О СОВМЕСТНЫХ РАЗГОВЛЕНИЯХ В МЕЧЕТЯХ

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О СОВМЕСТНЫХ РАЗГОВЛЕНИЯХ В МЕЧЕТЯХ

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم



Можно ли устраивать совместное разговление в мечетях?





Содержание

Введение
Мнение порицающей стороны
Мнение дозволяющей стороны
О правомочности совместного ифтара
О правомочности употребления пищи в мечети
Условия и этикеты, которые следует соблюдать при ифтаре в мечети
Избегать расточительства (исраф)
Соблюдение чистоты мечети
Избегание пищи с неприятным запахом
Не причинять неудобства молящимся
Избегать нововведений и запретных вещей
Избегать совместных ифтаров для мужчин и женщин
Наставление мужьям, проводящим ифтар вне дома в течение всего месяца Рамадан




С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Во многих странах мира, во время благословенного месяца Рамадан, мусульмане уделяют особое внимание организации коллективного разговления (ифтар) в мечетях, в чём принимают участие, как жители различных районов, так и люди ответственные за мечети. Это выражается в приготовлении ифтара на протяжении всего месяца Рамадан. И зачастую для организации коллективного ифтара используются такие методы, как пожертвования, совместные усилия организаторов, а также сбор пищи несколькими семьями, что особенно распространено в деревнях.
Несомненно, подобная практика способствует укреплению братских уз и сплочению мусульман, помогает им ближе познакомиться друг с другом, а также является причиной посещения коллективных молитв.
Однако в последнее время мусульмане всё чаще поднимают вопрос о дозволенности проведения подобных разговлений в мечетях в месяц Рамадан. А поводом для этого стали разногласия среди проповедников, призывающих к Исламу, так как некоторые из них назвали такое действие нововведением, что, в свою очередь стало причиной для споров среди прихожан ряда мечетей.
В связи с этим, и по просьбе некоторых мусульман, хотелось бы с дозволения Аллаха рассмотреть эту тему подробнее, и привести различные слова и понимание учёных, чтобы прояснить, что этот вопрос не является однозначным и тем более не требует проявления какой-то категоричности.

Мнение порицающей стороны
Следует отметить, что сторонники порицания совместных ифтаров в мечетях опираются на слова некоторых имамов и учёных:
Абу Бакр ат-Туртуши сказал: “Когда имама Малика спросили о человеке, который в Рамадан находится в мечети, и к нему приносят еду, он ответил: «Что касается лёгкой пищи, такой как сауикъ (каша) и небольшое количество еды, то, я надеюсь, что в этом нет проблем. Но если это полноценная еда, такая как мясо и различные блюда, то мне это не нравится».
Ему сказали: «А что на счёт (употребления пищи) на площади мечети?»
Он ответил: «Площадь мечети относятся к самой мечети».
Малик не одобрял приём пищи в мечети. А когда ему сказали: «Некоторые имамы устраивают ужин для людей в мечети». Он ответил: «Не является имамом тот, кто кормит людей в мечети!»” См. «аль-Хауадис уаль-бида’» (стр. 117).
Также, когда имама Малика спросили о дозволенности употребления пищи в мечети, он ответил: “Что касается лёгкой еды, такой как сауикъ и небольшое количество пищи, то, надеюсь, что в этом нет проблем. Однако если человек выйдет к двери мечети, это было бы предпочтительнее для меня. Что же касается большого количества еды, то это мне не нравится – ни в самой мечети, ни в её дворе”. См. “аль-Джами’ фи-Ссунан уаль-адаб” (стр. 164).
Из этих слов имама Малика становится ясно, что он порицал в целом употребление любой пищи в мечети, будь это ифтар или что-либо другое, за исключением случаев, когда речь не шла о чём-то незначительном.

Спросили шейха аль-Альбани: «Допустимо ли устраивать в мечети коллективное разговление?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Постоянное принятие пищи в мечети и превращение этого в привычку не дозволено, поскольку мечети не были построены для этого, как говорится в достоверном хадисе. Однако, если в мечеть прибудет группа путников или соберётся большое количество бедняков, нуждающихся в пище и питье, и их невозможно разместить в другом месте из-за тесноты домов на тот момент, либо они находятся в пустыне или под открытым небом, то в таком случае они могут зайти в мечеть и поесть в ней по причине такого обстоятельства. Однако превращать мечеть в подобие столовой, даже если только в некоторые месяцы, например, в Рамадан, как это делают в некоторых мечетях, то это противоречит практике саляфов, а также словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего тому, кто громко объявлял о своей пропаже: «Мечети не были построены для этого». Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 1071).
Из этих слов шейха аль-Альбани становится ясно, что он считал, что подобное действо недопустимо, так как нельзя мечети, воздвигнутые для молитв и поминания Аллаха, превращать в подобие столовых.
Однако шейх дозволял это в виде исключения и при надобности, как и дозволял индивидуальное разговление в мечети чем-то незначительным, вроде фиников, как это говорил имам Малик.

Спросили шейха аль-Альбани: «А что на счёт фиников, которыми разговляются постящиеся в мечети, в этом также есть проблема, о шейх наш?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Если это происходит индивидуально, а не коллективно, как это бывает в Пророческой мечети, то в этом нет никаких проблем. А что касается того, что люди собираются вместе, расстилают скатерти, приносят чайники с кофе или чаем, так что Пророческая мечеть превращается в ресторан, то это уже иное”.
Спросивший уточняет: «Шейх наш, допустим, один из молящихся приходит в мечеть с несколькими финиками и раздает их присутствующим, говоря: «Угощайтесь». Затем он говорит себе: «В следующий раз я принесу побольше», так как некоторые молящиеся кушают это. Он приносит примерно полкило фиников с намерением накормить молящихся, и делает это каждый день. Есть ли в этом что-то неправильное, если для этого не расстилаются скатерти и не приносятся вода, молоко, кофе и чай?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Я говорю, этот килограмм фиников или даже несколько килограммов, пусть приносит и кладёт их в каком-то месте в мечети на полу (чтобы люди угощались). Нет проблем, кушай это”. Сл. “Фатауа ‘абр аль-хатиф” (№ 33).

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Некоторые соседи во время Рамадана устраивают коллективное разговление в мечети с целью общения и укрепления братских связей между собой. Каково ваше мнение на этот счёт?»
Шейх аль-Фаузан ответил: “Это – из числа того, что не практиковали саляфы. Они не собирались для коллективных ифтаров в Рамадан, как и в другое время.
Однако если цель подобного состоит в том, чтобы накормить бедных и нуждающихся, устраивать ифтар в мечети для них, то в этом нет проблем.
Но если они собираются сами и считают, что в этом есть благо, то это не является деянием саляфов.
Если же они совершают затворничество в мечети (и’тикаф), то нет ничего плохого в том, чтобы они собирались на совместный ифтар или ужин.
Однако если они приходят в мечеть только ради ифтара, и это не связано с кормлением бедных, то это деяние не является узаконенным”. Сл. “Фатауа ас-сыям” (№ 9).

Также шейха аль-Фаузана спросили: «Мы – молодые люди, которым Аллах даровал возможность соблюдать пост через день. Наш ифтар проходит коллективно, но мы никого не обязываем этим. Мы вместе участвуем в приготовлении пищи для ифтара, чтобы получить общую награду. Допустимо ли это? Если нет, в чём причина запрета?»
Шейх аль-Фаузан ответил: “Это – нововведение (бид’а). Коллективный ифтар, коллективный пост и коллективное ночное выстаивание (кыяму-ллейль), как это делают некоторые молодые люди, - всё это нововведение, у которого нет основы в религии. Каждый человек должен совершать ифтар там, где он находится, в своём доме. За исключением случая, когда кто-то предоставил пищу постящимся, вы приходите разделить с ними ифтар, когда кто-то из стремящихся к благу организует угощение для постящихся, в этом нет ничего предосудительного. Однако если вы намеренно придерживаетесь коллективности, то нет у этого основы”. Сл. “Фатуа: ас-Сыям аль-джама’и”.
Из процитированных слов шейха аль-Фаузана становится ясно, что он порицал именно коллективный пост и коллективный ифтар, считая, что саляфы такого не совершали.
Следовательно, порицание шейха аль-Фаузана касается именно собрания для коллективного поста и ифтара, независимо от того, в мечети будет происходить этот ифтар или где-то ещё.

Однако следует отметить, что, несмотря на категоричную позицию шейха аль-Фаузана относительно совместного ифтара, тем не менее, он почему-то разрешал устраивать в мечети ‘Акыкъу – угощение по случаю рождения ребёнка. Так, отвечая на вопрос о дозволенности проведения ‘Акыкъи в мечети, шейх аль-Фаузан сказал: “Если животное было заколото не в мечети, и еда была приготовлена в ином месте, а в мечеть была принесена готовая еда, и если мечеть оберегается от загрязнения едой, то в этом нет запрета”. Сл. “Шарх Китаб аль-иман мин Сахих аль-Бухари”.

Мнение дозволяющей стороны
Что же касается сторонников дозволенности, то они также опирались на слова имамов и учёных.
Абу ас-Сауар аль-‘Адауи сказал: “Некоторые мужчины из Бану ‘Ади совершали молитву в этой мечети. Ни один из них никогда не разговлялся в одиночку. Если он находил кого-то, кто мог бы поесть с ним, то ел вместе с ним, а если не находил, то он приносил свою еду в мечеть и ел вместе с людьми”. Ибн Раджаб в “Ихтияр аль-ауля” (стр. 79).
Абу ас-Сауар аль-‘Адауи был из числа таби’инов, и застал даже некоторых сподвижников.

Сальт ибн Бистам рассказывал: Хаммад ибн Аби Сулейман каждую ночь в месяц Рамадан устраивал разговление для ста человек. А когда наступала ночь праздника Разговления, он одаривал каждого из них одеждой и давал им по сто дирхамов”. Ибн Аби ад-Дунья в “Макарим аль-ахлякъ” (299).
В этом асаре содержится ясное указание на то, что саляфы не видели проблем в коллективных ифтарах.

Также и учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом не порицали коллективные ифтары и не считали это нововведением.
Спросили учёных Постоянного комитета: «Я слышал от некоторых братьев, что коллективное разговление во время поста Рамадана или добровольного поста является нововведением, правильно ли это?»
Они ответили: “Нет ничего плохого в коллективном разговлении в Рамадан и в иное время, если у людей нет убеждённости в том, что само это собрание является поклонением.
В пользу дозволенности этого свидетельствуют Слова Всевышнего Аллаха: «Нет на вас греха, чтобы вам есть всем вместе или отдельно» (24: 16).
Однако если существует опасение, что коллективное разговление после добровольного поста может привести к показухе и желанию распространения о своём благочестии, так как видно, что эти люди соблюдали добровольный пост, то в этом случае коллективное разговление для них нежелательно”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (9/34-35).

Также учёных Постоянного комитета спросили: «Один из джама’атов, занимающихся призывом к Исламу в большинстве университетов Алжира, объявляет каждое воскресенье о том, что будет коллективный ифтар. Они постятся в понедельник, затем собираются в одном из классов и вместе разговляются. Когда мы поинтересовались о причине этого, нам сказали: «Это делается на благо призыва, и мы желаем объединения рядов мусульман». Вопрос: “Каково шариатское положение этого? И является ли это из числа нововведений или же нет?”»
Они ответили: “Если дело обстоит так, как описано в вопросе, то в таком собрании и его объявлении нет ничего предосудительного”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (10/382).

Спросили шейха Ибн Джибрина: «Что вы скажите по поводу коллективного ифтара в мечети, начинающегося до молитвы и завершающегося после неё?»
Шейх Ибн Джибрин ответил: “Это дозволено как в Заповедной мечети, так и в Пророческой мечети в целях экономии времени и учитывая особенности этих мечетей, так как там мало свободного места. Также это допустимо и в других мечетях в случае нужды, например, для того, у кого нет дома. В противном случае это считается нежелательным, так как в основе ифтар следует совершать дома”. См. “Фатауа ас-сыям” (1/109).
Как становится очевидным из этого ответа, шейх Ибн Джибрин не видел ничего запретного в ифтарах в мечетях, хоть и посчитал, что без нужды лучше делать это дома.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково ваше мнение относительно побуждения обычных людей к соблюдению дополнительного поста и организации коллективного ифтара?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Я считаю, что в этом нет проблем. Однако лучше так не делать, потому что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не использовали такие методы. Если возможно побудить к соблюдению дополнительного поста с помощью слов, то этого достаточно, чтобы не делать этого на практике”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 247).

Также шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «В одной из мечетей было объявлено, что будет организован ифтар каждый четверг для желающих поститься. Каково положение этого?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “В этом объявлении нет ничего плохого, так как оно представляет собой призыв к благу. Суть этого объявления не связана с продажей или покупкой, ведь запрещённым является объявление в мечетях о продаже, покупке, аренде или сдаче в аренду и прочее ради чего не строятся мечети. А что касается призыва к благим делам, кормление едой и милостыня, то в этом нет ничего предосудительного.
Что касается вопроса: «Является ли это собрание неузаконенным ради поклонения?», то в действительности они не объявили о коллективном посте, а лишь объявили об ифтаре, а в этом нет ничего плохого”. См. “аль-Фатауа суаль уа джауаб” (№ 3468).

Также шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Каково шариатское постановление по поводу принесения еды в мечети с намерением милостыни?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Приносить еду в мечети для того, чтобы её ели бедняки, нет в этом проблем, однако не на постоянной основе. Если это делать регулярно, то мечеть может превратиться в место проживания или пункт раздачи пищи.
Однако если это связано с необходимостью, как, например, ифтар в Рамадан, то в этом нет проблем, но при условии, что это не будет доставлять неудобств прихожанам и не приведёт к загрязнению мечети. И сегодня люди поступают именно так.
Но превращать мечеть в нечто подобное кафе или ресторану, то это не дозволено, поскольку мечети не предназначены для этого.
Таким образом, необходимо различать временные, индивидуальные случаи и постоянную практику”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 348).
Как становится очевидным из ответов шейха Ибн ‘Усаймина, он не видел ничего запретного в ифтарах в мечетях, хоть и предостерегал от того, чтобы мечеть превращалась в столовую или кофейню, пачкалась едой или причинялось неудобство молящимся.

Однако шейх Ибн ‘Усаймин порицал именно договорённость для соблюдения коллективного поста, где бы после этого не совершался ифтар.
Шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Уважаемый шейх! Каково шариатское постановление относительно коллективного поста, когда группа людей договаривается поститься в определённые дни, например, по понедельникам и четвергам, исходя из принципа взаимопомощи в благочестии и богобоязненности? Ведь человек сам по себе слаб, но становится сильнее с братьями. Каков шариатский статус этого? Да принесёт вам Аллах пользу!»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Я считаю, что это не является Сунной, и даже представляет собой разновидность нововведения (бид’а), если люди заранее договариваются об этом. Ведь если мы порицаем коллективное произнесение такбира или зикра, то это также подпадает под тот же принцип, потому что пост – это поклонение, и оно не должно быть коллективным.
Однако если коллективность возникает не по заранее заключённому соглашению, то в этом нет ничего предосудительного. Например, если так случилось, что мы постимся в понедельник, и кто-то сказал: «Кто постится, пусть сделает ифтар у такого-то», и мы договорились сделать ифтар у него, - в этом нет ничего плохого, потому что это случайное обстоятельство, а не заранее организованный коллективный акт поклонения.
Следует понимать, что коллективное и индивидуальное совершение поклонения относится к узаконенным вопросам. Если бы Аллах не предписал нам совершать молитву в коллективе, то сама коллективная молитва считалась бы нововведением. Однако Аллах узаконил её для нас.
Что касается поста, то коллективность и предварительная договорённость касательно него являются нововведением.
Нам могут возразить: «А разве мы не постимся коллективно в Рамадан?»
Да, но это другой случай, поскольку пост Рамадана предписан всем мусульманам, и он должен соблюдаться именно так.
Я считаю, что следует отказаться от подобной практики. Человек должен полагаться на Всевышнего Аллаха, рассчитывать на свои силы. Но если человек не способен совершать поклонение, кроме как опираясь на посох, то есть только если кто-то другой делает это вместе с ним, то его решимость слаба”. Сл. “аль-Ликъа аш-шахри” (№ 25).

Спросили шейха Мухаммада ибн Хади: «Мы намеренно собираемся на ифтар в наших мечетях, где каждый приносит что-то и разговляется этим. Каково шариатское постановление относительно этого деяния?»
Он ответил: “Нет в этом проблем, если они собираются в мечети, и каждый человек приносит что-то из своего дома, а затем они все вместе разговляются. Это благое дело, в нём нет ничего запретного”. Сл. «Шарх Китаб ас-сыям мин Шарх аль-мумти’».

Также шейху Мухаммаду ибн аль-Хади задали следующий вопрос: «В их стране некоторые люди приносят в мечеть финики, молоко и тому подобное в качестве садакъа в месяц Рамадан. Смотритель мечети и некоторые братья накрывают трапезу для разговения. Однако некоторые молодые люди осудили их, заявив, что это не было практикой саляфов и является нововведением. Просим разъяснить положение этого действия».
Шейх Мухаммад ответил: “Это неправильно! С давних времён мусульмане не перестают выделять специальные средства для разговения постящихся в мечетях. И неизвестно, чтобы кто-либо из учёных сказал, что выделение такого имущества является неправильным, так как это является нововведением. Это неправильно! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей к разговению постящихся. И некоторые сказали ему: «Не каждый из нас находит то, чем может разговить постящегося», эти слова являются указанием на правомочность разговения постящихся. Разговение постящихся узаконено прямым текстом от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), разве нет?! Состязание в разговлении постящихся – это то, к чему побуждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), так как же можно говорить, что это нововведение?! Ошиблись те братья, которые проявили порицание и поступили прекрасно те, которых ты упомянул, готовящие разговение для постящихся в мечети. Слова о том, что это нововведение – это самое странное из того, что я слышал. И скорее всего, это мнение само является нововведением”. Сл. “Хукм машру’ ифтар ас-саим”.

Спросили шейха Ибрахима ар-Рухайли: «Некоторые искатели шариатского знания, проживающие на чужбине, во время Рамадана собирают еду и устраивают коллективные ифтары. Однако некоторые люди сказали, что это является нововведением, которого не совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Насколько это является правильным?»
Отвечая на этот вопрос, шейх возмутился: “Как это может быть нововведением?!
Недозволенно проявлять строгость к людям в том, что Аллах сделал дозволенным для них.
Такие дела не относятся к вопросам Шариатского поклонения, они представляют собой обычные мирские дела. Поэтому если человек разговелся у себя дома, или у своего друга, или в мечети, или со своими коллегами. Всё это, хвала Аллаху, является узаконенным”. Сл. “Фатауа Рамадан” (№ 17).

Спросили шейха Сулеймана ар-Рухайли: «Каково положение проведения ифтара в мечетях в месяц Рамадан?»
Он ответил: “Нет в этом проблем. А порицание этого само нуждается в порицании. Я был удивлен тому, что некоторые люди, когда увидели величайшее благо в Пророческой мечети, где расстилают скатерти и разговляют путников, тех, кто остается в мечети и других постящихся, эти люди запретили это и сказали: «Это – нововведение!», порицая данное деяние и призывая к запрещению этого. Так не надлежит поступать. Ведь это относится к взаимной помощи в делах благочестия и богобоязненности. Нет никаких проблем в том, чтобы принимать пищу в мечети, также и разговление постящихся узаконено, а собрание людей в Пророческой мечети и совершение в ней молитвы – требуемое деяние. Не подобает порицать это. В этом содержится великое благо. Необходимо поощрять и помогать тем, кто занят этим делом. И помимо прочего это деяние ещё и сближает сердца верующих, и устраняет то, что в сердцах некоторых людей из дурных вестей, которые они слышат о жителях этой страны (КСА). Нет сомнения, что в этом содержится множество благ. А определение понятия «нововведение» абсолютно не подходит к этому делу. Напротив, следует к этому побуждать и оказывать в этом помощь”. Сл. “Шарх аль-Къауа’ид аль-усуль”.

Теперь - с дозволения Аллаха - хотелось бы вернуться к словам учёных, порицавших проведение ифтаров в мечетях.
Если обратить внимание на причины, по которым некоторые учёные порицали организацию коллективных ифтаров в мечетях, то можно выделить две основные причины:
1. Собрание для этого не является узаконенным.
2. В мечетях порицается устраивать трапезы.
В действительности же доводы Шариата указывают на то, что нет в этом всём ничего запретного и порицаемого.


Со слов Зейда ибн Халида аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто разговил постящегося, получит такую же награду, как и сам постящийся, и при этом награда постящегося нисколько не уменьшится». Ахмад (5/192), ат-Тирмизи (807), Ибн Маджах (1746). Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, аль-Багъауи, Ибн ‘Асакир, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Сунан ат-Тирмизи” (807), “Сахих Ибн Хузайма” (2034), “Му’джам аш-шуюх” (1/472), “Шарх ас-Сунна” (6/377), “аль-Ахкам ас-сугъра” (403), “Рияд ас-салихин” (1265), “аль-Ильмам” (1/346), “Сахих ат-Таргъиб” (1078).
Данное Пророческое веление и побуждение – разговлять постящихся, является обобщённым и касается любого вида разговления постящихся, будь то созывом их в гости, или предоставлением им еды, и т.п.
И именно так поступали саляфы в месяц Рамадан! Когда наступал месяц Рамадан, Ибн Шихаб аз-Зухри говорил: “Это месяц чтения Корана и кормления людей”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” (6/110).
Сальт ибн Бистам рассказывал: “Хаммад ибн Аби Сулейман каждую ночь в месяц Рамадан устраивал разговение для ста человек. А когда наступала ночь праздника Разговения, он одаривал каждого из них одеждой и давал им по сто дирхамов”. Ибн Аби ад-Дунья в “Макарим аль-ахлякъ” (299).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Многие саляфы, среди которых Ибн ‘Умар, Дауд ат-Таи, ‘Абдуль-‘Азиз ибн Сулейман, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль и другие, отдавали свою еду для разговения другим, несмотря на то, что сами были постящимися. А Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не разговлялся кроме как вместе с сиротой или нуждающимся”. См. “Ихтияр аль-ауля” (стр. 78).
Со слов Сухейба ар-Руми (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас – это те, которые кормят едой». Ахмад (6/16), ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (7248). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (948).
Сообщается, что Мухаммад ибн ‘Али аль-Бакъир говорил: “Позвать десять своих друзей и накормить их едой, которую они желают поесть, для меня любимей, чем дать свободу десятерым рабам из числа потомков Исма’иля”. См. “Ихтияр аль-ауля” (стр. 79).
И если кормление людей в любое время является одним из наилучших проявлений качеств Ислама, то, что же можно сказать о таком благодеянии в великий месяц Рамадан?!
Аль-‘Ирбада ибн Сарии (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пригласил нас на сухур в месяце Рамадан и сказал: «Поспеши к благодатной трапезе». Абу Дауд (2344), ан-Насаи (2163). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (7043).
Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “О приглашении людей на сухур”. См. “ас-Сунан” (4/145).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды в Рамадан ‘Умар (да будет доволен им Аллах) позвал меня, чтобы я покушал у него сухур”. ‘Абдур-Раззакъ (7740), Ибн Аби Шейба (7917). Иснад достоверный. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (5/161), “аль-‘Атикъ” (8/337).
Может ли быть так, чтобы совершение совместного сухура было установленной Сунной, а совершение совместного ифтара было порицаемым?! При том, что ифтар по достоинствам не уступает сухуру, учитывая также то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал разговлять постящихся?
При этом есть также прямые хадисы о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговлялся со своими сподвижниками и обращался за них с мольбой, чтобы они разговляли постящихся.
Так, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговлялся в чьём-либо доме, он говорил: «Пусть разговляются у вас постящиеся, пусть вкушают вашу пищу праведники, и обращаются за вас с мольбой ангелы»”. Ахмад (3/138), Абу Я’ля (4320), ат-Табарани в “ад-Ду’а” (287). Хадис хороший. См. “ат-Тайсир” (2/240), “Тахридж аль-Азкар” (стр. 191).
‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разговлялся у Са’да ибн Му’аза (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Пусть разговляются у вас постящиеся, пусть вкушают вашу пищу праведники, и обращаются за вас с мольбой ангелы». Ибн Маджах (1747), аль-Баззар (2217). Хадис достоверный. См. «ат-Тайсир» (1/190), «Сахих аль-Джами’» (1137).
Имам ас-Сан’ани сказал: “Его слова: «Пусть разговляются у вас постящиеся» являются мольбой за хозяина дома, чтобы у него всегда разговлялись постящиеся, ведь тот, кто накормил постящегося, получает такую же награду, как и он”. См. “ат-Тахбир” (4/258).


Учёные разошлись во мнениях относительно дозволенности приёма пищи в мечетях. Одни дозволяли это лишь при вынужденных обстоятельствах, например для путников или бездомных. Другие разрешали кушать в мечети, но только малое количество еды. А третьи считали это дозволенным в любом количестве и без вынужденных случаев, при условии, что мечеть не будет загрязнена. См. “Фатх аль-Къадир” (1/300), “аш-Шарх аль-кабир” (4/70), “И’лям ас-саджид” (стр. 305), “Маталиб ули-ннуха” (2/263).
Порицавшая сторона говорила, что мечеть в Исламе занимает великое положение и изначально она возведена для поклонения в ней Аллаху, а не для мирских дел. Поэтому нельзя её превращать в подобие гостиниц и столовых.
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал бедуину, помочившемуся в мечети: «Поистине, эти мечети не предназначены для справления нужды и загрязнения. Они предназначены лишь для поминания Всевышнего Аллаха, совершения молитвы и чтения Корана». Муслим (285).
Следует отметить, что тот факт, что мечети воздвигнуты для совершения молитв и поминания Аллаха, не исключает дозволенности выполнения в них некоторых бытовых вещей, за исключением того, что запрещено в Шариате явным текстом, как, например, купля-продажа, объявление о пропаже, и тому подобное.
Ведь общеизвестно, что абиссинцы (эфиопы) играли копьями в Пророческой мечети, там же сподвижники собирали трофеи, спали, привязывали пленника и совершали другие подобные действия.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, когда абиссинцы играли в мечети копьями, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прикрыл меня своей накидкой, чтобы я тоже могла посмотреть на их игры. И я смотрела до тех пор, пока мне самой не стало скучно. Учитывайте же состояние юной девушки, желающей развлечения”. аль-Бухари (5190, 5236), Муслим (892).
‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда мы были молодыми, то ночевали в мечети во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и совершали там обеденный сон”. Ибн Аби Шейба (5003). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (4/50).
Юнус рассказывал, что когда аль-Хасана аль-Басри спросили об обеденном сне в мечети, он ответил: “Я видел ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), который в то время был халифом, совершающим обеденный сон в мечети. Когда он вставал, на его боку оставались следы гальки, и люди говорили: “Вот повелитель верующих! Вот повелитель верующих!” аль-Байхакъи (2/626). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (7/154).
Более того, есть прямые достоверные хадисы и асары, указывающие на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники кушали в мечети. Так, ‘Абдуллах ибн аль-Харис аз-Зубайди (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “При жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы ели в мечети хлеб и мясо”. Ахмад (4/190), Ибн Маджах (3300), Ибн Хиббан (1657). Ибн Муфлих, Ибн Раджаб, аль-Бусыри, аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/403), “Фатхуль-Бари” (2/369), “Мисбах аз-зуджаджа” (2/179), “Сахих Сунан Ибн Маджах” (2685).
А ведь употребление в мечети мяса и хлеба – это не просто лёгкая пища, которую дозволял имам Малик, порицая при этом что-то большее!
Имам Ибн Маджах назвал главу, в которой привёл этот хадис, так: “Глава об употреблении пищи в мечети”. См. “Сунан Ибн Маджах” (4/424).
А имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Упоминание дозволенности для человека есть хлеб и мясо в мечетях”. См. “Сахих Ибн Хиббан” (6/622).
Абу Исхакъ рассказывал: “Ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) прошёл мимо нас, когда мы обедали в мечети в Мекке. Мы сказали ему: “Присоединяйся к обеду”. На что он ответил: «Да благословит вас Аллах»”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” (1240). Сообщение достоверное. См. “Тахкыкъ Ахбар Макка” (3/113), “аль-‘Атикъ” (7/163).
Имам аль-Факихи привёл этот асар в главе: “Упоминание о приёме пищи в Заповедной мечети и обедании в ней”. См. “Ахбару Макка” (2/112).
Абу ас-Сауар аль-‘Адауи сказал: “Некоторые мужчины из Бану ‘Ади совершали молитву в этой мечети. Ни один из них никогда не разговлялся в одиночку. Если он находил кого-то, кто мог бы поесть с ним, то ел вместе с ним, а если не находил, то он приносил свою еду в мечеть и ел вместе с людьми”. Ибн Раджаб в “Ихтияр аль-ауля” (стр. 79).
Хафиз ан-Науауи сказал: “Нет проблем в том, чтобы кушать и пить в мечети и устраивать там трапезу”. См. «аль-Маджму’» (2/174).
Имам Ибн Муфлих сказал: “Сказано в «аш-Шарх», что нет проблем в собрании в мечети и приёме пищи в ней”. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/394).
Хафиз аз-Зайля’и сказал: “Приём пищи в мечети дозволен, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел в мечети без какой-либо необходимости”. См. “Табйин аль-хакаикъ” (1/351).

Итак, данные главы указывают на то, что устраивать совместные ифтары является узаконенным и даже похвальным поступком. Как и указывают на то, что дозволяется употреблять пищу в мечети, будь это совместно или раздельно. Если же в целом употребление пищи в мечети, не связанной с каким-то поводом дозволено, то совместный ифтар в мечети тем более не может быть чем-то порицаемым.


Избегать расточительства (исраф)
К сожалению, одним из распространённых недостатков на ифтарах, проводимых в некоторых мечетях, является разнообразие и избыточность пищи. Это часто приводит к ситуации, когда из-за излишков пищи люди начинают переедать, что не только противоречит принципам умеренности в Исламе, но и способствует выбрасыванию остатков еды. Такой подход нарушает принципы бережливости и уважения к дарам Аллаха, что может стать причиной лишних затрат и утраты пользы от этих трапез. Более того, это создает атмосферу излишества, а не скромности, которую особенно следовало бы поддерживать в мечетях!
Всевышний Аллах в Коране сказал: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7: 31).
Со слов аль-Микъдама ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не наполнял человек худшего сосуда, чем его собственный живот! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы. Но если он пожелает (съесть) больше, то пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а треть – для дыхания». ат-Тирмизи (2380), Ибн Маджах (3349). Имам Ибн Муфлих, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/194), “Фатхуль-Бари” (9/528), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2265).
Со слов Фатымы, ‘Аиши, Абу Умамы (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся в моей общине люди, которые станут употреблять разноцветную пищу, пить разноцветные напитки, носить разноцветную одежду и использовать красноречие и редкие слова, оскорбляя людей. Они – худшие представители моей общины». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (758), Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Джу’» (173), ат-Табарани в “аль-Кабир” (8/107), Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (7/318). Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад версии этого хадиса со слов ‘Аиши неплохим, а шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим в силу усиливающих его свидетельств. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/92), “Сахих ат-Таргъиб” (2148, 2149).
Под «разноцветной едой и питьём» речь идёт об употреблении разнообразной и изысканной пищи. Имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе содержится указание на порицание употребления разнообразной пищи, не потому что это в основе запрещено, а потому что это влечёт увлечение миром этим и как следствие становится причиной увеличения страстей”. См. “ат-Тануир” (6/495).
Ухейб ибн аль-Уард рассказывал: “Как-то один учёный встретил другого, который был выше него в знаниях и сказал: «Да помилует тебя Аллах, сообщи мне о еде, которую мы вкушаем, чтобы в этом не было расточительства (исраф)».
На что тот ответил: «Это та еда, которая утоляет голод, но не доходит до переедания»”. ат-Табари в “ат-Тафсир” (17/499).

Соблюдение чистоты мечети
Воистину, мечети в Исламе занимают великое место, и Шариат велит держать их в чистоте.
Всевышний Аллах сказал о мечетях: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (24: 36).
В толковании этого аята хафиз ас-Суюты сказал: “В этом аяте содержится веление возвеличивать мечети и очищать их от пустословия и загрязнения”. См. “аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль” (стр. 194).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел строить мечети в жилых районах, а также следить за их чистотой и умащать их благовониями”. Абу Дауд (455), ат-Тирмизи (594), Ибн Маджах (758). Имам Ибн Муфлих, хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/398), “аль-Мухаррар” (163), “Хидаяту-рруа” (686).
Хафиз аз-Заркаши сказал: “При употреблении пищи в мечети следует постелить что-либо на пол, чтобы избежать загрязнения крошками рассыпанной еды и предотвратить скопление насекомых вокруг неё”. См. “И’лям ас-саджид” (стр. 329).
Если же есть возможность устроить ифтар во дворе мечети, то это будет лучше, поскольку так можно избежать загрязнения мечети, а также не отвлекать молящихся и читающих Коран.

Избегание пищи с неприятным запахом
Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть поевший лука, чеснока или лука-порея ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам неприятно то же, что и сынам Адама!» Муслим (563).
И если поевший даже дома лук или чеснок не должен отправляться после этого в мечеть, то, что можно сказать о том, чтобы употреблять это в самой мечети?!
Хафиз аз-Заркаши сказал: “При употреблении пищи в мечети следует постелить что-либо на пол, чтобы избежать загрязнения крошками рассыпанной еды и предотвратить скопление насекомых вокруг неё. И это касается той еды, у которой нет плохого запаха, как лук, чеснок, лук-порей, ибо порицается кушать это в мечети”. См. “И’лям ас-саджид би ахкам аль-масаджид” (стр. 329).

Не причинять неудобства молящимся
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал затворничество в мечети, он услышал, как люди повышают свои голоса чтением Корана. Находясь в своей палатке, он высунул голову и сказал: «Поистине, все вы обращаетесь к вашему Господу! Так не причиняйте же вреда друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана». Малик (178), Ахмад (3/94), Абу Дауд (1332). Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “ат-Тамхид” (15/270) “ас-Сильсиля ас-сахиха” (4/134).
Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) порицал тех, кто громким чтением Корана мешал другим мусульманам в мечети, то что же тогда сказать о тех, кто нарушает покой в мечети во время ифтара, создавая лишний шум и затягивая трапезу? Ведь тем самым они отвлекают тех, кто пришёл на ночную молитву и тарауих, лишая их возможности совершать смиренно добровольные молитвы и читать Коран.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Нет проблем в проведении разговления в мечети в Рамадан, но при условии, что это не будет доставлять неудобств прихожанам и не приведёт к загрязнению мечети”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 348).

Избегать нововведений и запретных вещей
К сожалению, как это часто бывает, дозволенность проведения ифтара в мечети и связанные с этим благие цели не исключают того, что подобные мероприятия могут сопровождаться негативными последствиями, включая недозволенные поступки и нововведения.
Например, некоторые люди проводят совместные ифтары, а затем, после их завершения, начинают читать определённые аяты и суры, произносить совместные мольбы и так далее, делая это на регулярной основе. Нет сомнений в том, что такие действия запрещены и являются нововведением.

Кроме того, организаторы ифтаров иногда собирают средства для их проведения, используя как добровольные пожертвования (садакъа), так и средства обязательного закята, не предназначенные для таких целей. Здесь также нет сомнений в недопустимости такого подхода, поскольку средства закята могут быть использованы только на те цели, которые перечислены в Коране. Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; на пути Аллаха; и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (9: 60).
Имам Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Салям сказал: “Что касается выплаты долга за умершего, покупки савана для него, или строительства мечетей, прокладывания каналов для рек и тому подобных видов благотворительности, то, поистине, Суфьян ас-Саури, жители Ирака и другие учёные единогласны в том, что подобное не совершается из средств закята, ибо они не относятся к восьми упомянутым категориям”. См. “аль-Амуаль” (стр. 725).
Свят Аллах! Если средства закята нельзя тратить на строительство мечетей, то что говорить о расходовании их на ифтар?!

Более того, даже добровольные пожертвования (садакъа), собранные для конкретных целей, нельзя использовать не по назначению для других нужд. Например, если средства были собраны для лечения больного или содержания мечети, их нельзя направлять на организацию совместного ифтара.
Шейха Ибн База спросили: «Если человек собрал пожертвования, сообщив их владельцам, что они предназначены для обустройства школы по обучению Корану за границей, а также для покупки Мусхафов и религиозных книг, однако сумма оказалась больше необходимой, что ему делать с оставшимися средствами? Может ли он купить на них аудиокассеты с чтением Корана, чтобы студенты могли ими пользоваться? И может ли он отдать оставшуюся сумму человеку, который хочет построить мечеть, чтобы помочь ему, хотя бы частично, не уведомляя владельцев пожертвований? Каково положение этого?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Он обязан использовать собранные средства по назначению, для нужд школы, включая обустройство, книги и так далее. И он не имеет права расходовать эти деньги на другое медресе или мечеть, так как не получил на это разрешения”. См. “Фатауа Ибн Баз” (14/334).

Также, если кто-то решит организовать ифтар с целью накормить именно нуждающихся, это уже становится условием. И в таком случае состоятельный человек не должен принимать участие в этом ифтаре.

Однако важно отметить, что наличие порицаемых и запрещённых практик во время ифтаров среди определённых групп или в мечетях, не является причиной для полного запрета ифтара в мечетях.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Избегать совместных ифтаров для мужчин и женщин
К большому сожалению, в различных городах России и странах Азии некоторые мусульмане устраивают в мечетях совместные ифтары между посторонними друг другу мужчинами и женщинами. Нет никаких сомнений в том, что это явление считается запрещённым и противоречит духу Ислама. Оно напрямую связано с тем, что в Исламе называется «аль-Ихтилят» (смешение полов), что является нарушением исламских норм и этики.
Всевышний Аллах сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кинтарами золота и серебра, породистыми конями, скотиной и посевами» (3: 14).
Со слов Усамы ибн Зейда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не оставил я после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины». аль-Бухари (5096), Муслим (2740).
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66: 6).
Хафиз аль-Байхакъи сказал: “К данному аяту имеет отношение также то, чтобы мужчина оберегал свою жену и дочь от совместного пребывания с посторонними мужчинами, от общения с ними и уединения с ними”. См. “Шу’аб аль-иман” (7/412).
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Нет никаких сомнений в том, что позволение женщинам совместного их пребывания с посторонними мужчинами является основой всякой беды и зла! Это – из числа главных причин ниспослания общего наказания и массовой гибели. Это становится причиной нечестия общества и отдельных людей. И также совместное пребывание мужчин и женщин, является причиной скверны и прелюбодеяния”. См. “ат-Турукъ аль-хукмия” (стр. 407).
Более того, среди учёных нашей общины были такие, кто передавал единогласное мнение относительно запрета ихтилята и даже считал вероотступником того, кто осознано считал это дозволенным! Так, хафиз Абу Бакр аль-‘Амири сказал: “Поистине, учёные нашей общины сошлись на том, что тот, кто убеждён в дозволенности этих запретов и смешивании мужчин с посторонними женщинами, впадает в неверие и заслуживает за это казни. Если же он считает это запрещённым, но совершает этот поступок и соглашается с этим, то он является нечестивцем. На слова такого человека не обращают внимания, а свидетельства его не принимаются, не говоря уже о том, чтобы считать его аскетом и праведником”. См. “Ахкаму-нназар иляль-мухаррамат” (стр. 83).

Мусульманину всегда следует взвешивать свои поступки на весах Шариата, принимая решения, которые способствуют наибольшему благу как для него самого, так и для его родных.
С одной стороны, разговление в мечети с общиной или с друзьями в кафе может приносить значительную пользу. Это укрепляет братские связи среди мусульман, способствует сплочению рядов, знакомству с новыми людьми, возрождению духа братства и взаимопомощи. Подобные моменты объединяют мусульман в едином поклонении и коллективной молитве, укрепляя дух общины.
Однако, с другой стороны, ифтар с семьей дома имеет свои незаменимые преимущества. Он укрепляет семейные узы, создавая атмосферу единства и взаимной поддержки. Это время весьма уместно для обсуждения семейных дел, воспитания детей в духе нравственности, а также для углубления любви и согласия между супругами и родителями с детьми. Важным аспектом является то, что совместный ифтар в кругу семьи позволяет более близко узнать друг друга, поддержать друг друга в важных вопросах и укрепить связь между всеми членами семьи.
Многие мусульмане, к сожалению, в течение всего месяца Рамадан предпочитают проводить ифтар вне дома, будь то в мечети или с друзьями. Однако важно понимать, что женщины целый день готовят пищу для ифтара и часто чувствуют обиду, когда муж разговляется не с ними, а вне дома. Для женщин важно, чтобы их усилия были оценены, и они тоже желают получить награду за разговление постящихся. Ведь Рамадан – это не только радостное времяпровождение для мужчин, но и для женщин и детей. Когда мужчина разговляется в кругу своей семьи, это создает уникальную атмосферу любви и взаимопонимания, которая важна для поддержания гармонии в семье.
Кроме того, совместный ифтар с супругой, пусть даже несколько раз в месяц, является одной из форм укрепления супружеских связей. Это особенно важно на начальных этапах семейной жизни, когда каждый момент взаимодействия может иметь большое значение для установления прочных отношений.
Совместный ифтар в кругу семьи – это также отличная возможность для мужчины поделиться знаниями о религии, объяснить членам семьи различные положения Шариата и особенности месяца Рамадан, этику ифтара и сухура. Эти разговоры могут углубить понимание религиозных обязанностей и углубить духовную близость между супругами.
Яхья ибн Аби Касир рассказывал: “Однажды одна женщина пригласила Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) на ифтар, и он сказал: «Поистине, я сообщу тебе, что если мужчина разговляется в доме какой-либо семьи, то эта семья получает такую же награду, как и он».
Она сказал: «Я бы хотела, чтобы ты выбрал определённые дни, чтобы разговляться у нас».
На что Абу Хурайра ответил: «Поистине, я хочу оставить это для моей семьи»”. ‘Абдур-Раззакъ (4/311).
Таким образом, не является мудрым для мусульманина разговляться весь Рамадан не со своей семьёй, забывая о том, что ифтар в кругу семьи – это не только вопрос религиозного исполнения, но и вопрос семейного счастья и гармонии, которым Шариат Аллаха уделяет особое внимание.

И в завершение, хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам, и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!
abu abduRrazak
Сообщения: 1012
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

О СОВМЕСТНЫХ РАЗГОВЛЕНИЯХ В МЕЧЕТЯХ

Сообщение abu abduRrazak »

ас-Саляму 'алайкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

ДжазакаЛлаhу хайр мой дорогой брат, очень полезная статья, прикрепите пожалуйста на ворде для скачки, барака-Ллаху фик).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О СОВМЕСТНЫХ РАЗГОВЛЕНИЯХ В МЕЧЕТЯХ

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух, брат
Уа джазак!

Вот:

Ифтар в мечети.pdf
(1.17 МБ) 91 скачивание

Уа фика баракаЛлах.
AbuSamat
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 янв 2024, 07:28

Re: О СОВМЕСТНЫХ РАЗГОВЛЕНИЯХ В МЕЧЕТЯХ

Сообщение AbuSamat »

Джазакуму-Ллаху хайран, братья
Ответить