Это уже не раз было выставлено на форуме за 12 лет, но думаю тут так же будет уместно:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть допустивший несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы. Ведь потом (в День Суда), если у него окажутся благие дела, их заберут у него в соответствии с тяжестью нанесённой несправедливости, а если добрых дел у него не окажется, тогда будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». аль-Бухари 2449.
Если человек присвоил не по праву чьё-либо имущество, будь это путём кражи, обмана, хитрости, использования силы, не возвращаемого долга и т.п., после чего он искренне покаялся, то он обязан вернуть взятое имущество не по праву его хозяину. Если же хозяин денег пропал, его не могут найти, как и не могут найти его наследников, или они умерли, то, как следует поступать в таких случаях?
А поступать в таких случаях следует так, как постановили саляфы, а они постановили следующее:
“Как-то один человек украл что-то из трофеев, но спустя какое-то время он покаялся, и пришёл с тем, что украл к амиру войска. Но амир отказался принять у него это, сказав: «Как я это доставлю в то войско, когда оно уже распущено?!»
Тогда тот человек обратился со своей проблемой к Хаджаджу ибн аш-Ша’иру, и он сказал ему: «О такой-то, поистине, Аллах знает это войско, знает их имена и их родословную. А поэтому выдели с этой доли пятую часть (в мусульманскую казну), а оставшуюся часть раздай в качестве садакъа от их имени. Поистине, Аллах доведёт до них награду за это».
Когда же это происшествие дошло до Му’ауии, он сказал: «Если бы я вынес для тебя точно такое же фатуа, то для меня это было бы желаннее, чем половина моего владения».
Эту историю привёл имам Ибн аль-Къайим, после чего также упомянул фатуа своего учителя – шейхуль-Исляма Ибн Таймии, которого когда один сбежавший от хозяина раб спросил, что ему делать, ибо он покаялся, но не знает где его хозяин и жив ли он, ответил ему: “Раздай садакъа от имени своего хозяина на сумму, большую, чем ты стоил в то время, и всё”. См. “Мадаридж ас-саликин” 1/363-365.