322. Передают, что 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах сказал: «[Однажды] я пришел к 'Аише, да будет доволен ею Аллах, и попросил её: Не расскажешь ли ты мне о болезни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?" Она сказала: "Да"».
[Потом 'Аиша сказала]:
Когда состояние пророка (да благословит его Аллах и приветствует) [во время болезни] ухудшилось, он просил: «Совершили ли люди молитву?» Мы ответили: «Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха», [и тогда] он велел: «Налейте для меня воды в корыто». Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова спросил: «Совершили ли люди молитву?»
Мы ответили: «Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха». Тогда он опять велел: «Налейте для меня воды в корыто». Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он [снова] спросил:«Совершили ли люди молитву?» Мы ответили: «Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха». Тогда он [опять] велел: «Налейте для меня воды в корыто». Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но опять потерял сознание. Очнувшись, [пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова] спросил: «Совершили ли люди молитву?» Мы ответили: «Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха». Между тем люди оставались в мечети, ожидая посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и для совершения вечерней молитвы, и тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел передать, чтобы молитву с людьми провёл Абу Бакр. Посланец явился к [Абу Бакру] и сказал: «Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велит тебе провести молитву с людьми». Абу Бакр, который был мягкосердечным человеком, сказал: «О 'Умар, помолись с людьми ты!» — но 'Умар ответил [ему]: «Ты имеешь больше прав на это», и в эти дни молитвы с ними проводил Абу Бакр. Потом посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) немного полегчало, и, передвигаясь с помощью двух мужчин (одним из них был аль-'Аббас), он вышел [из дома] на полуденную молитву, которую проводил с людьми Абу Бакр. Увидев [пророка (да благословит его Аллах и приветствует)], Абу Бакр хотел отойти назад, однако пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал ему знак не делать этого. [Потом] он сказал [тем, кто помогал ему идти]: «Посадите меня рядом с ним», и они [помогли] ему сесть рядом с Абу Бакром. После этого Абу Бакр, который остался стоять, стал молиться, [повторяя все необходимые действия] за сидевшим пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а люди следовали примеру Абу Бакра.
'Убайдуллах ибн 'Абдуллах сказал: «Потом я пришёл к 'Абдуллаху ибн 'Аббасу и спросил его: "Не передать ли тебе то, что 'Аиша рассказала мне о болезни пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?" Он сказал: "Давай", и я передал ему рассказ ['Аиши], ни [одного слова] которого он не опроверг. Однако он спросил: "Назвала ли она тебе имя другого человека, который [под держивал пророка (да благословит его Аллах и приветствует)] вместе с аль-'Аббасом?" Я ответил: "Нет" и тогда он сказал: "Им был 'Али"
Глава 122. Если имам отсутствует, вперёд должен выйти другой
323. Аль-Мугира ибн Шу'ба, передавший, что он принимал участие в походе на Табук вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «[Однажды] перед утренней молитвой посланник Аллаха и направился в сторону какой-то низины, чтобы удовлетворить большую нужду, а я нёс за ним сосуд с водой. Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся, я стал сливать ему воду на руки, и он трижды омыл их. Потом он омыл лицо, а потом хотел обнажить руки до локтей, но рукава его джуббы были слишком узки для этого, и тогда он просунул руки внутрь и продел их снизу. После этого он омыл руки до локтей, потом протёр свои кожаные носки, а потом вернулся [к людям]. Я пришёл вместе с ним, и мы увидели, что люди [выбрали имамом] 'Абд-ар-Рахмана ибн 'Ауфа, который уже проводил с ними молитву. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пропустил один из двух ракатов и успел совершить с людьми [только] второй ракат, а когда 'Абд-ар-Рахман ибн 'Ауф произнёс слова таслима, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [встал и] довёл свою молитву до конца, что устрашило мусульман, которые стали часто произносить слова "Субхана Ллах!" Закончив молиться, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся к ним и сказал: "Вы поступили хорошо (или: правильно)" завидуя [1] тому, что они совершили молитву вовремя».
________________
1. То есть сожалея о том, что он не смог принять участие в общей молитве с самого начала.
Глава 123. Тому, кто услышит призыв к молитве, следует явиться в мечеть
324. Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Как-то раз] к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел один слепец и сказал: "О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который отводил бы меня в мечеть", после чего попросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешить ему молиться дома. [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] дал ему разрешение на это, а когда тот повернулся, [чтобы уйти], спросил [его]:
"Слышишь ли ты призыв на молитву?" [Слепец] ответил: "Да", и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Так отвечай [на него]"» [1].
________________
1. Как видно из содержания хадиса, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сначала разрешил этому слепцу, которым был его муаззин Ибн Умм Мактум, молиться дома, а потом велел отвечать на призыв, то есть являться на общую молитву. Возможно, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) получил откровение, в силу чего изменил своё решение; возможно, он изменил своё решение в результате собственного иджтихада; возможно, он просто указал Ибн Умм Мактуму на то, за что награда будет больше [Навави. Минхадж].
Глава 124. О достоинстве общей молитвы
325. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Общая молитва на двадцать пять [ступеней] превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве».
Глава 125. Общая молитва относится к числу обычаев правильного пути
326. Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Никто из нас [1] не пропускал [общую] молитву, кроме лицемера, известного своим лицемерием, или больного, [но иногда], чтобы прийти на [общую] молитву, [больной] передвигался [с помощью] двух человек».
['Абдуллах также] сказал: «Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас обычаям (сунан) правильного пути, а [совершение общей] молитвы в мечети, в которой возглашается азан, относится к числу обычаев правильного пути».
_____________
1. Здесь речь идёт о том, как поступали сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при его жизни.