Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا ﴾
Какая разница между чаянием (рагъба) и надеждой (раджа)? Поистине, надежда (раджа) — это сильное желание, а чаяние (рагъба) — это уже поиск желаемого. Чаяние (рагъба) — это плод надежды (раджа). Имам аль-Харауи сказал:
« الرغبة: هي من الرجاء بالحقيقة لأن الرجاء طمع يحتاج إلى تحقيق والرغبة سلوك على التحقيق »
Чаяние (рагъба) рождается из надежды (ар-раджа), но надежда — это желание, а чаяние — это движение и поиск.
«надежда (раджа) — это желание, которое нуждается в осуществлении» — человек желает нечто сокровенное, не зная получит ли он его или нет, хотя это желаемое реально само по себе. Например, человек надеется войти в Рай, сам по себе Рай существует в чём нет сомнения, однако человек сомневается войдет ли он в Рай или нет.
Далее имам аль-Харауи сказал:
« والرغبة على ثلاث درجات الدرجة الأولى: رغبة أهل الخبر تتولد من العلم فتبعث على الاجتهاد المنوط بالشهود وتصون السالك عن وهن الفترة وتمنع صاحبها من الرجوع إلى غثاثة الرخص »
«Ахлю-ль-хабар» — речь идёт о людях, вера (иман) которых проистекает из сообщений, которые пришли в Коране и Сунне. Поэтому имам аль-Харауи сказал, что такое чаяние рождается из знания.
«...и запрещает человеку возвращаться к мелкости послаблений» — в религии есть основные постановления (аль-‘азаим) и есть послабления (рухас), которые строятся на шариатском доводе.
Слова имама аль-Харауи необходимо разъяснить. Всевышний Аллах любит, когда люди берут те послабления (рухас), которые Он установил, также, как любит и то, что люди выполняют Его основные постановления (‘азаим). Передано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит, когда люди берут Его облегчения (рухас), также, как Он не любит, когда люди совершают грехи». Ахмад, 2/108. Хадис достоверный по условиям Муслима. См. «Ируа аль-Гъалиль», 564. Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным». аль-Бухари, 3560; Муслим, 2327. Послабления (рухас) легче, чем основные постановления (‘азаим). Поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда не держал пост, когда находился в пути, объединял молитвы, сокращал молитвы до двух рака‘атов там, где это было позволено.
Поэтому, мы скажем, что послабления (рухас) бывают двух видов:
1 — Послабления, которые известны в шари‘ате, так как на них пришёл довод — например, дозволено есть мертвечину или мясо свиньи, дозволено пить кровь, если человек находится в безвыходной ситуации. Например, человек может не держать пост, если болеет или находиться в пути. Также путнику можно сокращать молитвы. Также больной человек может молиться сидя, если ему трудно стоять. Также в пример можно привести то, что беременная или кормящая женщина может не поститься, если опасается за здоровье своего ребенка. Использование этих послаблений никак не ослабляет чаяния (стремления) человека. Более того, среди этих послаблений, есть такие, которые являются обязательными. Например, есть мертвечину является обязательным в том случае, если человек может умереть от голода. Среди послаблений есть такие, которые желательно взять, например, оставление поста человеком, который болеет и по причине болезни ему тяжело поститься. Есть такие послабления, которые приносят пользу не только самому человеку, а еще и тем, кто его окружает. Например, беременная или кормящая мать оставляет пост, чтобы не нанести вред своему ребенку.
Это — первый вид послаблений, брать которые лучше и правильнее, чем оставлять их.
2 — Послабления, на которые нет никакого довода — речь идёт о послаблениях, которые сделали некоторые ученые, неправильно поняв шариатские тексты. Это — послабления, связанные с разногласиями в мазхабах. Запрещено следовать за такими послаблениями, именно они уменьшают чаяние (стремление) человека.
Например, послабления ученых Мекки в вопросах «сарфа», послабления ученых Ирака в вопросах напитков, послабления ученых Медины, связанные с пищей. Сюда можно также отнести послабления некоторых хитрых людей в вопросах взаимоотношений (му‘амаллят). Также слова ибн ‘Аббаса по поводу временных браков (мут‘а), также его слова относительно приема в пищу мяса домашних ослов. Также в пример можно привести, послабления некоторых людей, которые разрешили жениться на распутницах, известных своим распутством. Некоторые из людей дозволили музыкальные инструменты: кларнет, гитару, дудки, барабаны, свирели. Некоторые разрешили петь. Некоторые дозволили брать в аренду красивых рабынь для половой близости с ними. Некоторые дозволили постящемуся есть град, сказав: «Град не является ни едой, ни питьем». Некоторые сказали, что можно не делать саляуат за пророка (мир ему и благословение Аллаха) в молитве. Некоторые дозволили совершать половой акт с женщиной в анальное отверстие. Есть еще очень много примеров послаблений, которые есть в разных мазхабах и словах ученых. Если человек будет брать такие послабления, то это уменьшит его чаяние (рагъба), ослабит его поиск, и именно об этом говорил имам аль-Харауи.