Уа алейкум ас-салям уарахмату-Ллахи уа баракатух.
На счет этого хадиса, он известный и достоверный по милости Аллаха.
Действительно, националисты высказываются об этом хадисе весьма отрицательно, опираясь на свой ум или страсть. Я сам не раз слышал подобное.
Я не знаю, кто у кого и каких студентов что спрашивал, но этот хадис достоверный и эти слова принадлежат самому пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Этот хадис приводят имам Ахмад (5/136), аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» (2/427), ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (8864) и многие другие. Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا سَمِعْتُمْ مَنْ يَعْتَزِي بِعَزَاءِ الْجَاهِلِيَّةِ فَأَعِضُّوهُ، وَلَا تَكْنُوا
«Если вы услышите, как кто-то гордится своим происхождением подобно тому, как это было во времена невежества (джахилия), то скажите ему, чтобы укусил за член своего отца! И не говорите это в переносном смысле!»
Приблизительно так переводится этот хадис.
Достоверность этого хадиса
Хафиз аль-Хайсами в "аль-Маджма'у-ззауаид" сказал, что все передатчики этого хадиса являются достойными доверия. Среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса - Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (1/405), шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (269). Также этот хадис считали достоверным шейх Мукъбиль, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.
Я думаю этих имен вполне достаточно, чтобы просто не отрицать достоверный хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), опираясь на то, что по мнению некоторых людей он не мог такого произнести!
Также на этот хадис опирались многие великие имамы и приводили этот хадис о "национализме", разъясняя его смыл. К примеру, этот хадис приводил в своей работе о запрещении национализма «аль-Ахадис ан-набауия фи заммиль-'ансария аль-джахилия» шейх Абду-Ссалям ибн Барджис, и такъдим на нее делал шейх Салих аль-Фаузан.
Да что говорить об имамах, на этот хадис опирался сам Умар ибн аль-Хаттаб! Шейх аль-Альбани, после упоминания обсуждаемого хадиса, сказал:
“На этот хадис опирался праведный халиф Умар, сказавший: «Кто гордится своим племенем, пусть схватит отца за член!» Это сообщение приводит Ибн Аби Шайба, как об этом сообщается в «аль-Джами’ ас-сагъир» (3/235)”.
Также на этот хадис опирался его передатчик, сподвижник Убай ибн Ка’б. Однажды один человек стал гордится своим происхождением и Убай сказал ему:
«Схватись за член своего отца!» Тогда люди сказали Убаю, (возмущаясь его словам): “Ты ведь не был сквернословящим?!” На что он ответил:
«Нам было велено так поступать!» Ахмад (21256). Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хорошим.
Теперь пусть те, кто отрицает, а более того, заявляет, что этот хадис ложный, приведут свои аргументы!
Понимание этого хадиса
«Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии»
Речь идет о том, кто проявляет гордость и величавость своим племенем (нацией), родом, отцами и предками, как это делали во времена невежества (джахилии).
См. «Лисан аль-‘араб» (15/53), «Гъарибуль-хадис» (1/301).
«Скажите ему, чтобы схватил за член своего отца»
Ибн Фарис сказал:
“Слово «аль-‘ад» (схватить), означает схватить что-то зубами. Слово «аль-ханн» означает половой орган мужчины”.
См. “Му’джам макъаис аль-люгъа” (4/48).
«И не говорите это в переносном смысле!»
Это значит: не следует стесняться употреблять в этом случае слово «член», заменяя его как-либо иначе!
См. «ан-Нихая» и «Лисан аль-‘араб» (7/188).
Имам аль-Багъауи сказал:
“Открытое заявление этого неприличного слова человеку, является его результатом причисления себя к своему племени и гордостью этим!” См. “Шарху-Ссунна” (13/120).
Шейх Ибн аль-Къайим говорил:
“Упоминание в хадисе члена отца, является наилучшим назиданием для того, кто проявляет высокомерие призывом джахилии! Пусть же схватит то, откуда он вышел, а это член его отца!” См. “Задуль-ма’ад” (2/400).
У этого хадиса, как и у всех прочих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), великий смысл. Эти жесткие слова, являются воздаянием человеку за это скверное качество - национализм. Следуя завету посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), следует сказать каждому националисту: Схватись за член своего отца, который стал причиной твоего причисления к его роду и причиной твоего высокомерия!
См. также «Шарх аль-Адабуль-муфрад» (3/107).
Это один из самых жестких хадисов относительно запрета национализма, указывающего на величие этого греха!
Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом!
Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб в свое время написал амирам войск:
«Если люди начнут призывать друг на друга своими племенами, то бейте их мечом, пока они не начнут призывать друг друга Исламом!» Ибн Аби Шейба (15/33).
В другой версии сказано:
“Пока они не начнут говорить: «О мусульмане, о мусульмане!»” Ибн Аби Шайба (15/32).
Также сообщается, что когда один человек в Басре стал призывать к национализму, говоря:
«О племя Амира!», это дошло до Абу Мусы, и он наказал его пятидесятью ударами за джахилийский призыв!
Абу Убайд в «Гъарибуль-хадис» (1/301).
А что касается тех, кто отрицает достоверные хадисы на основании своих умозаключений, то они находятся в опасном положении, если не покаются за это. Более того, среди имамов были те, кто считал безосновательное отрицание достоверного хадиса куфром, выводящим из религии!
Уа-Ллаху а'лям.