Торговля в мечети

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Торговля в мечети

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ассаляму 'алейкум уа рахматуЛЛАh.
во многих мечетях внутри есть отдельные магазины, в которых продают книги, благовония и т.д. В некоторых мечетях этот "магазин" на первом этаже, а молельный зал на втором этаже, но всё это в одном здании мечети. В других мечетях в самом молельном зале есть отдельная комната, в которой продают.
Дозволена ли такая торговля?
А торговля в самом молельном зале доволена (разговоры о том, что у кого-то есть какой-то товар, и он интересуется не хочет ли кто-нибудь его купить и т.д.)?
ДжазакумуЛЛАhу хайра
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Торговля в мечети

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Ибн Мурад Дагъистани писал(а):во многих мечетях внутри есть отдельные магазины, в которых продают книги, благовония и т.д. В некоторых мечетях этот "магазин" на первом этаже, а молельный зал на втором этаже, но всё это в одном здании мечети. В других мечетях в самом молельном зале есть отдельная комната, в которой продают.
Дозволена ли такая торговля?
А торговля в самом молельном зале дозволена (разговоры о том, что у кого-то есть какой-то товар, и он интересуется не хочет ли кто-нибудь его купить и т.д.)?

Ответ, с дозволения Аллаха, переведу с фетв постоянного комитета больших учёных:

Торговля в мечети


Вопрос 3-ий из фетвы № 11967:
- Много мечетей в Америке построены так, что есть там отдельная комната для молитвы и есть комната, кот. присоединена (ны) к ней. Можно ли торговать (продавать и покупать) в этой комнате для пользы самой же мечети ???
А так же можно ли торговать в самом зале для молитв или же объявлять о продаже или покупке в ней или обговаривать дела связанные с этим ???

Ответ:
"Не дозволено продавать и покупать, так же объявлять об этом, или о делах связанных с этим в зале определенном для молитвы, кот. присоединена к мечети. Т.к. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا رأيتم من يبيع أو يبتاع في المسجد فقولوا: لا أربح الله تجارتك

"Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле !"

(хадси приводят имам ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность)
Так же в этом хадисе пришло, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
من سمع رجلا ينشد ضالة في المسجد فليقل: لاردها الله عليك

"А кто услышит человека, кот. возвещает о потери в мечети, то пусть скажет: "Да не вернет тебе Аллах !"


Что касается комнаты, кот. присоединена, то тут есть тафсыль:
Если она заходит в определение мечети (в саму мечеть), то её хукм, как хукм мечети. И о ней такой же ответ, как и о зале для молитвы.
Если же она будет за пределами мечети, и даже если дверь её будет в мечеть, то её хукм не такой как у мечети. Т.к. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил с 'Аишей в комнате, кот. была присоединена к мечети, но у неё не было статуса мечети.
Успех от Аллаха, да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников".

(муфтий - абдуль-'Азиз ибн Баз, зам. - 'абдуРразак аль-'Афифий)

Вопрос 11-ый из фетвы № 12087:
- Можно ли продавать книги и мясо в мечети ?

Ответ:

"Не дозволен продавать и покупать в мечети, как пришло у имама ат-Тирмизий, в хадисе от абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا رأيتم من يبيع ويبتاع في المسجد فقولوا: لا أربح الله تجارتك، وإذا رأيتم من ينشد فيه ضالة، فقولوا: لارد ها الله عليك

"Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле ! А если услышите человека, кот. возвещает о пропаже в мечети, то скажите: "Да не вернет тебе Аллах !"

(хадси приводят имам ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность)
(муфтий - абдуль-'Азиз ибн Баз, зам. - 'абдуРразак аль-'Афифий)
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Торговля в мечети

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

брат ДжазакаЛЛАhу хайра
abu zeinab писал(а):Если она заходит в определение мечети (в саму мечеть), то её хукм, как хукм мечети.
а как определить входит эта комната в саму мечеть или нет :D?
Аватара пользователя
Sule
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 27 янв 2009, 15:23
Откуда: Стерлитамак

Re: Торговля в мечети

Сообщение Sule »

السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Разрешите немного скорректировать перевод:
من ينشد فيه ضالة
Это не про пение нашид, а про объявление о поиске потерянной вещи.
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Торговля в мечети

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Ибн Мурад Дагъистани писал(а):а как определить входит эта комната в саму мечеть или нет ?

Шейх ибн Баз, рахимухуЛлах, дал же определение этому.
Если эта комната будет иметь общую дверь с мечетью, то она входит в хукм мечети.
Если же у неё еще будет своя дверь с улицей, то уже не будет иметь этого хукма, как с домом 'Аишы, да будет доволен ею Аллах.
Sule писал(а):Разрешите немного скорректировать перевод:
من ينشد فيه ضالة
Это не про пение нашид, а про объявление о поиске потерянной вещи.

БаракаЛлаху фикум. Это моя невнимательность была, я исправил по милости Аллаха это.
И хотел еще привести здесь хадис, в кот. как раз именно упоминается о нашидах или стихах, где от 'абдуЛлаха ибну 'Амра передается, что:

نَهَى عَنِ الشِّرَاءِ وَالْبَيْعِ فِى الْمَسْجِدِ وَأَنْ تُنْشَدَ فِيهِ ضَالَّةٌ وَأَنْ يُنْشَدَ فِيهِ شِعْرٌ وَنَهَى عَنِ التَّحَلُّقِ قَبْلَ الصَّلاَةِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ

"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал торговлю в мечети, возвещение о пропаже, и чтение стихов (нашидов), и запрещал собираться в кружки перед молитвой джум'а"

(приводит его абу Дауд, 1081, и шейх Альбаний назвал его хасан)
"Чтение стихов" - имеется в виду порицаемых, не те, в кот. упоминается зухд (отстранение от мирского), мудрость и т.п., как сказал об этом имам аль-Манауи, в "тайсир бишарх аль-джами' ас-сагыйр".
"Собираться в кружки" - т.е. ломать ряды, сидеть не ровно, вместо того, что поминать Аллаха, совершать больше поклонения и ждать выхода имама.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тому кто возвещал о пропаже верблюда:

لا وَجَدْتَ ؛ إنَّمَا بُنِيَتِ المََسَاجِدُ لِمَا بُنِيَتْ لَهُ

"Ты не найдешь. Поистине мечети были построены не для этого (или для того, для чего были построены)"
(приводит имам Муслим)
Т.е. для поминания Аллаха, для молитв, для собраний мусульман, для поклонения и выстаивания ночных молитв и т.д.
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re: Торговля в мечети

Сообщение Муслим »

Ас-Саляму аляйкум.
abu zeinab писал(а):
من سمع رجلا ينشد ضالة في المسجد فليقل: لاردها الله عليك
"А кто услышит человека, кот. возвещает о потери в мечети, то пусть скажет: "Да не вернет тебе Аллах !"
Один брат переводит этот хадис так: Нельзя (так)! Пусть Аллах вернет тебе!
Насколько допустимо такой перевод/понимание?

Как я понял это как в аяте: Ля укъсиму бихазальбаляд - Не "Не клянусь этим городом", а "Нет, клянусь этим городом".

И говорит, что выражение "Да не вернет тебе Аллах !" будет по-арабски "Маа роддаха Аллаху аляйка".
Как я понял это как в аяте: "уа маа каана миналь-мушрикин" или же "уа маа холякънас-самауати уаль-ардо уа маа байнахума ляаъибун"

Допустимо ли такой перевод? Если да, то получается на 180 градусов может измениться смысл! Какой же из них правильный?
aabid
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 июн 2010, 09:26

Re: Торговля в мечети

Сообщение aabid »

abu zeinab » Сб 11 сен 2010, 14:18

Ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Ибн Мурад Дагъистани писал(а):
а как определить входит эта комната в саму мечеть или нет ?

Шейх ибн Баз, рахимухуЛлах, дал же определение этому.
Если эта комната будет иметь общую дверь с мечетью, то она входит в хукм мечети.
Если же у неё еще будет своя дверь с улицей, то уже не будет иметь этого хукма, как с домом 'Аишы, да будет доволен ею Аллах.
ТАКОГО ИБН БАЗ ЖЕ НЕ ГОВОРИЛ ВОТ ЧТО ОН СКАЗАЛ ИЗ ВАШЕЙ ЖЕ СТАТЬИ:

abu zeinab
Что касается комнаты, кот. присоединена, то тут есть тафсыль:
Если она заходит в определение мечети (в саму мечеть), то её хукм, как хукм мечети. И о ней такой же ответ, как и о зале для молитвы.
Если же она будет за пределами мечети, и даже если дверь её будет в мечеть, то её хукм не такой как у мечети. Т.к. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил с 'Аишей в комнате, кот. была присоединена к мечети, но у неё не было статуса мечети.
Успех от Аллаха, да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников".
(муфтий - абдуль-'Азиз ибн Баз, зам. - 'абдуРразак аль-'Афифий)
КАК ПОНЯТЬ ЭТИ СЛОВА: Если же она будет за пределами мечети, и даже если дверь её будет в мечеть, то её хукм не такой как у мечети. Т.к. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил с 'Аишей в комнате, кот. была присоединена к мечети, но у неё не было статуса мечети.

И КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРИМЕР КОМНАТА ГДЕ ПРОДАЮТСЯ КНИГИ, МИСКИ И Т.Д. НАХОДИТСЯ В МЕЧЕТИ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ, МОЛЯТСЯ ЖЕ ЛЮДИ В НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЯТНИЦЫ В ПЯТНИЦУ И НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ МОЛЯТСЯ БРАТЬЯ ТАК КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВХОДИТ ЛИ ЭТА КОМНАТА ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЧЕТИ ИЛИ НЕТ?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Торговля в мечети

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа‘алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Муслим писал(а):Один брат переводит этот хадис так: Нельзя (так)! Пусть Аллах вернет тебе!
Насколько допустимо такой перевод/понимание?

Не допустимо.
Потому что, во-первых: он это не взял со слов ученых, не посмотрел шарх к хадису !
Во-вторых:

Муслим писал(а):Как я понял это как в аяте: Ля укъсиму бихазальбаляд - Не "Не клянусь этим городом", а "Нет, клянусь этим городом".
И говорит, что выражение "Да не вернет тебе Аллах !" будет по-арабски "Маа роддаха Аллаху аляйка".
Как я понял это как в аяте: "уа маа каана миналь-мушрикин" или же "уа маа холякънас-самауати уаль-ардо уа маа байнахума ляаъибун"

Он попутал тут немного.

Шарх:
abu zeinab писал(а):Так же в этом хадисе пришло, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

من سمع رجلا ينشد ضالة في المسجد فليقل: لاردها الله عليك
[/arabic]
"А кто услышит человека, кот. возвещает о потери в мечети, то пусть скажет: "Да не вернет тебе Аллах !"
"Т.е. как исход ему (наказание) из-за того, что он стал возвещать об этом в мечети, что есть не дозволено, чтобы говорить о пропаже громко.."
(см. "субулюс-салям", 239)
На это указывает так же причина этого, которая упоминалась в риуаяте хадиса:

فَإِنَّ الْمَسَاجِدَ لَمْ تُبْنَ لِهَذَا
[/arabic]
"Поистине мечети не для это построены".

(передал Муслим)
Т.е. не для того, чтобы возвещать о пропаже, поэтому и такой был ответ. А если по рассуждению того брата, то смысл такой получается, что каждый кто придет в мечеть и станет кричать о пропаже, будем ему говорить: "Да вернет тебе Аллах", кто открыл такую дверь ???
))
Так же в "булюг аль-марам", шейх Усеймин, рахимаху Ллах пишет:

"Да не вернет тебе Аллах !" - т.е. просите Аллаха, т.е. просите Аллаха чтобы не вернул ему..."
لا - для ду'а, нафия.
Как пришло в хадисе, про того кто ел левой рукой, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал есть правой, то тот ответил что не может, из высокомерия, на что посланник Аллаха, сказал:

لا استطعت فما ردها الى فمه
[/arabic]
"Не сможешь, и он не смог поднять ее ко рту".

Ля истата'та - ЛЯ + фи'ль мадый - это ЛЯ для ду'А, нафия.
Это слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нет лучше того, кто понимал бы арабский чем он, и более красноречивого чем он, да благословит его Аллах и приветствует.
Так же о смысле этого хадиса, о котором упомянул я говорится в "шарх Муслим" имама ан-Науауи, в "файдуль-кадиир" Манауи, в "тухфатуль-ахфази".

Что касается языка.

Муслим писал(а):И говорит, что выражение "Да не вернет тебе Аллах !" будет по-арабски "Маа роддаха Аллаху аляйка".

ما ردها الله عليك - не вернул тебе Аллах. В мадый.

А в хадисе пришло ЛЯ. И так же в хадисе, когда один человек потерял верблюдицу, стал говорить об этом в мечети, сказал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

لا وجدت
[/arabic]
"Да не найдешь ты"
- т.е. не вернет тебе ее Аллах.
(как сделал шарх шейх Усеймин в "шарх риядус-салихиин", гл. 310)

Муслим писал(а):Как я понял это как в аяте: "уа маа каана миналь-мушрикин" или же "уа маа холякънас-самауати уаль-ардо уа маа байнахума ляаъибун"

Что касается этого, то тут МА хабария, лин-нафьй.
Не подходит для примера.

Наши маленькие познания брат не подходят в общем ))) Поэтому смотрим на толкования уляма.
Уа Ллаху а'Лям.

Брат Абид, барака Ллаху фика, как я понял ты не понял о чем речь. Но написал:

aabid писал(а):ТАКОГО ИБН БАЗ ЖЕ НЕ ГОВОРИЛ ВОТ ЧТО ОН СКАЗАЛ ИЗ ВАШЕЙ ЖЕ СТАТЬИ:

Так вот брат, я имел в виду то, что исходило из фетвы шейха, рахимаху Ллах.
Еще раз постараюсь объяснить брат.
abu zeinab писал(а):Что касается комнаты, кот. присоединена, то тут есть тафсыль:
Если она заходит в определение мечети (в саму мечеть), то её хукм, как хукм мечети. И о ней такой же ответ, как и о зале для молитвы.
Если же она будет за пределами мечети, и даже если дверь её будет в мечеть, то её хукм не такой как у мечети. Т.к. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил с 'Аишей в комнате, кот. была присоединена к мечети, но у неё не было статуса мечети.
Успех от Аллаха, да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников".

(муфтий - абдуль-'Азиз ибн Баз, зам. - 'абдуРразак аль-'Афифий)
Если она заходит в мечеть, т.е. в мечети, вход в нее из мечети, то она имеет хукм мечети.
Если же она пристроена к мечети, и даже пусть из этой комнаты будет дверь в мечеть, то не имеет статус мечети, и пример дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дом Аишы, да будет доволен ею Аллах.
У нее в доме была дверь в мечеть и дверь на улицу.
Думаю понятно.
То же самое что и в ответе моем выше.

aabid писал(а):И КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРИМЕР КОМНАТА ГДЕ ПРОДАЮТСЯ КНИГИ, МИСКИ И Т.Д. НАХОДИТСЯ В МЕЧЕТИ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ, МОЛЯТСЯ ЖЕ ЛЮДИ В НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЯТНИЦЫ В ПЯТНИЦУ И НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ МОЛЯТСЯ БРАТЬЯ ТАК КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВХОДИТ ЛИ ЭТА КОМНАТА ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЧЕТИ ИЛИ НЕТ?

Надо уточнить ))
Барака Ллаху фикум.
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re: Торговля в мечети

Сообщение Муслим »

Понятно.
Джазака Аллаху хайран!
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Торговля в мечети

Сообщение abuimran as-salafi »

Ассалам алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Братья и еще хотелось бы узнать о статуе территории мечети, можно ли там торговать? Там по праздникам и пятницам из-за нехватки места молятся люди, в основном по праздникам. А в пятничные дни некоторые братья продают там выпечку. Можно ли у них покупать на территории или же лучше делать это за пределами территории мечети? БаракАллаху фикум!
Suhoy518
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07 июл 2023, 11:32

Магазин внутри территории мечети в России

Сообщение Suhoy518 »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Пусть Аллах воздаст вам благом и укрепит на истине.
Вопрос: На территории нашей мечети стоит магазин. Слышал, что есть такое положение, что нельзя торговать на территории мечети, если она обнесена забором? И может ли имам этой мечети сам распределить, что является мечетью, на ее территории, а что нет? Хочу оговориться, что часть дохода от этого магазина идет на оплату нужд мечети, да и вообще в нём есть большое облегчение, уа Ллаху алям.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Торговля в мечети

Сообщение abu jafar »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Если бы вышеприведённая фетва была изначально правильно переведена, то этих вопросов бы не было, а Аллаху это ведомо лучше.
Брат выше, переводя фетву Постоянного Комитета, написал:
Нуждающийся в руководстве писал(а): 23 июн 2010, 01:47 Что касается комнаты, кот. присоединена, то тут есть тафсыль:
Если она заходит в определение мечети (в саму мечеть), то её хукм, как хукм мечети.
здесь в оригинале фетвы сказано:
أما الغرف ففيها تفصيل: فإن كانت داخلة في سور المسجد، فلها حكم المسجد
то есть надо было переводить так: "Если же эти (прилегающие) комнаты находятся внутри забора мечети, то они имеют такое же положение, как и сама мечеть".
а Аллаху это ведомо лучше.
Ответить