Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
БаракаЛлаху фикум, братья.
Hanif abu Ali писал(а): 26 сен 2024, 08:35
Ответ Абу Джамиле, часть 5 (Заблуждение Абу Джамили в вопросе оставления намаза)
Ма шаа Аллах, эта запись особенно получилась отличной!
Советую прослушать братьям её, и периодически переслушивать.
muhibbu-sunna писал(а): 02 окт 2024, 22:52
Шейх
Сулейман ар-Рухейли сказал:
«Если основой говорящего это (возможность наличия имана без дел) являются доводы, то он является ошибающимся в понимании доводов, однако его не причисляют к нововведению (бид’а), не дозволено причислять его к нововведению, и причисление его к нововведению ХАРАМ!»
Джазака-Ллаху хайран, брат за приведение этих слов!
Альхамду ли-Ллях, в отличие от хаддадитов шейх Сулейман прекрасно осознаёт серьёзность вывода из Сунны и причисления к нововведению того, кто в основе является сторонником Сунны.
Ведь не ради забавы имам Ахмад предостерегал от этого и говорил:
“Выводить людей из Сунны – это серьёзное дело!” аль-Халляль в “ас-Сунна” (2/373).
А некоторые наши саляфы готовы были простить людям и их враждебность и оскорбления, но только не обвинение в нововведении!
Имам Ибн Джарир ат-Табари перед своей смертью сказал:
“Каждый, кто проявил по отношению ко мне враждебность или говорил обо мне плохо, я прощаю его, кроме человека, который обвинил меня в нововведении!” См. “Му’джам аль-удаба” (18/84).
И даже если допустить худшее, да упасёт нас Аллах от этого, и сказать, что кто-то из нас был бы в вопросе имана из числа мурджиитов-фукъаха, следуя за имамом Абу Ханифой и его сторонниками, то разве одно только это даёт кому-то право называть конкретного человека приверженцем нововведений?!
muhibbu-sunna писал(а): 02 окт 2024, 22:52
Спросили шейха
Салиха аль-Фаузана: «Да вознаградит вас Аллах, спрашивающий говорит: “У меня возникла неясность касательно отнесения мурджиитов к Сунне и к числу приверженцев Сунны, когда люди говорят: “Мурджииты – ахлю-Ссунна”».
Шейх
аль-Фаузан ответил:
“У тебя не должно быть проблем в этом. Их вероубеждение – вероубеждение ахлю-Ссунна. И вопросы веры в Аллаха, и вопросы таухида, их вероубеждение – это вероубеждение ахлю-Ссунна, однако они ошиблись в этом одном вопросе и только. Поэтому они из ахлю-Ссунна. Эта их ошибка не выводит их из ахлю-Ссунна, потому что их убеждения соответствуют убеждениям ахлю-Ссунна во всех разделах вероубеждения”.
Сл. “Шарх Китаб аль-иман мин Сахих аль-Бухари” (№ 4).
И никогда хаддадиты не будут обнародовать такие слова учёных и говорить о них, однако будут распространять лишь то, что соответствует их страстям.
Но хвала Всевышнему Аллаху, среди нас нет тех, кто не вводит дела тела в иман, нет тех, кто не признаёт увеличение и уменьшение имана посредством деяний, нет тех, кто следовал бы в вопросах имана даже за мурджиитам-фукъаха, не говоря уже о том, чтобы следовать пути крайних и заблудших мурджиитов!
Не знаю как другие, но со своей стороны обещаю, что постараюсь забрать всё, что смогу из молитв, постов и садакъа и других благодеяний всех тех, кто называет меня мурджиитом! А если у них не найдётся благодеяний, то я переложу свои грехи на их шеи, как об этом сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) в хадисе об истинном банкротстве. И никого не прощу из тех, кто выводит меня из Сунны, более того прошу Аллаха, наказать их уже в этом мире!
От себя хотел бы дополнить эту ветку ответом на просьбу некоторых братьев, которые писали мне следующее:
«Почему бы не поехать к шейху аль-Фаузану с этими вопросами и не поставить точку в этом споре?»
Люди, которые призывают к этому, попросту не осознают и не понимают, что ни один учёный никогда не сможет поставить точку в спорном вопросе, в котором установилось разногласие задолго до него. Этого не в состоянии сделать ни шейх аль-Фаузан, ни шейх аль-Баррак, ни шейх ар-Раджихи, ни тем более те шейхи, кто ниже их уровнем и статусом. И суть даже не в том, убедят ли лично меня слова кого-то из них или нет, а в том, что невзирая на их мнение по данному вопросу, факт наличия разногласия в нём не исчезнет по причине его отрицания тем или иным учёным. Учитывая также и тот факт, что множество саляфитских шейхов за пределами КСА (а некоторые и в самом КСА) в данном вопросе придерживаются мнения, отличного от позиции упомянутых шейхов или как минимум признают наличие приемлемого разногласия в нём.
Надо научиться правильно реагировать и понимать в соответствии с основами Корана и Сунны те или иные категоричные высказывания учёных.
Вот лишь небольшой пример: на днях вышла очередная телефонная запись со словами шейха аль-Фаузана, где он говорит, что в вопросе оправдания по незнанию (аль-‘узр биль-джахль) оказывается нет никакого приемлемого разногласия среди Ахлю-Ссунна, и что разногласие в этом есть только с мурджиитами.
И что теперь нам делать, мы должны это принять?! Как говорится, поставить его мнением точку в этом спорном вопросе? Неужели кто-то станет это пропагандировать и заявлять, что данные слова шейха аль-Фаузана – это небесная истина, и что он наделён правом ставить точки в этом и других спорных вопросах?! Неужто дружно примем эти слова и отбросим все иные слова имамов, включая Шейхуль-Исляма Ибн Таймию, более того, самого шейха аль-Фаузана? Или же кто-то станет игнорировать тот факт, что о наличии приемлемого разногласия в вопросе оправдания по незнанию говорили такие учёные, как шейх Ибн ‘Усаймин, шейх Мукъбиль ибн Хади, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, которые лично для меня авторитетнее и знающее, чем шейх аль-Фаузан.
Или я должен принять слова шейха аль-Фаузана относительно того, что иман не делится на основу и ответвление? Мало того, что он тем самым противоречит прямому пророческому хадису и великим имамам этой общины, так ещё он противоречит и самому себе, так как ранее он сам утверждал о подобном разделении имана.
И об этом наш брат А’маш составил очень полезную и богатую высказываниями имамов статью. Советую ознакомиться с ней тем, кто не читал её.
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=24173
Только невежественный хаддадит, или ярый мазхабист не понимающий элементарных положений религии, может использовать подобные слова учёных в качестве довода в религии Аллаха, да ещё и обязывая принять их, оставив слова всех остальных учёных!
Что же касается людей мыслящих и далёких от фанатизма за какой-то школой или каким-то определённым шейхом, то они прекрасно понимают, как следует относиться к подобным словам, и что они не являются доводом в религии Аллаха, и тем более не ставят никакую точку в спорных вопросах.
А теперь обо всём немного подробнее:
Во-первых, следует отметить, нет никаких сомнений в том, что рядовые мусульмане обязаны обращаться к обладателям знания и спрашивать у них о положениях религии, как это повелел Аллах, а не заниматься самостоятельными извлечениями законоположений из Корана и Сунны! И под обращением к обладателям знания в первую очередь имеются в виду имамы и саляфы, а не современники, кроме как если вопрос касается чего-то нового, что появилось в их время.
Вспомните слова
Ибн Мас‘уда, который говорил:
“Не следуй слепо в своей религии за людьми! Ведь поистине, если он уверует, и ты уверуешь, а если он впадёт в неверие, и ты впадёшь в неверие. Если же кто-то не может обойтись без следования за кем-то, то пусть следует за умершими, оставив живых, ведь, поистине, живой не защищён от искушения”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (10/116), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (130). Иснад достоверный. См. “аль-Кауакиб ан-найрат” (стр. 7-8).
Поэтому обязательным является обращаться к словам обладателей знания в общем, а не только к конкретному имаму или мазхабу или ещё хуже того, ограничивать учёных лишь современниками.
Однако если в том или ином религиозном вопросе есть разногласие среди самих обладателей знания, то за решением этого Аллах приказал возвращаться к Корану и Сунне, а не к такому-то и такому. Ведь Всевышний Аллах велел:
«Если вы станете препираться о чём-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
Маймун ибн Михран в отношении этого аята говорил:
“Обратиться к Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) – значит вернуться к Сунне”.
Ибн Батта в “аль-Ибана” (1/74).
Имам
Ибн аль-Къайим сказал:
“Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне!” См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” (1/49).
Шейх
Ибн Баз в комментариях к аяту:
«Если вы станете препираться о чём-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4: 59), сказал:
“Слова: «
препираться о чём-либо»
охватывают как что-то значительное, так и незначительное, как важное, так и малое; независимо от того, разногласие ли это между учёными, или между правителями и учёными, или кем-либо иным. Является обязательным вернуться в этом к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), поскольку данное обращение идёт ко всей общине”.
Сл. “Шарх Тафсир Ибн Касир” (№ 4).
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Если имеется фатуа, и я сказал: “Такой-то шейх сказал так-то в этом вопросе”, а затем пришёл другой человек и говорит: “А другой шейх сказал вот так”, и пошёл в противоречие этому шейху, что мне делать в такой ситуации?»
Шейх
аль-Фаузан ответил:
“Смотри на довод. Бери то мнение, у которого есть довод. Это дело лёгкое. Смотри на довод. Нет беды в разногласиях между шейхами, но хвала Аллаху, Аллах установил для нас мерило, а это – довод. Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чём-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
Аллах не оставил нас на мнении такого-то или такого. Однако установил для нас весы, а это Коран и Сунна”.
https://app.box.com/s/jttked9cfjw4zmqlmv7n1ab97sdgzt1f
Если же кто-то из шейхов отрицает наличие разногласия, то разногласие не исчезнет по причине его отрицания, как на это указывает важное шариатское правило:
«Отсутствие знания о чём-либо не является знанием о его отсутствии».
А также и другое правило:
«Утверждающему отдаётся предпочтение перед отрицающим», так как утверждающий утверждает на основе знания, тогда как отрицающий отрицает исходя из отсутствия знания.
Поэтому саляфы часто указывали на важность знания о разногласиях в тех или иных вопросах.
Къабиса ибн ‘Укъба говорил:
“Не преуспеет тот, кто не знает о разногласиях учёных”.
Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (1537).
Сахнун ибн Са’ид сказал:
“Бывает так, что человек осведомлён лишь об одном разделе знания и полагает, что всё знание собралось в нём”.
Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (2211).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“Среди людей есть такой, кто вырос на мазхабе конкретного имама, или брал фатауа у определённого факъиха, или же услышал передачу от некоторых шейхов, после чего он желает склонить к этому мнению всех мусульман. Это – является ошибкой!” См. “Маджму’уль-фатауа” (стр. 44).
К тому же призывы «поставить точку» на самом деле зачастую – это следование за страстью и пускание пыли в глаза несведущих людей. Поскольку каждый такой призывающий желает пойти за решением именно к тому шейху, о мнении которого он заведомо знает. К примеру, считающие большим неверием суд не по закону Аллаха не пошли бы при их жизни к таким учёным, как Ибн Баз, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймин, ибо прекрасно знали на каком мнении они были в этом вопросе.
То же самое уже было у нас много лет назад по теме оправдания по незнанию, когда одни призывали пойти к одним шейхам, а другие к другим.
И то же самое касалось фитны джарха, которая бушевала среди саляфитов более 10 лет назад, когда мерилом истины одни делали одних шейхов, а другие – других.
Да, несомненно, желание поставить точку, обратившись к тому или иному шейху, может быть и следствием искреннего желания блага. Однако такое желание в основном может прийти в голову тому, кто не знает о том, что вопрос является спорным, либо не знает о том, что не может быть единогласия в вопросе, в котором уже утвердилось разногласие среди учёных Сунны, так как мнения учёных не умирают со смертью их обладателей.
Во-вторых, необходимо знать и понимать, что тот, кто отрицает наличие приемлемого разногласия в том или ином вопросе, тем самым автоматически заявляет о наличии единогласного мнения (аль-иджма’), установление которого имеет свои условия и правила. Не надо забывать, что единогласное мнение является доводом само по себе подобно Корану и Сунне. И, точно так же как основой в существовании тех или иных Священных текстов является их отсутствие, пока не будет доказано обратное, точно так же и в отношении единогласного мнения основой является его отсутствие, пока не будет доказано обратное. А посему очень важно понимать, что не каждый заявленный иджма’ является таковым на самом деле, подобно тому, как и не каждый хадис является достоверным. И это даже в том случае, когда о наличии иджма’а заявлял какой-то великий и признанный имам первых поколений, не говоря уже о ком-то из числа поздних поколений. Очень часто те или иные имамы заявляли о наличии иджма’а в самых различных вопросах религии, в которых на самом деле не было никакого иджма’а, а порой бывало даже так, что истина заключалась как раз таки в противоположном мнении.
Имам
аш-Шафи’и сказал:
“Ни я, ни кто-либо из обладателей знания, не говорим: «В этом все единогласны», кроме как если каждый учёный, которого ты встретишь, скажет тебе это, передавая от тех, кто был до него, как, например то, что обеденный намаз состоит из четырёх ракаатов, что вино запрещено, и т.п.”.
См. “ар-Рисаля” (стр. 534).
Также
аш-Шафи’и сказал:
“Иджма’ – это то, когда ты скажешь: «Единогласны в этом люди», и не найдёшь никого, кто скажет тебе: «Нет в этом единогласного мнения!»” См. “Джумма’ аль-‘ильм” (стр. 257).
По этой причине от имама
Ахмада передаётся, что о заявляемых иджма’ах он часто говорил:
“Это ложь! Откуда он знает, что в этом вопросе есть иджма’?! Однако пусть говорит: «Я не знаю в этом вопросе разногласий». Это лучше, чем говорить: «Единогласны люди в этом вопросе»!” См. “аль-Масаиль” (338-339), “аль-‘Удда” (4/1059).
Имам
Ибн Хазм в своей книге, посвящённой единогласным мнениям, сказал:
“Поистине, некоторые люди ввели в понятие «иджма’» то, что не имеет к нему отношения. Так, некоторые посчитали мнение большинства единогласным мнением (иджма’). А некоторые посчитали иджма’ то, касательно чего они не знают разногласий, даже если они однозначно не убеждены в том, что в этом нет разногласий”.
См. «Маратиб аль-иджма’» (стр. 26).
Шейхуль-Ислям
Ибн Таймия сказал:
“Иджма’ – это когда учёные мусульман единогласны в каком-либо постановлении. И если такой иджма’ установлен, то никто не имеет право выходить за рамки иджма’а учёных. Воистину, вся община не будет единогласна касательно заблуждения. Однако, есть множество вопросов, касательно которых некоторые люди полагают, что на этот счёт есть иджма’, тогда как на самом деле это не так. Более того, иное мнение может быть правильнее, исходя из Корана и Сунны. А что касается слов некоторых имамов–факъихов, как имамов четырёх мазхабов и других, то это не является аргументом, обязательным к принятию и не является иджма’ по единогласному мнению мусульман!” См. “Маджму’уль-фатауа” (20/10).
Шейх
Ибн ‘Усаймин сказал:
“Как же часто мы слышим тех, кто передаёт иджма’, тогда как при рассмотрении оказывается, что нет в этом иджма’а. А причина в том, что некоторые люди полагают, что если те, кто вокруг них сошлись на каком-то мнении, то нет никого, кто пошёл бы им в противоречие”.
См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (26/476).
К тому же общеизвестно, что если кто-то из учёных заявит иджма’, а другой учёный из числа сторонников Сунны отрицает его, либо высказывает иное мнение, то утверждение о наличии иджма’а в данном вопросе отвергается.
Задумайтесь о словах Шейхуль-Исляма
Ибн Таймии, который говорил:
“Если какой-то учёный передал единогласное мнение (иджма’), а другой передал разногласие, упоминая того, кто говорил иначе, или передал наличие разногласия, не упоминая имён, то не следует говорить: «Передача о противоречии (иджма’у) не установлена!» Ведь в противовес этому можно точно так же сказать: «Не установлена передача иджма’а!» Более того, передающий иджма’ отрицает наличие разногласия, тогда как передающий разногласие является утверждающим (мусбит), а утверждающему отдаётся предпочтение перед отрицающим”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (19/270).
В-третьих, как можно отрицать наличие приемлемого разногласия в том вопросе, в котором различные мнения саляфов из числа сторонников хадиса и Сунны передавали великие имамы, среди которых Ибн Наср аль-Маруази и Ибн Джарир ат-Табари?!
Так, в книге «Та‘зыму къадри-ссаля»
Ибн Наср аль-Маруази долго разбирал вопрос Имана, его определение и различные позиции последователей Сунны и хадиса. И приводя мнение одной из этих групп, которая как раз таки называла оставление деяний тела неверием, он сказал:
«Так, основой Имана является признание и подтверждение, а его ответвлением является дополнение дел посредством сердца и тела. Поэтому основе Имана, состоящего из признания и подтверждения противопоставляется неверие в Аллаха и в то, что Он сказал, и непризнание сердца в отношении Аллаха и того, что Он сообщил. А противопоставлением Иману, являющимся деянием, а не подтверждением, является неверие, не выводящее из религии. Однако это неверие по причине оставления дел, исходя из того, что дела тоже являются верой. Однако дела не являются тем Иманом, который заключается в признании Аллаха». (Та‘зыму къадри-ссаля 2/519).
Также в другом месте этой же книги имам аль-Маруази, разбирая вопрос различия между понятиями «Ислам» и «Иман», а также упоминая мнения саляфов в пояснении хадиса приводимого в сборнике у аль-Бухари, в котором говорится:
«Не прелюбодействует прелюбодей, в момент прелюбодеяния будучи верующим, и не ворует вор, когда он ворует, будучи верующим»
Имам
аль-Маруази после этого хадиса говорит, что у имамов из числа сторонников хадиса было два мнения на этот счёт.
Так, он говорит:
«Первая группа считала, что человек, совершающий такие тяжкие грехи, не является ПОЛНОЦЕННЫМ верующим (муъмин), однако он выходит из Имана и входит в Ислам, оставаясь грешным мусульманином.
Вторая же группа считала, что смысл подобных хадисов в том, что такой человек выходит из Имана и впадает в куфр, в неверие, однако речь идёт о малом виде куфра, который не выводит из религии».
Затем, он разъясняет эти мнения на двадцать страниц и подробно приводит разъяснения обеих групп. Затем имам Ибн Наср, приводит мнение второй группы из числа последователей хадиса, и говорит:
«Они сказали: «Исходя из этого, мы говорим, что оставление признания Аллаха является неверием в Него. И то, что оставление обязательных видов поклонения, с наличием признания Аллаха, и подтверждением обязательности этих вменённых обязанностей, это тоже неверие, но не неверие в Аллаха. Однако это неверие со стороны оставления права, подобно тому, как кто-то говорит: «Ты проявил неверие в отношении моих прав и благ, которые я тебе оказал, имея в виду, что он ущемил его в правах и не отдал ему должное со стороны благодарности за оказанные им милости».
Далее они сказали: «И в пользу нашего понимания свидетельствует то, что передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и их последователей то, что они для неверия определяли ответвление, которое было меньше его основы, и оно не выводило из религии совершившего это неверие точно так же, как они утверждали для Имана ответвление от основы в виде деяний, ОСТАВЛЕНИЕ которых не выводит из религии Ислам».
Затем Ибн Наср аль-Маруази говорит:
«И таковы эти два мазхаба и они в совокупности передаются от имама Ахмада ибн Ханбаля теми, кто разделял это мнение из числа последователей хадиса».
После чего Ибн Наср привёл в числе их доводов пять различных асаров от Ибн ‘Аббаса, который в отношении Слов Аллаха:
«А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» (5: 44), сказал, что это неверие меньше того неверия, которое выводит из религии (куфр дуна куфр).
См. “Та‘зыму къадри-ссаля” (2/526).
Из этих и других высказываний некоторых саляфов мы понимаем, что, когда некоторые имамы обобщённо называли оставление дел неверием, они не имели в виду неверие, выводящее из религии, как об этом ясно и недвусмысленно говорит имам аль-Маруази.
И кто же интересно осмелится обвинить в мурджиизме эту группу учёных, мнение которых приводит Ибн Наср аль-Маруази?! Ведь эта группа из числа сторонников Сунны и хадиса называет оставление ответвления в виде деяний неверием, которое меньше истинного неверия, т.е. «куфр дуна куфр».
Кто посмеет обвинить имама Ахмада, от которого передаются оба этих мнения, что якобы в одном из своих мнений он был мурджиитом, а, согласно другому мнению, был из Ахлю-Ссунна?
Помимо того, что передал имам Ибн Наср аль-Маруази относительно одного из мнений имама Ахмада, также есть и прямые слова от самого Ахмада в его послании Мусаддаду ибн Мусархаду:
“Иман – это слова и дела, он увеличивается и уменьшается. Увеличивается, если ты поступаешь хорошо и уменьшается, если ты поступаешь плохо. И человек выходит из имана (за грехи) и входит в Ислам. Однако не выводит его из Ислама ничего, кроме многобожия в отношении Великого Аллаха или отрицания какой-то обязанности из числа обязанностей, которой обязал Всевышний Аллах. Если же он оставил это из-за халатности и лени, то его участь зависит от воли Аллаха, который если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, простит”.
См. “Табакъат аль-ханабиля” (1/343), “Манакъиб аль-имам Ахмад бин Ханбаль” (стр. 220).
Ханбалиты считали достоверным это послание Ахмада и опирались на него, как это передавал имам Ибн Таймия и др.
См. “Маджму’уль-фатауа” (5/369).
Как мы видим, имам Ахмад в этих словах выводит из Ислама только за ширк и за отвержение обязанности. И конечно же ирджеватели поспешат сказать, что у имама Ахмада есть и другие мнения, как то, что он делал такфир за оставление любого из столпов Ислама; или за намаз и закят; или же только за намаз. Однако вопрос в данном случае не в том, какое мнение на самом деле в итоге выбрал для себя имам Ахмад. Но вопрос в том: является ли это мнение – мнением мурджиитов, и был ли имам Ахмад в одном из своих мнений мурджиитом?!
Что же касается слов имама
Ибн Джарира ат-Табари, то в своей книге, посвящённой вероубеждению, он сказал:
“Разногласие относительно вопроса, кто заслуживает того, чтобы его называть истинно верующим (муъмин)”. После чего упомянул позицию сторонников Сунны, затем определение мурджиитов, каррамитов и прочих сект.
Так вот, имам Ибн Джарир ат-Табари сказал, передавая позицию группы из числа Ахлю-Ссунна:
“Некоторые из них сказали, что иман – это признание сердцем, подтверждение языком и деяние телом. И тот, кто явился с двумя значениями из этих трёх, не явившись с третьим (делами), то нельзя говорить о таком, что он истинно верующий (муъмин). Однако следует сказать о нём, что если он явился с этими двумя положениями: убеждённостью в сердце и признанием на языке, а в делах допустил упущение, то он муслим”.
См. “ат-Табсыр фи ма’алим ад-дин” (стр. 188).
Имам
Ибн Батта сказал:
“Молитва – это деяние из числа деяний тела, и человек не становится неверным за её оставление, как и не становится неверным ЗА ОСТАВЛЕНИЕ ПРОЧИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ. Ведь основа Ахлю-Ссунна гласит, что они не обвиняют в неверии никого из мусульман за совершение греха, и не выводят из Ислама за деяние, в отличие от хариджитов”.
См. “Шарх аль-‘Умда” (2/63).
Интересно, что бы сказали любители ирджевания, если показать им эти слова имама Ибн Батты, убрав его имя? Конечно же, обозвали бы его мурджиитом, джахмитом и т.п. А ведь эти слова признанного имама Сунны цитировали, не возражая относительно них такие имамы, как Ибн Таймия и Ибн аль-Къайим в своих трудах.
Имам
Ибн Аби Зейд сказал:
“Доказательством на то, что ОСТАВИВШИЙ ОБЯЗАННОСТИ (фараид) без их отрицания, является грешником (фасикъ), а не неверным (кафир), является ЕДИНОГЛАСНОЕ МНЕНИЕ ОБЩИНЫ, так как они совершают над такими молитву-джаназа, наследуют от них в соответствии с Исламом и хоронят их вместе с мусульманами”.
См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (8/579).
Даже не знаю, как бы апеллировали ирджеватели, если бы имели в распоряжении такие прямые и ясные слова от такого великого и признанного имама первых поколений, если бы он сказал обратное. Ведь они умудряются извлечь иджма’ там, где его нет, не замечая подобных слов, разбивающих их заявления на корню.
Великий имам Сунны своего времени –
Ибн ‘Абдиль-Барр, упомянув достоверный хадис: «
Кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет», сказал:
“В хадисе содержится довод на то, что не совершающего молитву из числа мусульман Аллах либо простит, либо накажет по Своему желанию, при условии, что он уверовал во всё то, с чем пришёл Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха), подтверждая это и признавая, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ СОВЕРШАЛ ДЕЛ. И это на корню опровергает мнение му‘тазилитов и хариджитов. Разве ты не видишь, что подтверждающий словами ислам, когда входит в него, становится мусульманином до того, как приступает к делам совершения молитвы и поста в Рамадан? И это по причине его ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, УБЕЖДЕНИЯ и НАМЕРЕНИЯ. По этой причине не становится человек неверным, кроме как за оставление того, что делает его мусульманином, а это отрицание того, во что необходимо верить!” См. “ат-Тамхид” (23/290).
Имам
Абу Мухаммад аль-Ямани, живший в 6 веке, в своей книге, посвящённой вероубеждениям 73 течений, сказал:
“Что касается позиции седьмой группы, а это – Ахлю-Ссунна уаль-джама’а, то они говорят: «Иман – это подтверждение языком, познание сердцем и деяние органами тела, и любая часть из числа обязательных предписаний является иманом»”.
Затем Абу Мухаммад аль-Ямани говорит:
“Кто оставит убеждение в сердце и будет проявлять внешне шахаду, тот – лицемер. А кто будет иметь убеждённость в сердце и подтвердит это языком, но ОСТАВИТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯНИЯ по причине проявления ослушания, то такой является нечестивцем (фасикъ), который не выходит из-за этого из своего имана, однако его вера становится ущербной. И на такого человека распространяются положения (ахкам) мусульман. Но если он оставит дела, отрицая их обязанность, то тогда он является неверным, которого следует казнить”.
См. «‘Акъаид ас-саляса уа-ссаб’ина фиркъа» (стр. 313).
Кстати, исследователь этой книги – доктор Мухаммад аль-Гъамиди сказал:
“Абу Мухаммад аль-Ямани, да смилуется над ним Аллах, отличался от тех, кто писал до него о различных течениях тем, что является саляфитом в своём вероубеждении, и это является очевидным исходя из данной его книги и его опровержений течениям, противоречившим Ахлю-Ссунна”.
См. “Мукъаддима аль-‘Акъаид” (стр. 4).
Имам
Ибн Таймия сказал:
“То, что в сердце, обязательно должно проявляться в делах. Но если человек не выполняет обязательные деяния, то это указывает на отсутствие имана или же на его СЛАБОСТЬ!” См. “Маджму’уль-фатауа” (7/644).
Также Ибн Таймия сказал:
“Воистину, иман – хоть и содержит в себе признание сердца (тасдыкъ), однако иман – это не голое подтверждение сердцем. Однако иман – это подтверждение и умиротворение. И это потому, что признание сердца может быть только в отношении вести (хабар), а что касается приказов, то это не только голое признание сердца относительно того, что это приказ Аллаха. А слова Аллаха – это вести (хабар) и приказы (амр). Что касается вестей (хабар), то они требуют от нас признания сердца в отношении говорящего (Аллаха). А что касается повеления, то оно обязывает нас покорностью и смирением, а это – деяние сердца, состоящие из униженности и смиренности перед велением, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН НЕ СОВЕРШИТ ТОГО, ЧТО БЫЛО ЕМУ ВЕЛЕНО”. См. “Сарим аль-маслюль” (2/966).
Шейх
‘Абдул-Лятыф ибн ‘Абдур-Рахман Али Шейх сказал:
“Относительно деяний тела, становится ли неверным (оставивший их) или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди Ахлю-Ссунна”.
См. “ад-Дурар ас-санийя” (1/479).
Шейх
‘Абдуль-Хамид ибн Бадис – известный учёный Алжира своего времени, которого муджаддид шейх Мухаммад Такыйюддин аль-Хиляли называл саляфитским устазом и муджахидом. Он сказал:
“Иман в шариатском определении – это произнесение языком, деяние сердцем и деяние органами тела. И тот, кто усовершенствовал это, усовершенствовал тем самым иман, а кто не сделал этого, тот не усовершенствовал иман.
А что касается того, КТО УТРАТИЛ ДЕЯНИЯ, ТОТ НЕ ВЫХОДИТ ИЗ ВЕРЫ”.
См. “аль-‘Акъаид аль-ислямия” (стр. 54-64).
Шейх
‘Абдур-Рахман аль-Му’аллими – выдающийся учёный Йемена, признанный мухаддис, названный «аз-Захаби нашего времени», которого хвалил сильной похвалой шейх Ибн Баз. Он сказал:
“Одним словом, если то, что говорит аль-Каусари, является достоверным, что Абу Ханифа не говорил, что деяния вообще не из имана, однако говорил: «Деяния не являются ОСНОВНЫМ СТОЛПОМ ИМАНА, так как основной столп имана – это УБЕЖДЕНИЕ и СЛОВО», то ТОГДА ЭТО ДЕЛО БЛИЗКОЕ (к истине)”.
См. “аль-Къаид иля тасхих аль-‘акъаид” (стр. 227).
Обратите также внимание на следующие слова Шейхуль-Исляма
Ибн Таймии по поводу разногласия с мурджиитами-фукъаха:
“Если стало ясно, что оставление деяний влечёт порицание и наказание, то после этого в отношении данного вопроса их разногласие не имеет смысла. Более того, это разногласие будет языковым, несмотря на то что они (мурджииты-фукъаха) ошибаются в определении имана и противоречат Корану и Сунне”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (7/181).
И если имам Ибн Таймия считает разногласие с мурджиитами-фукъаха приемлемым по причине того, что они считают, что оставляющие деяния заслуживают порицания и наказания, несмотря на то, что мурджииты-фукъаха вообще не вводят деяния тела в иман и следовательно не делают такфир за оставления дел, то каким образом оно не является приемлемым с теми, кто так же утверждает, что оставление обязательств влечёт наказание и вдобавок к этому, в отличие от мурджиитов-фукъаха ещё и говорит:
– что иман – это слова, дела и убеждения;
– что иман увеличивается и уменьшается;
– что слова: «Я истинно верующий (муъмин)» нуждаются в оговорке: «Если на то будет воля Аллаха» (ин ша-Аллах);
– что куфр бывает как в убеждении, так и в словах и делах.
Спросили шейха
Ибн База, который считал, что пропустивший даже один намаз без причины является кафиром: «Что насчёт того, кто веровал в сердце и на языке, НО НЕ СОВЕРШАЛ ДЕЛ ТЕЛА?»
Шейх
Ибн Баз отвечает:
“Это вопрос РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ УЧЁНЫХ. Кто считает, что оставление намаза – (большой) куфр, тот говорит, что такой будет вечно в Аду. А кто говорит, что это малый куфр, то положение такого человека подобно прочим совершающим тяжкие грехи (кабаир), исход которых зависит от воли Аллаха”.
См. “ат-Та’ликъат аль-Базия ‘аля шарх ат-Тахауия” (2/1288).
Также шейха
Ибн База спросили: «Те учёные, которые говорят, что оставление деяний тела не является неверием при наличии свидетельства «Ля иляха илля-Ллах» и наличии имана в сердце, являются ли они мурджиитами?»
Шейх
Ибн Баз ответил:
“Нет. Они из Ахлю-Ссунна уаль-джама’а”, после чего стал пояснять этот вопрос и сказал, что по более правильному мнению оставление именно намаза выводит из Ислама.
См. “Фатауа Ибн Баз” (28/144).
Субхана-Ллах! Разве не с этим же вопросом сегодняшние хаддадиты обивают пороги шейхов, которые по их же признанию рядом не стоят с шейхом Ибн Базом по уровню знания, пытаясь получить у них совершенно обратный ответ?! Как они громогласно заявляют о том, что в отличие от нас они обращаются с этими вопросами к большим шейхам КСА, а не к их ученикам. Ну так вот вам великий учёный и учитель тех шейхов, к которым они обращаются. Но зачем они этим занимаются, когда у них есть фатуа на этот вопрос от самого Ибн База?! Может для них он был джахилем в вопросах имана, не ведая о существующем единогласном мнении?! А те, к кому сегодня обращают этот вопрос, прознали истину в основах религии, относительно которой 1400 лет все учёные Ислама были в неведении?! Или может после его смерти его мнение умерло вместе с ним?!
Более того, помимо
Ибн База из числа учителей сегодняшних шейхов КСА – это также и
Ахмад ибн Хаджар Али Бутами – учитель муфтия ‘Абдуль-‘Азиза Али Шейха, и
‘Убайдуллах аль-Мубаракфури – учитель Хаммада аль-Ансари, т.е. учитель учителей Салиха ас-Синди, и
Ибн ‘Усаймин – учитель ‘Исама ас-Синани и Бадра аль-‘Утайби, все они и другие большие учёные признавали существование данного мнения в рамках Ахлю-Ссунна, о чём далее будет ин шаа Аллах упомянуто. Однако некоторые их ученики в КСА, которые не достигли уровня своих учителей, пошли им в противоречие и проявили категоричность там, где её не проявляли их шейхи!
Так кто же из нас в итоге следует за большими учёными, а кто за их учениками?!
И это даже в том случае, когда у нас не было бы слов великих имамов прошлого!
В любом случае, даже если человек неспособен самостоятельно разобраться в доводах и вынужден делать такълид за кем-либо, то его следует делать как раз таки за теми, кто уже умер, как об этом говорил Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах).
Спросили шейха
Ибн ‘Усаймина: «Шейх, они предъявляют шейху аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, то, что он говорил, что полностью оставивший деяния тела не становится неверным. А в качестве довода он опирался на хадис о Заступничестве, в котором сказано, что Всевышний Аллах выведет из Ада людей, не совершивших ничего благого. И также они передают от Шейхуль-Исляма Ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах, правило, которым они опровергают слова шейха аль-Альбани, говоря: «Шейхуль-Ислям разделил между родом деяний (джинсуль-‘амаль), оставление чего является куфром, и между оставлением каких-либо отдельных дел, оставление чего, не является куфром». Каково ваше примечание к этим словам?»
Шейх
Ибн ‘Усаймин ответил:
“Первое наше примечание таково: Слова одного учёного не являются доводом против другого учёного.
Более того, ЭТО СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, которые обязательно нужно возвращать к Корану и Сунне.
Для нас является обязательным говорить: «Если Коран и Сунна указывают на неверие того, кто оставил что-то (определённое), то он и является неверным»”.
Сл. “Табриъа кибар аль-‘уляма лиль-Альбани мин тухмати-ль-ирджа”.
Как мы видим, шейх Ибн ‘Усаймин не заявляет о каком-то страшном ирджа относительно переданного ему мнения шейха аль-Альбани. Более того, говорит, что слова Ибн Таймии не довод против слов аль-Альбани, и к тому же указывает на то, что эти вопросы спорные.
И кстати, шейх Ибн ‘Усаймин был из числа тех учёных, кто порицал такие слова, как
«Неверие оставившего род деяний», поскольку он говорил, что на такое обобщение нет никакого довода в Коране и в Сунне, и что следует говорить о том, что оставление какого-то деяния делает человека неверным именно в том случае, если на это указывает довод Корана или Сунны!
Спросили шейха
Ибн ‘Усаймина о том, кто говорит: «Оставивший все деяния тела кафир, а оставивший некоторые – не кафир», на что шейх ответил:
“Кто сказал о таком правиле?! Кто это произнёс?! Разве о таком говорил Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?! Это слова, в которых нет смысла! Мы говорим: «Тот, кого Аллах и его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) считают кафиром — тот кафир, а кого Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не считают кафиром — тот не кафир! Это и есть истина! А что касается таких понятий, как «род деяний» (джинсуль-‘амаль) или часть деяний или одно деяние, то всё это шум, в котором нет пользы!” Сл. «аль-Асиля аль-Къатария».
Говорит также шейх
Ибн ‘Усаймин:
“Если кто-то спросит: «Вводит ли оставление деяний человека в неверие?», то мы скажем, что это зависит от шариатских текстов. Если тексты (Корана и Сунны) указывают на то, что оставление какого-то дела является куфром, то мы будем так говорить. А если тексты (Корана и Сунны) будут указывать на то, что оставление этого дела – малый куфр, то мы будем говорить так. И мы не устанавливаем правила, посредством которых будем выносить суждения о Коране и Сунне, поскольку это Коран и Сунна являются решающими судьями”.
Сл. “Шарх аль-‘Акыда аль-Уаситыйя” (№ 11/аш-Шарх ас-сани).
Спросили учёных
Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима): «Человек говорит: «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад – расулю-Ллах», но не совершает четырёх столпов Ислама, ни намаза, ни закята, ни поста, ни хаджа, и НЕ СОВЕРШАЕТ ДРУГИХ ДЕЛ, необходимых в шариате! Заслужит ли такой человек заступничество Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Судный день, чтобы не гореть вечно в Огне?!»
Обратите внимание на слова в вопросе: «Не совершает столпов Ислама и ДРУГИХ ДЕЛ!»
Они ответили:
“Тот, кто сказал: «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад – расулю-Ллах», а затем оставил намаз, закят, пост и хадж, отрицая обязательность этих столпов или же одного из них, после того как ему это стало известно, тот является вероотступником (муртад). Он должен покаяться, и если принесёт покаяние, то оно примется от него, и он будет из числа тех, за кого будет разрешено заступничество.
И по более правильному мнению учёных, если человек оставит даже один намаз по лени, то он становится кафиром и выходит из Ислама. И если таково положение одного только намаза, то что можно сказать про оставление вместе с ним закята, поста и хаджа?! По этой причине такой человек не заслужит заступничество ни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни кого-либо другого, если умрёт в таком состоянии.
А те учёные, которые считали, что такой человек впадает в неверие в делах (куфр ‘амали), они не вывели его из Ислама по причине оставления этих столпов. И они считают, что такой человек заслужит заступничество в Судный день, даже если будет совершать большие грехи, если умрёт верующим”.
См. “Фатауа аль-Ляджна” (№ 1727).
Удивительно, что ещё более 30 лет назад учёные, входивший в состав Постоянного Комитета ни о каком джинсуль-‘амаль не упоминали, и тем более не обвиняли в мурджиизме за такие вопросы! Однако, как вы сами видите, утверждают наличие другого мнения, хоть сами придерживаются противоположного мнения.
Шейх
‘Убайдуллах аль-Мубаракфури – признанный саляфитский учёный, известный мухаддис Индии, основатель и директор саляфитского университета в городе Варанаси, хвалимый многими учёными Саудии. Разбирая положение и определение имана у сторонников Сунны и различных сект, он заключил:
“Если человек будет лишён подтверждения в сердце, то он – лицемер. Если будет лишён подтверждения языком, то он – кафир. А ЕСЛИ ОН БУДЕТ ЛИШЁН ДЕЯНИЙ (ТЕЛА), ТО ОН – НЕЧЕСТИВЕЦ (ФАСИКЪ), КОТОРЫЙ СПАСЁТСЯ ОТ ВЕЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В АДУ И ВОЙДЁТ В РАЙ”.
См. “Мир’атуль-мафатих” (1/37).
Шейх
Ахмад ибн Хаджар Али Бутами – большой саляфитский учёный, покойный муфтий и къады Къатара, учитель муфтия КСА ‘Абдуль-‘Азиза Али аш-Шейха, которого шейх Ибн Баз называл «выдающимся учёным». Так, своей книге, посвящённой разъяснению саляфитского вероубеждения, сказал:
“Из числа того, что следует упомянуть — чтобы читатель понял, что упомянутое мной, что Иман состоит из трёх частей: убеждений, слов и дел — это является мазхабом саляфов этой общины и её имамов из числа сподвижников, таби’инов, их последователей и прочих имамов прямого пути, как уже упоминались некоторые из них. Но то же самое (в определении имана) говорили хариджиты и му’тазилиты. Однако разница между нами и ими в том, что деяния тела из числа видов поклонения и оставления запретов хоть и являются третьей составной частью имана, они ЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВИЕМ ПОЛНОЦЕННОСТИ ИМАНА, А НЕ УСЛОВИЕМ ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Однако хариджиты и му’тазилиты сказали: «Напротив, деяния – это условие действительности (имана)»”.
См. “аль-‘Акъаид ас-саляфийя” (1/403-404).
Так на каком основании я должен отбрасывать слова и понимание всех этих великих учёных ради мнения шейха аль-Фаузана и некоторых других современников КСА?! Учитывая то, что лично для меня эти учёные авторитетнее и знающей, чем шейх аль-Фаузан, да и все ныне живущие шейхи вместе взятые.
В-четвёртых, здесь необходимо заострить внимание на том, что мнения имамов-муджтахидов не теряют своей силы с их смертью, как это общеизвестно из науки «усуль аль-фикъх».
Сообщается, что имам
аш-Шафи’и сказал:
“Мазхабы не умирают со смертью их носителей”.
См. “Шарх аль-Кауакиб” (4/513).
Шейхуль-Ислям
Ибн Таймия говорил:
“Дозволено делать такълид за умершими муджтахидами, и их мнения не уничтожаются с их смертью”.
См. “аль-Мустадрак” (2/261), “аль-Мусаууада” (2/28).
Также
Ибн Таймия сказал:
“Мнения (учёных) не умирают со смертью носителя мнения”.
См. “Фатауа аль-Кубра” (2/329).
В противном же случае мнения всех сподвижников и таби’инов не имели бы никакой ценности, если бы со смертью муджтахида нельзя было опираться на его мнение!
Так на основании чего меня кто-то обязывает обратиться к шейху аль-Фаузану или кому-то иному из шейхов, если все приведённые слова имамов и учёных, а это лишь часть того, что можно было тут привести, не утратили свою силу?!
Однако открытие дверей для того, чтобы какой-то именно живой шейх или группа из их числа были судьями в спорных вопросах религии и ставили точку, влечёт опасные последствия, из числа которых то, что мнения умерших учёных теряют силу и ничего не значат.
К тому же где гарантия, что через 20 лет не появятся те, кто захочет поставить точку ещё раз в этих и других спорных вопросах посредством других шейхов, которые на то время станут большими учёными и будут придерживаться иного мнения?
В-пятых, данное мнение – это не просто голое мнение каких-то учёных, пусть даже великих, однако это мнение, основанное на ясных достоверных пророческих хадисах, на которые они опирались!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто сказал: «Ля иляха илля-Ллах» это СПАСЁТ его в один из дней его вечности, даже если постигнет его до этого то, что постигнет».
В другой версии этого хадиса говорится:
«Кто сказал: “Ля иляха илля-Ллах”, тому эти слова принесут пользу в один из дней его вечности, даже после того, как его постигнет наказание!» аль-Баззар в “аль-Муснад” (8292), Ибн аль-А’раби в “аль-Му’джам” (906), ат-Табарани в “ас-Сагъир” (1/140), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (5/46), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (1/56). Достоверность данного хадиса подтвердили ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, аль-Хайсами, аль-Мунауи, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Ахкам аль-уста” (4/313), “ат-Таргъиб” (2/238), “Маджма’у-ззауаид” (1/17), “ат-Тайсир” (2/433), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1932), “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” (7/272).
Имам ас-Сан’ани в комментарии к этому хадису сказал:
“В итоге, свидетельство веры принесёт пользу человеку тем, что выведет его из Ада”.
См. “ат-Тануир” (10/332).
Этот хадис к тому же опровергает то мнение, что в хадисах данной главы речь якобы идёт о том, кто произнёс свидетельство и умер до того, как успел что-то сделать из благодеяний. Либо же что речь идёт лишь о представлении и демонстрировании тех грехов, которые были прощены ему в этом мире, когда он произнёс Свидетельство единобожия. Ведь в обоих случаях он вообще не должен был попасть в Ад, и тем более о нём не было бы сказано:
«… в один из дней его вечности», где идёт указание на то, что польза от произнесения Свидетельства единобожия и спасение может прийти после очень долгого наказания.
Со слов Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что, рассказывая о событиях Судного Дня и Заступничестве, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«И Аллах скажет (заступникам): «Возвращайтесь и выведите из Ада тех, у кого в сердце было имана весом хотя бы с пылинку».
И они выведут оттуда много людей, после чего скажут: “Господь наш! Мы вывели тех, кого Ты нам приказал, и не осталось в Аду никого, в ком бы было хоть какое-то благо!”
Тогда Аллах скажет: «Своё заступничество уже оказали и ангелы, и пророки, и верующие, остался только лишь Всемилостивый из милосердных!» И Он зачерпнёт из Ада горсть или две горсти людей, которые не совершили никогда ни одного благого дела, и которые обгорят так, что превратятся в уголь.
После этого этих людей введут в Рай, а обитатели Рая станут говорить о них: “Эти люди – освобождённые Милостивым, которых Он ввёл в Рай без того, чтобы они сделали хоть какое-то благое дело”».
аль-Бухари (4581, 7439), Муслим (183).
И у этого хадиса есть множество версий.
Как все мы видим, о том, что из Ада выйдут люди, не совершившие ничего благого, говорит не какой-то шейх, не даже передатчик хадиса, а сам Посланник Господа миров (мир ему и благословение Аллаха)!
Некоторые невежды заявляют, что подобными хадисами аргументируются мурджииты. Как можно быть настолько невежественным в вопросе имана, чтобы не понимать, что этот и подобные ему хадисы всегда использовались против мурджиитов, так как в них прямо говорится о различии людей в степени имана посредством дел, которое отрицают все группы мурджиитов.
Более того, эти хадисы понимали буквально без истолкования многие великие имамы Сунны, в числе которых
Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, Ибн Раджаб, Ибн аль-Уазир, ас-Сан’ани, и др.
Хафиз
аль-Къуртуби, говоря о хадисе про Заступничество, сказал:
“Всевышний Аллах будет говорить: «Выведите из Ада таких, выведите таких…», но затем Он Сам - Свят Он Велик - зачерпнёт из Ада тех, кто никогда не совершил ничего благого, то есть ничего благого помимо таухида, без дел. И об этом говорится ясно в хадисах о Заступничестве.
Заступничество нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также ангелов, других пророков и праведников будет за тех, у кого помимо веры в сердце были также и деяния. А те, у кого не было ничего благого помимо имана, то они будут в числе тех, кому Аллах окажет Свою милость и выведет их из Ада по Своей щедрости и исходя из обещания: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает всё иное помимо этого, кому пожелает» (4: 48).
Свят Аллах, являющийся Сострадательным к Своим рабам и сдерживающим Своё обещание”.
См. “ат-Тазкира” (2/781-786).
Шейхуль-Ислям
Ибн Таймия сказал:
“Тот, кто убеждён в том, что человеку не принесёт пользы ничего, кроме его собственных дел, тот разорвал единогласное мнение (иджма’), и это ложь по многим причинам”. После чего Шейхуль-Ислям перечислил двадцать одно доказательство, указывающее на то, что человек получит пользу не только от своих собственных дел. И одним из доводов на это он упомянул:
“В-пятых, Всевышний Аллах выведет из Ада лишь по причине Своей милости тех, кто никогда не совершил ничего благого, и в этом есть получение пользы без наличия в них деяний”.
См. “Джами’ аль-масаиль” (5/203).
Один из близких учеников Шейхуль-Исляма Ибн Таймии – хафиз
Абу Бакр Ибн аль-Мухибб ас-Самит аль-Макъдиси, упомянув хадис о Заступничестве, сказал:
“Шейх наш (Ибн Таймия) говорил: «В этом хадисе не идёт речь об отрицании наличия у этих людей имана, однако в нём речь идёт об отрицании наличия у них благих дел. В другом хадисе сказано: «И выйдет из Огня тот, у кого в сердце было имана на вес пылинки». И может быть так, что в сердце раба Аллаха есть иман, даже если он не совершил ничего благого. Также и отрицание наличия деяний в хадисах не указывает на отсутствие слов. Напротив, говорится о том, кто засвидетельствовал «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад – расюлю-Ллах», и умер, так и не совершив ничего из дел тела: «Он не совершил ничего благого». Поистине, когда говорится «деяния», то в них могут не входить слова, как говорит Всевышний Аллах: «К Нему восходит благое слово, и благое деяние Он возносит» (35: 10).
И поэтому, если среди деяний, наличие которых отрицается (в хадисах о Заступничестве) не отрицается наличие имана в сердце и слов, то тогда нет в этом ничего, что противоречило бы Корану»”.
См. “Сыфат Рабб аль-‘алямин” (6/398).
Обратите внимание на эти очень важные слова Ибн Таймии и пояснение, которое он сделал!
Здесь он ясно говорит, что если в хадисах о Заступничестве, в которых сказано о том, что Аллах выведет из Ада тех, у кого не было ничего благого подразумевать именно отсутствие дел тела, а не отсутствие имана в сердце и слов, то такое понимание не противоречит Корану и основе нашей религии.
Однако удивляют те, кто из одних слов Ибн Таймии сделали себе религию, а другие его слова по этой же теме игнорируют полностью, как будто их нет вовсе!
Имам
Ибн аль-Къайим сказал:
“Что касается Слов Аллаха об Аде: «Уготованный для неверных» (2:24) и Его Слов о Рае: «Уготованный для богобоязненных» (3:133), то это не исключает того, что в Ад, уготованный для неверных, попадут грешные и несправедливые мусульмане. Как и не исключает того, что в Рай, уготованный для богобоязненных, войдёт тот, у кого в сердце была лишь частица имана, даже если он никогда не совершил ничего благого”.
См. “ад-Даъ уа-ддауа” (стр.42).
Также
Ибн аль-Къайим сказал:
“Слово «деяния», когда употребляется в обобщённой форме, оно означает именно «деяния тела». И это то, что сказано (в хадисах): «Никогда не совершил ничего благого», то есть из деяний тела”.
См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” (стр.297).
В этих словах содержится ясное опровержение некоторым современникам, пытающимся обессмыслить данные хадисы, говоря: «Ну, если вы понимаете буквально эти хадисы, тогда вам надо отрицать наличие у этих людей не только дел тела, но и убеждения и произнесение языком».
Это абсолютно бессмысленные слова, ибо в хадисах о Заступничестве ясно говорится о том, что у этих людей был иман в сердце, и поэтому упоминается пылинка имана в сердце. Как и ясно говорится, что у них были слова, поэтому сам Аллах скажет, что выведет из Ада тех, кто произносил шахаду.
Поэтому в этих хадисах под отсутствием дел подразумеваются именно дела тела, как это становится очевидным, и как на это указал имам Ибн аль-Къайим!
Хафиз
Ибн Касир, толкуя аят:
«Огонь будет вашей обителью, в которой вы пребудете вечно, если только Аллах не пожелает иначе!» (6: 128), сказал:
“Толкователи Корана разошлись на много мнений в отношении того, о ком идёт речь под этим исключением, как это передал шейх Ибн аль-Джаузи в своей книге «Задуль-масир» и другие учёные. Имам Ибн Джарир ат-Табари передал мнение и выбрал его сам, что передаётся от Халида ибн Ми’дана, ад-Даххака, Къатады и Ибн Синана, а также Ибн ‘Аббаса и аль-Хасана аль-Басри, что под исключением в этом аяте подразумеваются грешные единобожники, которых Аллах выведет из Огня после заступничества ангелов, пророков и верующих. Они будут заступаться и за совершивших тяжкие грехи. Затем придёт милость Милосерднейшего, и выйдут из Огня те, кто никогда не совершил ничего благого, но кто когда-то в своей жизни сказал: «Ля иляха илля-Ллах», как это передаётся в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Тафсир Ибн Касир” (2/421).
Хафиз
Ибн Раджаб сказал:
“Смысл слов (в хадисах): «Никогда не совершил ничего благого» означает: не совершил ничего из деяний тела, несмотря на то что основа таухида у них была. Так приходит в хадисе о человеке, который повелел сжечь себя после смерти: «Он не совершил ничего благого, кроме таухида». Также в хадисе о Заступничестве сказано: «О Господь, позволь мне заступиться за тех, кто говорил: «Ля иляха илля-Ллах». И Аллах скажет: «Клянусь Своим величием, я выведу из Огня того, кто сказал: «Ля иляха илля-Ллах!» Всё это указывает на то, что люди, которые по милости Аллаха выйдут после Заступничества из Огня, это те, кто произносил слова единобожия, не совершив вместе с этим ни одного благого дела телом”.
См. “Тахуиф мина-ннар” (стр. 147).
Имам
Ибн аль-Уазир сказал:
“Хадисы о Заступничестве (аш-Шафа’а) указывают на то, что выйдут из Огня три категории людей. И после них Аллах выведет из Огня четвертую группу, однако по причине Своей милости, а не по причине Заступничества. Это те, кто никогда не совершил ничего благого, но которые говорили: «Ля иляха илля-Ллах», и это те, которых обитатели Рая будут именовать как «освобожденные Аллахом из Ада»”.
См. “аль-‘Ауасым уаль-къауасым” (стр. 102).
Имам
ас-Сан’ани, приведя хадис:
«Выйдет из Огня тот, кто никогда не совершил ничего благого», сказал:
“В этом хадисе речь идёт об отрицании деяния, а не убеждения. И в хадисе о Заступничестве содержится указание на то, что выйдут из Огня те, кто не совершил никаких дел. Из этого хадиса извлекается, что благо было в их сердцах, и на это указывает сам хадис, поскольку в нём речь идёт о единобожниках”. См. “Раф’ аль-астар” (стр. 123).
И таких слов имамов Сунны множество.
И после прочтения всех этих высказываний имамов, только упрямый будет продолжать утверждать, что в понимании хадисов данной главы в общем, и в вопросе оставления деяний тела, в частности, не было разногласия среди учёных Ахлю-Ссунна.
И кстати, об этом говорили не только предшественники, но также и современники.
К примеру, известный шейх КСА –
Насыр аль-‘Акъль сказал:
“В достоверном хадисе сказано: «И не останется из заступающихся никого, кроме Самого Милостивого из милостивых, который зачерпнёт людей из Ада, и выведет оттуда тех, кто никогда не совершил ничего благого».
Да, это достоверный хадис, который приводится у Муслима и других.
Но обладатели знания разошлись в понимании этого хадиса. В любом случае, нет у нас однозначного толкования по поводу данного хадиса, разрешающего спор.
Среди учёных есть те, кто сказал: «Смысл хадиса: «Никогда не совершил ничего благого» в том, что эти люди приняли Ислам и умерли, прежде чем успели совершить деяние».
Однако это толкование отвергается, поскольку такие люди (кто физически не успел ничего совершить) – они из числа обитателей Рая (без вхождения в Ад), ибо умерли на истине, а Аллах лучше знает об этом.
Также среди учёных есть такие, кто сказал – и это мнение является правильным – что речь идёт о том, что Всевышний Аллах выведет из Ада группу людей, у которых вообще не было благих дел”.
Сл. “Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауия” (№ 48).
Обратите внимание на то, как этот известный саудовский шейх помимо того, что передал о разногласии учёных в понимании этого хадиса, так ещё он и сам склонился к мнению, на которое указывает очевидный смысл хадисов данной главы!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«До вас жил человек, который не совершил никогда ничего благого, кроме единобожия. Когда же к нему приблизилась смерть, он сказал членам своей семьи: «Когда я умру, сожгите моё тело так, что оно станет прахом, а затем развейте его в ветреный день». Когда же он скончался, они сделали именно так, как он сказал. А когда он оказался во власти Аллаха, Всевышний Аллах спросил его: «О сын Адама! Что побудило тебя сделать то, что ты сделал?» на что он ответит: «О Господь, страх перед Твоим наказанием!» И Аллах простил его за это, а он не совершил никогда ничего благого, кроме единобожия». Ахмад (2/304). Достоверность хадиса подтвердили Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Масалик” (3/604), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3048), “Тахридж аль-Муснад” (8027).
Обратите внимание на то, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дважды повторил в этом хадисе:
«Не совершил никогда ничего благого, кроме единобожия», делая на этом акцент!
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр относительно данного хадиса сказал:
“Эта версия избавляет от сомнения по поводу наличия имана у этого человека. И все основы усиливают это и обязывают понимать так, поскольку невозможно, чтобы Аллах простил тем, кто умер, будучи неверным, так как Всевышний Аллах сообщил о том, что Он не прощает многобожие: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8:38). И тот, кто не оставил своё многобожие и умер на неверии, не будет ему прощено”.
См. “аль-Истизкар” (3/94).
Также в другой своей книге относительно данного хадиса имам Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“В этой основе содержится указание на то, что в пророческих словах в этом хадисе: «Не совершил никогда ничего благого» речь идёт именно о том, что нет ничего из благодеяний помимо таухида”.
См. “ат-Тамхид” (11/316).
Как мы видим, и в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вновь говорит:
«Не совершил никогда ничего благого», причём дважды повторяет эти слова, да ещё и добавляет «
кроме единобожия».
В арабском языке эта форма именуется следующим образом:
«Исключение из общего отрицания – является утверждением».
(الاستثناء من النفي إثباتٌ).
Также учёные говорят о таком правиле, как:
«Всеобщность достигается наличием исключения».
(الاستثناء معيار العموم).
Также следующее важное правил гласит:
(النكرة في سياق النفي دلت على العموم)
«Слово в неопределённой форме в контексте отрицания указывает на всеобщность».
Подробнее с этими правилами и их смыслом можно ознакомиться в таких трудах, как «аль-Къауа’ид аль-хисан» (стр. 15), «Шарх аль-Уаракъат» (стр. 98, 128).
Таким образом, смысл хадисов:
«Не совершил никогда ничего благого» указывают на общее отрицание всех дел с трёх сторон:
Первое: Это неопределённая форма в отрицательном контексте, а в данном случае слово «благо» стоит в неопределённой форме.
Второе: Помимо этого обобщённого отрицания в хадисе сразу же говорится: (قط) «никогда», т.е. это является вторым подкреплением факта отрицания наличия каких-то благодеяний.
Третье: Наличие исключения из этого обобщённого отрицания, как слова:
«Не совершил никогда ничего благого, кроме таухида».
Свят Аллах! И после всего этого является кто-то и утверждает, что всё-таки эти хадисы не указывают на обобщение.
А ведь именно исходя из этих правил учёные утверждают, что Свидетельство единобожия «Ля иляха илля-Ллах», отрицает истинность всех существующих объектов поклонения, и утверждает божественность лишь одного единственного Всевышнего Аллаха.
Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе полностью отрицает наличие чего-то из дел, но при этом делает единственное исключение, а это единобожие (таухид). Следовательно, будет неправильно являться и заявлять, что всё-таки в этом хадисе говорится о человеке, у которого было ещё что-то из дел, но они просто не были упомянуты.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, в День Воскрешения Всевышний Аллах перед всеми творениями призовёт одного человека из числа моей общины, и будут развернуты перед ним девяносто девять свитков с грехами, каждый из которых простирается вдаль настолько, насколько видит глаз. Затем Аллах его спросит: «Отрицаешь ли ты что-либо из этого? Поступили ли с тобой несправедливо Мои благородные писцы (ангелы) записывающие деяния?»
— «Нет, о мой Господь!» — ответит человек.
— «Есть ли у тебя оправдание или какое-либо благое дело?» — спросит Всевышний.
Этот человек растеряется и скажет:
— «Нет, о мой Господь!»
Тогда Аллах скажет:
— «Есть! Поистине, у Нас есть одно твоё благое дело, и сегодня с тобой не поступят несправедливо!» После чего ему преподнесут листок со словами «Свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб Его и Посланник».
Этот человек скажет:
— «О Господь мой! Что весит этот листок в сравнении со всеми этими свитками?!»
— «Сегодня с тобой не поступят несправедливо!» — скажет Всевышний.
Затем свитки будут помещены на одну чашу весов, а листок – на другую, и свитки окажутся лёгкими, а листок – тяжёлым. Ведь не может быть ничего тяжелым рядом с именем Аллаха!» Ахмад (2/213), ат-Тирмизи (2639), Ибн Маджах (4300). Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Муляккъин, аш-Шаукани, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади. См. “ат-Таудых” (33/596), “Фатх аль-Къадир” (2/220), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (135), “ас-Сахих аль-муснад” (787).
Этот величайший хадис, указывающий на величие шахады и её безграничное достоинство и известен среди учёных, как хадис о листочке (аль-битакъа).
Некоторые имамы даже составляли отдельные труды, посвящённые этому хадису. К примеру, у имама
Абу-ль-Къасима Хамзы аль-Кинани есть труд посвящённых одному этому хадису под названием «Джуз аль-битакъа», где он сказал об этом хадисе (стр. 35):
“Это из числа наилучших хадисов”, после чего упомянул историю о том, как один человек услышав этот хадис в одном собрании был настолько глубоко тронут смыслами содержащимися в нём, что не смог вынести этого, вскрикнул и умер на месте.
Имам
Ибн Хиббан в отношении данного хадиса сказал:
“Упоминание разъяснения того, что Всевышний Аллах по Своей милости может простить грехи тому из Своих рабов, кому пожелает по причине его свидетельства в отношении Аллаха и Его Посланника, даже если у него не будет иных благодеяний, по причине которых можно было надеется на искупление грехов”.
См. “Сахих Ибн Хиббан” (6/186).
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно передал Слова Аллаха, который сказал: «
Поистине, у нас есть одно твоё благое дело». То есть, у него была только шахада, без каких-либо дополнительных дел, как на это указывает внешний смысл данного хадиса.
А что касается тех, кто заявляет, что всё-таки у этого человека были ещё и другие листочки с намазом или иным из области рода деяний (джинсуль-‘амаль), то это утверждение того, что отрицал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!
Все упомянутые хадисы выражают одну суть, что никто из единобожников, сколько бы у них не было грехов, не останется в Аду навечно, и что слова «Ля иляха илля-Ллах» спасут человека от вечного пребывания в Аду! И все эти хадисы лишь подкрепляют и утверждают смысл хадисов, в которых говорится:
«Аллах выведет из Ада тех, кто никогда не совершил ни одного благого дела».
И тут вновь возникает вопрос: как можно называть мурджиизмом мнение, которое помимо слов и понимания хадисов великими учёными Сунны, опирается на прямые тексты достоверных пророческих хадисов, в которых ясно сказано, что в Аду не останется навечно тот, кто явился с убеждением и словами, даже если у него не было дел тела?! Это ведь не слова какого-то шейха, однако, это слова самого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
Но разве некоторые современники не считают подобные слова мурджиизмом?!
И если кто-то повторит слово в слово то, что сказано в этих хадисах, не говоря о том, что это пророческие хадисы, как например:
«Аллах выведет из Ада тех, кто никогда не совершил ни одного благого дела».
«Они войдут в Рай без дела, которое бы совершили».
«Выйдет из Ада тот, у кого не было благодеяния, кроме “Ля иляха илля-Ллах”».
«Слова “Ля иляха илля-Ллах” спасут от вечного пребывания в Аду».
«Аллах простил того, у кого не было дел, кроме таухида».
И если мусульманин станет утверждать эти слова — а всё это именно то, что пришло в пророческих хадисах — кем его будут называть современные ирджеватели?! И это при том, что в своей основе нам велено понимать тексты Шариата в буквальном смысле, особенно касающиеся вопросов ‘акыды!
Но неужели наш великий Пророк – господин посланников, мир им всем и благословения Аллаха – не понимал, что он говорит?! Или неужели он не смог выразить правильно смысл того, что он хотел сказать? Для чего он столько раз повторял один и тот же смысл различными выражениями, который оказывается является основой из основ мурджиизма? Неужто внешний смысл всех этих хадисов является настолько однозначным заблуждением, что нам нужно прибегать к истолкованию мутакаллимов и обессмысливанию смысла этих хадисов подобно муфаууида?!
В чём же мудрость того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) множество раз в различных хадисах повторял одно и то же выражение:
«Аллах выведет из Ада тех, кто никогда не совершил ни одного благого дела»?!
И хадисы данной главы никак не относятся к области неясного (муташабих), как это утверждают некоторые из числа тех, кто убеждён в том, что отсутствие намаза, или любого из столпов Ислама, или рода деяний (джинсуль-‘амаль) выводит из религии! Напротив, эти хадисы поясняют и конкретизируют общие положения, связанные с такфиром за те или иные дела, поскольку в них ясно говорится о том, что будет происходить уже в Судный День, после Заступничества и после попадания в Ад.
К тому же в этих хадисах речь идёт не об одном единственном человеке, которого Аллах вывел из Ада без дел, как это говорят некоторые неучи. Ведь в одном хадисе сказано о человеке, который жил до нас, у кого не было дел кроме таухида. В другом хадисе говорится о том, у кого не было ничего кроме листочка с шахадой и сказано, что он уже из общины Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха). В других хадисах ясно говорится, что Аллах зачерпнёт ГРУППУ ЛЮДЕЙ из тех, кто говорил: «Ля иляха илля-Ллах», но не совершил дел. Так о каком одном единственном человеке может идти речь?!
«Что с вами? Как вы судите?» (37: 154).
А некоторые современники уже дошли до того, что не просто пытаются ослабить и истолковывать смысл слов этих хадисов, однако они считают их содержание явным заблуждением и настолько их обессмысливают, что у них не остаётся никакого смысла!
И, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, о чём ещё около 30 лет назад говорил шейх аль-Альбани:
«Некоторые сторонники Сунны в наше время истолковывают шариатские тексты, не соответствующие их убеждениям точно так же, как аш’ариты истолковывают качества Аллаха».
Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 297).
Итак, неужели имея столько слов признанных учёных, которые лично для меня выше, чем шейх аль-Фаузан и другие ныне живущие шейхи, а также имея такие прямые достоверные хадисы и их понимание великими имамами Сунны, кто-то должен идти и уточнять этот вопрос у шейха аль-Фаузана или иных шейхов, чтобы понять, что в этом вопросе есть разногласие среди Ахлю-Ссунна?!
И если имамы в своих трудах часто упоминали о том, что:
- единогласие четырёх праведных халифов при наличии разногласия с ними со стороны других сподвижников, не является единогласным мнением (иджма’);
- единогласие имамов четырёх мазхабов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, не является единогласным мнением, если есть те, кто говорил иначе;
- единогласие жителей Медины из числа саляфов первых поколений вместе с имамом Маликом, не является иджма’;
то неужели кто-то сможет предположить, что даже если бы и было единогласие учёных Саудовской Аравии наших дней в этом или ином вопросе, что это стало бы шариатским иджма’ в нашей религии?! Конечно же, нет! А если кто-то полагает иначе, то ему надо пересмотреть своё понимание религии и начинать её изучение с основ.
И если единогласия великих праведных халифов, великих четырёх имамов мазхабов и саляфов пророческой Медины — это не иджма', и соответственно не является доводом сам по себе, то что тогда можно сказать о мнении лишь группы определённых шейхов КСА?
Более того, даже если бы все ныне живущие учёные в один голос заявили об отсутствии приемлемого разногласия, то и тогда мы обязаны были бы следовать в понимании Корана и Сунны в основах религии за предыдущими имамами, а не за современниками. Что же можно сказать, когда помимо имамов прошлого, ты следуешь в понимании вопроса за самыми великими и признанными учёными нашего времени, как Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и аль-Альбани, один из которых признавал наличие приемлемого разногласия, другой порицал применение терминологии «джинсуль-‘амаль», а третий вовсе сам придерживался якобы несуществующего мнения?!
Да, если кто-то исходя из доводов или по причине такълида выбрал для себя другое мнение, то это его право. Но закрывать глаза на все эти высказывания,
после того как они дошли до него, и продолжать утверждать несуществующее единогласное мнение в вопросе, относительно которого существовали разногласия со времён саляфов – это разве не упрямое следование за своими страстями?! И это, не говоря уже о скверном упорстве в обвинении обладателей знания из числа сторонников Сунны в мурджиизме!
Спросили имама
Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба: «Ради чего следует сражаться и за что следует обвинять в неверии человека?»
Он ответил:
“Столпов Ислама пять, первый из которых – это два Свидетельства, а затем остальные четыре столпа.
И если человек признаёт эти четыре столпа, но оставляет их из-за халатности, то мы, несмотря на то что будем сражаться с ним, чтобы он выполнял эти столпы, однако не считаем его неверным за их оставление.
Учёные разошлись в отношении обвинения в неверии того, кто оставил эти четыре столпа по лени, не отрицая их. Но мы не обвиняем в неверии кроме как за то, в чём единогласны все учёные, а это именно два Свидетельства!” См. “Дурар ас-санийя” (1/102).
Обратите внимание на эти слова имама Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба!
Ведь в данном случае уместнее всего было бы упомянуть о так называемом единогласном мнении относительно неверия оставившего «род деяний» (джинсуль-‘амаль). Неужели этот муджаддид и имам Надждийской школы не ведал о том, о чём так упорно долдонят в наше время?! Неужели он не знает, что оставление столпов – это одно, а оставление всех дел – это другое, как это навязывают в наши дни, сделав мерилом выявления мурджиизма?! Так почему же он ограничил иджма’ только оставлением Шахады и даже не заикнулся про так называемое «оставление рода деяний»?!
И если за оставление всех столпов Ислама, помимо Свидетельства единобожия существует приемлемое разногласие, то за отсутствие какого деяния после столпов Ислама можно делать такфир, а за его наличие считать мусульманином?! Более того, называя это единогласным мнением!
Как раз таки наоборот учёные, в числе которых имам Ибн Раджаб передавали единогласное мнение, что Ахлю-Ссунна не делают такфир за оставление других обязательств помимо столпов Ислама, а противоречили им в этом только хариджиты. Как вам такое единогласное мнение?
Ведь, так же как сейчас ирджафобы носятся с определёнными категоричными высказываниями учёных, точно так же в противовес их излишеству могут появиться хариджитофобы и называть хариджитами всех тех, кто заявляет о неверии за отсутствие некоего деяния из пресловутого "джинсуль-амаль".
Дело дошло до того, что к рядовым мусульманам, не знающим даже о столпах омовения и молитвы, подходят и начинают экзаменовать вопросами о том, кем он считает того, кто оставил род деяний? И на основании этого строят с ним дальнейшие взаимоотношения, либо как с нововведенцем, либо как со "своим".
Говорю ещё раз и в очередной раз, что у меня нет цели убеждать кого-то в правильности того или иного упомянутого здесь из мнений. Однако речь лишь о том, чтобы мусульмане знали, что оба этих мнения не выходят за рамки мнений внутри Ахлю-Ссунна уаль-джама’а, как бы этого не хотелось некоторым юным хаддадитам из числа ирджаманов и ирджафобов. И факт остаётся фактом, что отрицающие наличие этого мнения из числа обладателей знания наших дней, они не достигают в знаниях уровня тех, кто утверждал наличие разногласия из числа современников, не говоря уже об имамах этой общины из числа саляфов.
И пусть Аллах покажет нам истину истиной и дарует следование ей, и покажет заблуждение заблуждением и дарует избавление от него. А все знание принадлежит одному единственному Всевышнему Аллаху. И у Аллаха мы ищем помощи и защиты от невежества невежд, и зла того, что Он сотворил!
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!