Ас саляму алейкум уа рахматуллах. Напишу все, что знаю по этой теме по принципу "фас алюю ахлю-ззикр ин кунтум ля тъалямун".
Так вот в этом вопросе я обратился к 5-и источникам:
1) Имам мечети ахлю-сунны устаз-Ибрахим
2) Шейх Ринат Абу Мухаммад
3) Моя бабушка ))
4) Книги по казахскому быту
5) доп. ист. Википедия
Короче по теме
Кумыс бывает 3-х видов:
1) Саумал кымыз - для детей и стариков, малосброженный кумыс с добавлением парного кобыльего молока
2) Тунемел кымыз - созревший в течении 2-х суток, его казахи пили с лепешкой, куртом.
3) Ушкундык кымыз - крепкий, выдержанный в течении 3-х суток, его пили взрослые.
(источ. "История Казахстана - пособие для вузов. Г.Кан) так же моя "бабушка-авторитет" подтвердила правдивость смысла этого "сообщения". )
Но конечно раньше были и другие виды кымыза как 4-х дневный кымыз, 5-я дневный, медовый-кымыз (с добавлением меда, сахара, кишмиш, сушеный урюк), сары-кымыз, и асау кымыз (т.е. буйный кумыз - это уже кумыс, превосходящий их всех по силе брожения) итд. Но я их редко видел. В основном те которые были выше уа Аллаху аълям.
Далее: "В зависимости от закваски, длительности и условий кумыс получается разным. Бывает
кумыс очень сильный, с повышенным содержанием спирта,
который может опьянять, приводя человека в возбуждённо-хмельное состояние. Бывает кумыс, наоборот,
успокаивающий, приводящий человека в сонное состояние. (источник: wikipedia)"
Что касается Ибрахима-устаза, то он так же сказал, что кумыс в основе дозволен, просто от него клонит в сон (расслабляет), но он не пьянит (яъни человек не становится от него драчливым, смутьяном, не пристает к женщинам как пьянный дурак итд!!). И сказал что это подобно кофе или другому энергетическому напитку, от которого условно хочется "бегать" (яъни в том смысле, что придается энергия, сила итд), но никто из-за этого кофе и подобные напитки не назвал "харам". Кумыс тоже самое, но вместо "бегать", хочется спать. (яъни что-то вроде успокающего средства, травенных чаев итд) и никто это тоже не называл сразу харам. Так же устаз сказал "что тот, кумыз
который пъянит, это уже долго выдержанный его соответственно нельзя"
Что касается шейха Рината, то он сказал 2 вещи.
1) "Кумыс не пьянит, он расслабляет."
2) Он сказал нам "братья кумыс, который пьянит, они наверное просто туда водку добавили" )) Вообщем его позиция в принципе ясна, но мы начали его "докапывать" дальше: "...а если человек реально опьянел итд, бывают же такие случаи часто слышем, кто-то выпил на голодный желудок и опьянел итд", он сказал "ну значит ему это харам!"
И отсюда лично я сделал вывод, уа Аллаху аълям, что иногда в фикхе могут быть частные случаи, что для одного этот напиток харам (потому что именно его он опъяняет), а для другого этот же напиток может быть халяль (потому что его он вообще не опъяняет ни в каких количествах)
В итоге я сделал ясный вывод из всего прочитанного, услышанного, что хукм кумыса зависит от того, сколько дней он выстаивается.
Подобно тому как пророк (алейхи соляту уа салям) пил два дня напиток (сок или что-то из фруктов), а на 3-ий день вылевал. (этот хадис я читал если не ошибаюсь в булюг аль марам, кто может приведите его бисмиллях). Так же думаю и кумыс!
А насчет моей апашки (яъни бабушки), то она сказала тоже самое, не много сначало путалась в показаниях, потом начала на меня нервничать что я ее достаю, но в итоге сказала примерно то же самое по смыслу!
Это пока все, что есть по этому древнему напитку (рецепт которого уходит глубоко корнями в "Бронзовый век", "эпоху скифов") , пока писал сам захотел его
ПС если допустил
ошибку, то бисмиллях братья исправьте!