Страница 1 из 1

Дозволенность имени «Иман»

Добавлено: 15 ноя 2025, 23:48
Suleyma
Ассаляму алейкум.
Дозволено ли имя "Иман"?
Может быть есть слова учёных на этот счёт?

Дозволенность имени «Иман»

Добавлено: 25 ноя 2025, 05:17
A'mash
Уа алейкум салям.

Следует знать, что нельзя нарекать ребёнка именем, которое содержит в себе смысл самовосхваления.
Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал, что Зейнаб бинт Аби Саляма (да будет доволен ею Аллах) спросила его: “Как ты назвал свою дочь?”
Он сказал: “Я назвал её Барра (набожная, благочестивая)”.
Она сказала: “Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал это имя! Меня тоже сначала звали Барра, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не восхваляйте самих себя! Аллах знает тех из вас, кто является благочестивым».
Ему сказали: «А как нам назвать её?»
Он ответил: «Назовите её Зейнаб»
. Абу Дауд (4953). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (210).

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Нельзя именовать ребёнка именем с плохим значением, или же именем, содержащим смысл самовосхваления, или же именем, имеющим значение ругани”. См. “Фатхуль-Бари” (10/577).

Что же касается вопроса: «Дозволено ли называть девочку именем Иман?»
То это вопрос разногласия среди учёных.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности называть девочку «Иман», он ответил: “Я считаю, что в имени «Иман» содержится самовосхваление. Достоверно передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сменил имя Барра, опасаясь самовосхваления. К тому же имя Иман ближе к мужским именам, а не женским, поскольку слово «Иман» мужского рода”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (3/87).
Когда шейха ‘Абдур-Рахмана аль-Баррака спросили о дозволенности нарекать девочек именами Иман, Такъуа, Рахма, он сказал: “Среди имён есть такие, в которых содержится чрезмерность в возвеличивании, а именно: Такъуа и Иман. Помимо того, что в этом есть умаление смысла этих великих шариатских понятий «богобоязненность» и «вера». Поэтому не следует называть этими двумя именами детей.
Что же касается имени Рахма, то нет никакой нежелательности в том, чтобы называть так девочку”
. См. “Фатауа аш-шейх аль-Баррак” (21/11/1425 г.х.).
Что касается шейха Салиха аль-Фаузана, то он считал, что называть девочку «Иман» не запрещено, но лучше этого не делать.
Что касается шейха Ибн База, то относительно таких имён, как Худа, Нур, Иман, Ду’а, он ответил: “Я не знаю в этом проблем”.
Также учёные Постоянного комитета говорили: “Мы не знаем шариатского запрета на то, чтобы называть девочку «Иман»”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (№ 12303).

Как стало ясно, этот вопрос является спорным среди учёных. И будет проявлением осторожности не называть девочку именем «Иман», чтобы выйти из разногласия учёных. К тому же максимум, что можно сказать об этом имени, что оно просто дозволено, а из хороших и дозволенных имён есть очень много того, что избавляет от надобности прибегать к имени, относительно запретности которого было разногласие.
Аллаху а’лям.