного дара можно исходя из слов Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали соблюдайте договора!» (5:1), а выполнением договора является выполнение как самого договора, так и выполнение, обговорённых в нём условий. И если во время заключения брака мужчина обусловил отсрочку брачного дара полностью или часть его, то нет в этом проблем, однако если ему установили срок, то он обязан дать его по истечении этого срока. Если же ему не был установлен определённый срок, тогда он обязан выплатить его при любой разлуке, будь это развод, расторжение брака или смерть одного из супругов. Брачный дар является долгом на мужчине, который могут с него требовать, как только пройдёт установленный срок, будь он живым или мёртвым (из его имущества) подобно остальным видам долгов» (См. «Маджму фатауа Ибн Усаймин» 18/30).
Шейху Ибн Усаймину был задан следующий вопрос: "Можно ли отсрочить выплату брачного дара женщине? Является ли он долгом на мужчине, который он обязан отдать?"
Шейх ответил: «Отсрочить выплату брачного дара можно исходя из слов Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали соблюдайте договора!» (5:1), а выполнением договора является выполнение как самого договора, так и выполнение, обговорённых в нём условий. И если во время заключения брака мужчина обусловил отсрочку брачного дара полностью или часть его, то нет в этом проблем, однако если ему установили срок, то он обязан дать его по истечении этого срока. Если же ему не был установлен определённый срок, тогда он обязан выплатить его при любой разлуке, будь это развод, расторжение брака или смерть одного из супругов. Брачный дар является долгом на мужчине, который могут с него требовать, как только пройдёт установленный срок, будь он живым или мёртвым (из его имущества) подобно остальным видам долгов» (См. «Маджму фатауа Ибн Усаймин» 18/30).