Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух.
ZulHidzha писал(а):Получает ли мусульманин грех за то,что делает гыйба на немусульманина?
Есть разногласие на этот счет среди ученых.
Одни ученые говорили, что гъиба харам в отношении любого человека, так как это тяжкий грех сам по себе и не важно в отношении кого он совершается, будь это мусульманин или же кафир. Т.е. как прелюбодеяние, которое запрещено в основе, и не важно с кем его совершать, с мусульманами или с неверными.
Другие ученые не согласились с этим мнением и сказали, что честь, жизнь и имущество кафиров в основе не запретно, кроме как договором, или принятием ими Ислама, и поэтому они запрещали делать гъиба только в отношении тех неверных, с которыми у мусульман договор, будь это договор о перемирии, договор с гарантией безопасности или же выплатой джизии.
См. "Асна аль-маталиб" 3/116.
А третьи сказали, что гъиба запрещена только в отношении мусульман, так как именно это определение сделано самим посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Абу Хурайра рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
«Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали:
“Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Это упоминание о твоем брате тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил:
“А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил:
«Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.
Имам Ибн аль-Мунзир об этом хадисе сказал:
"В нем довод на то, что тот, кто не является тебе братом в религии из числа иудеев, христиан и прочих религий, или кого его нововведение перевело в иную религию, то нет за него гъиба!" См. "аз-Зауаджир" 2/561, "Рух аль-ма'ани" 26/161.
Но нет сомнения в том, что гъиба следует избегать как таковой, в чей бы адрес это не было, так как человек привыкает к гъиба и переходит с кафиров и нечестивцев на праведных мусульман, сам этого не замечая. Если же человек делает гъиба в отношении кафиров для пользы, как предостережение, приводит пример связанный с ним для урока остальным и т.п., то в этом случае это не запретное гъиба.
Уа-Ллаху а'лям.
Есть ли разница между тем-обсуждать правителя-немусульманина и обсуждать за спиной простого неверного?
А какая разница между простым кафиром и правителем-кафиром?!
Оба они кафиры и имеют одинаковое постановление.
Однако вопрос в том, какова польза от этого?