Гадель ибн Ислям писал(а):как понимать такие слова учённых, которые у всех противоречат друг другу. И не только в этой теме, вообще?
Между подобными высказываниями ученых нет брат мой противоречия.
Конечно же истинный метод приобретения знания - это заучивание, и тот, кто выучил наизусть что-то естественно имеет превосходство над тем, кто не выучил это.
Но с другой стороны тот, кто понимает правильно выученное превосходит того, кто выучил, но не понимает должным образом этого. И нет в этом сомнения.
А тот, кто правильно понимает и воплощает знание в делах - лучше, чем тот, кто просто выучивает и понимает, не воплощая должным образом эти знания в делах.
Также в качестве примера можно вспомнить слова саляфов:
"Знания и телесный покой несовместимы".
Эти слова также необходимо понимать правильно, что на пути требования знания есть много сложностей, препятствий и т.п., а не то, что если например шейх может вести урок в жару в закрытом помещении с кондиционером, где еще стоит кулер с холодной водой, то они не приобретают знание должным образом и это противоречит манхаджу саляфов)
И не следует забывать братья и сестры, что все люди разные, кто-то понимает быстрее, кто-то заучивает в силу хорошей памяти быстро, кто-то чаще может уделять время знанию из-за отсутствия того, чтобы могло его отвлечь от этого и т.п. В качестве примера можно привести слова сподвижника Тальхи ибн 'Убайдуллаха - одного из 10 обрадованных Раем при жизни про Абу Хурайру:
"Клянусь Аллахом, я не сомневаюсь в том, что Абу Хурайра слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то, чего не слышали мы, и узнал то, чего не знали мы! Поистине, мы были богатыми людьми, у которых были дома и семьи. Мы приходили к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в конце дня и затем возвращались. А Абу Хурайра был бедный человек, не имевший ни имущества, ни семейства, ни детей. Он всегда был только там, где был пророк (мир ему и благословение Аллаха). И мы не сомневаемся в том, что он знал то, чего не знали мы и слышал то, чего не слышали мы. И никто из нас его ни в чем не обвиняет".
аль-Хаким 3/511. См. “Фатхуль-Бари” 1/191.
И именно по той причине, что Абу Хурайру - да будет доволен им Аллах - мирское меньше других отвлекало от знания, он передал больше всех хадисов из числа сподвижников.
Кстати, эти слова сподвижника Тальхи также следует понимать верно, они общие и не говорят о том, что все сподвижники были богатыми помимо Абу Хурайры, или же что Абу Хурайра был самым знающим из числа всех сподвижников.
Аллаху а'лям.