Irek писал(а):ассалямуалейкум уа рахметуЛлахи уа баракетух братья объясните пожалуйста этот хадис, джазакаЛлаху хаер
уа'аляйкум ас-Салям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
вот, что нашел, брат:
Глава 12. О побуждении к совершению большего количества благого (Имеется в виду исполнение религиозных обязанностей и совершение всевозможных праведных дел, помогающих снискать благоволение Аллаха Всевышнего) в конце жизни.
Аллах Всевышний сказал:
«Разве не даровали Мы вам (достаточно долгую) жизнь, чтобы одумался в (течение этой жизни) тот, кто (хотел) одуматься? И(, более того,) приходил к вам увещатель».(«Создатель»; 37).
Ибн Аббас и большинство других толкователей говорили:
«Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?» Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если захочет Аллах, мы приведём ниже.
Говорят также:
«Это означает: восемнадцать лет».
Говорят также:
«Это означает: сорок лет».Так говорили аль-Хасан (аль-Басри), аль-Кальби и Масрук, а кроме того, передают, что то же самое говорил Ибн Аббас.
Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения. Говорят также:
«Это - возраст совершеннолетия».(Иначе говоря, тот возраст, с которого человек начинает нести полную ответственность за свои действия. Имам аш-Шафи'и считал, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа - в восемнадцать.)
Что же касается слов Всевышнего:
«И, (более того,) приходил к вам увещатель», - то Ибн Аббас и большинство (других улемов) говорили:
«Это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».
Говорили также:
«Это - седина».Так считали 'Икрима, Ибн 'Уйаййна и другие, а Аллах знает об этом лучше.
Также передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет.(Аль-Бухари).
Имеется в виду, что по достижении такого возраста человек уже лишится морального права говорить:
«Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», - так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.
Улемы говорили:
«Это означает, что (после этого) Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время». (Арабы) говорят: оправдания принимаются до известного предела.
Источник: "САДЫ ПРАВЕДНЫХ. ИЗ СЛОВ ГОСПОДИНА ПОСЛАННИКОВ".
Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави.
Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат философских наук.
уа-Ллаху а'лям!