بسم الله الرحمن الرحيم
О том, что знание достигается только посредством изучения, а усердие ведёт к достижению цели
О том, что знание достигается только посредством изучения, а усердие ведёт к достижению цели
Со слов Абу Хурайры, Абу ад-Дарды и Му’ауии (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, знание приобретается посредством изучения, [понимание религии (фикъх) – посредством стремления её постичь], а кротость (самообладание) – посредством вырабатывания её в себе. И кто стремится к добру – тому оно будет даровано, а кто остерегается зла – тот будет от него защищён». Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Хильм” (2, 47), ат-Табарани в “Муснад аш-шамийин” (758, 2103), Ибн Шахин в “ат-Таргъиб” (243). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим в силу усиливающих его свидетельств. См. “Фатхуль-Бари” (1/161), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (342).
‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Воистину, никто не рождается учёным. Но воистину, знание приобретается посредством изучения”. Ибн Аби Шейба (27804), Абу Хайсама в “аль-‘Ильм” (115), ар-Рамахурмузи в “аль-Мухаддис аль-фасыль” (стр. 302). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (14/365).
Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Если ты не являешься кротким, то вырабатывай её в себе, и если ты не являешься знающим, то обучайся. Поистине, редко бывает так, чтобы человек подражал каким-то людям, и не становился одним из них”. аль-‘Аскари в “аль-Амсаль”, Ибн аль-Джаузи в “Адаб аль-Хасан аль-Басри” (стр. 47).
Имам ас-Сан’ани в отношении слов: «А самообладание достигается посредством вырабатывания его в себе», сказал: “То есть самообладание не достигается, кроме как посредством расширения души, побуждения себя к нему и усердной борьбы с собой ради приобретения этого качества”. См. “ат-Тануир” (4/186).
Хафиз аль-Мунауи в отношении слов: «И кто стремится к добру – тому оно будет даровано», сказал: “А кто проявляет усердие ради достижения блага, тому Всевышний Аллах дарует это. Ведь тот, кто старается – приобретает”. См. “ат-Тайсир” (1/361).
Упомянутый великий хадис и асары ясно указывают нам на то, что знание не постигается без стремления к нему и без приложенных усилий в обучении.
Они также указывают на то, что тот, кто искренне стремится к чему-либо и по-настоящему желает этого, непременно достигнет своей цели.
Так пусть же невежественные, грубые и безнравственные люди не оправдывают себя тем, что они созданы такими и будто с этим нельзя ничего сделать! Ведь хадисы и асары опровергают подобные глупые оправдания и призывают к самосовершенствованию и усердному труду!