Уа алейкум салям братья.
Братья, разве вопрос: "Всемирный ли был потом или нет?" относится к числу вопросов, лежащих в основе религии, чтобы он был вопросом на миллион?!
Однозначного текста и веления нет на этот счет ни в Коране, ни в Сунне, во что необходимо было бы в данном случае верить и как считать.
Но общие тексты Корана и понимания саляфов указывают на то, что потом был всеобщим и никто не остался на земле, кроме тех, кто был с пророком Нухом (мир ему) в ковчеге.
Вот некоторые аяты, связанные с потоп, из которых понимается данный вывод:
«Они сочли его (Нуха) лжецом, и Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге. Мы сделали их преемниками, и потопили тех, кто отвергал Наши знамения. Посмотри же, каким был конец увещеваемых!» (Юнус 10: 73).
«Нух воззвал к Нам, а ведь Мы прекрасно отвечаем на молитвы. Мы спасли его и его семью от великой печали и сохранили только его потомство. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Нуху среди миров! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов. Затем Мы потопили всех остальных» (ас-Саффат 37: 75-82).
«Тогда он (Нух) воззвал к своему Господу: “Меня одолели. Помоги же мне!” Мы открыли врата неба, откуда стала изливаться вода, и разверзли землю, из которой забились ключи. Воды небес и земли слились для дела, которое было предопределено. Мы понесли его в ковчеге из досок и гвоздей. Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тем, которые не уверовали. Мы оставили его в качестве знамения. Но есть ли поминающие?» (аль-Къамар 54: 10-15).
«Нух сказал: “Господь мой! Не оставь на земле ни одного неверного жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только неверующих нечестивцев!”» (Нух 71: 26-27).
«Мы спасли его и тех, кто был с ним, в переполненном ковчеге, а потом потопили оставшихся» (аш-Шу’ара 26: 119-120).
«А когда явилось Наше веление и разразилась потоком печь, Мы сказали: “Погрузи на него от каждого вида по паре и свою семью, за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал”. Но уверовали вместе с ним лишь немногие» (Худ 11: 40).
Ибн ‘Аббас о словах:
«и разразилась потоком печь» сказал:
“Речь идет о поверхности земли”.
Ибн Джарир ат-Табари 12/401, Са’ид ибн Мансур 1087.
Ибн ‘Аббас также говорил:
“Не остался никто, кроме потомства Нуха”.
См. “Тафсир Ибн Касир” 4/177.
Муджахид сказал:
“Все, что есть на земле, погибло в тот день, кроме того (тех), кто был в ковчеге”.
Ибн ‘Асакир 62/250.
Также он говорил, что с Нухом было восемьдесят человек с их женами.
Имам аль-Багъауи в отношении аята:
«Мы спасли его и тех, кто был с ним, в переполненном ковчеге» (аш-Шу’ара 26: 119), сказал:
“Переполненный людьми, птицами и животными”.
См. “Тафсир аль-Багъауи” 6/122.
А Ибн ‘Аббас говорил, что с Нухом было восемьдесят человек с их женами.
См. “Тафсир Ибн Касир” 7/43.
Аллаху а’лям.
Что же касается вопроса:
если вторая версия правильная то как пережили потоп иблис, шайтаны и остальные джинны?
Разве не очевидно? С дозволения Аллаха, вы что братья?! Если Аллах и уничтожил неверных из числа людей, это же не значит, что неверные из числа джинов также были потоплены! Тем более Аллах дал иблису отсрочку до Судного дня.
Да и как часто люди, чей срок не пришел, выживают в казалось бы нереальных ситуациях, будь то падение самолета, наводнение, пожар, выстрела в голову и т.п.