Страница 1 из 1

О СОВЕРШЕНИИ СУННЫ, ПРИЧИНЯЯ НЕУДОБСТВО ДРУГИМ

Добавлено: 19 мар 2025, 16:49
A'mash
بسم الله الرحمن الرحيم

О совершении Сунны, которая причиняет неудобство другим




Содержание

Введение
Пророческие хадисы, указывающие на то, что запрещено причинять вред мусульманам даже посредством воплощения Сунны
Слова учёных о том, что нельзя причинять вред мусульманам, выполняя Сунну
О том, что Аллаху ненавистно, когда огорчают верующего
О хадисе: «Будьте мягкими с руками ваших братьев»
О приведении в мечеть детей, которые отвлекают молящихся
О том, что искренность и смирение в поклонении важнее, чем его совершение в особо благословенных местах и временах с меньшим смирением
Заключение



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Часто мусульмане поднимают вопросы о правомочности и дозволенности стеснять мусульман и причинять им неудобства желанием выполнить ту или иную Сунну и получить больше награды.
Например, некоторые приходят в мечеть заранее, чтобы занять место в первом ряду, но как только раздаётся призыв к молитве (икъама) и начинается выравнивание рядов, те, кто пришёл позже, пытаются протиснуться вперёд, словно первый ряд является резиновым и способен вместить бесчисленное количество людей. Порой из-за этой давки человек, который заранее занял место в первом ряду, зажатый настолько, что не сможет выполнять обязательное смирение, вынужден уйти назад, так как вторые и третьи ряды уже заполнились. И чаще всего подобное можно наблюдать в месяц Рамадан во время молитвы тарауих или во время пятничной молитвы.
Также встречаются ситуации, когда во время самой молитвы некоторые мусульмане, желая выполнить Сунну, чрезмерно широко расставляют руки в земном поклоне, мешая тем самым соседям полностью опустить голову.
А некоторые в последнем ташаххуде согласно Сунне принимают положение «тауаррук», садясь на левую ягодицу и просовывая левую ногу под голень правой. В тесных рядах это может привести к тому, что сидящий рядом ощущает дискомфорт, так как его нога оказывается зажатой.
Когда же таким людям делают замечание, они возмущаются, говоря: «Вы упрекаете нас за соблюдение Сунны!», и упираются, утверждая, что мусульмане должны воплощать Сунну и соревноваться в благих делах.
Однако тут возникает важный вопрос: «Можно ли оправдать причинение неудобств и вреда другим мусульманам стремлением совершить ту или иную Сунну?»

Нет никаких сомнений в том, что совершение коллективной молитвы в первом ряду обладает великой наградой и достоинствами. Точно так же такие элементы молитвы, как расставление рук в земном поклоне и сидение в позе тауаррук, достоверно установлены Сунной. Однако реализация этих действий, причиняя неудобства другим, даже если это мотивировано благими намерениями, осуждается в Исламе и даже запрещается! Более того, подобные поступки нарушают дух исламского братства, который является одним из важнейших аспектов нашей религии. Безусловно, стремление следовать Сунне ради увеличения награды – это похвальное и благое дело, но оно должно оставаться в рамках, установленных Шариатом. И в данном случае под «Сунной» речь идёт о том, что является установленным и желательным в религии.

• Со слов Абу Са’ида аль-Худри, Ибн ‘Аббаса, ‘Убады ибн Самита, Абу Хурайры, Джабира, ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим». Малик (2/218), Ахмад (5/326), Ибн Маджах (2340), аль-Хаким (2/57). Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Дауд, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-‘Аляи, Ибн Раджаб, аль-Альбани. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (стр. 311), “Файд аль-Къадир” (6/138), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (250).
Этот великий хадис является обобщённым и он напоминает нам, что нельзя причинять вред другим, даже если следствием этого является стремление к Сунне и благим делам!

Более того, с таким же смыслом передаётся более конкретный и устрашающий хадис:
• Со слов сподвижника – Абу Сырмы Малика ибн Къайса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто причинит вред мусульманину, тому Аллах причинит вред, а кто создаст для него трудности, тому Аллах создаст трудности». Ахмад (3/453), Абу Дауд (3635), ат-Тирмизи (1940), Ибн Маджах (2342). Этот хадис назвали хорошим Ибн Таймия, Ибн Муфлих, аль-Альбани. См. «аль-Фатауа аль-кубра» (6/314), «аль-Адаб аш-шар’ийя»(1/38), «Сахих аль-Джами’» (6372).
Воистину, этот хадис из числа устрашающих!

• Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Умар! Поистине, ты – человек сильный, так не создавай же давки возле Чёрного камня, чтобы не причинить вреда слабому! Если ты обнаружишь свободное место, то прикоснись к чёрному камню, а иначе повернись в его сторону, произнести такбир (Аллаху акбар) и продолжай идти». ‘Абдур-Раззакъ (8910), Ибн Аби Шейба (7/534), Ахмад (1/121), аль-Байхакъи (5/140). Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Касир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Муснад аль-Фарукъ” (1/497), “Манасик аль-Хадж уаль-‘Умра” (стр. 21), “Тахридж аль-Муснад” (190).
И если посмотреть на то, что происходит в наше время у Чёрного камня, то мы видим, насколько далеки от Сунны и исламского духа те люди, которые создают давки и толкаются с другими мусульманами, чтобы дотронуться до него. К сожалению, эти люди вместо награды могут заработать лишь грехи.

• Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На пятничную молитву приходят три категории людей:
- Человек, который посещает её, но занимается пустословием, - и это его доля от молитвы.
- Человек, который посещает её и взывает к Аллаху Всемогущему и Великому. И если Аллах пожелает, отвечает ему, а если не пожелает, не отвечает.
- Человек, который посещает её, не разговаривает и молча слушает (проповедь), не переступает через шею мусульманина и не причиняет никому вреда. Для него эта пятничная молитва послужит искуплением грехов до следующей пятницы и дополнительно ещё три дня. Ведь Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Кто явится с благим деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (6: 160). Ахмад (2/181), Абу Дауд (1113). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хузайма, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” (2/804), “аль-Бадр аль-мунир” (4/683), “Сахих ат-Таргъиб” (723).
Обратите внимание на тот факт, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал получение великих наград за пятничную молитву с тем, чтобы человек не причинял вреда и неудобства другим мусульманам!

• Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто поел чеснок или лук, пусть держится подальше от нашей мечети и остаётся дома». аль-Бухари (855), Муслим (564).
В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «Пусть тот, кто поел чеснок, лук или лук-порей, не приближается к нашей мечети! Поистине, ангелы испытывают неудобство от того же, от чего испытывают неудобство и люди». Муслим (564).
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), обратившийся к людям с пятничной проповедью, среди прочего сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), почувствовав от человека запах лука или чеснока, повелевал вывести его из мечети к кладбищу аль-Бакы’. Пусть же тот, кто употребляет это в пищу, устраняет их запах при помощи приготовления”. Муслим (657).
Несмотря на то, что посещение мечетей, как минимум является желательной Сунной, даже для тех, кто живёт далеко, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел воздержаться от этого тем, кто ел лук или чеснок, чтобы их запах не причинял неудобства другим молящимся. И если даже столь незначительное нанесение вреда мусульманам, как неприятный запах, стал причиной для запрета посещения мечети, то что можно сказать о причинении им вреда поступками или словами?

• Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал затворничество в мечети, он услышал, как люди повышают свои голоса чтением Корана. Находясь в своей палатке, он высунул голову и сказал: «Поистине, все вы обращаетесь к вашему Господу! Так не причиняйте же вреда друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана». Малик (178), Ахмад (3/94), Абу Дауд (1332). Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “ат-Тамхид” (15/270) “ас-Сильсиля ас-сахиха” (4/134).
Если Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил мешать мусульманам чтением Корана и назвал это «причинением им вреда», то чтобы он тогда сказал о тех, кто буквально причиняет вред мусульманам во время совершения обязательных коллективных молитв?

Теперь обратите внимание на разницу в понимании и воплощении пророческой Сунны между признанными учёными Ислама и неграмотными простолюдинами!
‘Абдуллах ибн Малик и Маймуна (да будет доволен ими Аллах) говорили: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал земной поклон, он отводил свои локти от боков настолько, что были видны его белые подмышки”. Муслим (495, 497).
Вот, что говорит великий хафиз аз-Захаби, комментируя данный хадис: “Такое раздвигание рук при земном поклоне со стороны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было потому, что он был имамом, и никто его не стеснял. Если же ряд плотный, то для молящегося важнее сохранять целостность ряда, чем разрывать его. При плотном ряде не удастся раздвигать руки”. См. “аль-Мухаззаб” (2/561).
Пусть же тот, кто во время земного поклона раздвигает руки так, что соседний молящийся не может даже полноценно положить голову рядом, задаст себе вопрос: «Действительно ли я воплотил пророческую Сунну своим поступком?»

То же самое касается и такой Сунны, как «тауаррук», когда человек на последнем ташаххуде садится на левую ягодицу, просунув при этом левую ногу под голень правой.
Абу Хумайд ас-Са’иди (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) усаживался в последнем рак’ате, он просовывал свою левую ногу, ставил вертикально правую ступню и садился на (левую) ягодицу”. аль-Бухари (828).
И в этом случае ответ аналогичен предыдущему хадису. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принимал положение «тауаррук», будучи имамом, а не стоя в ряду, поэтому он не стеснял и не мешал никому из молящихся!
Спросили шейха Ибн База: «Что насчёт сидения «тауаррук» для того, кто совершает молитву за имамом в тесном ряду?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Если возникает необходимость в уплотнении рядов и отказе от тауаррука, то пусть не делает тауаррук. Тауаррук – это желательная Сунна в последнем ташаххуде. Если же его выполнение причинит неудобство его братьям, то пусть он не делает тауаррук. Он должен сидеть на своей левой ноге, как при сидении между двумя земными поклонами, что соответствует положению в первом ташаххуде. Причинение неудобства братьям запрещено, и нельзя ради желательного поступка совершать запретное! Следует оставить желательное, чтобы избежать запретного. Причинение неудобств и нарушение прав братьев недопустимо! Поэтому, если в ряду тесно, пусть не делает тауаррук, а сидит на своей левой ноге, как при сидении между двумя земными поклонами, если способен на это”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (8/297).

И то же самое касается тех, кто из числа пришедших позднее втискивается в первый ряд, создавая тем самым давку и неудобство.
Спросили шейха Ибн База: «Многие братья - да наставит Аллах нас и их - приходят незадолго до начала ночной молитвы (аль-‘иша), и когда молитва начинается, они создают давку в первом ряду, так что некоторые из тех, кто уже стоит в первом ряду, предпочитают уйти в другие ряды».
Шейх Ибн Баз ответил: “Это не дозволено! Обязанность мусульманина, когда он приходит, встать в ближайший доступный ряд, не создавая тесноты и не причиняя вреда людям.
Всевышний Аллах говорит: «А те, которые незаслуженно наносят обиду верующим мужчинам и верующим женщинам, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (33: 58).
В хадисе сказано: «Кто причинит вред мусульманину, тому Аллах причинит вред, а кто создаст для него трудности, тому Аллах создаст трудности». Ахмад (3/453), Абу Дауд (3635).
Является обязательным для человека встать там, где заканчиваются ряды, и не причинять вреда другим, если только он не найдёт свободного места, достаточного для него, куда может встать, или не сдвинет людей так, чтобы освободить для себя место”. Сл. “Фатауа аль-джами’ аль-кабир”.

Пусть Всевышний Аллах воздаст великими благами учёным Сунны, которые посвятили свои жизни обучению людей правильному пониманию законоположений религии! Ведь благодаря их знаниям и усердию мусульмане обрели возможность глубже понять, как правильно воплощать пророческую Сунну.

О чём думают те, кто втискивается в ряды настолько, что причиняет неудобства и вред стоящим в ряду или даже вынуждает покинуть первый ряд того, кто пришёл раньше него? Такие действия противоречат исламскому Шариату и являются злом, порождённым невежеством, неправильным пониманием религии, а возможно, высокомерием и отсутствием элементарной воспитанности. Эти люди в стремлении совершить желательное действие (мустахаб), совершают запретное (харам), причиняя вред людям, создавая им неудобства и отвлекая их от совершения молитвы с сосредоточенностью и смирением. Более того, возможно кто-то из них даже относится пренебрежительно к тому, кто делает ему наставление и направляет его к соблюдению исламских норм поведения и братских прав. Неужели они полагают, что заслуживают великую награду, обижая мусульманина без всякого на то права? Неужели они никогда не слышали хадисов о том, что Аллах ненавидит, когда обижают мусульман?
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас будет трое, то пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми, ибо это огорчит его, [а Аллаху Всевышнему и Великому ненавистно, когда огорчают верующих]». аль-Бухари (6288), Муслим (2184).
Часть текста, заключённая в квадратные скобки, является достоверной версией, которую приводят имамы аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» (1169), ат-Тирмизи (2825) и другие.
И если Аллаху ненавистно, когда верующего огорчают даже простым перешёптыванием в его присутствии, то что можно сказать о том, кто обижает верующего, вытесняя его из первого ряда своей наглостью и отсутствием элементарного исламского адаба?

Здесь также важно отметить полную противоположность описанным примерам с людьми, которые втискиваются в первые ряды, создавая неудобства для молящихся. Речь идёт о ситуации, когда в ряд – будь то первый или любой другой – можно легко встать, однако стоящие в нём не позволяют сделать этого, отказываясь встать плотнее: плечом к плечу и стопой к стопе, даже если для этого достаточно места, оставаясь неподвижными, словно вкопанные столбы. Это также порицаемое поведение, противоположное тому, о чём шла речь ранее, и является противоречием Сунне!
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Выстраивайте ряды, стойте плечом к плечу, заполняйте пустоты, будьте мягкими с руками ваших братьев, и не оставляйте промежутков для шайтана. Кто соединит ряд, того поддержит Аллах, а кто разорвёт ряд, с тем разорвёт Аллах». Ахмад (2/97), Абу Дауд (666). Достоверность этого хадиса подтвердили ан-Науауи и аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” (2/707), “Сахих ат-Таргъиб” (495).
Приведя этот хадис, имам Абу Дауд сказал: “Смысл слов: «будьте мягкими с руками ваших братьев» заключается в том, что если человек приходит к ряду и хочет встать в него, то каждый должен смягчить свои плечи, чтобы он мог встать в ряд”. См. “ас-Сунан” (1/251).
Хафиз Ибн Раслян сказал: “Если молящийся подходит и кладёт руку на плечо другого молящегося, то тот должен смягчиться подобающим образом. Также, если тот, кто выравнивает ряды, указывает ему рукой, чтобы он встал ровно в ряду, или кладёт руку на его плечо, чтобы он выровнялся, то он должен подчиниться подобающим образом. Точно так же, если кто-то хочет встать в ряд, то следует дать ему возможность встать, мягко подвинувшись, и не препятствовать ему в этом”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” (4/154).
Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди сказал: “Слова: «будьте мягкими с руками ваших братьев» были истолкованы как указание на то, что не следует затруднять вхождение в ряд для заполнения промежутка. Напротив, нужно подвинуться и предоставить место. Исследователь Ибн аль-Хумам, упомянув этот хадис и другие, сказал: «Из этого становится ясным невежество тех, кто упорно продолжает стоять на своём месте, когда кто-то хочет встать рядом с ним в ряду, считая, что расширить для него место будет проявлением показухи, поскольку он подвинулся ради другого человека. На самом же деле это – оказание ему помощи в достижении награды»”. См. “Фатх аль-Уадуд” (1/418).
Более того, поступающие в соответствии с тем, что говорится в упомянутом хадисе, как проявление мягкости к рукам мусульман, не препятствуя им занять достаточное для этого место в ряду, являются наилучшими из мусульман!
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас те, кто мягче всех в отношении плеч во время молитвы». Абу Дауд (672), аль-Баззар (5195). Этот хадис назвали хорошим аль-Хайсами, ас-Саффарини, аль-Альбани. См. «Маджма’у-ззауаид» (2/93), «Кашф аль-ляссам» (2/239), «Сахих аль-Джами’» (3264).

Несмотря на то, что вопрос приведения детей в мечеть не относится к установленной или желательной Сунне, а в лучшем случае относится к области дозволенного, тем не менее, его необходимо тут затронуть. Ведь зачастую дети в мечети отвлекают и причиняют неудобства молящимся, возможно, даже в большей степени, чем упомянутые ранее положения.
Шариат призывает опекунов обучать детей молитве и велеть им совершать её с семи лет, несмотря на то, что они ещё не достигли совершеннолетия, и молитва для них не является обязательной в семилетнем возрасте.
Семилетний возраст упоминается в хадисах не случайно, так как именно в этом возрасте дети, как правило, начинают осознавать происходящее и становятся более рассудительными.
Нет сомнений в том, что детям в целом не запрещается посещать мечети, даже если они не достигли семилетнего возраста. И доводом на это служат известные хадисы, как например, хадис, в котором Абу Къатада (да будет доволен им Аллах) сказал: “Бывало так, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проводил с нами молитву, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб и Абу-ль-‘Аса ибн ар-Раби’а. И перед совершением земного поклона он опускал её на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки”. аль-Бухари (516, 5996), Муслим (543).
Также со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её дольше, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери». аль-Бухари (707, 868).
Эти хадисы ясно указывают на то, что в своей основе приводить детей в мечеть и даже грудных, не является запретным.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Я считаю, что приводить детей в мечеть, даже если им меньше семи лет, допустимо, если они не отвлекают. Потому что это способствует их ознакомлению с мечетью и приучению к посещению мечетей. Возможно, это также принесёт им радость, когда они будут находиться среди людей и видеть молящихся”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (8/2).
Что же касается распространённого хадиса: «Отдаляйте ваших детей от мечетей» Ибн Маджах (750), то он является очень слабым, и о его недостоверности говорили такие мухаддисы, как ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Джаузи, аль-Мунзири, аль-Бусыри, аль-Хайсами, Ибн Хаджар и аль-Альбани.
Однако учёные выдвинули ряд условий для того, чтобы разрешить приводить маленьких детей в мечеть. Среди этих условий: отсутствие риска загрязнения мечети, особенно нечистотами ребёнка, а также обеспечение того, чтобы он не отвлекал молящихся плачем, играми, шумом и тому подобным.
Всевышний Аллах сказал о мечетях: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (24: 36).
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эти мечети не предназначены для справления нужды и загрязнения. Они предназначены лишь для поминания Всевышнего Аллаха, совершения молитвы и чтения Корана». Муслим (285).
Когда имама Малика спросили о детях, которых приводят в мечети, он сказал: “Если ребёнок из-за своего возраста не балуется и перестает, когда ему делают замечание, то я не вижу в этом ничего плохого. Если же он балуется в силу своего возраста, то я не считаю, что его следует приводить в мечеть”. См. “аль-Мудаууана” (1/195).
Имам Ибн Рахауейх сказал: “Что касается удержания детей от посещения мечетей вне времени молитв, то это является установленной Сунной, независимо от того, есть им семь лет, меньше или больше, из-за опасения их шума и игр в мечети. Однако если они приходят на молитву, то не следует им препятствовать в этом”. См. “Мухтасар Кыям аль-лейль” (стр. 243).
Речь идёт о детях, которые могут самостоятельно совершать полноценно молитву.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Мечеть следует оберегать от всего, что может нанести вред ей или молящимся в ней, включая и громкие голоса детей в мечети, а также их загрязнение циновок для молитвы и тому подобное. Особенно если это происходит во время молитвы, ибо это относится к числу великих порицаемых действий. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/86).
Свят Аллах! Обратите внимание на слова этого великого имама: «Это относится к числу великих порицаемых действий»! А ведь для некоторых родителей, приводящих с собой в мечеть балующихся детей, эти вещи тоньше волоса.
Хафиз Ибн Раджаб передал от некоторых саляфов: “Первое порицаемое дело в религии – это игры детей в мечетях”. См. “Фатхуль-Бари” (3/387).

Также следует понимать, что ребёнок, не достигший возраста различения, который не имеет омовения или намерения совершить молитву, стоит в ряду без осознания её смысла и отвлекается, не считается заполнившим и сомкнувшим ряд. Его присутствие в ряду и его отсутствие равнозначны, как будто это место осталось пустым.
Спросили учёных Постоянного комитета: «Считается ли полноценным ряд, в котором стоят дети, не достигшие возраста различения?»
Они ответили: “Молитва ребёнка, не достигшего возраста различения, недействительна, поэтому его нахождение в ряду также недействительно, и он не учитывается для заполнения промежутков в ряду”. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” (19447).
В связи с этим, отец, который привёл в мечеть такого ребёнка и хочет, чтобы он стоял рядом с ним в ряду, должен занять место на самом краю ряда, поставив ребёнка с внешней стороны, чтобы тот не нарушал целостность ряда. К сожалению, многие в наше время упускают из виду этот важный момент.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если дети мешают присутствующим, то их опекунам не дозволено приводить их в мечети. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил тому, кто поел лук, приближаться к мечети, объяснив это тем, что это причиняет вред. Он сказал: «Поистине, ангелы испытывают неудобство от того же, от чего испытывают неудобство и люди». Муслим (564).
Поэтому всё, что причиняет неудобство молящимся, не дозволено приносить или приводить в мечеть”. Сл. “аль-Ликъа аш-Шахри” (№ 37).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Приведение детей в мечети не возбраняется, если от них нет вреда. Но если от них исходит вред, то следует им запрещать это. Однако способ запрещения заключается в том, чтобы обратиться к их родителям или опекунам и сказать: «Ваши дети мешают нам, причиняют неудобства» и тому подобное. Ведь если ты выгонишь из мечети ребёнка семи лет за то, что он мешает, или ударишь его, то его отец ополчится против тебя. Ведь большинство людей сегодня не проявляют справедливости и беспристрастности. Его отец начнёт с тобой препираться, и, возможно, это приведёт к вражде и ненависти. Таким образом, правильное решение этой проблемы – это запрещение таким детям через их родителей, дабы не возникло смуты”. См. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (8/125).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если дома нет никого, кто мог бы присмотреть за мальчиком, и отец привёл его с собой в мечеть при условии, что тот не будет мешать молящимся, то это допустимо.
Однако если ребёнок станет причинять неудобства молящимся, то его нельзя брать с собой.
Если же ребёнок нуждается в том, чтобы остаться с ним дома, то пусть остаётся с ним. В таком случае человек имеет оправдание за оставление коллективной молитвы, так как он пропустил её по уважительной причине – ради заботы и оберегания своего сына”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (8/2).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Нахождение в ряду ребёнка, который не достиг возраста различения, недействительно, потому что его молитва недействительна. А тот, чья молитва недействительна, не может считаться частью ряда. Исходя из этого, если двое мужчин: один вышел вперёд, чтобы встать имамом, а второй отступил назад, встав в ряд с ребёнком, который не достиг возраста различения, то он будет считаться молящимся в одиночку, и его молитва будет недействительной. Ему следует встать в ряд рядом с имамом”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (8/2).

Пусть же прислушаются к этим словам великих учёных Ислама те родители, которые приводят в мечеть своих маленьких балующихся детей, ещё не достигших возраста понимания и различения. Пусть задумаются о том, как их дети, своими играми или плачем, отвлекают молящихся, лишая их возможности сосредоточиться и совершить молитву с должным смирением перед Аллахом!

Рассмотрим данное правило на примере упомянутого ранее вопроса:
Допустим, пришедшие в мечеть на коллективную молитву позже всех втиснулись в первый ряд, и при этом никто его не покинул, несмотря на чрезмерную тесноту. Как вы думаете, смогут ли они совершать молитву с должным смирением (хушу’), если из-за сильной давки не всем удаётся даже стоять ровно?
А если в этом ряду находятся пожилые люди, то такая давка может нанести им вред. Нет никаких сомнений в том, что совершить молитву с искренним смирением в последнем ряду гораздо предпочтительнее, чем стоять в первом ряду, но без должного сосредоточения и смирения!
Для того, чтобы правильно усвоить это важное положение, хотелось бы привести слова обладателей знания на этот счёт:
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Стояние молящегося позади имама (маъмум) на таком расстоянии, где он слышит хорошо чтение имама, даже если это второй или третий ряд, лучше, чем стояние в первом ряду с краю, где чтение имама едва слышно. И причина этого в том, что первый вариант относится к сути самого поклонения, а значит, это лучше, чем выбор места”. См. “аль-Ихтиярат аль-‘ильмийя” (стр. 76).
Имам Ибн Таймия сделал такой вывод, опираясь на известное правило: «Забота о сущности поклонения предпочтительнее, чем забота о его предпочтительном времени и месте». И именно по этой причине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволял пропускать обязательную коллективную молитву тому, кого позвали к столу, если он голоден, поскольку совершить молитву в одиночку и смиренно лучше, чем совершить её с джама’атом, но отвлекаясь и думая о еде.

Спросили Ибн Хаджара аль-Хайтами: «Человек молится в первом ряду, но не может (из-за тесноты) раздвинуть руки в поясном и земном поклонах, или он чувствует неприятный запах, видит того, кто ему неприятен, или смотрит на то, что отвлекает его. Будет ли его нахождение во втором или последующих рядах лучше, если он в них свободен от всего этого?»
Он ответил: “Согласно словам учёных, сохранение достоинства, связанного с сутью самого поклонения, важнее, чем сохранение достоинства, связанного с почётным местом. Поэтому второй ряд или другой, если он свободен от упомянутого в вопросе или подобного, будет лучше, чем первый ряд. Это очевидно, так как в первом ряду человек сталкивается с теснотой, видит то, что лишает его смирения или уменьшает его”. См. “аль-Фатауа аль-фикъхия” (1/181).

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Есть важный момент, на который следует обратить внимание: соблюдение сути самого поклонения важнее, чем соблюдение времени и места для этого поклонения. То есть то, что относится к самой сути поклонения и его достоинствам, заслуживает большего внимания, чем то, что связано с местом или временем его совершения. Например, если человек, совершающий затворничество (и’тикаф) в какой-то мечети, помимо трёх главных мечетей (Заповедной мечети в Мекке, мечети в Медине и мечети аль-Акъса), будет более искренним в своём поклонении, более смиренным перед Аллахом и более усердным в совершении обрядов, то его затворничество в этой мечети будет лучше. Ведь это достоинство возвращается к самой сути поклонения”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (4/205).
Также шейх Ибн ‘Усаймин, говоря о тех, кто уезжает в Рамадан на весь месяц в Мекку, сказал: “Если ты желаешь заслужить награду на ‘Умру в Рамадан, то езжай, побудь в Мекке день-два, а затем возвращайся. Ведь твоё пребывание в своём городе может быть лучше, чем твоё пребывание в Мекке. Как это возможно? К примеру, в своём городе ты совершаешь в мечети молитву со смирением, со спокойствием, с присутствующим сердцем и мольбой, тогда как в Мекке по причине многочисленности людей и шума ты можешь быть лишён смирения. У учёных есть правило: «Достоинство, связанное с самим поклонением важнее, чем достоинство, связанное с местом совершения этого поклонения»”. См. “Шарх Булюгъ аль-марам /Китаб ас-сыям/”.
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Нет сомнений в том, что затворничество в трёх главных мечетях, для посещения которых люди выдвигаются в путь, безусловно, лучше. Никто не станет с этим спорить. Но исключением является случай, когда в своей мечети человек достигает большего смирения и искренности перед Аллахом, и защищён от шума и необходимости видеть тех, чьё присутствие может его отвлекать. В таком случае мы скажем: твоя мечеть лучше для тебя”. См. “Шарх аль-Кафи” (4/159).
Это положение, о котором говорили упомянутые учёные, является весьма важным! Его необходимо осмыслить и усвоить всем, и особенно тем, кто проталкивается в первые ряды, создавая неудобства, как другим, так и себе, лишая тем самым должного смирения и себя и других.

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Два кратких рак’ата, совершённые с размышлением, лучше, чем молитва всю ночь с рассеянным сердцем”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” (1147), Абу аш-Шейх в “аль-‘Азама” (44).
У данного асара есть два пути, усиливающие друг друга. См. “Табйид ас-сахифа” (1/56).

Всё упомянутое ясно указывает на то, что в Исламе запрещается совершать Сунну, которая причиняет неудобство и трудности другим. Ведь совершающий это тем самым вместо награды может заслужить грех! К тому же такой поступок может обидеть мусульман, что ненавистно Аллаху, а также испортить отношение между мусульманами. И как уже было упомянуто, лучше совершить поклонение смиренно и в заднем ряду, чем совершить его в первом ряду или даже в Заповедной мечети, но без смирения.

В заключение хотелось бы процитировать прекрасные слова шейха Ибн ‘Усаймина, который сказал: “Если перед нами стоит выбор между совершением Сунны и непричинением вреда мусульманину, что важнее: следование Сунне или предотвращение вреда?
Предотвращение вреда важнее, ведь причинение вреда верующему – это дело нелёгкое! Причинение вреда верующему, даже словом, не говоря уже о действиях, которые происходят во время молитвы и отвлекают его – это вред, будь он словом или делом. А Всевышний об этом говорит: «А те, которые незаслуженно наносят обиду верующим мужчинам и верующим женщинам, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (33: 58).
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть не причиняет вреда своему соседу». аль-Бухари (5185), Муслим (47).
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к своим сподвижникам, которые молились в мечети, громко читая Коран, и сказал: «Все вы обращаетесь к вашему Господу! Так не причиняйте же вреда друг другу чтением Корана». Ахмад (3/94), Абу Дауд (1332).
Где здесь вред? Вред в том, что, если ты читаешь громко, ты отвлекаешь тех, кто молится рядом, и причиняешь им неудобства.
Отсюда мы понимаем, что некоторые братья, которые проводят молитву через микрофон, звук которого слышен с минарета и мешает другим мечетям вокруг, поступают неправильно. Даже если они не совершают греха, они не получают награды, ведь в усилении звука на минарете нет никакой пользы. Какая в этом польза? Её нет! Это лишь способствует лени, ведь некоторые люди, находясь дома, говорят: «Он только что начал молиться, подожду, пока останется один рак’ат, и тогда пойду». А потом, возможно, он пойдёт в мечеть, когда останется один рак’ат, но не успеет его застать. Таким образом, это поощряет лень.
Кроме того, это причиняет вред соседям. Возможно, кто-то болен или провёл бессонную ночь, или после утреннего азана он совершил молитву и лёг отдохнуть. Но этот громкий звук с минарета мешает ему и не даёт уснуть. Это и есть вред.
Обращайте внимание на это правило: «Оставление Сунны ради предотвращения вреда лучше, чем совершение Сунны с причинением вреда».
Если человек, сидя в позе тауаррук, причиняет вред своему соседу, то пусть не делает этого. Ведь Аллах знает о его намерении, что если бы не причинение вреда другим, то он совершил бы тауаррук, и тогда Он вознаградит его, ибо он подобен тем, о ком Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек заболел или отправился в путь, ему записывается награда того, что он обычно совершал, будучи здоровым и находясь дома»
. аль-Бухари (2996)”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 22).

Всё, что было изложено в данной статье ясно указывает на то, что в Исламе нет места действиям, которые причиняют вред или неудобства другим, даже если они совершаются с благими намерениями. Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) учит нас не только обрядам поклонения, но и проявлению уважения и заботы о наших братьях и сёстрах по вере.
Пусть же каждый из нас станет примером для других, следуя упомянутым принципам и обучая им своих близких.
Делитесь изложенными в данной статье материалами со своими друзьями, с членами своей семьи и прочими мусульманами. Ведь распространение знаний – это великое благодеяние, которое приносит награду и пользу всем мусульманам, как распространителям знания, так и тем, до кого его доносят.
Мы не должны забывать о том, что уважение к правам других мусульман – это не просто этикет, но и основа крепкой общины, где царит братство и взаимопомощь.
Также крайне важно доносить и разъяснять всё сказанное тем, кто допускает подобные ошибки, с мягкостью и мудростью. Ведь наша цель – исправить положение мусульман, а не упрекнуть, вызвать обиду или спровоцировать ссору.

Да поможет и облегчит Всевышний Аллах нам следование Сунне нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) так, чтобы это приносило благо и нам, и всем окружающим. Амин!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!