Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Само по себе салам с рукопожатием имеет место в Сунне, и это весьма хорошее деяние. Со слов Хузайфы сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если один правоверный встретив другого, поприветствует его словами мира, возьмет его за руку и пожмет ее, то прегрешения обоих осыпятся с них подобно тому, как осыпаются листья с дерева». ат-Табарани в “аль-Аусат”. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 526.
Однако, что касается рукопожатия именно после намаза, а тем более когда это уже несет в себе постоянный характер, то на это необходимо довод!
Более того, многие имамы и ученые порицали это и называли нововведением:
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: "Рукопожатие после молитвы не является узаконенным, напротив, это является нововведением". См. "Маджму'уль-фатауа" 23/339.
Ханафитский имам - Ибн 'Абидин передал от некоторых факъихов из числа ханафитов, что они говорили: "Рукопожатие порицаемо после завершения молитвы в любом случае, потому что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не пожимали руки после молитвы, а также потому что это из деяний рафидитов!" См. "Хашия Ибн 'Абидин" 6/381.
Сказал Ибн аль-Хадж аль-Малики: “Следует запрещать то, что было внесено из рукопожатий после утренней молитвы, послеобеденной и пятничной молитв. Более того, некоторые люди из числа наших современников стали делать это после всех пятикратных молитв. Всё это является нововведением! Место для саляма в Шариате – это когда мусульманин встречает своего брата, а не после завершения пятикратных молитв. Всё это относится к нововведению! И мы используем это (салям) в тех случаях, в которых это узаконил Шариат, а всё иное запрещаем, как и следует порицать того, кто поступает так из-за его противоречия Сунне”. См. "аль-Мадхаль" 2/223.
Когда шейха Ибн База спросили про рукопожатие после молитв, он ответил: “То, что совершают люди из числа устремления к рукопожатию после обязательной молитвы сразу же после второго саляма, то я не знаю этому поступку основания. Более того, это является порицаемым по причине отсутствия довода на правомочность этого. И для молящегося является узаконенным в этот момент устремиться к узаконенным словам поминания Аллаха, как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после обязательной молитвы”. См. “Фатауа Ибн Баз” 11/199.
Спросили шейха Ибн Усаймина: "Каково ваше мнение относительно рукопожатия и слов "такъаббаля-Ллах" после завершения молитвы сразу же?"
Он ответил: "Нет никакой основы для рукопожатия и слов "Такъаббаля-Ллах" после завершения намаза! Подобное не передается ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из сподвижников!" См. "Фатауа аркан аль-Ислям" 336.
Шейх аль-Альбани говорил: "Что касается рукопожатия после завершения молитвы, то это, без сомнения является нововведением, если только двое не встретились до молитвы и обмениваются рукопожатием после молитвы, как это делается при встрече. В таком случае это является Сунной". См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1/53.
Шейх Машхур в своей книге "Ошибки молящихся" писал: "Мы не знаем кого-либо из сподвижников или праведных саляфов, да будет доволен ими Аллах, кто бы после завершения намаза поворачивался бы направо или налево, здороваясь за руку и поздравлял с принятием молитвы. И никто из них такого не делал, и ничего такого до нас не дошло даже со слабым иснадом". Затем он сказал: "Наоборот, дошло до нас от обладающих знанием, что такое рукопожатие является нововведением! И тут следует упомянуть, что не дозволено мусульманину прерывать тасбих, который делает его брат мусульманин, кроме как по шариатской причине! И мы наблюдаем причинения неудобства многим мусульманам, которые делают узаконенный после обязательных молитв тасбих, когда с права и слева тянутся руки!" И он сказал: "Возьми мягко и спокойно его руку и разъясни ему то, что это рукопожатие является нововведением. Это рукопожатие - нововведение, с которым необходимо покончить, однако следует это делать с помощью мудрости и хорошего увещевания". См. "Ахтауль-мусаллин" 107-108.