ФАРУК писал(а):
В книге "аль-Азкар" имама ан-Навави есть глава: ГЛАВА 190. О ПРОИЗНЕСЕНИИ СЛОВ “С ИМЕНЕМ АЛЛАХА” ВО ВРЕМЯ ЕДЫ И ПИТЬЯ
Там приводятся хадисы на эту тему...
586. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Посланник Аллаха, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, и ешь правой рукой»
587. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, сказал:
– Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/»
588. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, сказал:
– Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин»
В другом хадисе упоминается об одном из явных чудес, которое совершил посланник Аллаха, когда Умм Сулейма и Абу Тальха пригласили его к себе, чтобы накормить.
589. Сообщается, что Анас сказал:
– Потом пророк, велел: «Впусти десять». И (Абу Тальха) впустил десять (человек), которые вошли (в дом), после чего пророк, сказал: «Ешьте и поминайте Аллаха Всевышнего». Они поели, и пророк, продолжал делать это, пока (не поели и не насытились все), восемьдесят человек!
590. Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха, мы (никогда ничего не брали первыми), пока не (начинал есть) посланник Аллаха, (Однажды,) когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, (спешившая так,) будто её подгоняли. Она (сразу подошла к еде) и протянула к ней руку, но посланник Аллаха, , схватил её за руку, а потом явился какой-то бедуин, (также) будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы (с её помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы (с его помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была (рука шайтана)!» – после чего (пророк, ,) произнёс имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде.
591. Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) посланника Аллаха, не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её», и тогда пророк, , рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя всё то, что было у него в чреве».
Здесь подразумевается, что пророк, , узнал о том, что этот человек не помянул Аллаха только в конце трапезы, поскольку он не стал бы молчать, если бы знал об этом с самого начала.
592. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Как-то раз, когда) посланник Аллаха, , ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и съел (всё, что осталось, взяв сразу) два куска, а посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха, (еды) обязательно хватило бы вам (всем)!»
По единодушному мнению улемов, желательно поминать имя Аллаха в начале трапезы. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, желательно, чтобы он так и поступил, то есть произнёс слова “С именем Аллаха в начале и конце её”, как указывается в приводимом выше хадисе. Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха точно так же, как и во время еды. Улемы из числа наших товарищей, и не только они, указывали, что поминать Аллаха желательно вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его прмеру, а Аллах знает об этом лучше.
Что касается формы поминания, то знай, что лучше всего говорить: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/», если же человек скажет: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», то этого будет достаточно, поскольку и это соответствует сунне. Поминать Аллаха во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Делать это следует каждому из участников трапезы, однако, если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных. На это указывает аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллах, а также ряд улемов, слова которых приводятся в жизнеописании аш-Шафи‘и в “Табакат”. Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если за всех нужные слова произнесёт один из присутствующих.