1. Когда приходит гость (гости) и когда сядатся за стол, старший из них делает дуа поднимая руки, другие тоже поднимают руки и слушают его, в конце говорят Аллаху Акбар и протирают свои лица руками. И плюс когда уходят тоже так делают. А когда спрашиваешь где далиль, говорят, что их предки так делали.
2. В мечети после намаза делают групповой тасбих (имам слышно говорит "субханаЛлах" остальное произносит про себя (+32 раза), и тоже самое с "алхамдулиЛлах" и "Аллаху Акбар", в сотый раз говорит слышно: "Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарика лях ...") после этого имам слышно читает первое предложение "аят Ал-Курси", остальное про себя. Потом в некоторых мечетях "читают Коран" и поднимают руки и делают дуа, и тот, кто возглавляет дуа, говорит, что дярат саваб от прочтения, Пророку, да благославит его Аллах и приветствует, потом сподвижникам, да будет доволен им Аллах, умершим и т.д. Но в некоторых мечетях не читая Коран после прочтения "аята Ал-Курси", поднимают руки, и имам или кто-нибудь старший делает дуа за джамаат и после этого протирают ладонями свои лица. Если, кто нибудь не остается, чтобы участвовать в групповом тасбихе и дуа, то его обвиняют, что он делает фитну, и разделяет джамаат, и говорят, что это не от "мазхаба Абу Ханифы" (да будет милостлив к нему Аллах). И даже говорят, что из-за этого (т.е. если человек не будет участвовать в групповом тасбихе и дуа) власти могут закрыть мечеть. Лично я не слышал от властей подобных слов. Но если так подумать, какое дело для властей как ты молишься или каким образом соблюдаешь религию, главное, чтоб не было каких-либо восстаний и революций. Но алхамдулиЛлах наш правитель мусульманин, и я стараюсь подчинятся ему во благом и в том, что дозволил Аллах. А среди этих людей, которые делают групповой тасбих и дуа, и тем, кто не делает это, говорят ты делаешь фитну, не мало тех, кто придерживается хавариджских взглядов, либо изза недостатка знания и понимания, либо изза приверженности своим страстям. Они и есть, кто на самом деле делает фитну. А Аллах знает лучше.
Имам аш-Шатыби перечисляя виды нововведений, которые внедрили в религию и сделали частью шариата, упомянул:
“Из числа этого – придерживаться определенных вещей в строго определенной форме, как например, совместное поминание Аллаха в один голос, или избрание ‘Идом (праздником) маулид – день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. cм. “аль-И’тисам”, 1/39.
В отношении совершения совместного дуа за имамом, после молитвы, Шейх ибн Усеймин ответил на этот вопрос:
«Это является нововведением, о котором нет сообщения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или от его сподвижников. Людям предписано поминать Аллаха после молитвы, в соответствии с учением Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и это следует делать громко, как передано в хадисе Бухари от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Люди повышали свои голоса в зикре (поминании Аллаха) после совершения предписанной молитвы, во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». аль Фатава, стр. 368.
Шейх Бакр Абу Зайд сказал:
'Зикры утра и вечера состоят из дуа и поминаний, которые связаны со временем; мусульманин должен ограничить себя тем, что пришло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и выполнять это той манере, которая является достоверной. Поэтому ему следует совершать зикры самостоятельно, смиренно и тихо. Если же что-то будет добавлено к этому, как например чтение вирдов в унисон, или если один человек читает, а другие повторяют за ним или говорят аминь, покачиваясь или стоя, то все это считается нововведением, которое было добавлено и достоверно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто привнесет что-то в это наше дело, то это будет отвергнуто». Таших аль-Дуа, стр 349.
Сказал Всевышний в коране:
"Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена». Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим." Сура 17 - "Перенес ночью", аят 110.
Спросили ученых «Постоянного комитета» во главе с шейхом Ибн Базом о законности обтирания лица руками после мольбы, и они ответили:
“Обращение к Аллаху с мольбой узаконено и является весьма важным деянием, и поднятие рук также является установленным. Однако обтирание лица руками после мольбы не установлено. На эту тему есть хадисы, но они слабые”.
“Мольба (ду’а) является узаконенным поклонением, однако обтирание лица не узаконено ни словами, ни делами пророка (салля Ллаху ‘алейхи уа саллям), а все, что сообщается по этому поводу, является слабым. Лучше оставить эти слабые хадисы и опираться на достоверные, в которых не сказано, что пророк (салля Ллаху ‘алейхи уа саллям) протирал лицо!” cм. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима”, № 2396.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили про обтирание лица после мольбы он ответил:
“Обтирание лица после мольбы ближе к тому, чтобы считать его неустановленным, а хадисы, указывающие на это недостоверные. Шейхуль-Ислам говорил об этих хадисах: «Как довод они неприемлемы». Таким образом, если мы не уверены точно или же не близки к уверенности, что это деяние является узаконенным, то лучше отказаться от этого, ибо шариатские положения не утверждаются на основании сомнений, без наличия уверенности. И я считаю, что обтирание лица после мольбы не является Сунной, ибо известно, что однажды пророк (салля Ллаху ‘алейхи уа саллям), испрашивая о ниспослании дождя, поднял руки, однако не указано, что он протер лицо после этого. Также существует множество достоверных хадисов о поднятии рук во время мольбы, но ни в одном из них не сказано, чтобы он протирал лицо!” cм. “Фатауа Ибн ‘Усамин”, 14; вопрос, 781.
Шейх аль-Альбани сказал:
“Также неправомочность обтирания лица после мольбы усиливает тот факт, что существует множество хадисов о поднятии рук во время мольбы, но ни в одном из них не упоминается об обтирании лица. И это с дозволения Аллаха указывает на неприемлемость и отсутствие законности этого поступка!” cм. “Ируауль-гъалиль”, 2/182.
Многие имамы порицали обтирание лица после мольбы, как в намазе, так и вне него.
Имам Ибн Наср в «Къиям аль-ляйль» писал, что когда имама Малика спросили про обтирание лица после мольбы, он не одобрил это и сказал:
“Об этом ничего неизвестно”.
Также когда имама Ибн аль-Мубарака спросили про обтирание лица после мольбы, он сказал:
“Суфьян ас-Саури это порицал!”
Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-‘Иляль» сказал:
“Ахмад ибн Ханбаль не знал, что бы кто-либо протирал лицо после мольбы, кроме Хасана аль-Басри”.
Имам ан-Науауи в «аль-Маджму’» писал:
“Лучше так не поступать”.
А имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил:
“Никто не протирает лица после мольбы, кроме невежды (джахиля)”. cм. “Фатауа аль-‘Изз”, 1/47.
Также шейх аль-Альбани в "аль-Аджуиба аль-муфида" говорил, что делать ду’а в промежутке между двумя хутбами и, более того, поднимать при этом руки является нововведением, как для имама, так и для слушателей.
‘Амр ибн Саляма рассказывал:
"Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть. И однажды к нам подошел Абу Муса aль-Аш’ари и спросил:
"Выходил ли уже к вам Абу ‘Абдур-Рахман?".
Мы ответили: "Нет".
Тогда он присел с нами и ждал, пока тот не вышел из дома. А когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал:
"О Абу ‘Абдур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!".
Он спросил: "Что же это?".
Абу Муса ответил: "Увидишь сам. Но я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: "Скажите сто раз "Аллаху Акбар!", и они по сто раз произносят эти слова. А потом он говорит: "Скажите сто раз "Ля иляха илля-Ллях", и они сто раз повторяют эти слова. А потом он говорит: "Скажите сто раз: "Субхана-Ллах", и они по сто раз произносят и это".
Ибн Мас’уд спросил: "И что же ты сказал им?!".
Он ответил: "Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом".
Он спросил: "Почему же ты не велел им посчитать их дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет и так?!".
А потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: "Чем же вы занимаетесь?!".
Они ответили: "О Абу ‘Абдур-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова "Аллаху Акбар", "Ля иляха илля ллах", "Субхана Аллах" и "аль-хамду ли-Ллях".
Ибн Мас’уд сказал: "Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет. Горе вам! О Умма Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, тогда как сподвижники его еще среди вас, одежда его еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!".
В ответ эти люди сказали: "Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!".
Тогда он воскликнул: "Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его! Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам: «Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не пройдет ниже их глоток». Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!".
Потом Ибн Мас’уд отошел от них.
‘Амр ибн Салама сказал: "И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване". ад-Дарими, 1/68; ат-Табарани, 8628. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Истину сказал имам аль-Барбахари:
"Остерегайтесь малых нововведений в делах, ибо поистине, малое нововведение растет, пока не станет большим! Ведь каждое нововведение, внесенное в эту умму, в начале своем было маленьким и похожим на истину, и был обольщен тот, кто вошел в это нововведение, после чего не смог выйти из него. И это нововведение стало большим, и превратилось в религию, которую стали исповедовать". cм. "Шарху-Ссунна", 61.
Мухаммад ибн Сирин сказал:
"Какой бы человек не совершил бид’а, результатом становится то, что он теряет Сунну". ад-Дарими, 208.
Всевышний Аллах сказал:
«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» [size-90](ан-Ниса, 4: 115).[/size]
В этом аяте Всевышний указал на то, что следование пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам должно быть во всех делах, и не ограничил следование им в каком-либо определенном вопросе или отдельном виде поклонения.
Великий Аллах также сказал:
«Те из переселившихся мухаджиров и ансаров, которые опередили (других), и те, которые последовали строго за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими и они довольны Аллахом, и Он уготовил им Райские сады, в которых текут реки. Вечно они пребудут там. Это и есть великое преуспеяние!» (ат-Тауба, 9: 100).
Здесь Аллах упомянул, что Он доволен только лишь мухаджирами и ансарами, и теми, кто следует строго по их пути!
И в заключение, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам, и всем кто последовал по их пути!
Ответ подобран и составлен по материалам этого форума и сайта fatwaonline.
уа-Ллаху а'лям!