"Пагубность превращения могил в места собраний" Ибн аль-Къайим

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

"Пагубность превращения могил в места собраний" Ибн аль-Къайим

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ибн Къаййим аль-Джаузийя

Пагубные последствия превращения могил в места частых собраний



Сказал имам Ибн-уль-Къаййим (да одарит его Аллах Своей милостью): «Я прочел прекрасные слова Абу-ль-Уафаъ ибн ‘Акъиля, в которых он говорил: “Когда стали тяжелы для невежд и простолюдинов шари'атские обязанности, они отклонились от узаконенных религией положений к возвеличиванию других деяний и обычаев, которые они сами для себя установили. Это показалось им легким, ведь в этом случае им не приходилось повиноваться кому-то иному”. Затем он сказал: “Для меня они стали неверующими из-за этих обычаев. Например, речь идет о возвеличивании могил и оказании им такого почета, который был запрещен шари’атом. Например, они разжигают на могилах огни, целуют их, умащают их благовониями, пишут на дощечках или на кусочках кожи обращения (с мольбами) к умершим: “О мой покровитель! Сделай для меня то-то и то-то!”. Затем они подбирают с могилы землю в поисках благодати (табаррук). Также они умащают могилы благовониями. Также они запрягают верховых животных ради поездок к могилам. Также они привязывают к деревьям (у могил) тряпки, следуя в этом за теми, кто поклонялся аль-ляту и аль-‘уззе. Среди этих людей ты не найдешь того, кто разбирался бы в вопросах закята или спрашивал бы о том, чем обязан (в религии). Они желают горя тому, кто не поцелует то место, где, по их мнению, спрятались юноши пещеры [о которых сказано в суре «аль-Кахф»]. Они желают горя тому, кто не оботрется о кирпичи мечети аль-Мальмуса в среду. Они желают горя тем людям, которые несут покойника, не поминая имена Абу Бакра ас-Сыддикъа или Мухаммада, или ‘Али. Они желают горя тем, кто хоронит умершего, не беря с собой плакальщиц. Они желают горя тому, кто не возвел над могилой своего отца купол из гипса и кирпичей, и тому, кто не разорвал на себе одежды, и тому, кто не пролил розовую воду на могилу, и тому, кто не захоронил вместе с умершим его одежды”. [См.: «Тальбис иблис» с.402]
Тот, кто сравнит между суннами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно могил, заключающимися в его приказах и запретах, и тем, чего придерживались сподвижники, и между тем, чего придерживается большинство людей сегодня (т.е. примерно 700 лет назад, когда он жил), тот увидит, что первое очень сильно противоречит второму так, что эти два (подхода) никак невозможно объединить.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил молиться в направлении могил, а эти люди молятся у них!
Он запретил превращать их в мечети, а эти строят на них мечети, называя их местом паломничества (машахид), уподобляя их домам Аллаха!
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил зажигать на них светильники, а эти люди не перестают зажигать на них лампы!
Он, да благословит его Аллах и приветствует, запретил превращать их в постоянные места посещения (‘ид), а эти люди превратили их в места постоянного посещения и совершения религиозных обрядов и собираются у них, как в дни ‘идов (как, например, в пятницу или во время двух праздников) или даже чаще!
Он, да благословит его Аллах и приветствует, приказал сравнивать могилы с землей, как передал Муслим в своем «Сахихе» [969] от Абу-ль-Хаййаджа аль-Асади, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей».
Также в его «Сахихе» [968] приводится от Сумамы ибн Шуфайя, что он сказал: «Мы вместе с Фадалей ибн ‘Убейдой были в Византии на острове Рудис, и там скончался один из наших товарищей. Фудаля ибн ‘Убейд велел сровнять его могилу с землей и сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел сравнивать могилы с землей”».
А эти люди чрезмерствуют в противоречии этим двум хадисам, возводя могилы над землей, делая их подобными домам, и строя на них купола!
Он, да благословит его Аллах и приветствует, запретил покрывать могилы гипсом и строить на них, как об этом передал имам Муслим в своём «Сахихе» [970] со слов Джабира: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил покрывать могилы гипсом, сидеть на них и строить над ними».
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, запретил писать что-то на них, как это передал Абу Давуд в своем «Сунан» [3228] от Джабира, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил покрывать могилы гипсом и писать на них» [См.: «аль-Ируаъ» 757]. Сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис хороший, достоверный».
А эти люди ставят на могилах плиты и пишут на них Коран и другие надписи!
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил добавлять к могилам что-то помимо (выкопанного из могилы) песка, как это передал Абу Давуд [3228] от Джабира: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил покрывать могилу гипсом, писать на ней и добавлять к ней что-то» [См.: «Ахкам-уль-джанаиз» 204].
А эти люди добавляют помимо песка и кирпичи и камни и гипс.
Запрещал ‘Умар бин ‘Абдуль-‘Азиз, да будет доволен им Аллах, обкладывать могилу кирпичами, и завещал, чтобы с его могилой не сделали этого. [См.: «аль-Мугъни» (2/382) Ибн Къудамы].
Также завещал аль-Асуад бин Йазид не обкладывать его могилу кирпичами. [Ибн Аби Шейба (2/446), «ат-Табакъат» (6/75) Ибн Са’да].
Сказал Ибрахим ан-Наха’и: «Они (сподвижники) порицали обкладывание могилы кирпичами». [‘Абдур-Раззакъ (3/477), Ибн Аби Шейба (3/25)]
Завещал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, когда приблизился его смертный час, чтобы не устанавливали на его могиле строение (фустат). [ат-Табарани (2336), Ибн Са’д (4/338), Ибн Аби Шейба (3/23) и др. См.: «ас-Сахиха» (444)].
Также и имам Ахмад считал порицаемым делать над могилами постройки.
Смысл сказанного в том, что эти люди, возвеличивающие могилы, берущие их местом для постоянных собраний, вешающие на кладбищах светильники и возводящие над могилами мечети и купола, противоречат тому, что приказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и выходят за границы того, с чем он пришел.
Самым же тяжким из этих преступлений является взятие себе этих могил в качестве мечетей, вешание над ними ламп, что относится к великим (кабаир) грехам. Ясным образом о запрете этого высказались правоведы (аль-фукъаха) мазхаба имама Ахмада и другие помимо них.
Сказал Абу Мухаммад (Ибн Къудама) аль-Макъдиси: «Если бы разжигание светильников на могилах было бы дозволенным, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не проклинал бы тех, кто делает это, но он проклял их, так как это пустая трата имущества, а также чрезмерное возвеличивание могил, подобное возвеличиванию идолов». Также он сказал: «Запрещено возводить мечети над могилами, основываясь на это сообщение, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Проклял Аллах иудеев (и христиан) за то, что они превратили могилы своих пророков в места для поклонения», предостерегая от того, что они совершили. Хадис согласован [аль-Бухари 4443, Муслим 531]. Всё это потому, что выделение могил для совершения у них молитв схоже с возвеличиванием идолов совершением им земных поклонов, поиском путей приближения к ним и мы уже передавали сообщения о том, что началом поклонения идолам было возвеличивание умерших, путём изготовления их изображений, обтирания о них и совершения молитв рядом с ними».
И дело этих заблудших многобожников дошло до того, что они узаконили совершение хаджжа к своим этим могилам, а также совершение у них других разных обрядов. Один из крайних из них (Ибн-ун-Ну’ман, которого рафидиты называют “аль-муфид”) даже написал книгу, которую назвал: «Обряды паломничества к могилам», уподобив в ней могилы Заповедному дому (в Мекке). Нет сомнений в том, что это является противоположностью и вылетом из религии Ислам и вхождением в религию поклоняющихся идолам.
Посмотри же на это великое различие между тем, что узаконил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и какие цели он преследовал в запрете того, что было упомянуто относительно могил, и между тем, что узаконили эти люди, и к чему стремятся. Нет сомнений в том, что в их подходе есть столько зла, сколько невозможно сосчитать. Вот некоторые из этих пагубных последствий:
• Находящиеся постоянно у могил люди (уподобляясь поклоняющимся идолам) возвеличивают эти места, искушаясь ими.
• Они стремятся постоянно находиться рядом с этими похороненными.
• Отправляются в путь для их посещения.
• Уподобляются поклоняющимся идолам, совершая и’тикаф (непрерывное пребывание) возле могил, привязываясь к ним.
• Вешают на них покрывала и устанавливают (или нанимают) служителей при могилах.
• Поклоняющиеся могилам предпочитают больше находиться у могил, чем у Запретного дома, и считают служителей могил лучшими, чем те, кто служат при мечетях. И горем у них считается ночь, когда погаснут лампы, подвешенные на могилах.
• Также к скверным последствиям этого относится давание обетов могилам и служителям могил.
• Убеждение многобожников относительно (обитателей) могил, что они устраняют беду, дают победу над врагами, ниспосылают с неба дождь, устраняют печали, удовлетворяют нужды, помогают угнетённому, дают прибежище боящемуся и тому подобное.
• Попадание под проклятие Всевышнего Аллаха и Его Посланника тех, кто сделал могилы мечетями и установил на них светильники.
• Также из зла - большое многобожие, которое совершается у могил.
• Также и то, что многобожники причиняют мучения обителям могил своими действиями, потому что им причиняет мучение то, что делается у их могил, и они ненавидят это очень сильно. Как, к примеру ‘Иса бин Марйам, который никогда бы не одобрил то, что совершают христиане у могил (своих праведников) и от чего он отречется в Судный день. Точно также и остальные пророки, праведники и угодники Аллаха – все они ненавидят и осуждают эти деяния, совершаемые уподобляющимися христианам и они неприятны им. В День воскресения все они отрекутся от этих деяний и тех, кто их совершал, как сказал об этом Всевышний:

﴿ وَيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ وَمَا يَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ فَيَقُولُ أَأَنتُمْ أَضْلَلْتُمْ عِبَادِي هَؤُلَاءِ أَمْ هُمْ ضَلُّوا السَّبِيلَ ۝ قَالُوا سُبْحَانَكَ مَا كَانَ يَنبَغِي لَنَا أَن نَّتَّخِذَ مِن دُونِكَ مِنْ أَوْلِيَاءَ وَلَكِن مَّتَّعْتَهُمْ وَآبَاءَهُمْ حَتَّى نَسُوا الذِّكْرَ وَكَانُوا قَوْمًا بُورًا ﴾

«И в тот день [в День Суда], (когда) Он [Аллах] соберет их [многобожников] и то, чему они поклонялись вместо Аллаха [их ложных богов], то скажет (ложным божествам): “Вы ли ввели в заблуждение рабов Моих этих (повелевая поклонение вам), или сами они сбились с пути [поклонялись вам по своей прихоти]?” Скажут они [те, которым поклонялись вместо Аллаха]: “Преславен Ты, (о, Аллах)! Не подобало нам брать вместо Тебя покровителей, но Ты наделил их [этих многобожников] и их отцов [предков] (имуществом и благополучием в земной жизни), так что они забыли напоминание (о Тебе) (и стали придавать Тебе сотоварищей) и были они людьми, обреченными (на погибель)”» (Сура «аль-Фуркъан», аяты 17-18)
Сказал Аллах о многобожниках:

﴿ فَقَدْ كَذَّبُوكُم بِمَا تَقُولُونَ فَمَا تَسْتَطِيعُونَ صَرْفًا وَلَا نَصْرًا وَمَن يَظْلِم مِّنكُمْ نُذِقْهُ عَذَابًا كَبِيرًا ﴾

«(И будет сказано многобожникам): “Они [те, которым вы поклонялись вместо Аллаха] назвали ложью то, что вы говорите. И (вот теперь) вы не можете ни отвратить (от себя) (наказание), ни помочь (самим себе). А кто из вас совершал зло [поклонялся кому-либо, кроме Аллаха] (и умер на этом), тому, дадим Мы вкусить великое наказание”» (Сура «аль-Фуркъан», аят 19).
Также сказал Всевышний:

﴿ وَإِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّيَ إِلَهَيْنِ مِن دُونِ اللَّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ إِن كُنتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ ﴾

«И вот скажет Аллах: «О, ‘Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами еще помимо Аллаха [наряду с Аллахом]?» Он [‘Иса] скажет: «Преславен Ты (о, Аллах)! Не подобает мне говорить то, на что у меня нет права? Если я сказал такое, то Ты это знаешь. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе: ведь Ты поистине – Знающий сокровенное» (Сура «аль-Маида», аят 116).
Также сказал Всевышний:

﴿ وَيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ يَقُولُ لِلْمَلَائِكَةِ أَهَؤُلَاءِ إِيَّاكُمْ كَانُوا يَعْبُدُونَ ۝ قَالُوا سُبْحَانَكَ أَنتَ وَلِيُّنَا مِن دُونِهِم بَلْ كَانُوا يَعْبُدُونَ الْجِنَّ أَكْثَرُهُم بِهِم مُّؤْمِنُونَ ﴾

«И тот день, (когда) Он [Аллах] соберет их [многобожников] всех [в День Суда], (и) затем скажет ангелам (упрекая тех, кто поклонялся им): “Неужели эти [многобожники] вам [ангелам] поклонялись?” Скажут (ангелы): “Преславен Ты (о, Аллах)! [Никто Тебе не равен]. Ты (о, Аллах) наш покровитель (к Которому мы обращаемся за покровительством, повинуемся и поклоняемся) помимо них [мы отрекаемся от этих многобожников]! Наоборот, они [многобожники] поклонялись джиннам; большая часть их веровала в них [в джиннов] (в повиновении им)!”» (Сура «Сабаъ», аяты 40-41).
• Также из числа вреда: уподобление иудеям и христианам в превращении могил в места поклонения и установлении светильников на могилах.
• Также в этом проявление вражды к Аллаху и Его Посланнику и противоречие тому, что Он узаконил.
• Также в этом сильное утомление тела, возлагающее тяжкую ношу и великие грехи.
• Также в этом умерщвление Сунн и оживление нововведений.
• Также из вреда подобных деяний то, что эти люди считают определенные могилы лучшими местами на земле и превозносят их над теми, которые любимы Аллаху. Могилопоклонники показывают это своим возвеличиванием, почитанием, смиренностью, смягчением сердца и обеспокоенным нахождением у могилы умершего. Всего этого они не делают перед Аллахом в мечетях, и даже ничего подобного и близкого с ними не происходит, когда они стоят перед Аллахом.
• Следствием их деяний является оживление гробниц и мавзолеев, и разрушение и умертвление мечетей. А ведь религия Аллаха, с которой был послан Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кардинально этому противоречит. И поэтому, рафидиты, являясь самыми далёкими людьми от знания и религии, стали оживлять мавзолеи и разрушать мечети.
• Из этого также то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узаконил при посещении могил поминание Последней жизни и благочестие по отношению к обитателю могилы посредством совершения ду’а за него, прошения милости и прощения для него, и испрашивания благополучия для него. И таким образом посещающий совершает благочестие по отношению к себе и по отношению к мертвому. А эти многобожники перевернули всё верх дном, и, противореча религии, сделали целью посещения могил совершение многобожия по отношению к мертвому, взывание к нему и совершение ду’а посредством него, испрашивание у него нужд, поиск благословения от могилы, обращение с мольбами к нему о даровании победы над врагами и тому подобное. Этими действиями они причиняют вред и себе, и мертвому, лишив его той благодати, которая содержится в установленных Аллахом поступках: обращении к Нему с мольбами за умершего и просьб для него о помиловании и прощении.
Послушай же сейчас о том, как происходит посещение могил у верующих людей, которое узаконил Аллах на языке Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сравни это с посещением приверженцев многобожия, которое узаконил для них шайтан и выбрал его для себя.
Сказала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах: «Во время моей ночи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел ночью к кладбищу аль-Бакъи’ и сказал:
«Ас-саляму ‘аляй-кум, дара къаум-ин муъминин, ва ата-кум ма ту‘адуна, гъадан му‘аджжалюна, ва инна, ин ша-а-Ллаху, би-кум ляхыкъуна. Аллахумма-гъфир ли-ахли Бакъи‘и-ль-Гъаркъад»

السَّلامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤمِنينَ، وأَتَاكُمْ مَا تُوعَدُونَ، غَدًا مُؤَجَّلُونَ، وإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحِقُونَ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأَهْلِ بَقِيعِ الغَرْقَدِ

“Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит (наш) срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на Бакъи‘ аль-Гъаркъад”». Хадис передал Муслим в своем «Сахих» [974/102].
Также в «Сахихе» [974/103] Муслима от нее же передается, что Джибриль пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Твой Господь приказывает тебе прийти к обитателям аль-Бакъи’ и попросить за них прощения». Она сказала: «И я спросила: “Что мне сказать, о Посланник Аллаха?”». Он сказал: «Скажи:
«Ас-саляму ‘аля ахли-д-дийари мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва йархаму-Ллаху-ль-мустакъдимина мин-кум ва мин-на ва-ль-мустаъхирина, ва инна ин ша-а-Ллаху би-кум ляхыкъун»

السَّلامُ على أهْلِ الدّيارِ مِنَ المُؤْمنينَ وَالمُسْلمينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ المُسْتَقْدِمِينَ مِنْكُمْ وَمِنَّا وَالمُسْتأخِرِين، وَإنَّا إنْ شاءَ اللَّه بِكُمْ لاحِقُونَ

“Мир лежащим здесь верующим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушел раньше, и тех, кто задержался, мы же, если будет угодно Аллаху, присоединимся к вам”».
Также в его «Сахих» [975] приводится от Сулеймана ибн Бурайда, от его отца, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал сподвижников, чтоб они говорили, приходя на могилы:
«Ас-саляму (‘аля ахли-д-дийар) ‘аляй-кум, ахля-д-дийари мин аль-муъминина ва-ль-муслимимн! Ва инна ин ша-а-Ллаху би-кум ляхыкъуна, асъалю-Ллаха ля-на ва ля-кум аль-‘афийата»

السَّلامُ عَلَيكُمْ أَهْلَ الدِّيارِ مِنَ المُؤْمِنِينَ والمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللَّه لَنَا وَلَكُمُ العافِيَةَ

“Мир лежащим здесь”, — а в другой передаче: “Мир вам, о лежащие здесь верующие! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам; молю Аллаха об избавлении для нас и для вас”».
От Бурайды передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы, и кто посещал их, тот пусть посещает, но не говорите скверные слова». Передали имам Ахмад [5/361] и ан-Насаи [2033. См.: «аль-Ируаъ» 3/226].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мужчинам посещать кладбище, прикрывая пути ко злу; когда же Единобожие утвердилось в их сердцах, он разрешил им посещать их так, как это установлено, и запретил им говорить скверные слова. А кто посещает их не узаконенным видом – не тем, который любит Аллах, и не так, как любимо Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, то такое посещение не является разрешенным.
А самым скверным является совершение многобожия у могил словами и делами.
В «Сахих» [976] Муслима приводится от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посещайте же могилы, ибо они напоминают о смерти».
От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Всевышний Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их. Это отвращает человека от любви к мирской жизни и напоминает об Последней жизни». Передал Ибн Маджах [1571. См.: «аль-Мисбах» (2/42) аль-Бусыри].
Передал имам Ахмад [3/38] от Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы, но отныне посещайте их, ибо в этом назидание». [Хадис достоверный. См.: «Ахкам-уль-джанаиз» с.179]
Это является посещением, которое заповедовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своей общине и обучил ее этому. Находишь ли ты в этом хоть что-то, на что могут опираться приверженцы многобожия и нововведенцы, или же ты находишь в этом абсолютное противоречие тому, что они совершают?
И как же прекрасно то, что сказал имам Малик ибн Анас: «Последние поколения не исправятся, кроме как посредством того, чем исправились первые».
Однако, каждый раз по мере ослабления придерживания общинами заповедей своих Пророков, их вера слабела, и они заменяли это тем, что внесли сами из нововведений и многобожия.
Праведные предшественники очищали Единобожие и защищали его так, что если один из них приветствовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем желал совершить ду’а, то он поворачивался лицом в сторону Къиблы, а спиной к стене могилы, а затем взывал к Аллаху.
Сказал Саляма ибн Вардан: «Я видел Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он приветствовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем поворачивался спиной к стене могилы и совершал ду’а».
И об этом ясно высказались четыре имама, что человек поворачивается к Къибле во время ду’а, чтобы не взывать у могилы, потому что ду’а является поклонением.
У ат-Тирмизи [3372] и других приводится хадис: «Ду’а является поклонением» [См.: «Ахкам-уль-джанаиз» с.194].
Праведные предшественники очищали поклонение Аллаху и не совершали у могил ничего, кроме того, что разрешил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из приветствия к обитателям, просьбы для них прощения и милости.
Одним словом, дела мертвого закончились, и он нуждается в том, чтобы взывали для него и заступались за него. Поэтому в погребальной молитве за мертвого узаконена мольба за него, в обязательном порядке или желательном, и подобное не узаконено в мольбе за живого.
Сказал ‘Ауф ибн Малик: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал погребальную молитву, и я выучил его мольбу. Он говорил:
«Аллахумма-гъфир ляху, уа-рхам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхаля-ху уагъсиль-ху биль-маи, уа-с-сальджи уаль-баради, уа наккъи-хи мин-аль-хатайа ка-ма наккъай-та-с-сауба-ль-абйада мин-ад-данаси, уа абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-къабри уа ‘азаб-ин-нари»

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ

«О Аллах! Прости его и помилуй! Даруй ему благополучие и будь к нему снисходителен! Окажи ему хороший прием и сделай его могилу просторной! Омой его водой, снегом и градом и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи! Одари его домом, который будет лучше его прежнего дома, и семьей, которая будет лучше его прежней семьи, и женой, которая будет лучше его прежней жены! Введи его в Рай и упаси его от испытания в могиле и наказания в Аду!». Так что я сам захотел оказаться на месте покойного, по причине ду’а Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за этого мертвого». Передал Муслим [963].
Сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Всевышний Аллах: «Я слышал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в погребальной молитве:
«Аллахумма, Анта Раббу-ха, ва Анта халякъта-ха, ва Анта хадайта-ха ли-ль-Ислями, ва Анта къабадта руха-ха ва Анта а’ляму би-сирри-ха ва ‘алянийати-ха, джиъна-кя шуфа’а ля-ху, фа-гъфир ля-ху»

‏اللَّهُمَّ أنْتَ رَبُّهَا وأنْتَ خَلَقْتَها وأنْتَ هَدَيْتَهَا للإِسْلام وأنْتَ قَبَضْتَ رُوحَها وأنْتَ أعْلَمُ بِسِرّها وَعَلانِيَتِهَا، جِئْنا شُفَعاءَ فاغْفِرْ لَهُ

“О Аллах, Ты — Господь его, Ты создал его, и Ты направил его к Исламу, и Ты забрал дух его, и Ты лучше всех знаешь о том, что он утаивал и что совершал открыто, а мы пришли, чтобы ходатайствовать за него, так прости же ему”». Передал имам Ахмад [2/256. См.: «аль-Хуляса» (2/979) ан-Науауи].
В «Сунан» Абу Давуда (3201) приводится от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы молитесь по усопшему, то взывайте за него к Аллаху искренне». [Хадис хороший. См.: «аль-Ируаъ» (732)]
Передали ‘Аиша и Анас, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если над покойником совершит погребальную молитву группа мусульман, достигшая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него [у Аллаха], то их ходатайство непременно будет принято». Передал Муслим [947].
Передается от Ибн ‘Аббаса, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если встанут у погребальных носилок любого из умерших мусульман сорок человек, ничему не поклоняющихся наряду с Аллахом, Аллах обязательно примет их ходатайство за него». Передал Муслим [948].
И это суть молитвы за мертвого — это ду’а за него, просьба прощения и ходатайство за него.
Известно, что он в своей могиле сильнее нуждается в этом, чем находясь на погребальных носилках, ведь в это время он представлен допросу и другим вещам.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (однажды) встал у могилы после погребения и сказал: «Просите для него стойкости, поистине, сейчас ему задают вопросы». [Абу Давуд (3223). См.: «Сахих-ут-таргъиб» (3511)]
И посредством этого понимается, что мертвый сильнее нуждается в ду’а после погребения. И если мы у его погребальных носилок взываем за него, а не взываем посредством него и просим заступничество за него, а не просим его заступничества, то после погребения это тем более первостепенно и необходимо.
Приверженцы многобожия и нововведений заменили сказанное им слово другим: они заменили совершение ду’а за него взыванием к нему, просьбу заступничества за него — испрашиванием заступничества у него, и заменили цель, которую заповедовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из проявления благочестия к мертвому и к посещающему, а также вспоминания о Последней жизни — они заменили всё это на испрашивание (своих нужд) у мертвого, просьбу Аллаха посредством него, выделение этих мест для совершения ду’а, которое является сутью поклонения. А присутствие сердца и смирение у могил проявляются у них больше, чем в мечетях и перед рассветом.
Невозможно, чтобы мольба к мертвым или мольба посредством них или ду’а возле них были узаконены, а три избранных достойнейших поколения согласно ясному тексту от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершали этого, а затем это поняли те, кто пришли после них, которые говорят то, что не делают, и делают то, что не было приказано.
Такова сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в отношении обитателей могил, которой он обучал двадцать с лишним лет, пока не упокоил его Всевышний. Также идентична этому сунна праведных халифов, и это является путём всех сподвижников и тех, кто последовал за ними во благе. Существует ли такой человек на земле, кто может привести от кого-нибудь из них достоверное, хорошее, слабое или с прерванной передачей предание о том, что когда у них бывала нужда, то они направлялись к могилам, взывали возле них и тёрлись об могилу, не говоря о том, чтобы они молились возле могил или просили Аллаха посредством их обитателей, или просили непосредственно у мертвых свои нужды? Пусть же они покажут нам хоть одно предание от них или хотя бы одну букву.
Скорее всего, они покажут что-то от поздних поколений, которые противоречили саляфам во многом из этого. И каждый раз, с увеличением времени, этого становится еще больше, так что появились книги, в которых нет ни одной буквы от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, праведных халифов и от сподвижников в этой теме, а, напротив, в них много того, что противоречит этому, подобно тому, что мы привели ранее из числа хадисов в форме марфу’.
Что же касается асаров от сподвижников, то их больше, чем можно сосчитать и мы уже упоминали порицание ‘Умаром (бин аль-Хаттабом) совершения молитвы возле могилы Анасом (бин Маликом) и его слова: “Могила, могила”».
[Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Увидел меня ‘Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), когда я молился недалеко от могилы, и начал говорить: “Могила, могила (аль-къабр)!”. Я же подумал, что он говорит: “Луна (аль-къамар)!”, а когда поднял голову вверх, ‘Умар сказал: “Я говорю – (впереди) могила, не молись в её сторону!”» аль-Бухари (2/200), ‘Абдур-Раззакъ (1581), Ибн-уль-Мунзир (642), и др. Иснад достоверный]
Передаёт Мухаммад бин Исхакъ в своей книге «аль-Магъази» [См.: «ас-Сира» (1/43)] из дополнений Йунуса бин Букейра, что Абу Хальда Халид бин Динар сказал: «Абу-ль-‘Алийа рассказал нам: «Когда мы завоевали Тустар [город в провинции Хорасан на территории современного Ирана] в казне аль-Хурмузана мы обнаружили кровать, на которой лежал умерший человек, и у его изголовья был свиток. Мы взяли этот свиток и отнесли к ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, а он позвал Ка’ба и тот перевёл его на арабский, и я был первым арабом, который прочёл его подобно тому, как читают Коран”. Я сказал Абу-ль-‘Алийе: “А что было в нём?” и он ответил: “В нём говорилось о (смысле) вашей жизни, ваших делах и ошибках в ваших словах, а также то, что произойдёт потом (из признаков наступления Судного дня и т.д.)”. Я спросил: “И что же вы сделали с ним?” и он сказал: “Днём мы выкопали тринадцать могил в различных местах, а когда наступила ночь, похоронили его и сровняли все могилы с землёй, дабы помешать людям выкопать его”. Я спросил: “Кем вы считали этого человека?”, и он сказал: “Это человек, которого называли Данияль, мир ему”. Я спросил: “Сколько лет прошло после его смерти, когда вы нашли его?” и он ответил: “Триста лет”, я спросил: “Изменилось ли в нём что-либо?”. Он ответил: “Нет, даже волоски на его голове, поистине земля не пожирает тела пророков и их не едят хищники”, а когда я спросил его: “Что же они просили у него?” он сказал: “Когда небеса прекращали изливать на них дожди, они выносили кровать и просили дождя”». [См.: «аль-Бидая ва-н-нихая» (2/379) Ибн Касира, который назвал иснад достоверным.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда завоевали Тустар, нашли в саркофаге человека, чей один нос был длиной с локоть. Жители посредством него просили помощь и дождь. Абу Муса отправил ‘Умару бин аль-Хаттабу донесение, в котором сообщил о находке. В ответном письме ‘Умар написал: “Он - один из пророков, ибо тела пророков не сжигает огонь, и их не пожирает земля. Возьми своих товарищей и захорони его так, чтобы никто, кроме вас о его местонахождении не знал”. Затем я и Абу Муса пошли, и захоронили его» См: «Мусаннаф» (33819) Ибн Аби Шейбы, в издании аш-Шасри (37084), и он назвал иснад достоверным, а Ибн Касир - хорошим.
Мутарриф ибн Малик рассказывал: «Я был участником завоевания города Тустар вместе со (сподвижником) Абу Мусой Аль-Аш’ари. Мы нашли тело Данияля в ас-Сусе. Когда жителей города ас-Сус постигала засуха, они выносили его тело, и посредством него просили дождь» См.: «Мусаннаф» (33818) Ибн Аби Шейбы, в издании аш-Шасри (36082), и он посчитал иснад хорошим.
Хафиз Ибн Касир писал: «Есть вероятность, что это мог быть один из более древних пророков, который жил до этих времён [т.к. между ‘Исой и нашим пророком не было пророков]» См.: «Аль-Бидая уа-н-нихая» (2/376-377)].
Посмотри на эту историю и на то, как поступили мухаджиры и ансары, как они стремились скрыть его могилу, чтобы она не стала смутой для людей и чтобы они не выделили её для того, дабы обращаться у неё с мольбами и искать у неё благословение. Если бы последующие поколения нашли её, то они бы сражались за неё с мечами в руках и поклонялись бы ей помимо Всевышнего Аллаха, так как они превратили в идолов могилы (некоторых людей), которые даже рядом не стоят с этим человеком (по достоинству). Они построили над ними памятники, назначили им служителей, и превратили их в места поклонения более важные (в из глазах), чем мечети.
Если бы мольбы и молитвы у могил обладали каким-то достоинством, были сунной или были бы дозволенными, то мухаджиры и ансары подняли бы над этой могилой флаг, стали бы обращаться возле неё с мольбами и сделали это обычаем для тех, кто придёт после них. Однако они знали Аллаха и Его посланника и Его религию лучше, чем эти потомки, которые сбились с прямого пути.
Также и те, кто последовал за сподвижниками в благом (таби’ины), пошли по этому пути и у них были могилы сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в различных городах в большом количестве и их самих было много, но никто из них не взывал ни у одной могилы, не обращался к умершему с мольбой, не обращался к Аллаху через умершего, не просил через него помощи и победа и не просил дождя посредством него. И если бы что-либо подобное произошло, то это непременно было бы передано, так как известно, что подобные вещи являются предметом повышенного внимания и есть множество факторов, способствующих их передаче.
В этом случае становится ясно: обращение с мольбами у могил и мольбы через тех, кто в них похоронен либо является лучшим по сравнению с другим местом, либо нет.
И если это лучше, чем обращение с мольбой в другом месте, то как же знание и действие в соответствии с этим могло скрыться от сподвижников и их последователей, а также от последователей их последователей, и три лучших поколения могут оставаться в неведении относительно этого величайшего достоинства и знание и исполнение этого вдруг открылось для последующих поколений? Также не может быть, чтобы сподвижники и их последователи знали, но пренебрегли этим, так как они сильнее других стремились ко всякому благу. В особенности это проявилось бы в том случае, когда у них возникали нужды, и они вынуждены были обращаться с мольбой, так как оказавшийся в трудном положении использует все средства, даже если они содержат в себе что-то неприятное. Так как же, учитывая то, что сподвижники и таби’ины множество раз находились в затруднительном положении и обращались с мольбой, они, зная о достоинствах обращения с мольбой у могил, не сделали этого в соответствии с естественной природой человека и в соответствии с шари’атом (если бы это на самом деле было бы узаконено)?!
Таким образом, отсюда вытекает второй вариант – то, что мольба у могилы не обладает никаким достоинством, не предписана шари’атом и не разрешена им. Более того, это то, что установили для себя поклоняющиеся могилам, и этого не предписывал Аллах и не посылал с этим явного доказательства.
Сподвижники отвергли и то, что значительно меньше этого во многих случаях.
Передают многие от аль-Ма’рура бин Сувейда, который сказал: «Я совершил утреннюю молитву вместе с ‘Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, по дороге в Мекку, и он прочёл в ней:

﴿ أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ ﴾

“Разве ты (о, Мухаммад) не думал о том, как поступил твой Господь с владельцами слона?” (Сура «аль-Филь») и:

﴿ لِإِيلَافِ قُرَيْشٍ ﴾

“(Восхищайтесь) единению къурайшитов [племени, из которого происходит пророк Мухаммад]” (Сура «аль-Къурайш»). Затем он увидел, что люди уходят куда-то, и спросил: “Куда уходят эти?”, и кто-то ответил: “О повелитель верующих, в мечеть, в которой молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы совершить молитву там”. Тогда он сказал: “Поистине, подобное погубило тех, кто был до вас – они следовали тому, что осталось от их пророков и превратили эти места в церкви и храмы. Пусть же тот, кого застанет молитва в этих мечетях, совершает молитву, а тот, кого молитва не застала, пусть продолжает свой путь, и специально не направляется туда”». [‘Абдур-Раззакъ (2/118), Ибн Аби Шейба (2/151) и др. Ибн Теймийя, Ибн Хаджар, Ибн Касир и аль-Альбани подтвердили достоверность. См.: «Маджму’» (1/281), «аль-Фатх» (1/569), «Муснад аль-Фарукъ» (1/142), «Тахзир-ус-саджид» (с.82)]
Также, когда до ‘Умара, да будет доволен им Всевышний Аллах, дошло известие о том, что люди посещают дерево, под которым посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял присягу у своих сподвижников, он послал людей и они срубили его. [Ибн Аби Шейба (2/73/2), Ибн Уаддах в «Бида’ уа-н-нахьй ‘анха» (42) и Ибн Са’д (2/100). Шейх аль-Альбани в «Тахзир-ус-Саджид» сказал, что иснад сообщения прерванный, т.к. Нафи' не слышал от ‘Умара. И сказал что на то, что это сообщение слабое также указывают следующие сообщения:
Аль-Бухари в своем достоверном сборнике через другую цепочку передатчиков от Нафи’а (передает), что сказал Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими: «На следующий год после присяги «довольства» сподвижники уже не смогли определить под каким именно деревом они приносили присягу. И это было милостью от Аллаха».
Также у аль-Бухари и Муслима приходят слова Мусаййиба ибн Хазна (отца Са’ида бин аль-Мусаййиба): «Мы не смогли определить это дерево на следующий год».
И по цепочке передатчиков через Тарикъа бин ‘Абдур-Рахмана, который сказал: «Я поехал по делу, и проезжая мимо людей, совершающих намаз, спросил: “Что эта за мечеть?” Они ответили: “Это дерево, под которым посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал присягу. И я отправился к Са’иду бин аль-Мусаййибу, а он рассмеялся и сказал, что ему рассказал его отец, что он был среди тех, кто давали присягу под тем деревом, но когда они выходили на следующий год, то уже забыли его и не могли определить”.
А в другом риваяте: «Что оно (дерево) скрылось от нас, и сказал Са’ид: "Поистине сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не знали его! А вы знаете его?! Вы что, более знающие, чем сподвижники?!»

Хафиз ибн Хаджар объясняя этот хадис, сказал: «Мудрость заключается в том, чтобы не произошла смута (фитна) из-за того блага, которое случилось под тем деревом. И если бы оно осталось, то не исключено, что некоторые невежды начали бы возвеличивать его и, возможно, это дошло бы до того, что начали бы думать, что оно обладает способностью приносить пользу или устранять вред. Как мы это и видим сейчас даже с теми (вещами), которые еще ниже по положению, чем оно. И именно на это и указал Ибн ‘Умар сказав «И это было милостью от Аллаха», т.е. то, что они его (дерево) после этого года потеряли - это было милостью от Всевышнего Аллаха».]
Рассказывал Абу Вакъид аль-Лейси: «Мы выехали с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в направлении Хунейна, в то время, как мы только-только приняли Ислам и совсем недавно были неверующими, а у многобожников был лотос, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и который называли Зат Анват [имеющий подвески]. Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотоса, то сказали: “О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват – такой же, как и у них”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил нам: “Аллах Превыше всего (Аллаху акбар)! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попроси ли то же, что попросили у Мусы сыны Исраиля:

﴿ اجْعَل لَّنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ ﴾

“Сделай нам такого же бога, как и у них божества». (Пророк Муса) сказал: «Поистине, вы – люди невежественные (которые не знают о величии Аллаха и о том, что поклоняться можно только Аллаху)!»” (Сура «А’раф», аят 138). Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!». [ат-Тирмизи (2180), Ахмад (5/218). См.: «Зылялю-ль-джанна» (76)]
И если то, что люди взяли себе дерево, чтобы развешивать на нём своё оружие и совершать вокруг него свои обряды, является поклонением кому-то помимо Всевышнего Аллаха, хотя они не поклонялись ему и не просили у него ничего, то, что тогда думать о поклонении вокруг могилы и обращении с мольбами к тому, кто в ней погребён или мольбе через него?! Какова же связь между смутой в отношении дерева и смутой в отношении могил и что из этого является более опасной смутой? Если бы только знали об этом приверженцы многобожия и нововведений!
Сказал один из обладателей знания [имам Абу Бакр ат-Туртуши] из последователей имама Малика: «Посмотрите же, да помилует вас Аллах: если вы обнаружите где-нибудь дерево, к которому стекаются люди, которое они возвеличивают, от которого они надеются получить исцеление и на которое они вешают железки и тряпки, то это и есть «зату ануат», так срубите же его». [См.: «аль-Хауаудис уа-ль-бида’» (c.105)].
И тот, у кого есть познание того, с чем Аллах отправил Своего Посланника, и познание того, чего придерживаются приверженцы ширка и бид’а в этом вопросе и в других, тот поймет, что между праведными предшественниками и этими поздними поколениями огромная разница - больше, чем расстояние между востоком и западом, и что они находятся на одном, а праведные предшественники (саляф) вообще на другом, как было сказано:
Стала она из (людей) восточных, а я - из западных
Как же далеки друг от друга восточные и западные!

И дело, клянусь Аллахом, намного серьезнее, чем мы упомянули. Привел аль-Бухари в своем «Сахих» [650] от Умм-уд-Дарды, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Абу-д-Дардаъ пришёл ко мне разгневанный, и я спросила: “Что разгневало тебя?”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я не узнаю ничего в них из дела Мухаммада, кроме того, что они совершают молитву вместе”».
Передал Малик в «аль-Муваттаъ» [155] от своего дяди Абу Сухейля ибн Малика, передавшего от своего отца: «Все, что я застал у людей, я ничего этого у вас не вижу, кроме призыва на молитву». Под людьми имеются в виду сподвижники, да будет доволен ими Аллах.
Сказал аз-Зухри: «Как-то раз, зайдя к Анасу ибн Малику, когда он был в Дамаске, я застал его плачущим. Я спросил его: “Почему ты плачешь?”. Он сказал: “Я не узнаю ничего из того, что знал, кроме этой молитвы, да и этой молитвой пренебрегают”. Передал аль-Бухари [530].
А в другой передаче: «…из того, что я знал во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кроме как я порицаю это сегодня». [См.: «аль-Фатх» (3/56) Ибн Раджаба].
Сказал аль-Хасан аль-Басри: «Один человек спросил Абу-д-Дардаъ: «Да помилует тебя Аллах, если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был бы жив сейчас, порицал бы он что-нибудь из того, на чем мы?». Абу-д-Дардаъ разгневался и сказал: «Одобрил бы он что-нибудь из того, на чем вы?».
Сказал Мубарак ибн Фадаля: «Аль-Хасан совершил пятничную молитву, а затем сел и начал плакать. Ему сказали: “Что заставляет тебя плакать, о Абу Са’ид?”. Он сказал: “Вы упрекаете меня за мой плач. Если бы кто-то из мухаджиров посмотрел в двери вашей мечети, то не узнал бы ничего из того, на чем вы, из того, что было во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кроме вашей Къиблы”». [См.: «Бида’ уа-н-нахьй ‘анха» (176) Ибн Уаддаха]
Это и есть великая смута, о которой ‘Абду-Ллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Что станет с вами, когда вас постигнет смута, в которой взрослый достигнет глубокой старости, а маленький вырастет, она будет происходить с людьми и они станут считать её Сунной, а если он изменится, они скажут: “Изменилась Сунна” или же: “Это - отвергаемое”». [ад-Дарими (185), аль-Хаким (8570) и др. См.: «Сахих-ут-таргъиб» (111)]». См.: «Игъасат-уль-ляхфан» (с.352-375) с небольшими сокращениями.
Ответить