Достоверность и понимание слов ‘Али: «Истина не узнается по людям»

Ответить
Abu Rukaya
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 сен 2023, 09:47

Достоверность и понимание слов ‘Али: «Истина не узнается по людям»

Сообщение Abu Rukaya »

Ассалямуалейкум уа РахматуЛлахи уа Баракатуху, уважаемые братья!

Хотелось бы узнать достоверность и понимание этого асара:
Передаётся, что Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Истина не узнается по людям. Узнай истину, и ты узнаешь людей, следующих ей».

Джазакум Аллаху хайрон.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Достоверность и понимание слов ‘Али: «Истина не узнается по людям»

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух, брат.

Одним из первых, кто упомянул распространённое высказывание от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) – был Мукъатиль ибн Сулейман, сказавший в своём тафсире: “Сказал имам ‘Али своему сыну: «О сынок, оценивай людей согласно истине, но не оценивай истину по людям»”. См. “Тафсир Мукъатиль” (5/114).
Но Мукъатиль, помимо его слабости как передатчика, не застал ‘Али.

Также подобное сообщение от ‘Али передаёт историк – аль-Балязури через свой иснад со слов аль-Хирмази, передавшего от аль-‘Утби:
“Встал аль-Харис ибн Хаут аль-Лейси перед ‘Али и сказал ему: «Ты полагаешь, что я буду считать, что Тальха, аз-Зубайр и ‘Аиша (да будет доволен ими Аллах) объединились на лжи (выступив против тебя)?!» На что ‘Али ответил ему: “О Харис, это положение неясно тебе. Поистине, истина и ложь не познаются мнением людей. Однако сначала узнай истину, и ты узнаешь следующих ей; узнай о лжи, и ты узнаешь явившихся с ней”. аль-Балязури в “аль-Ансаб” (2/274).
Но и это сообщение никак не может быть достоверным.
Во-первых, аль-Хирмази является неизвестным.
А во-вторых, аль-‘Утби мало того, что не застал ‘Али, так ещё некоторые имамы обвиняли его во лжи.

Также эти слова от ‘Али упоминал без какого-либо иснада Абу Хамид аль-Гъазали в своей книге «Ихья ‘улюми-ддин» (1/53).

Также слова от ‘Али с таким же смыслом передавали ранние му’тазилиты, как аль-Джахиз и Къады ‘Абдуль-Джаббар, и шииты, как Мансур ар-Рази, и др.

Но следует отметить, что эти слова от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) передавали и имамы из числа сторонников Сунны, которые цитировали их часто и опирались на них.
Из них:
- аль-Мардауи в «аль-Хауи аль-кабир» (16/114).
- Абу Музаффар ас-Сам’ани в своём тафсире (1/72).
- ар-Руяни в «Бахр аль-мазхаб» (11/131).
- Ибн ‘Акыль в «аль-Уадых фи усуль аль-фикъх» (5/208).
- Ибн аль-Джаузи в «Тальбису иблис» (стр. 74).
- аль-Къуртуби в своём тафсире (1/240).
- Ибн Таймия в «ар-Радд аля ас-Субки» (2/835).
- Ибн Муфлих в «аль-Фуру’» (11/116).

К примеру, шейхуль-Ислям Ибн Таймия не редко цитировал эти слова и опирался на них. Так, он говорил: “Высказывания людей следует оценивать согласно доводу, а не по самому сказавшему это. Не следует смотреть на говорящего, как говорил ‘Али ибн Аби Талиб”, после чего он процитировал обсуждаемые слова от ‘Али. См. “ар-Радд ‘аля ас-Субки” (2/835).
Также Ибн Таймия говорил: “Если в отношении человека у них нет убеждённости, что он возвеличиваемый, то его слова отвергаются, даже если они являются истиной. И таким образом, критерием принятия слов они делают высказавшего эти слова, без взвешивания их на весах Корана и Сунны”, после чего он процитировал обсуждаемые слова от ‘Али. См. “Джами’ аль-масаиль” (7/466).

Также были имамы, которые цитировали эти слова, но не приписывали их к ‘Али:
Факъих Джамалюддин аль-Иснауи сказал: “Как же прекрасны слова того, кто сказал: «Оценивайте людей согласно истине, но не оценивайте истину по мнению людей»”. См. “аль-Хидая иля аухам аль-Кифая” (20/518).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Мы не из числа тех, кто оценивает истину словами людей, однако, воистину, мы из числа тех, кто оценивает людей согласно истине. И мы не из числа тех, кто истину сверяет с мнениями творений, принимая то, что соответствует им, отвергая то, что не соответствует. Однако, воистину, мы из числа тех, кто сверяет мнения людей и их слова с доводом, принимая те из них, которые соответствуют доводу и, отвергая те, что противоречат ему”. См. “аль-Фурусийя” (стр. 228).
Также эти слова очень часто упоминал шейх аль-Альбани, но, не возводя их к ‘Али. Так, он говорил: “Положение слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для меня величественней, чем слова любого человека после него. Будь же человеком, который оценивает людей согласно истине, а не тем, кто оценивает истину согласно мнениям людей!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/962).

Итог:
Достоверность этого высказывания от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) вызывает большие сомнения.
Но так как это не пророческий хадис, нет проблем цитировать их и опираться на них, учитывая тот факт, что многие признанные учёные передавали это от него и ссылались на них.
Хафиз аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: “Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие иснадов у таких сообщений, является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”. См. “аль-Джами’ ли-ахлякъ ар-рауи” (2/316).
Шейх аль-Альбани сказал: “Исследование всех сообщений, передаваемых от саляфов, а также исследование их иснадов, чтобы узнать их достоверность и недостоверность, является из числа затруднительных вещей. А поэтому достаточно того, чтобы они соответствовали Шариату”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 26).
И нам стало ясно, что смысл этих слов, передаваемых от ‘Али ибн Аби Талиба, является правильным.

Однако следует обратить на одну важную вещь, которая состоит в том, что данные слова некоторые люди используют в ошибочном и непозволительном значении!
Среди людей есть такие, которым приводишь мнение и понимание признанных учёных в тех или иных положениях, а он отвергает их и говорит: «Истина не познаётся мнениями людей!»
Нет сомнения в том, что в такой ситуации говорящий это заблуждается!
Воистину, вся религия до нас дошла именно через людей! Именно сподвижники, таби’ины, имамы первых поколений передали нам знание и довели до нас хадисы и правильное понимание религии.
По этой причине имам аш-Шатыби в своей великой книге «аль-И’тисам», посвящённой обязанности следовать Корану и Сунне, упомянув различные примеры того, что в религии главным является – это шариатский довод, а не мнения людей, сказал: “Итог таков, что избрание людей (учёных) без обращения внимания на то, что они являются средством для постижения шариатского положения, является заблуждением! И нет руководства, кроме как от Аллаха. Воистину, однозначный довод и наивысший судья – это лишь Шариат, и ничто иное!” См. “аль-И’тисам” (3/460).
Однако после этого аш-Шатыби завершил всю свою книгу следующими словами: “И если стало установленным, что в расчёт берётся истина, а не люди, то ведь и сама истина не является известной, кроме как через людей. Более того, именно через них добираются до истины, и они указывают на неё”. См. “аль-И’тисам” (3/474).
Тем самым он дал понять, что люди не должны впадать в крайности в этом вопросе!

Таким образом, упомянутые слова от ‘Али используются не в абсолютной форме, а в тех случаях, когда мнение какого-то учёного противоречит доводу, или когда в спорном вопросе есть пророческий хадис, или когда вопрос из числа разногласий в понимании, и у каждой стороны есть доводы, и т.п.
Однако, когда у человека нет ни довода, ни слов имама в том, чему он следует, и при этом он отвергает слова учёных, опираясь на эти слова, передаваемые от ‘Али, то нет сомнения в том, что он заслуживает порицания!
Во-первых, необходимо знать и понимать, что не на все события и положения всегда есть прямой аят или хадис или даже слова сподвижника. Поэтому нередко учёные делают постановления исходя из общих пониманий текстов Корана и Сунны.
Во-вторых, для простолюдинов слова имамов-муджтахидов по положению подобны доводам, как говорил имам аш-Шатыби: “Фатауа муджтахидов для простолюдинов по положению, как шариатские доводы для самих муджтахидов”. См. “аль-Мууафакъат” (4/292).
Са’ид ибн Ийяс рассказывал: “Как-то Абу Саляма спросил аль-Хасана аль-Басри: «О Абу Са’ид, касательно тех фетв, которые ты даёшь людям, ты слышал об этом что-то (из доводов), или же опираешься на своё мнение (иджтихад)?», - аль-Хасан ответил: «Нет, я даю фатуа, опираясь на своё мнение. Однако наши мнения лучше для них, чем их личные мнения. Не всё, касательно чего мы даём фатуа, мы слышали об этом (довод)»”. Ибн Аби Ийяс в “аль-‘Ильм уаль-хильм” (181), Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (7/165).
Нет никакого сомнения в том, что мусульманину следует опираться на мнение кого-то из великих имамов и учёных, а не на свои умозаключения и ошибочное понимание!

А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Ответить