Ассаляму алейкум,
Помогите пожалуйста найти ответ на мой вопрос: как быть, если ты обещаешь что-то другому человеку, но потом, вследствие различных событий или изменений в жизни не можешь выполнить свое обещание?
Передают, что ‘Абд ар-Рахман ибн Самура, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Если ты поклялся сделать что-нибудь, а затем увидел, что лучше поступить иначе, то искупи клятвопреступление и сделай то, что лучше».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии Абу Дауда говорится: «…то искупи клятвопреступление, а затем поступи так, как лучше». Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверная.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, то жените его. Если вы не сделаете этого, на Земле возникнут смута и нечестие". "Сунан ат-Тирмизи", Книга брака, глава о сообщениях о том, что если придет тот, чьей религией вы довольны, то жените его, №1085. ат-Тирмизи сказал: "Хороший, малоизвестный хадис".
Когда один человек спросил аль-Хасана аль-Басри: "К моей дочери посватались многие люди, так за кого же её выдать?", он ответил:
"Выдавай за того, кто боится Аллаха! Ведь такой человек если полюбит её, то будет почитать, а если не полюбит, то, по крайней мере, не будет её притеснять". См. "аль-Ихья", 2/41.
Очевидно, что обещание меньше, чем клятва. Но даже клятву можно нарушить, искупив. Обещание же не нуждается в искуплении. Выбирать же жениха следует на основе, в первую очередь, его религиозности. Но, не следует проявлять беспечность в договоренностях и обещаниях,
не собираясь их исполнять, т.к. это из качеств лицемеров, как пришло в хадисе:
«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда договаривается, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо» аль-Бухари 34, Муслим 57
Ва Аллаху Алям!