Некоторые положения связанные с очищением землей (таяммум)
О том, что дозволено очиститься чистой землей при отсутствии воды или в случае, когда человек опасается заболеть или усугубить болезнь или умереть от использования воды при большом или малом омовении
Всевышний Аллах сказал:
"Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6
Джабир ибн 'Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "
Однажды один человек во время нашего похода ударился о камень и разбил себе голову, затем у него во сне произошла поллюция, и он спросил своих спутников: "Могу ли я совершить очищение песком (
таяммум)
?". Они сказали: "Мы не находим для тебя исключений, поскольку ты сможешь искупаться водой". Затем он искупался и умер. А когда мы вернулись к Пророку ﷺ и рассказали ему об этом, он сказал: "Они убили его, да погубит их Аллах! Неужели они не могли спросить то, чего не знали! Ведь поистине, лекарством от незнания является вопрос!"".
Абу Дауд, 336; ад-Даракъутни, 1/69. Имам Ибн ас-Саккан и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "
Однажды во время похода Зат ас-Салясиль в холодную ночь у меня произошла поллюция. Я переживал, что если я искупаюсь, то погибну. Поэтому я совершил таяммум и сделал молитву со своими спутниками. Затем они рассказали об этом посланнику Аллаха ﷺ, и он мне сказал: "О 'Амр, ты совершил молитву со своими спутниками, будучи оскверненным?". Тогда я рассказал ему о том, что произошло, и добавил: "Поистине, я слышал слова Аллаха:
"И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!"
Сура "ан-Ниса", 4:29
А посланник Аллаха ﷺ засмеялся и ничего не сказал".
Абу Дауд, 334; ад-Даракъутни, 693; аль-Байхакъи, 1110. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Таким образом, тот, кто не может найти воду для совершения омовения, или кому её использование может принести вред, как, например, использование воды больным может осложнить его болезнь, либо оттянуть исцеление и т.п., или же если вода очень холодная, а нагреть ее нет возможности, то по единогласному мнению, ему разрешается очиститься чистой землей, о чем передали имам ан-Науауи и аш-Шаукани.
См. "аль-Маджму'", 2/300; "Найль аль-аутар", 1/301.
Однако факъих нашего столетия – шейх Ибн 'Усаймин сделал важное замечание о том, что существует разница между неудобством и нанесением вреда здоровью из-за использования холодной воды, ибо простое неудобство от использования холодной воды не может быть законным основанием для очищения землей.
См. "Маджму' фатауа Ибн 'Усаймин", 7/241.
Какой землей можно совершать таяммум?
Всевышний Аллах сказал:
"... и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле (са'ид) и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6
Ученые разошлись относительно того, какой землей можно совершать таяммум. Однако использованное в аяте слово "
са'ид", служит для обозначения любого вида почвы и поэтому для очищения можно использовать чистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на нем песок или нет.
См. "аль-Мисбах аль-мунир", 340; "Тафсир ат-Табари", 15/196.
Шейха Ибн 'Усаймина спросили, о больном человеке, который не может найти землю, может ли он для очищения использовать стену, а также домашнюю мебель?
Шейх ответил: "
Если стена построена из земли, будь это камень или глина, разрешено использовать ее для очищения. И если это стена покрыта деревом или краской, и на ней есть пыль, то ее также можно использовать для очищения, и в этом нет проблем. Это будет подобно тому, кто очищается землей, так как пыль является частью земли. А если на ней нет пыли, то она не является землей и нельзя использовать ее для очищения. А относительно мебели мы говорим: если на ней есть пыль, то используется для очищения, в противном случае нельзя, потому что она не является землей".
См. "Фатауа ат-тахара", стр. 240.
Такого же мнения были ученые ханафитского толка.
См. "Бадаи' ас-санаи'", 1/53.
Как правильно очищаться землей?
Обтирать землей следует только лицо и кисти рук до запястий, о чем свидетельствуют Коран и Сунна.
Всевышний Аллах сказал:
"... направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6
В этом аяте Аллах, упомянув руки, не сделал каких-либо дополнительных разъяснений, как это сделано при описании порядка совершения омовения: "
умойте ваши лица и ваши руки до локтей", а при упоминании о руках без дополнительных разъяснений имеются в виду только кисти рук, доказательством этому служат слова Всевышнего:
"Вору и воровке отсекайте руки"
Сура "аль-Маида", 5:38
И все ученые единогласны во мнении о том, что отсекать руку за воровство следует именно до запястья.
Итак, это священное откровение свидетельствует о том, что обтирать руки следует до запястий, и если бы была необходимость обтирать руки выше запястий, то Аллах разъяснил бы это.
Также доказательством этому служат достоверные хадисы, в которых подробно описывается форма очищения землей.
Са'ид ибн 'Абдур-Рахман ибн Абза передал со слов своего отца: "
Как-то раз к 'Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) явился какой-то человек, который сказал: "Поистине, я осквернился и не могу найти воды (для очищения)". Услышав это, 'Аммар ибн Ясир сказал 'Умару ибн аль-Хаттабу: "Помнишь ли ты, как однажды, когда оба мы были в пути, ты не молился (из-за отсутствия воды), а я катался по песку, после чего совершал молитву? И я рассказал об этом Пророку ﷺ который сказал: "Поистине, тебе достаточно было бы сделать так", а потом Пророк ﷺ легко ударил ладонями о землю, подул на них и протер себе лицо и кисти рук".
аль-Бухари, 338.
В версии хадиса Муслима сказано: "
Однажды Пророк ﷺ отправил меня с неким поручением. Во сне у меня произошло семяизвержение. Я не нашел воду и начал валяться в песке, как это делают животные. Вернувшись к Пророку ﷺ, я рассказал ему об этом, и он сказал: "Достаточно было сделать руками вот так". Он один раз ударил ладонями о землю, затем потер левую ладонь о правую, после чего обтер тыльную сторону кистей и лицо".
Муслим, 368.
Эти хадисы однозначно свидетельствуют о том, что при очищении землей следует всего один раз прикоснуться ладонями к земле, протереть ими лицо, а также тыльную и ладонную части кистей. Что же касается обтирания рук до локтей или до подмышек, то все предания на эту тему слабые.
См. "Фатх аль-Бари", 1/530.
Также в этих хадисах указание на то, что прикасаться к земле для совершения таяммума следует всего один раз, после чего протереть и лицо и кисти рук.
А что касается хадиса: "
Таяммум совершается двумя ударами о землю – один для лица и другой для рук до локтей (
аль-Хаким, 1/179; аль-Байхакъи, 1/207) - то этот хадис является слабым.
И нет ни одного достоверного хадиса, указывающего на то, что прикасаться к земле следует больше, чем один раз.
См. "Сахих фикъху-Сунна", 1/203.
Что же касается произнесения слов "
бисми-Ллях" в начале очищения землей, то нет на это никакого указания.
См. "Ахкам ат-Тахара", 12/359-366, ад-Дыбьяна.
Что следует протирать первым при совершении таяммума – лицо или кисти рук?
Ученые разногласили относительно этого вопроса. Некоторые считали, что обязательным является соблюдение последовательности, начиная протирание с лица, а затем - руки. Это мнение шафиитов и ханбалитов.
См. "Мугъни аль-мухтадж", 1/99; "аль-Инсаф", 1/287.
При этом сторонники этого мнения опирались на то, что во всех хадисах о совершении таяммума Пророком
ﷺ упоминается протирание сначала лица, а затем рук. А что касается версии Муслима, в которой говорится, что Пророк
ﷺ сначала протер кисти рук, а затем лицо, то это является ошибкой передатчика. Имам Ахмад сказал: "
Версия Абу Му'ауии, переданная от аль-А'маша, что сначала Пророк ﷺ протер кисти рук, а затем лицо, является ошибкой".
Ибн Раджаб в "Фатхуль-Бари", 2/292.
Другое мнение состоит в том, что последовательность не является обязательной при таяммуме, и нет разницы, с чего начинать протирание, с лица или рук. Это мнение ханафитов, маликитов и одно из мнений ханбалитов.
См. "аль-Мабсут", 1/121; "Мауахиб аль-джалиль", 1/356; "Хуляса аль-фикъхия", 42.
Что же касается мнения о том, что сначала следует протирать кисти рук, а затем лицо, то оно передается от аль-А'маша.
См. "аль-Мухалля", 1/379.
Приведя мнения всех сторон, шейх ад-Дыбьян выбрал то, что последовательность в таяммуме не является обязательной, так как на обязательность этого нет довода. А в основе вещь не является обязательной, кроме как при наличии указания на это.
См. "Ахкам ат-Тахара", 12/356.
Однако все же лучше начинать протирание с лица, так как подобным образом человек избегает сомнительного, выходит из разногласий и не противоречит текстам аята и хадисов. А Аллах ведает обо всем лучше!
О близости с женой при отсутствии воды
Если человек в состоянии ритуального очищения, может ли он вступить в половую связь с женой, и нарушить его, зная, что не сможет очиститься полноценно водой? К примеру, человек не может искупаться из-за сильного холода, но омовение совершить может, или же недостаточно воды, чтобы искупаться, а для омовения ее достаточно. Должен ли он в подобной ситуации заботиться о сохранении ритуальной чистоты и не вступать в близость с женой?
Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу.
Группа ученых считала, что в подобной ситуации нежелательным вступать в близость с женой, если только нет опасности, что воздержание может навредить ему. Это мнение маликитской правовой школы и одно из мнений Ахмада.
См. "аль-Мунтака", 1/109; "Хашия ад-Дасуки", 1/161; "аль-Хараши", 1/198; "аль-Мугъни", 1/171.
Эти ученые сказали, что если нет сильной нужды, то половая близость нежелательна, так как этим нарушится ритуальная чистота, достигнутая с использованием воды, и заменяется очищением землей, и человек лишится ритуальной чистоты, достигнутой с использованием воды, имея возможность сохранить ее.
Другая группа ученых высказала мнение о запрете, среди которых был имам аз-Зухри. Ибн Уахб передал от Юнуса, что Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: "
Мужчина не должен вступать в близость с женой в пустыне, если не знает, что у него есть вода (для очищения)".
См. "аль-Мудаууана", 1/31.
Они основывались на том, что человеку запрещается выливать воду, которая у него есть, и лишать себя возможности очиститься водой, а затем очищаться землей. Если же он поступит так, то станет одним из неповинующихся. И подобно этому то, когда человек находится в состоянии ритуальной чистоты, достигнутой с использованием воды, и он намеренно нарушает ее выпуском газа, или исправлением малой или большой нужды (случаи, когда это совершается вынужденно, не считаются). В этом случае также не дозволяется намеренно нарушать ритуальную чистоту, достигнутую с использованием воды, так как нельзя прибегать к очищению песком имея возможность сохранить ритуальную чистоту, достигнутую с использованием воды, если только воздержание не навредит ему.
Некоторые ученые сказали: "
Если мужчина не вступал в половую связь с женой четыре ночи, то он может сделать это, а если три дня или меньше этого, то пусть не сближается с ней". Таким было мнение 'Ата и аль-Ауза'и.
См. "аль-Мугъни", 1/171.
Однако эти разделения не опираются на какой-либо довод из Корана и Сунны.
Другие ученые сказали, что в подобных ситуациях нет проблем вступать в половой акт с женой, и это суждение ханафитской, шафиитской и ханбалитской правовых школ, и этому мнению отдал предпочтение имам Ибн Хазм.
См. "Шарх аль-'Умда", 1/379; "аль-Мугъни", 1/171; "Инсаф", 1/263; "Кашшаф аль-Кина'", 1/161; "аль-Мабсут", 1/117; "аль-Бахр ар-Раик", 1/147.
В книге "аль-Фатауа аль-Хиндия" сказано: "
Путник может иметь сношение с женой, даже если знает, что он не найдет воды (для очищения)".
См. "аль-Фатауа аль-Хиндия", 1/31.
Имам аш-Шафи'и сказал: "
Путник и пасущий верблюдов далеко от дома, не имеющие воды, могут сближаться с женами. Если мужчина и женщина помоют свои половые органы, затем очистятся землей, то это очистит их от осквернения, и они могут продолжать так очищаться до тех пор, пока не найдут воду, а как найдут воду, они обязаны совершить большое омовение".
См. "аль-Умм", 1/61.
Имам ан-Науауи сказал: "
Наши сторонники единогласны относительно дозволенности сношения с женой (тем, кто не имеет воды) и не видят в этом порицания. Они сказали: "Если он может, то пусть помоет свой половой орган и очистится землей, затем совершит молитву. Молитва, совершенная им, будет действительной и он не обязан возмещать ее"".
См. "аль-Маджму'", 2/241.
Это мнение передается от Ибн 'Аббаса, Джабира ибн Зайда, аль-Хасана аль-Басри, Са'ида ибн Мусайиба, Катады, Суфьян ас-Саури, и это мнение шейхуль-Ислам Ибн Таймия посчитал наиболее верным.
См. "аль-Мусаннаф", 1038, 1041, 1046; Ибн Абу Шайба, "аль-Мухалля", 1/365; "Тасхих аль-Фуру'", 1/209.
Доводы их следующие:
Слова Всевышнего Аллаха:
"Если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6
Это священное откровение ясно свидетельствует о дозволенности полового акта при отсутствии воды.
Дозволенность принимается за основу в том, что касается полового акта с женой и наложницей, и не дозволено запрещать это или делать какие-либо исключения, кроме как на основании доказательств. А исключением являются только следующие случаи: когда у женщины менструация, когда человек находится в состоянии ихрама, и в случае объявления своей жены запретным для себя, пока не искупит сказанное им
1.
1. Всевышний Аллах сказал:
"Те из вас, которые объявляют своих жен запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жены – не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах – Снисходительный, Прощающий. Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков"
Сура "аль-Муджадаля", 58:2-4
Ибн ‘Аббас в отношении аята: "
Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного", сказал: "
Это когда он говорит ей: "Ты для меня как спина моей матери", после чего она становится запретной для него до тех пор, пока он не искупит сказанное".
См. "Тафсир аль-Къуртуби", 17/281.
В толковании слов Всевышнего: "
... прежде, чем они прикоснутся друг к другу", имам аль-Къуртуби сказал: "
То есть, вступать в половой акт с женой. Не дозволяется половой акт тому, кто объявил свою жену запретной, пока не искупит сказанное, а если он совокупиться с ней, то ослушается Всевышнего и совершит грех".
См. "Тафсир аль-Къуртуби", 17/283.
Итак, муж обязан избегать половой связи с женой, которую отверг, пока не искупит сказанное им, освободив одного верующего раба или одну верующую рабыню. А если же не сможет освободить раба, из-за того, что у него нет рабов либо нет денег на то, чтобы их приобрести, то ему надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва. А если не может соблюдать пост, то надлежит ему накормить шестьдесят бедняков.
Однажды Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку
ﷺ, находясь в состоянии полового осквернения
2, Пророк
ﷺ попросил принести воды для него, после чего Абу Зарр скрылся и искупался. Затем Пророк
ﷺ сказал ему: "
Поистине, чистая земля является омовением для мусульманина, даже если он не сможет найти воду в течение десяти лет. А когда он найдет воду, то пусть даст ей прикоснуться к его коже, ибо в этом благо".
ат-Тирмизи, 124. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. "Фатхуль-Бари", 1/283; "Ируа аль-гъалиль", 153.
2. В других версиях этого хадиса сообщается, что Абу Зарр по велению Пророка ﷺ поселился в пустыне, и жил в местечке Рабаза. Случалось, что у него не было воды на протяжении нескольких дней. В один из таких случаев он вернулся в Медину, и когда пришел к Посланнику Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ поприветствовал Абу Зарра, но он не ответил на его приветствие. Пророк ﷺ повторил слова приветствия несколько раз, и тогда Абу Зарр ответил, что находится в состоянии полового осквернения.
Также в одной из версии, передается, что он сообщил Пророку ﷺ, что из-за отсутствия воды бывало не совершал молитву пять - шесть дней, на что Пророк ﷺ ответил: "Поистине, чистая земля – омовение для мусульманина". См. "ат-Тальхыс", №210; "аль-Мустадрак", №627.
В этом хадисе содержится сразу несколько указаний в пользу обсуждаемого вопроса:
-
первым указанием является то, что чистая земля является омовением для мусульманина, в другой версии говорится: "
очищением для мусульманина". Данное положение распространяется на очищение, как от малого осквернения, так и большого, поскольку эти слова имеют общий смысл. И раз очищение песком замещает омовение, то значит, такое очищение является полноценным.
-
вторым указанием является то, что Посланник Аллаха
ﷺ не спросил Абу Зарра, о том, как он осквернился, был ли половой акт, или же была поллюция. Это указывает на то, что на оба случая распространяются действия одних и тех же установлений, и независимо от того, каким образом осквернился человек, ему дозволено очиститься песком. Если бы было иначе, то Пророк
ﷺ непременно спросил бы его, чтобы узнать каким образом он осквернился, и запретил бы нарушать ритуальную чистоту половым актом, и указал бы, что можно очищаться песком в случае, если половое осквернение произошло по причине поллюции.
Муджахид рассказывал: "
Однажды мы вместе с Ибн 'Аббасом (да будет доволен им Аллах) были в пути, и с ним была его невольница. Он отстал от нас и сблизился с ней, а затем догнал нас и спросил: "Есть у вас с собой вода?". Мы ответили: "Нет". И тогда он сказал: "Я это знал", и очистился землей".
См. "аль-Мусаннаф", №1046. Это сообщение является хорошим в силу существования других. См. "Ахкам ат-Тахара", 12/94-95.
После приведения доводов всех сторон становится ясным, что мнение о дозволенности очень сильное, а мнения тех, кто говорит о запрете или нежелательности не подтверждаются шариатскими доводами. А так как в основе обсуждаемого вопроса лежит дозволенность, то пока не будет предоставлен прямой довод на запрет или исключение, основа остается неизменной.
Можно ли после близости заменить полное омовение очищением землей (таяммум) по причине холода?
Спросили шейхуль-Ислама Ибн Таймию относительно женщины, которая далеко от бани (ванной) и лишившись полного омовения, она опасается искупаться в доме по причине холода: "
Может ли она очиститься землей и совершить молитву? И если ее муж возжелает близости с ней, но опасается холода для себя и нее, то можно ли им совершить таяммум, или при возможности следует искупаться? А может в таком случае им следует оставить половой акт?".
Шейхуль-Ислам ответил: "
Тот, кто осквернился по причине поллюции или полового акта, обязан совершить полное омовение, а затем молитву. Если же он не способен совершить полное омовение по причине отсутствия воды или же по причине нанесения вреда в случае использования воды, как например больной, чья болезнь может усугубиться, или при холодном ветре есть опасение заболеть головной болью, простудой или насморком, то ему следует совершить таяммум и затем молиться. И нет разницы в этом между мужчиной и женщиной. И нельзя оттягивать совершение молитвы из установленного для нее времени. И женщина не должна препятствовать мужу в близости, он вступает с ней в близость, и если она в состоянии искупаться, то купается, а если нет, то совершает таяммум. И то же самое касается и мужа".
См. "Маджму'уль-фатауа", 21/443.
Однако, если есть возможность подогреть холодную воду, нельзя прибегать к очищению землей, поскольку это является исключением, к которому прибегать можно только при необходимости, как отсутствие воды или трудность!
ИСТОЧНИК