Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух, брат.
Уа джазак!
Abu ad-Darda писал(а): ↑12 фев 2024, 10:08
Брат, на счёт 100% свинины и мертвечины понятно. А как обстоит дело с сухими кормами для кошек? Можно ли их покупать?
Вот такой состав там может быть: Мясо и продукты его переработки 4%, а остальное растительное содержимое (соя, кукуруза и т.п.)
Если харама там мало, то исходя из слов обладателей знания в этом нет проблем, ин ша-Аллах.
Во-первых, такие корма обычно перерабатываются так, что там ничего не остаётся от той части мяса свиньи или мертвечины, которые смешивают с иными вещами.
Кстати, некоторые братья ошибочно полагают, что истихаля наджасы (изменение нечистоты) должна произойти чуть ли не на молекулярном уровне, т.е. всё должно быть так переработано, чтобы даже после анализа там ничего не осталось от первоначальной основы.
Это мнение является чрезмерностью, которое не опирается на слова учёных, потому что из определения имамов истихаля – это когда одна вещь переходит в иное состояние. И при этом нас не должно волновать молекулярное содержание первоначальной вещи.
К примеру, вино, что, по мнению чуть ли не всех учёных является нечистотой, когда оно само по себе становится уксусом, то оно халяль по единогласному мнению, даже если состав уксуса в итоге не изменился на молекулярном уровне! Суть одна, что вино уже стало уксусом и оно не дурманит, чтобы там ни было с составом.
То же самое обстоит и с сыром язычников, который ели и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижники. Общеизвестно, что в сыр добавляют сычуг, добываемый из желудка животного, а всё заколотое язычниками мясо является нечистотой и мертвечиной, но, тем не менее, их сыр они ели. И в этом случае вряд ли там ничего не осталось от сычуга на молекулярном уровне.
По этой причине шейхуль-Ислям Ибн Таймия, разбирая этот вопрос, пояснял, что суть в том, чтобы нечистота из своего вида и состояния перешла в иной вид и состояние, даже если при этом основа этих вещей остаётся одна. Поэтому он говорил, что, к примеру, само пламя, исходящее от разожжённой нечистоты, является чистым; также пар, исходящий от кипящей нечистотой воды, является чистым.
См. “Маджму’уль-фатауа” (21/611), “Мухтасар аль-Фатауа аль-Мисрия” (1/73).
Во-вторых, на дозволенность этого также косвенно указывают некоторые шариатские правила, как, например, известное правило:
«Касательно той или иной вещи следует проявлять послабление по причине того, что данная вещь примешалась к другой, тогда как в самостоятельном виде в отношении неё не допускается послабление».
См. “аль-Къауа’ид” (423), “аль-Ашбах уа-нназаир” (120), “аль-Уаджиз” (286).
Ну и
в-третьих, я задавал этот вопрос шейху ‘Адилю ас-Субай’и: «Можно ли мусульманам покупать и торговать кормом для кошек или собак, если около 5% содержания этого корма харамное мясо, которое смешивается в другими ингредиентами?»
Он ответил, что в этом нет проблем.
Но, справедливости ради следует отметить, что некоторые шейхи считали, что если собачий корм целенаправленно продавать тем, кто держит этих собак в домах, то в таком случае это может быть оказанием помощи в грехе.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.