Аль-Гъазали побуждал взывать к планете Сатурн?
Добавлено: 30 авг 2025, 22:40
بسم الله الرحمن الرحيم
Правда ли, что аль-Гъазали побуждал взывать к планете Сатурн?
Правда ли, что аль-Гъазали побуждал взывать к планете Сатурн?
На днях в соцсетях появилась информация со словами явного многобожия (ширк), приписываемая известному шафиитскому факъиху – Абу Хамиду аль-Гъазали.
Автор этих рассылок пишет:
Ну и различные подобные слова неверия и многобожия, взятые из книги «Сирр аль-‘алямин уа кашф ма фи-ддарейн», приписываемой аль-Гъазали.«Обращение к планете Сатурн».
Пишет джахмит аль-Газали:
«Встань в первый час субботнего дня, обратившись лицом на запад, в чёрной или синей одежде, с такими благовониями, как ладан, гармала, гранатовые корки и дикая горчица. Затем, в благоприятное время, когда (планета) находится в своей экзальтации (в астрологии – возвышенное место), произнеси: “О величайший султан и могущественный царь, владыка небесной сферы, чему подчинены звезды, затмевающий, сотрясающий, о Сатурн! Ты — благороднейший из планет, их господин, предводитель и опора. Я прошу тебя дать и даровать мне то благо, что исходит от тебя!”»
К этим словам есть несколько замечаний:
Во-первых, книга «Сирр аль-‘алямин уа кашф ма фи-ддарейн» в действительности не принадлежит аль-Гъазали, а является ложно приписанной ему.
Немало имамов Сунны и исследователей сомневались в том, что данный труд на самом деле принадлежит аль-Гъазали. Более того, некоторые из них прямо утверждали о том, что эта книга ложно приписана ему, на что указывают очевидные факты, о которых с позволения Аллаха я упомяну далее.
На самом деле автор этой книги какой-то еретик из числа батынитов.
Эту книгу издавали в своё время в Иране, в Ираке, в Индии и в Египте. При этом, в зависимости от страны издания отличается и содержимое этой книги.
Данную книгу некоторые шииты упоминали как факт того, что в конце жизни аль-Гъазали перешёл в шиизм.
Прежде, чем ответить на это, следует знать, что у аль-Гъазали на самом деле были различные грубые ошибки в вопросах ‘акыды, однако не такого уровня, чтобы произносить явное многобожие и призывать к этому, да упасёт от такого Аллах!
Его ученик – къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Наш шейх – Абу Хамид аль-Гъазали проглотил философию, а когда захотел её изрыгнуть, не смог сделать этого”. См. “ас-Сияр” (19/327).
Однако наличие тех или иных заблуждений у кого-то из обладателей знания не означает, что ему дозволено приписывать всякую ересь и многобожие, к которым он не имел отношения!
Имам аз-Захаби сказал: «У Абу аль-Музаффара Юсуфа – внука Ибн аль-Джаузи, в его книге «Рияд аль-афхам» в разделе о достоинствах членов пророческой семьи говорится: «Абу Хамид (аль-Гъазали) в своей книге «Сирр аль-‘алямин уа кашф ма фи-ддарейн» упомянул хадис: «Тот, чьим покровителем являюсь я, тому и ‘Али является покровителем», на что ‘Умар сказал ‘Али: «Прекрасно, прекрасно! Теперь ты стал покровителем каждого верующего мужчины и каждой верующей женщины».
После чего Абу Хамид говорит: «И сначала это было принятием и одобрением. Но после этого его одолела страсть из-за любви к власти, формирования войск и распоряжения халифатом, и это побудило их к разногласиям. И они отбросили этот завет и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобрели!»
И он привёл много подобной этой вздорной речи, которую заявляют шииты-имамиты.
И я (аз-Захаби) не знаю, какое у него (аль-Гъазали) оправдание за эти слова?! Но очевидным является то, что он отрёкся от этого и последовал за истиной, ибо этот человек – из океанов знания, а Аллах знает лучше. И это в том случае, если только эту книгу ложно не приписали ему, что вполне вероятно, так как в этом труде содержатся такие пагубные вещи, которые не поддаются исцелению». См. «ас-Сияр» (19/ 328).
Шах ‘Абдуль-‘Азиз ад-Дахляуи, говоря о подлых методах шиитов, сказал: “Они приписывают некоторые труды большим учёным Сунны, труды, переполненные руганью и порочением сподвижников, ересью в отношении мазхаба ахлю-Ссунна. В качестве примера можно привести книгу «Сирр аль-‘алямин». Они приписали эту книгу имаму Абу Хамиду аль-Гъазали и наполнили её ересью”. См. «ат-Тухфа аль-исна ‘ашрийя» (стр. 87).
Исследователи книги «ар-Рауд аль-басим» (1/25) под руководством шейха Бакра Абу Зейда говорили: «В труде «Идах аль-макнун» (2/11) книга «Сирр аль-‘алямин уа кашф ма фи-ддарейн» приписывается к аль-Гъазали. Однако достоверным является то, что эта книга ложно приписана аль-Гъазали».
Во-вторых, касательно фактов, подтверждающих то, что эта книга ложно приписана аль-Гъазали:
1) В книге «Сирр аль-‘алямин» (стр. 6) автор говорит такие слова: «Мне прочёл эти стихи аль-Ма’арри лично».
Но дело в том, что аль-Ма’арри умер в 449 году по хиджре, тогда как аль-Гъазали родился в 450 году по хиджре. Как же он мог прочесть ему собственное сочинение, если аль-Гъазали тогда два ещё даже не родился?!
2) Также в этой книге (стр. 176) автор говорит, перечисляя тех, кого он считает истинными учёными и своими шейхами: «Это – аль-Къаффаль, Абу ат-Тайб, Абу Хамид, и наш устаз Абу-ль-Ма’али аль-Джууейни».
То есть Абу Хамид – это и есть сам аль-Гъазали. Неужто он писал о себе это и называл себя своим шейхом?
3) Также автор этого труда упоминает различные свои работы (стр. 34, 58, 87, 106, 189), которые никогда не принадлежали перу аль-Гъазали. Например, такие труды, как «Насим ат-тасним», «Наджатуль-абрар», «Ма’аиб аль-мазахиб», «ас-Сальсабиль ли-абна ас-сабиль» и т.д. Таких трудов никогда не было у аль-Гъазали.
4) Также автор этой книги в предисловии говорит: «То, что изложено в этой книге – это и есть моё вероубеждение (‘акыда), а то, что изложено в других моих трудах, то это сделано для угождения людям».
Это чистой воды лицемерная и подлая ‘акыда батынитов, но никак не слова самого аль-Гъазали.
Упомянутых примеров достаточно для того, чтобы не просто сомневаться в том, что эта книга принадлежит аль-Гъазали, однако быть убеждённым в том, что это приписанная ему ложь.
Ведь не просто так шейхуль-Ислям Ибн Таймия отвергал то, что аль-Гъазали мог лгать или приписывать саляфам ложь. Более того, он хвалил его, несмотря на его различные отклонения. Так, имам Ибн Таймия говорил: «Он (аль-Гъазали) не был из числа тех, кто намеренно лжёт, ибо его положение было выше этого. Он был одним из величайших людей умом, стремлением к знанию и исследованию вопросов. И когда он высказывался, то был одним из самых великих людей в стремлении к истине. У него есть различные высказывания, отличающиеся красотой и принятием, а также изящное деление и упорядоченность, благодаря которым он считается одним из лучших авторов книг». См. «Баян тальбис аль-джахмийя» (6/127).
Также и имамы Надждийского призыва не раз ссылались на аль-Гъазали в вопросах фикъха и духовного воспитания. Более того, они даже называли его имамом, как это сделали сыновья шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, а также шейх Хамад ибн Насыр Али Му’аммар и шейх ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Хумайд. См. “ад-Дурар ас-санийя” (3/17), (15/9).
Кстати, такфиристы обязаны обвинить в неверии имамов Надждийского призыва, которые называли того, кто призывает к явному многобожию – «имамом»!
Что касается шиитской лжи, что аль-Гъазали перешёл в конце жизни в шиизм, то это клевета. Более того, многие имамы Сунны передавали о том, что в конце жизни аль-Гъазали отказался даже от своих философских заблуждений и обратился к пророческой Сунне.
Так, шейхуль-Ислям Ибн Таймия, упомянув о том, как аль-Гъазали стали постигать сомнения в каляме и философии под конец его жизненного пути, сказал: «После этого он вернулся к пути сторонников хадиса, и умер, изучая «Сахих аль-Бухари». См. «Даръ ат-та’аруд» (1/162).
Также хафиз Ибн Абиль-‘Изз аль-Ханафи сказал: “В конце жизни аль-Гъазали, да помилует его Аллах, пришёл к воздержанию и растерянности в вопросах каляма. Затем он отвернулся от этих путей и обратился к хадисам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и умер со сборником «Сахих аль-Бухари» на груди”. См. «Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауийя» (стр. 208).
В-третьих, обнародователю этих слов аль-Гъазали следовало назвать его сразу же кафиром, а не просто джахмитом. Ведь если аль-Гъазали на самом деле сказал такие слова, то он не просто джахмит, а настоящий мушрик.
Это напомнило мне слова одного заблудшего такфириста-хаддадита, который говорил: «Мурджииты наших дней не делают такфир ни простолюдинам, оправдывая их незнанием; ни обладателем знания, оправдывая их таъуилем».
Ну так покажите нам, как вы делаете такфир обладателям знания, не оправдывая их ничем. Продемонстрируйте же, наконец, вашу храбрость и прямой такфир всем тем, кто из обладателей знания говорил заблуждения и ересь в тех или иных вопросах вероубеждения, как ас-Субки, ас-Суюты, Ибн Хаджар аль-Хайтами, и им подобные.
Если же этот человек заявит, что он сделал такфир аль-Гъазали, тогда возникает другой вопрос: «А кто тебя опередил в этом серьёзном деле из учёных?»
Ведь обнародователь этих скверных слов, приписанных аль-Гъазали, тем самым продемонстрировал то, что видите ли ему стало ведомо нечто, что было скрыто почти 1000 лет от всех имамов Ислама, которые никогда не передавали от аль-Гъазали таких слов, и которые даже если опровергали его философские отклонения, признавали его различные заслуги, как это было упомянуто в словах имама Ибн Таймии и учёных Надждийского призыва, называвшего его имамом.
Не зря имамы Сунны всегда говорили, что ахлю-Ссунна являются самыми милосердными в отношении к людям, даже если они являются заблудшими или врагами. И великая хвала Аллаху за милость Сунны и возможность быть её приверженцем!
Имам Ибн Таймия говорил: “Ахлю-Ссунна в отношении них (приверженцев нововведений) придерживаются справедливости и беспристрастности и не поступают с ними несправедливо, ведь несправедливость запрещена (харам) в абсолютной форме.
Более того, ахлю-Ссунна в отношении каждой из этих сект лучше, чем некоторые из них по отношению друг к другу. И даже в отношении шиитов-рафидитов ахлю-Ссунна лучше и справедливее, чем сами некоторые рафидиты по отношению друг к другу. И это факт, в котором они признаются сами, говоря: «Вы относитесь к нам так справедливо, как мы не относимся друг к другу».
А причина этого в том, что основа, на которой объединились эти секты, является порочной и построена на невежестве и несправедливости. И они объединились в несправедливости по отношению ко всем остальным мусульманам, и стали подобно разбойникам с большой дороги, объединившимся в притеснении людей. И нет сомнений, что знающий и справедливый мусульманин будет справедливее к ним и в отношении них, чем они сами друг к другу.
К примеру, хариджиты объявляют неверными приверженцев Сунны и аль-Джама’а. Также и большинство му’тазилитов объявляют неверными тех, кто противоречит им. Также поступают и большинство рафидитов. А тех, кого они не объявляют неверными, обвиняются в нечестии. Большинство приверженцев нововведений изобретают какое-либо мнение и объявляют неверными тех, кто противоречит им в нём.
Что же ахлю-Ссунна, то они следуют истине от их Господа, с которой пришёл Посланник (мир ему и благословение Аллаха), и они не обвиняют в неверии тех, кто противоречит им. Напротив, они лучше всех знают истину и милосерднее всех к творениям, как описал Аллах мусульман словами: «Вы являетесь наилучшей из общин, появившейся среди людей» (3: 110).
А Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “(Это значит): лучшие из людей для людей”. аль-Бухари (4557)”. См. “Минхадж ас-Сунна” (5/157-158).