ассаламу алейкум
Вопрос № 2209: Является ли произнесение «Садаķа Аллāху аль-‘Азыим» после чтения Ķур’āна бид‘а? >>>
Вопрос:
Является ли произнесение «Садаķа Аллāху аль-‘Азыим» после чтения или цитирования Ķур’āна бид‘а, и если да, как это было введено?
Ответ:
Аль-хамду Лилляа
х
Многие люди имеют привычку заканчивать декламацию Ķур’āна словами «
Садаķа Аллāху аль-‘Азыим (Правду говорит Всемогущий Алā
х)», но это не имеет никакого основания в Ислāме, потому что Пророк (Ĉалл Аллā
ху ‘Алей
хи уа Саллям) не делал этого, не было это и обычаем Ĉахāба (Ра
ди-йаллā
ху ‘ан
хум), было это неизвестно и среди Тāби‘иин (поколению после Ĉахāба). Эта традиция возникла в более поздние времена, потому что некоторые декламаторы имели обыкновение говорить эти слова, на основе āйи: «
Скажи: правду говорит Аллāх» ["Āли ‘Имрāн" 3:95 - интерпретация значения], и людям это понравилось. Но этот
истихсāн (нравящееся) должен быть отвергнут, потому что, если бы это было действительно чем-то хорошим, то Пророк (Ĉалл Аллā
ху ‘Алей
хи уа Саллям) Ĉахāба и Тāби‘иин - саляфы или первые и лучшие поколения уммы – не пренебрегли бы этим.
Āйя «
Скажи: правду говорит Аллāх» (Āль ‘Имрāн 3:95 - интерпретация значения) не означает, что эти слова должны быть сказаны в конце любого чтения или декламации. Если бы это было так, Он сказал бы: «Когда ты заканчиваешь читать, говори: «Правду говорит Аллā
х», так же, как Он сказал (интерпретация): «
Когда ты читаешь Ķур’āн, то ищи у Аллāха защиты от проклятого шайтāна». ["Пчела / Ан-Нахль" 16:98]
Āйя, которую новаторы используют, чтобы защитить свою практику произнесения «
Садаķа Аллāх» после чтения Ķур’āна, на самом деле была сниспослана в контексте подтверждения, что было сказано о том, как вся пища была законна для Бани Исрā'иил, кроме того, что Исра'иилы сделали для себя незаконным. Аллā
х сказал (интерпретация значения): «
Скажи: "Принесите же Таурāт (Тору) и читайте её, если вы правдивы!" И кто измыслил на Аллāха ложь после этого, - те – неправедные (зāлимун)! Скажи: "Правду говорит Аллāх! Следуйте же за религией Ибрāхиима (исламское единобожие, то есть, что он поклонялся одному Аллāху), ханиифа, - ведь он не был многобожником (мушриком/политеистом)!» ["Āли ‘Имрāн" 3:93-95]
Если бы эта āйя означала, что эти слова должны произноситься после чтения Ķур’āна, первым, кто бы узнал и делал это, был бы Посланник Аллā
ха (Ĉалл Аллā
ху ‘Алей
хи уа Саллям). Поскольку дело обстоит не так, мы знаем, что это - не то, что имелось в виду.
В заключение, посему, произнесение «
Садаķа Аллāху аль-‘Азыим» после чтения Ķур’āна - новшество, и мусульманин говорить это не должен.
Но верить, что Аллā
х говорит правду, - обязательно, и тот, кто не верит или сомневается в правде того, что сказал Аллā
х - кяафир, который – за пределами Ислāма. Мы ищем убежище у Аллā
ха от этого.
Если человек говорит в определённых случаях, что "Аллā
х говорит правду», таких как, когда происходит нечто предсказанное Им, подтверждая правду того, что Он сказал, то это допустимо, потому что нечто подобное сообщалось в Сунне. Пророк (Ĉалл Аллā
ху ‘Алей
хи уа Саллям) произносил кху
тбу
(речь), и пришли аль-Хасан и аль-Хусейн, поэтому он сошёл с минбара, поднял их и выставил их перед собой, затем он сказал: «Поистине Аллā
х говорит правду: «
Ваше имущество и дети - только искушение...» [аль-Таґāбун 64:15 - интерпретация значения].»
Шейкх Ибн ‘Усаймиин
("Изāлят аль-ситāр ‘ан аль-джауāб аль-мукхтāр", 79-80)