Часто мусульмане спрашивают о достоверности распространённого хадиса: «Проклят тот, кто просит ради Аллаха, и проклят тот, кто отказывает тому, кто попросил ради Аллаха, если в этой просьбе нет греха!», как и спрашивают о том, как следует его правильно понимать? Ведь внешне можно подумать, что этот хадис указывает на запрет просить о чём-либо ради Аллаха, но в таком случае, как тогда понимать вторую часть хадиса, запрещающую отказывать тому, кто попросил ради Аллаха? И указывает ли этот хадис на то, что если тебя попросили ради Аллаха сделать что-то, чего ты делать не хотел, или дать что-то, чего ты давать не хотел, что в случае отказа ты попадаешь под проклятие Аллаха?!
Во-первых, что касается этого хадиса, то он является достоверным:
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклят тот, кто просит ради Аллаха, и проклят тот, кто отказывает тому, кто попросил ради Аллаха, если в этой просьбе нет греха!» ат-Табарани 3/103, Ибн ‘Асакир 8/397. Хафизы аль-Хайсами, аль-‘Иракъи, ас-Суюты и аль-Альбани назвали иснад этого хадиса хорошим.
Во-вторых, в своей основе просить ради Аллаха дозволяется, и доводов на это множество, в числе которых следующие хадисы:
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил: «Не сообщить ли мне вам о наихудшем из людей?» Сподвижники ответили: “Конечно, о Посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Тот, кого попросили ради Аллаха, а он не дал ради Него!» ат-Тирмизи 1652, ан-Насаи 2529. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 255.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить вас о защите ради Аллаха; давайте тому, кто попросит вас ради Аллаха; принимайте приглашение того, кто пригласит вас; и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), то обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его». Ахмад 2/68, 99, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 216, Абу Дауд 1672, 5109, ан-Насаи 2567. Хафиз аль-Мунзири, шейх аль-Альбани, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх Мукъбиль назвали хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб» 852, «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» 8/168, «Сахих аль-Муснад» 744.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас попросили дать что-либо ради Лика Аллаха, то дайте это!» Ахмад 2248, Абу Дауд 2/622. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 253.
Эти хадисы указывают на то, что дозволяется и просить ради Аллаха и давать ради Аллаха.
В-третьих, как же тогда правильно понимать обсуждаемый хадис?
Учёные говорили, что причина этого устрашения в обсуждаемом хадисе в том, чтобы предостеречь мусульман от халатного отношения к самой величайшей просьбе «ради Аллаха». Ведь отказ от помощи, несмотря на просьбу ради Аллаха, указывает на то, что человек не придаёт значения этому и не возвеличивает Всевышнего подобающим образом.
Также учёные говорили, что ради Аллаха и Его лика нельзя просить у людей о мирском, более того, они считали это запретным. Ведь если ты попросишь ради Аллаха о чём-либо мирском, то тем самым ты словно обязываешь человека дать то, чего он не хотел или же не намеревался дать без такой просьбы. Поэтому сообщается: «‘Ата (да будет доволен им Аллах) запрещал просить что-либо мирское ради Лика Аллаха или ради Корана!» Ибн Аби Шейба 4/68. Иснад достоверный.
А что касается просьбы ради Аллаха о своих правах или о религиозных делах, как обучить его религии, вернуть ему причитающееся, и т.п., то это дозволяется. Шейх Бакр Абу Зейд, перечисляя виды просьб ради Аллаха, сказал: “Просить ради Аллаха о том, что связано с религией или миром вечным, является правильным. Просить же ради Аллаха о чём-то мирском, является запретным”. См. “Му’джам аль-манахи аль-ляфзыя” 183.
Также некоторое учёные считали, что если человека попросили о чём-либо, что он в состоянии сделать или дать без какого-либо причинения вреда себе или другим, то ему следует ответить на эту великую просьбу. Шейх аль-Альбани сказал: “Обязательным является дать, если тот, кого попросили ради Аллаха, способен это сделать и в чём не будет вреда ему или его семье. В противном случае он не обязан давать!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/513.
А что касается просимого, то ему не всегда обязательно отвечать на просьбу ради Аллаха. Так, если у человека попросят ради Аллаха что-то дать или рассказать, что он не желает делать, то он не обязан этим, как например, просьба рассказать о том, что он не желает рассказывать другим. Или просят ради Аллаха распространить ложную или непроверенную информацию. Всё это не имеет отношения к тому, кто отказал в том, о чём его попросили ради Аллаха. Более того, некоторые учёные говорили, что человек не обязан отвечать на просьбу ради Аллаха, если просимая вещь не является для него и так обязательной. Скажем притесняемый или утопающий просят оказать им помощь ради Аллаха, и человек имеющий возможность оказать помощь будет обязан это сделать, и попадает под проклятие именно в том случае, если отказался, имея возможность оказать помощь.
Когда шейху Ибн ‘Усаймину сказали: «Спрашивающий говорит: “Я прошу тебя ради Аллаха, чтобы ты задал этот вопрос шейху”», он ответил: “Во-первых, не следует человеку обращаться к своему брату в Исламе и стеснять его, говоря: «Прошу тебя ради Аллаха»! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас попросили ради Аллаха, то ответьте на эту просьбу». Если ты говоришь человеку: «Прошу тебя ради Аллаха», то ты поставил его в неловкое положение, ибо он впал в замешательство и не знает, ответить ли на твою просьбу или инет. Ведь в выполнении твоей просьбы может быть вред для него. Нельзя человеку просить своего брата такой просьбой. Некоторые ученые говорили, что смысл просьбы ради Аллаха: «Я спрашиваю тебя о религии Аллаха», т.е. дозволенный для него вопрос или просьба. Я делаю наставление всем своим братьям из числа мусульман, чтобы они не говорили: «Я прошу тебя ради Аллаха!»” Сл. “Ликъаат аш-шахри” № 72.
А Аллаху обо всём ведомо лучше!